Моя методическая проблема и пути ее решения.

Организация проектной и исследовательской внеурочной деятельности учащихся
Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню, Дай мне действовать самому, и я научусь.
(Китайская пословица)
Пояснительная записка
Исследовательская деятельность учащихся относится к технологии развивающего обучения. Она способствует развитию критического мышления, информационной культуры, творческих и коммуникативных способностей, умения ставить цели и находить пути их достижения. Учащиеся приобретают следующие компетенции: - навыки в данном виде деятельности; - формулирование и решение проблем; - самостоятельная постановка задач; - планирование и оценивание своей работы; - коммуникативность; - умение выступать перед публикой; - умение связно излагать свои мысли, аргументировано говорить, выслушивать других, достойно выходить из сложных ситуаций.
Актуальность. Исходя из ФГОС ООО, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход, который и позволяет реализовать проектная и исследовательская деятельность. В то же время через эту деятельность формируются все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте. Таким образом, подобная деятельность учащихся становится все более актуальной в современном образовательном пространстве.
Цели: 1. Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской внеурочной деятельности учащихся. Формирование личностных УУД: формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения; воспитание целеустремлённости и настойчивости. Формирование коммуникативных УУД: умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром; способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения. Формирование регулятивных УУД: умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения; формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени. Формирование познавательных УУД: сбор, систематизация, хранение, использование информации.
2. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитие одаренности; обеспечение возможности самореализации одарённой личности в различных видах исследовательской деятельности.
3. Повышение личностной самостоятельности учащихся и их психологической устойчивости, формирование активной жизненной позиции через воспитание исследовательской культуры учащихся и творческое отношение к получаемой информации.
Задачи: - реализовать принцип личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости; - обеспечить учащимся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; - создавать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; - обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания; - повышать учебную мотивацию учащихся; - развивать творческие способности; - создать условия для отношений сотрудничества между учителем и учеником.
Основные направления:
1 направление: формирование у учащихся базовых представлений о научном и систематическом подходах к анализу, умений использовать полученные знания в реальных условиях. Это направление включает в себя: - знакомство с этими подходами опытным путем, на примере собственного исследования; - формирование представлений о последовательности изучения проблемы в рамках научного подхода (область исследования – цель и задачи работы – сбор информации – обработка и анализ информации – формирование систематических представлений – собственное исследование выводы); - развитие аналитических (на стадии осмысления и переработки информации) способностей; - развитие творческих (на стадии постановки задачи и ее достижения) способностей; - развитие базовых навыков общения (на стадии представления работы) в рамках доклада, презентации, защиты проекта.
2 направление: организация исследовательских работ. Это направление включает в себя: - знакомство с актуальными проблемами современности; - воспитание активной позиции по отношению к изучению и анализу актуальных проблем; - расширение кругозора, реализация исследований, выходящих за рамки школьной программы; - развитие самостоятельности, умения принимать решения в рамках поставленной задачи.
Формы реализации работы с учащимися: творческие мастерские; факультативы; кружки по интересам; выступления  с лекциями, докладами, сообщениями, творческими отчетами; занятия исследовательской деятельностью; конкурсы; научно-практические конференции; участие в олимпиадах; работа по индивидуальным планам; сотрудничество.
Методы и приёмы:
Практические (практические задания с применением нетрадиционных методов и приемов).
Технология сотрудничества. Сотворчество с педагогом, сверстниками.
Технология РКМЧП, метод эвристических и поисковых ситуаций.
Технология КТД.
Личностно-ориентированные технологии.
Работа основывается на принципе индивидуального подхода к каждому обучающемуся.
Планируемые результаты:
Достижение основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познание и освоение мира обучающимися, их активная учебно-познавательная деятельность, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Активное участие в конкурсах, олимпиадах различного уровня.
Участие в научно-практической конференциях разного уровня.
Оформление выставок творческих работ.
Защита проектов по русскому языку и литературе.
Посещение элективных курсов различной направленности для удовлетворения персонального спроса на изучение интересующих их проблем.
Критерии оценивания:
Работой руководит учитель, который не отвечает непосредственно ни за процесс выполнения исследования или проекта, ни за продукт, а лишь создает систему условий для качественного выполнения работы учащимися. Оценивание осуществляется на основе критериального подхода, когда достижения учащихся сравниваются с эталоном, определенным заранее в результате обсуждения при подготовке к работе. Прежде всего, оцениваются сформированность универсальных учебных действий учащимися в ходе осуществления ими исследовательской и проектной деятельности по определенным критериям: 1) Презентация содержания работы самим учащимся: - характеристика самими учащимися собственной деятельности («история моих открытий»): постановка задачи, описание способов ее решения, полученных результатов; - критическая оценка самими учащимися работы и полученных результатов. 2) Качество защиты работы: - четкость и ясность изложения задачи; - убедительность рассуждений; - последовательность в аргументации; - логичность и оригинальность. 3) Качество наглядного представления работы: - использование рисунков, схем, графиков, моделей и других средств наглядной презентации; - качество текста (соответствие плану, оформление работы, грамотность по теме изложения, наличие приложения к работе). 4) Коммуникативные умения: - анализ самими учащимися поставленных перед ними вопросов со стороны других учащихся, учителя, других членов комиссии, выявление учащимися проблем в собственном понимании и понимании участников обсуждения, разрешение возникших проблем – ясный и четкий ответ либо описание возможных направлений для размышлений; - умение активно участвовать в дискуссии: выслушивание и понимание чужой точки зрения, поддерживание диалога уточняющими вопросами, аргументация собственной точки зрения, развитие темы обсуждения, оформление выводов дискуссии. Ключевым моментом в процессе оценки результатов работы является развитие навыков анализа собственной деятельности учащимися. Особое место занимает самооценивание, цель которого – осмысление учащимися собственного опыта, выявление причин успеха или неудачи, осознание собственных проблем и поиск внутренних ресурсов, способствующих их разрешению.
Содержание работы по организации проектной и исследовательской внеурочной
деятельности учащихся
Знакомство учащихся с типами проектов. Исследовательские проекты совпадают со структурой реального научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы. Примеры:  эссе, исследовательские  рефераты. Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника. Примеры:  газета, видеофильм, подготовка выставки. Игровые проекты, или ролевые. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Примеры:  кроссворды, сценарий праздника, фрагмент урока. Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение. Примеры:  доклады, сообщения. Практико-ориентированные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы. Примеры:  проект закона, справочный материал, наглядное пособие, совместная экспедиция, программа действий.
По времени выполнения проекты бывают краткосрочные (чаще всего ведет работу один ученик) и долгосрочные (требующие длительного наблюдения, постановки эксперимента, сбора информации, данных, их обработки. Проектная деятельность учащихся может быть рассчитана даже на целый год. На начальном этапе каждой группе из 5-6 человек сообщается ознакомительная информация и дается проектное задание).
Типы заданий, предлагаемых ученикам в ходе проекта: практические задания; проблемные вопросы, ориентированные на формирование умений выдвигать гипотезы, объяснять факты, обосновывать выводы; теоретические задания на поиск и конспектирование информации, ее анализ, обобщение и т.п.; задачи - совокупность заданий на использование общих для них теоретических сведений. Некоторые задания выполняются учащимися в виде наглядного пособия. При его изготовлении могут использоваться любые подходящие материалы: цветная бумага, картон, ткань и др.
Основные этапы написания проекта
1. Выбор темы. Формулировка темы и содержания проекта должны предполагать: - интеграцию наук и различных областей практической деятельности; - практическую ориентацию целей, задач и содержания работы;
· - предметно-объектный принцип исследования; - практическую значимость результатов проекта.
2. Актуальность. Постановка цели и задач. Цель работы должна быть конкретной, четко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ. Цель должна быть доступна для конкретного исследования. Задач может быть много, они всегда конкретны, включают все существенные детали, требующие разрешения в процессе работы – подбор литературных источников и их проработка, освоение методик исследования, знакомство с объектом и т.п. Цель работы вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют сформулированной цели. Формулировка задач исследования тоже довольно сложное и трудоёмкое дело. Исследователю необходимо четко сформулировать, для чего делается работа, что надо наблюдать и выяснить, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны предполагать однозначный ответ.
Условно возможные задачи (по задаваемым вопросам) можно подразделить на следующие типы: Количественные задачи (отвечающие на вопрос «Сколько?»). Количественные задачи на выявление связей между явлениями («Какова связь?»). Качественные задачи (отвечающие на вопрос «Есть ли?»). Функциональные задачи (отвечающие на вопросы «Для чего?» или «Зачем?»). Задачи на выявление механизмов (отвечающие на вопрос «Как?»). Задачи на выявление причин явлений (отвечающие на вопрос «Почему?»).
3. Анализ литературы, выявление проблем, противоречия. Формирование гипотезы. Следующий шаг в работе – анализ литературы по проблеме, включая детальное знакомство с объектом исследования. Подборка литературы для анализа – это задача учителя. Сведения, полученные из литературных источников, обсуждаются совместно с учащимися. Литературный обзор позволяет школьникам познакомиться с состоянием проблемы. При анализе литературных данных обнаруживаются пробелы, часть которых исследователи – школьники могут восполнить в ходе работы. Настало время сформулировать гипотезу, иными словами, определить предполагаемый результат.
4. Планирование и разработка исследовательских действий. Методика исследования. Методы исследования должны быть адекватны поставленным задачам. Это означает, что именно эта методика позволяет получить ожидаемый результат, тогда как любые другие приемы могут привести к ошибочным результатам. Выбранные методы работы (наблюдение, эксперимент, работа с литературными источниками и др.) должны быть простыми и доступными для школьников. Методически работу следует организовать таким образом, чтобы число наблюдений было достаточно велико.
Предполагается обязательное использование основных приемов исследования: интервью, опросы, обработка статистических и опытных данных.
На этом этапе выполняются основные действия, направленные на решение проектной задачи: - поисковая и исследовательская работа по выбранным направлениям; - сбор информации; - решение промежуточных задач; - анализ собранной информации.
5. Сбор материала и принципы работы с ним, их анализ и синтез. При обработке собранных материалов необходимо как можно более полно сравнивать полученные данные. Сбор научных фактов требует выполнения некоторых определённых правил: А) Записи наблюдений делаются безотлагательно. Чтобы избежать путаницы, записи должны быть полными. Допустимы лишь общепринятые в науке сокращения и условные знаки. Б) Всякое исследование по возможности документируется не только записями, но образцами (фото-, видеоизображение и т.п.). В) Полученные результаты должны быть однозначными и не давать возможности различного толкования.
Сведение их в таблицы или представление в графиках и диаграммах – самый наглядный и экономный способ обработки первичных данных. Все результаты, подлежащие обсуждению, должны отражать только собственные наблюдения и опыты. Сравнивать их можно (а иногда и необходимо) с данными, содержащимися в литературе с обязательной ссылкой на используемые источники. После того, как собранные материалы обработаны, проведено обсуждение полученных результатов, полезно вернуться к поставленным задачам и посмотреть, решены ли они.
Краткое изложение результатов работы, отвечающее на вопросы задач - это выводы, к которым исследователь пришел в результате проведенных исследований. Формулируя выводы, необходимо помнить, что отрицательный результат – тоже результат, и его также следует отметить в выводах.
6. Систематизация и написание работы. 7. Оценка проекта экспертами (практическая проверка). 8. Последействие – устранение недостатков в проекте, оформлении. 9. Выход, защита работы. Итог исследовательских работ – конференция (школьная, районная, региональная). Необходимо создать “ситуацию успеха” для каждого школьника. В каждой работе, независимо от её качества, необходимо отметить плюсы, чтобы у учеников возникло желание продолжать исследовательскую деятельность.
Основные этапы организации групповой долгосрочной проектной деятельности учащихся
1. Подготовка к выполнению проекта (формирование групп, выдача заданий. Выбор темы и целей проекта; определение количества участников проекта). Учащиеся обсуждают тему с учителем, получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели. Учитель знакомит учащихся с сутью проектной деятельности, мотивирует учащихся, помогает в постановке целей.
2. Планирование работы (распределение обязанностей, определение времени индивидуальной работы). Определение источников информации; планирование способов сбора и анализа информации; планирование итогового продукта (формы представления результата): выпуск газеты, устный отчет с демонстрацией материалов и других; установление критериев оценки результатов; распределение обязанностей среди членов команды. Учащиеся вырабатывают план действий. Учитель предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы.
3. Исследование (учащиеся осуществляют поиск, отбор и анализ нужной информации; экспериментируют, находят пути решения возникающих проблем, открывают новые для себя знания, учитель корректирует ход выполнения работы).
4. Обобщение результатов (учащиеся обобщают полученную информацию, формулируют выводы и оформляют материал для групповой презентации). На этом этапе учителю необходимо предоставить учащимся максимальную самостоятельность выбора форм представления результатов проекта, поддерживать такие, которые дадут возможность каждому ученику раскрыть свой творческий потенциал. Процесс обобщения информации важен потому, что каждый из участников проекта как бы «пропускает через себя» полученные всей группой знания, умения, навыки, так как в любом случае он должен будет участвовать в презентации результатов проекта.
Вопросы, стоящие перед учащимися при подготовке презентации проекта: Какие данные и выводы целесообразно обобщить и вынести на презентацию? Кому, по-вашему, будет интересна проблема, над которой вы работали? В какой форме вы хотели бы представить итоги вашей работы? Составьте план. В чем вы могли бы помочь (исходя из личных склонностей, интересов, способностей) при подготовке презентации итогов проекта? В чем будет состоять «изюминка» вашей презентации? Какие формы презентации вы считаете наиболее приемлемыми? Надо учитывать содержание, цель проекта, возраст и уровень знаний предполагаемой аудитории, а также ваши способности и интересы. Какие затраты предполагает выбранная форма презентации? Сколько времени потребуется на подготовку выбранной вами формы презентации? Чем необходимо заняться в первую очередь? В каком порядке будет выполняться работа? Как она будет распределяться между участниками мероприятия? Кто и за что будет отвечать?
5. Презентация (итоговый отчет каждой группы осуществляется в конце учебного года, учащиеся представляют портфолио).
6. Оценка результатов проектной деятельности и подведение итогов. Рефлексия (каждый ученик оценивает ход и результат собственной деятельности в группе, каждая рабочая группа оценивает деятельность своих участников, учитель и другие учащиеся оценивают деятельность каждого ученика, подводятся итоги проведенной учащимися работы, отмечается вклад каждого, создается ситуация успеха).
Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом
Роль учителя
Роль ученика

Консультирует


Мотивирует
Субъект деятельности

Провоцирует (на вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности)


Наблюдает


Координирует


Планирует





Учитель - помощник



Перечень проектных и исследовательских работ моих
учеников из МАОУ «СОШ № 64» г. Улан-Удэ
Ф.И. уч-ся, класс
Название проекта, исследования
год
Результативность

Гусева Антонина, 8 класс
Проект по здоровьесбережению «Беги за мной»

Школьная научно-практическая конференция «Я - исследователь» (секция «Социальная направленность»), 2014 г.
3 место

Золотарева Александра, 6 класс
Исследование родословной «След Великой Победы в моей семье»
Всероссийский открытый конкурс школьников «Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества», 2014 г.
Диплом участника

Степанова Ксения, 10 класс
Исследовательская работа по педагогике «Читательские предпочтения школьников»
Школьная научно-практическая конференция, 2011 г.
2 место

Цыбиктарова Юлия,11 класс
Социально-образовательный проект «Раздел «Культурное наследие Бурятии» как национально-региональный компонент школьного курса предмета «Мировая художественная культура»
Городской конкурс социально-образовательных проектов учащихся «Цвети, моя Бурятия» (номинация «Культурное наследие»), 2013 г.
Диплом участника

Низовцева Юлия, 7 класс

Исследование по русскому языку «Монстры русского фольклора и этимология их имен»
Школьная научно-практическая конференция (секция «Филология»), 2013 г.
2 место

Казаков Кирилл, 6 класс

Доклад по филологии «Самое интересное слово»

VII Республиканская научно-практическая конференция учащихся 5-6 классов «Серебряная альфа» (номинация «Литературное сочинение», 2013 г.
Диплом участника

Байбородин Анатолий, 5 класс
Исследование по русскому языку «Орфоэпические нормы русского литературного языка»

Школьная научно-практическая конференция (секция «Филология»), 2013 г.
1 место

Жамбалов Арсалан, 10 класс
Исследование по филологии «Окказиональные слова и их использование в лирике поэтов «серебряного века»
Школьная научно-практическая конференция (секция «Филология»), 2011 г.
2 место

Мищенко Тарас, 10 класс

Исследование по русскому языку «Олбанский язык» русского Интернета»
Школьная научно-практическая конференция (секция «Филология»), 2011 г.
1 место

Доржиев Тумэн, ученик 6 класса
Исследование по русскому языку «Исчезновение из русского алфавита букв ЯТЬ, ИЖИЦА, ФИТА и ЕР»
Школьная научно-практическая конференция (секция «Филология»), 2011 г.
3 место

Акопян Анна, 8 класс.

Поисковая работа в форме эссе «Я помню, я горжусь!»

Республиканский военно-патриотический Фестиваль «Наследники славы отцов» (номинация «Эссе»), 2015 г.
2 место

Воронин Борис, 5 класс,

Поисковое исследование «Моя семья в горниле Великой Отечественной войны»

III городские Верхнеудинские чтения школьников
«История и личность» (направление: «Летопись Великой Отечественной войны в истории моей семьи»), 2015 г.

1 место






































Выполнил:.




Литература:
Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Журнал «Исследовательская работа школьников» №1, 2002. С.24-34.
Бреховских Л.М. Как делаются открытия // Методический сборник «Развитие исследовательской деятельности учащихся» М., 2001. С.5-29
Григорьян И.С. Исследовательская работа учащихся в лицее // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004.
Интернет-ресурсы.















Заголовок 115