Урок по обучению грамоте на тему: Буква Фф, звук [ф],[ф]


Ход урока.
Организационный момент.
Как живешь?
Как идешь?
Как бежишь?
Как ты спишь?
- Начинаем урок чтения. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, которым хочется посмотреть, как мы с вами учимся читать.
Подготовительный этап.
1)  Фонетическая зарядка.
- Чтобы вы сегодня отвечали чётко, разборчиво, повторим наш любимый алфавит. (5 мин)
2) Повторение изученных букв и звуков. Игра « Доскажи словечко».
- Что мы с вами произносили? (…звуки)
- Звуки бывают … ( гласные и согласные)
- При произнесении согласного звука … ( воздух во рту встречает преграду)
- Согласные звуки бывают … ( глухие и звонкие, твёрдые и мягкие)
- Гласные звуки бывают … (ударные и безударные)
- Буквы я, е, ё, ю… ( могут обозначать два звука)
- Звуки ж, ш, ц … (всегда твёрдые)
- Звуки й, ч, щ … ( всегда мягкие)
- Имена, фамилии, клички, города … (с заглавной буквы пишутся всегда)
(2 мин)
Актуализация опорных знаний.
- Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по стране букв и звуков.
- Посмотрите на наш алфавит. (слайд 1)
Вопросы:
- Сколько вы уже знаете букв обозначающих гласные звуки? Назовите их.
- Русский алфавит состоит только из букв обозначающих гласные звуки? (Нет, есть и согласные)
- Назовите согласные.
- Все ли буквы нам известны? (Нет)
- Хотите познакомиться с новой буквой? (Да) (3 мин)
- Тогда я вам предлагаю посмотреть на картинки первой группы
- (слайд 2) Назовите предметы, изображённые на картинках первой группы (флаг, корова, собака)
- Исключите одно слово из первой группы по самостоятельно выбранному признаку. (флаг, т. к. в этом слове 1 слог, это неодушевлённый предмет)
- (слайд 2)Назовите предметы, изображённые на картинках второй группы (филин, кит, кот)
- Какое слово можно исключить из второй группы? (филин, т. к. в этом слове 2 слога и это птиц. (2 мин)
3)  Самостоятельное формулирование учащимися темы урока.
- Какие слова вы исключили? Назовите их. ( флаг и филин) (слайд 4 )
- Произнесите первые звуки исключённых слов.
- А раньше мы говорили про эти звуки? (нет)
Так какая же тема сегодняшнего нашего урока? (Звук [ф], [ф`], буква Ф, ф.)
-Чему вы должны научиться сегодня на уроке? (Научиться выделять и находить звук [ф], [ф`] в словах, логично выстраивать характеристику звука й, научимся читать и печатать букву).
Как мы с вами обозначаем звуки на письме? (буквами)
- А кто знает, какой буквой на письме обозначаются звуки ф, ф’? (буквой «эф») (2 мин)
Физминутка Буратино
3 этап. Усвоение нового материала.
1)  Задание 1. Упражнение в слышании звуков.
- Встаньте, хлопайте в ладоши, если услышите в словах новые звуки (ф), (ф’):
фигурист, шахматист, пол, шкаф, ваза, графин, парта, портфель, фартук, скамейка, телефон, мел, фотоаппарат, шарф, пальто.
- Садитесь.
- Повторяйте за мной чистоговорки.
- Аф - аф – аф – живёт в Африке жираф
- Фа – фа – фа – мы пропели ля- ля – фа.
- Арф – арф - арф – я надену шарф.
- Фы - фы - фы – тут стоят шкафы.
- Фет – фет – фет – я куплю конфет.
- А теперь посмотрим, какой же буквой обозначаются звуки (ф) и (ф’). Эта буква родится у вас прямо в руках (на партах у ребят лежит буква р, сложенная вдвое).
Раскройте букву р. Эта буква превратилась в новую букву – «эф». (4 мин)
- Давайте пофантазируем и скажем, на что похожа буква «эф»? (ответы детей)
- Послушайте стих про букву «эф». (слайды 5)
- А вот и буква, которая на письме обозначает эти звуки.
- Почему на слайде 4 буквы ф?
- 2 печатных: маленькая и большая
- 2 письменных: заглавная и строчная
-А зачем заглавные буквы? ( С большой буквы пишутся имена, фамилии, отчества, начало предложения…) (5 мин)
Задание 2..-Посмотрите на экран и назовите изображённые на нём предметы (слайд6 )-Какой одинаковый звук услышали в этих словах?
( шарф, телефон, конфета, фонарь)
-Ребята, и этих словах и которые вы называли и слышали раньше, встречаются новые звуки.
-А всё ли мы узнали об этих звуках? (Нет)
-А чтобы узнать об этих звуках всё, надо дружно поработать.
Вопрос 1- й группе: Звуки (ф). (ф’) – гласные или согласные?
(Вывод: эти звуки согласные).
Вопрос 2 –й группе: Эти звуки глухие или звонкие?
(Вывод: эти звуки глухие).
Вопрос 3-й группе: Буква «эф» обозначает твёрдый или мягкий звук?
(Буква «эф» обозначает твёрдый и мягкий звуки)
- Обобщим все выводы ( Буква Ф обозначает согласный, глухой, твёрдый или мягкий.) (4 мин)
Задание 3.
-Сейчас наш класс превратится в исследовательский центр. Для этого разделимся на группы.
- Повторим правила работы в группах.
Дети озвучивают основные правила:
·  Внимательно выслушать задание учителя.
·  Выслушать мнение каждого.
·  Уметь принять общее решение.
·  Выбрать представителя от группы для сообщения результатов работы.
Каждая группа получает задание: подобрать схемы к картинкам со слайда и заштриховать по звукам. (4 мин)
4 этап. Первичная проверка.
1) Задание на закрепление.
-Произнесите про себя своё имя и фамилию.
- Встаньте те дети, в имени или фамилии которых есть новый звук, с которым мы познакомились. (Арефьев)
- Какой звук мы услышали?
- Определите позицию этого звука.
- Назовите слова, в которых есть новые звуки. (2 мин)
Гимнастика для глаз
Раз – налево, два – направо.Три – наверх, четыре – вниз,А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир.
2)  Чтение слогов – слияний (слайд 7)
-С буквой «эф» познакомились, теперь её надо познакомить с гласными буквами (читаем слоги – слияния).
фа, фу, фы, фо фи, фе, фё- шёпотом (хором)
-громко (хором)
-радостно (мальчики)
-вопросительно (девочки)
- Какой звук обозначает буква ф в слиянии с буквами справа?
- Какой звук обозначает буква ф в слиянии с буквами слева? (2 мин)
4)Работа с Азабукой…
5)  Чтение скороговорки: ( на карточках) – работа над дикцией.
- Хочу предложить вам задание потруднее. Научиться читать скороговорку с новыми буквами.
Филимон на футболе в футболке.
Филимон на футболе в футболке!
Филимон на футболе в футболке?
-Ребята, мы познакомились с новым звуком, буквой, научились читать слоги, слова, скороговорку - самое время отдохнуть. (3 мин)
* Физкультминутка. 5. Итоговая рефлексия. (Подведение итогов).
- Наш урок подходит к концу.
(слайд 10)
(слайд 11)
(слайд 12)
(3 мин)
Сказка про букву Ф
Буква Ф была самая важная в Алфавите и самая фантазёрка. Что ей не говорили, а она сразу руки в боки и отвечала:
- Фу, подумаешь… А вот я…
И рассказывала свою историю, которую сочинила на ходу. Просто буква Ф очень любила фантазировать. И никто никогда не мог понять, что рассказывает сейчас ему буква Ф — правду или фантазию? Хотя фантазия – это правда будущего, которую ещё никто не видел, только и всего.
Ещё буква Ф собирала фантики от конфет. Все стены в её квартире были оклеены фантиками и были разноцветными.
А ещё буква Ф очень любила фотографировать. У неё была огромная коллекция фотографий всех букв, многих животных, а также многих мальчиков и девочек, таких же фантазёров, как она сама.
Однажды буква Ф взяла свой фотоаппарат и пошла в лес, чтобы сфотографировать что-нибудь интересное. Шла она, шла и дошла до большого дерева. И решила его сфотографировать. Как вдруг услышала, что кто-то пищит внутри. Она осмотрела со всех сторон ствол и нашла дупло. Там, в дупле, сидел маленький филин и пищал, и плакал. Когда он увидел букву Ф, то зафыркал:
- Ф-ф-ф! Уф-уф-ф! Уф-ф!
Но буква Ф ему сказала:
- Не бойся меня, я просто буква Ф и тебе ничего плохого не сделаю. А почему ты плачешь?
- Как же мне не плакать? У меня крылышко сломано, теперь летать не могу. Сижу тут и умираю от голода.
- Фу, это же всё ерунда! – сказала буква Ф. – Твоему горю легко помочь. Давай я тебя отнесу фельдшеру – это доктор, который зверей лечит и птиц. Он тебе поможет, вылечит, и ты снова будешь летать.
И буква Ф взяла осторожно филина и понесла к фельдшеру. Доктор поставил гипс на крылышко и сказал, что скоро заживёт. А пока летать он не сможет.
- Ой, что же я буду делать, пока не заживёт моё крылышко? – опять заплакал филин.
- Фу, ерунда! – опять сказала важная буква Ф. – Поживёшь пока у меня. Я тебя пофотографирую.
- Что ты со мной будешь делать? – испугался филин.
- Фотографировать. Фу, да не бойся, это такие цветные картинки, фотографии. А у тебя имя есть?
- Да, — сказал филин, — меня Федя зовут.
- Фу… Фёдор значит, так солиднее, — сказала буква Ф.
Ведь она была очень важная солидная буква, правда фантазёрка. И очень буква Ф жалела, что свои фантазии не может сфотографировать. Так у буквы Ф появился друг – филин Фёдор. И все буквы ходили в гости к букве Ф и фотографировались вместе с ним.
Фёдор очень полюбил кушать финики. Буква Ф ему купила целый мешок. А ещё он помогал печатать фотографии и разворачивать конфеты, фантики от которых они вместе клеили на стены. А когда крылышко у филина Фёдора зажило, то буква Ф отнесла его в лес, в то самое дупло, где и нашла его. Правда филин Федя прихватил с собой мешок фиников и буква Ф обещала его проведывать и приносить ему любимое лакомство.
- Фу, ну и история! – сказала буква Ф, когда её прочитала. – Вот однажды со мной такая фантастическая история случилась…
Но рассказать она не успела, и лёжа на диване уснула. Снился букве Ф фантастический сон, где светили фонарики, летали фантики от конфет, филины кушали финики, а главное, что она всё это фотографировала.
А фантастическую историю про букву Ф, которую она не успела рассказать, попробуй придумать сам. Ведь ты тоже, наверное, любишь фантазировать…