ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ по спортивной аэробике


Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеская спортивная школа «Юбилейный»
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МБУ ДО «ДЮСШ «Юбилейный»
Протокол №___от___________2015 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
МБУ ДО «ДЮСШ «Юбилейный»
__________________ Ф.Г.ХизбуллинПриказ №___ от_____________2015 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
СПОРТИВНАЯ АЭРОБИКА
разработана на основании Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта спортивная аэробика, утвержденного приказом Министерства спорта РФ от 12 сентября 2013 г. № 730
Срок реализации программы: 9 лет
Программу разработали:
Зайнутдинова И.Х., зам.директора по УВР
ДЮСШ «Юбилейный»
Воронова Е.Ю., инструктор-методист
ДЮСШ «Юбилейный»
Рецензент:
М.Б.Иванов, кандидат пед.наук.
г.Мензелинск
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная предпрофессиональная программа «Спортивная аэробика» (далее Программа) составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273 –ФЗ, Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 29 августа 2013г. №1008. Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 12 сентября 2013г. №730. Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010г). В программе даны конкретные методические рекомендации по организации и планированию учебно-тренировочной работы на различных еѐ этапах, отбору, комплектованию учебных групп в зависимости от возраста, уровня развития физических качеств и от особенностей самих занимающихся. Программный материал объединѐн в целостную систему поэтапной спортивной подготовки и воспитательной работы, предлагая решение следующих задач:
Цель Программы
Формирование физически и нравственно развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры и спорта для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Основными задачами реализации
Программы являются: привлечение максимально возможного числа детей и подростков в систематические занятия спортом; формирование навыков самосовершенствования, самоконтроля и самопознания; содействие гармоничному физическому развитию, разносторонней физической и технической подготовленности и укрепление здоровья учащихся; подготовка спортсменов высокой квалификации, подготовка резерва в сборные команды России; воспитание волевых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности, морально-этических и эстетических качеств спортсменов; профессиональная подготовка инструкторов и судей по аэробике. Программа предназначена для тренеров-преподавателей ДЮСШ. Учебный план, рассчитанный на многолетнее обучение, предусматривает теоретическую, физическую, психологическую, интегральную и профессиональную подготовку.
Характеристика вида спорта – спортивная аэробика
Спортивная аэробика - один из самых молодых видов спорта, который еще только формируется. В нѐм используются элементы художественной, спортивной гимнастик и акробатики. Внешне он очень напоминает вольные упражнения в спортивной гимнастике. На площадке размером семь на семь метров спортсмены под 4 динамичную музыку (порядка 180 ударов в минуту) должны показать мини-спектакль из различных элементов, за которые получают от судей баллы. Время, отведенное на выступление, – 1 минута 45 секунд. Первые неофициальные соревнования по спортивной аэробике прошли в 1984 г. в Нью-Орлеане в рамках международной выставки «Физкультура и спорт»; организаторами их были Ховард и К. Шварц. На протяжении последующего десятилетия происходило становление нового вида спорта, создавались различные федерации и ассоциации аэробики. Упражнения спортивной аэробики напоминают вольные упражнения гимнастов, но не содержат технически сложных элементов, подобных гимнастическим или акробатическим. Они выполняются в довольно высоком темпе на фоне четкого музыкального ритма. По характеру все движения отличаются резкостью, динамичностью и законченностью отдельных действий и соединений. Как и в любом виде спорта, специфику двигательной деятельности в спортивной аэробике определяют правила соревнований, которые устанавливают специальные требования к композиции и условия ее выполнения.
Структура системы многолетней подготовки
Данная Программа предназначена для подготовки спортсменок спортивной аэробики в группах начальной подготовки 2 года обучения (НП), тренировочных группах 5 лет обучения (ТГ) и группах совершенствования спортивного мастерства до 2-хлет обучения.
Этап начальной подготовки. На этап начальной подготовки зачисляются лица, желающие заниматься спортивной аэробикой, и не имеющие медицинских противопоказаний, имеющие письменное разрешение врача. Минимальный возраст для зачисления в группу начальной подготовки первого года обучения 6 лет. Продолжительность этапа начальной подготовки –2 года.
На тренировочном этапе: (до 2-х лет обучения - этап начальной спортивной специализации) задачи подготовки следующие: повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности, овладение основами техниками спортивной аэробики, приобретение соревновательного опыта путем участия в соревнованиях по спортивной аэробике, уточнение спортивной специализации. Тренировочный этап (свыше 2-х лет обучения - этап углубленной тренировки) направлен на: совершенствование техники спортивной аэробики, развитие специальных физических качеств, повышение уровня функциональной подготовленности, освоение допустимых тренировочных и соревновательных нагрузок, накопление соревновательного опыта.
На этапе совершенствования спортивного мастерства. Программа предусматривает: повышение функциональных возможностей организма спортсмена; совершенствование специальных физических качеств, технико- тактической и психологической подготовки; стабильность демонстрации высоких спортивных результатов на региональных и всероссийских официальных спортивных - соревнованиях; поддержание высокого уровня мотивации; сохранение здоровья.
Годичное циклирование тренировок
Учебно–тренировочный процесс каждого года состоит из трѐх периодов: подготовительный (обще-подготовительный, специально-подготовительный), соревновательный и переходный.
Задачи подготовительного периода: теоретическая подготовка, улучшение общей физической подготовки, изучение техники исполнения элементов, воспитание моральных и волевых качеств. Длительность 2-3 месяца.
Задачи соревновательного периода: закрепление техники, совершенствование разученных комбинаций, достижение высокого уровня спортивной формы и психологической подготовки. Длительность периода 7-8 месяцев. В зависимости от количества соревнований этот период делится на циклы. Каждый цикл состоит из трѐх этапов: предсоревновательного, основного (соревнования) и после соревновательного (активный отдых).

Задачи переходного периода: поддержание достигнутого уровня ОФП, психологическая разрядка, переключение на другие виды физической активности (спортигры, плавание, лѐгкая атлетика и д.р.).
Особенности формирования групп и определения объема недельной тренировочной нагрузки занимающихся с учетом этапов (периодов) подготовки (в академических часах).
Наименование этапа Год обучения Минимальный возраст для зачисления Максимальное число учащихся Максимальное количество учебных часов в неделю
НП 1 6-7 15 6
2 7-8 12 9
УГ 1 9-10 10 9
2 10-11 10 12
3 12-13 9 14
4 13-14 8 16
5 14-15 7 18
ГСС 1 16-17 6 20
I. Учебный план
1. Продолжительность и объемы реализации
Программы по предметным областям
Учебный план Программы рассчитан на 52 недели (непосредственно в условиях учреждения и на период активного отдыха учащихся в спортивно-оздоровительном лагере или по индивидуальному заданию).
Продолжительность одного тренировочного занятия рассчитывается в академических часах (45 мин) с учетом возрастных особенностей и этапа (периода) подготовки занимающихся и не может превышать:
-на этапе начальной подготовки -2 часа;
-на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) -3 часа;
При проведении более одного тренировочного занятия в один день суммарная продолжительность занятий не может составлять более 8 академических часов.
Учебный план на 52 недели учебно-тренировочных занятий
в ДЮСШ по спортивной аэробике.
Разделы подготовки НП УТ ГСС
1 Св.года 1 2 3 4 5 1 2
Теоретическая подготовка 6 6 6 8 9 8 14 18 20
Общефизическая подготовка 100 130 97 114 113 92 100 86 87
Специальная физическая подготовка 70 115 70 90 113 125 100 110 112
Акробатика 50 60 60 80 62 92 94 83 100
Хореография 50 60 50 60 46 69 121 114 122
Техническая подготовка 26 87 159 240 360 400 450 562 730
Контрольно-переводные испытания 10 10 10 10 10 10 10 10 10
Инструкторская и судейская практика - - 6 10 9 11 12 15 17
Восстановительные мероприятия - - 10 12 12 25 35 42 50
Часов в неделю 6 9 9 12 14 16 18 20 24
Общее количество часов 312 468 468 624 728 832 936 1040 1248
Участие в соревнованиях (количество) 1 3-4 5-8 8-12 10-12 10-16
Медицинское обследование По графику
Организация учебно-тренировочного процесса начинается с комплектации групп в сентябре месяце. Однако это не исключает возможности приема в группу на протяжении всего учебного года. Приѐм детей ведется с допуском от врача, а в течение года дважды проводится диспансеризация.
Поступающие сдают приѐмные тесты для создания однородных по физическому развитию и уровню подготовки учебных групп. В конце учебного года занимающиеся сдают контрольные нормативы по общефизической и технической подготовке для перевода в следующую группу.
2. Соотношение объемов тренировочного процесса
по разделам обучения
ГНП УТГ
Разделы подготовки 1 2 1 2 3 4 5
Теоретическая подготовка 5% 6% 8% 7% 6% 6% 6%
Общая физическая подготовка 25% 22% 20% 20% 20% 19% 17%
Специальная физическая подготовка Техническая подготовка 50% 52% 52% 53% 54% 54% 55%
Контрольные упражнения Участие в соревнованиях Хореографическая подготовка 20 % 20% 20% 20% 20% 21% 22%
II. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
Весь учебный материал разделѐн на теорию, практику (физическая, техническая, психологическая, профессиональная подготовка) и контрольные переводные нормативы. Продолжение занятий в школе и перевод учащихся на следующий этап обучения осуществляется по решению педагогического (тренерского) совета и оформляется приказом директора.
Основные формы учебно-тренировочной работы:
групповые занятия (теоретические, практические),
тренировка по индивидуальному плану,
выполнение домашних заданий,
участие в показательных выступлениях и соревнованиях,
просмотр видеоматериалов с анализом выступлений,
инструкторская и судейская практика.
1. Содержание и методика работы по предметным областям,
этапам подготовки
1.1. Содержание и методика работы по этапам подготовки:
1- Этап начальной подготовки
На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вида спорта, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап.
Задачи на этапе подготовки
Группа начальной подготовки до 1 года (дети 6-7 лет)
Группы свыше года (7-8 лет)
1. Укрепление здоровья и гармоническое развитие занимающихся.
2. Формирование правильной осанки и аэробного стиля (школы) выполнения упражнений.
3. Разносторонняя общая физическая подготовка и начальное развитие всех специальных физических качеств.
4. Специально-двигательная подготовка – развитие умений ощущать и различать различные параметры движений.
5. Начальная техническая подготовка – освоение подготовительных, подводящих и базовых элементов.
6. Начальная хореографическая подготовка – освоение простейших элементов классического, историко-бытового и народного танцев.
7. Начальная музыкально-двигательная подготовка – игры и импровизации под музыку с использованием базовых шагов аэробики.
8. Привитие интереса к регулярным занятиям спортивной аэробики, воспитание дисциплинированности, аккуратности и старательности.
9. Участие в показательных выступлениях и соревнованиях.
1- Учебно - тренировочный этап
Группы до 2 лет обучения (9-11)
Группы свыше 2 лет обучения (11-15 лет)
1-2 то же, что и в предыдущем этапе.
3. Углублѐнная и соразмерная специальная физическая подготовка (благоприятный период для развития гибкости, быстроты, ловкости).
4. Совершенствование специально-двигательной подготовки (координации).
5. Функциональная начальная подготовка – освоение средних показателей объѐма тренировочных нагрузок.
6. Базовая техническая подготовка – освоение базовых элементов, освоение специфических (фундаментальных) элементов: динамическая сила (группа А), статическая сила (В), прыжки (С), гибкость(D).
7. Базовая хореографическая подготовка – освоение элементов различных танцевальных стилей в простейших соединениях.
8. Формирование умения понимать музыку, разбираться в средствах музыкальной выразительности (характер, размер, ритм, темп, громкость, форма и фразировка) и согласовывать свои движения с музыкой.
9. Базовая психологическая подготовка.
10. Начальная теоретическая подготовка.
11. Регулярное участие в соревнованиях.
1.2. Содержание и методика работы по предметным областям подготовки
Теоретическая подготовка:
Теоретические знания позволяют спортсменам спортивной аэробики правильно оценивать социальную значимость спорта, понимать объективные закономерности спортивной тренировки, осознанно относиться к занятиям, соблюдать гигиенический режим, проявлять творчество на тренировках и соревнованиях.
В области теории и методики физической культуры и спорта обучающиеся должны знать:
-историю развития избранного вида спорта;
- место и роль физической культуры и спорта в современном обществе;
- основы спортивной подготовки и тренировочного процесса;
- основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранного вида спорта, требования, нормы и условия их выполнения для присвоения разрядов и званий, антидопинговые правила);
- необходимые сведения о строении и функциях организма человека;
- гигиенические знания, умения и навыки;
- режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни;
- требования к оборудованию, инвентарю, спортивной экипировке;
- требования к технике безопасности при занятиях спортивной аэробики.
Место и роль физической культуры и спорта в современном обществе
Физическая культура как одно из эффективных средств всестороннего гармонического развития личности, сохранения здоровья, повышения дееспособности организма. Разрядные нормы и требования для присвоения разрядов по спортивной аэробике. Спортивная аэробика в России. История спортивная аэробика: еѐ зарождение, развитие спортивной аэробики в России, в Тамбовской области. Успехи спортсменов спортивной аэробики на международной арене. первенствах мира и Европы. Вступление федерации спортивной аэробики России в Международную федерацию спортивной аэробики. Анализ выступления тамбовских спортсменов на соревнованиях.
Основы спортивной подготовки и тренировочного процесса
Классификация и терминология спортивной аэробики. Понятия о технике спортивной аэробики. Техническая подготовка спортивной аэробики и факторы, еѐ определяющие. Хореографическая подготовка спортивной аэробики и факторы, еѐ определяющие. Общая характеристика спортивной тренировки. Средства тренировки спортсмена (физические упражнения, мыслительные упражнения, средства восстановления работоспособности). Технические средства и тренажѐры в подготовке спортсмена. Использование наглядных средств (кинофильмы, видеозаписи) в обучении и совершенствовании спортивной техники. Периодизация спортивной тренировки.
Правила соревнований, их организация и проведение
Соревнования по спортивной аэробике, их цели и задачи. Дата и место соревнований. Положение о предстоящих соревнованиях, их значение и особенности. Виды соревнований. Система проведения соревнований.
Сведения о строении и функциях организма
Строение человека, скелет, кости, связки. Мышечная система и еѐ функции. Мышцы, органы движения, работа мышц при различных движениях туловища, головы и шеи, верхних и нижних конечностей. Основные сведения о кровообращении и функции крови. Сердце и кровеносные сосуды. Дыхание. Газообмен. Лѐгкие. Значение сердечнососудистых и дыхательных систем для жизнедеятельности организма. Органы пищеварения: обмен веществ в организме, выдыхательная система. Нервная система: центральная, периферическая, соматическая и вегетативная. Органы чувств. Роль нервной системы в управлении движениями человека. Значение систематичности тренировочных упражнений для укрепления здоровья, развитие двигательных качеств и способностей для достижения высоких спортивных результатов.
Гигиенические знания умения и навыки.
Режим дня, закаливание организма. Основы спортивного питания. Общее понятие о гигиене. Личная гигиена борца: рациональный распорядок дня, уход за телом. Поддержание в чистоте кожи, волос, ногтей. Гигиеническое значение водных процедур. Основные правила закаливания. Основные средства закаливания. Методика применения закаливающих процедур. Режим питания. Основы 11 рационального питания. Значение белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов в питании спортсменов. Калорийность и усвоение пищи. Примерные суточные пищевые нормы для занимающихся борьбой. Питание борца в период снижения веса. Контроль состояния здоровья в период снижения веса. Методика снижения веса в процессе тренировки за счѐт ограничения питания и парной бани. Особенности поддержания весового режима перед соревнованиями. Питание в период соревнований. Общий режим спортсмена. Режим труда, отдыха, питания до и после тренировки, во время соревнований. Гигиена сна. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Вред курения и спиртных напитков. Фармакология. Антидопинговая профилактика, еѐ содержание и вред. Вентиляция, температура воздуха, освещѐнность и влажность в спортивном зале. Уборка зала.
Требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке
Оборудование залов для занятий спортивной аэробики. Спортивная одежда и обувь спортсмена, уход за ними. Спортивные снаряды, применяемые на занятиях спортивной аэробики. Применение тренажеров в тренировке спортсмена.
Техника безопасности на занятиях по спортивной аэробике борьбе.
Профилактика травматизма на занятиях по спортивной аэробике. Правила поведения в спортивном зале и на спортивных площадках. Запрещѐнные действия в спортивной аэробике. Профилактика травматизма на занятиях по спортивной аэробике. Общее сведения о травмах и причинах травматизма в спортивной аэробике, их профилактика. Виды травм. Первая помощь при травмах. Остановка кровотечений, наложение мягких повязок. Помощь при ушибах, растяжениях и разрывах связок, мышц и сухожилий, вывихах, переломах. Последствие нерациональной тренировки спортсменов. Патологические состояния, встречающиеся в тренировке. Утомление: причины, признаки и первая помощь при утомлении, переутомлении, перенапряжении, перетренированности и др.
В процессе специальной теоретической подготовки спортсменов необходимо дать научные обоснования и анализ техники и тактики в избранном виде спорта; нужно ознакомить спортсменов с методикой обучения спортивной технике и путями совершенствования в ней; полно раскрыть систему спортивной тренировки и ее общие основы. Спортсмен должен: - знать задачи, стоящие перед ним; - уметь разбираться в средствах и методах воспитания силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости, в формах тренировочных занятий и планировании их, периодизации круглогодичной тренировки, ее содержании, планировании перспективной многолетней тренировки; - знать роль спортивных соревнований и их варианты; особенности непосредственной подготовки к ним и участия в них; - вести учет тренировки и контроль за ней; - анализировать спортивные и функциональные показатели; - вести дневник тренировки.12 Теоретические занятия имеют определѐнную целевую направленность: вырабатывать у обучающихся умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий и соревнований.Практическая подготовка
Содержание практических занятий: ОФП, СФП, акробатическая подготовка, хореографическая подготовка, техническая подготовка, контрольно-переводные нормативы, инструкторская и судейская практика.
Физическая подготовка
Общая физическая подготовка
Общая физическая подготовка - это педагогический процесс, направленный на воспитание основных физических качеств и развитие функциональных возможностей организма, создающих нормальные условия для совершенствования основных физических качеств человека.
Сила - способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.
Быстрота - способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий период времени.
Выносливость - способность противостоять утомлению.
Общая выносливость - способность к длительному выполнению специальных упражнений без снижения эффективности деятельности.
Гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой. Гибкость зависит от эластичности мышц и связок, нервно-мышечной координации.
Координационные способности (ловкость) - сложное комплексное качество, не имеющее единого критерия для оценки. Тесты на координацию движений оцениваются сложностью задания, точностью и скоростью его выполнения.
Общая физическая подготовка осуществляется в тесной связи с овладением техники выполнения каждого упражнения.
Основные задачи общей физической подготовки:
1. Приобрести всестороннее физическое развитие и повысить его уровень.
2. Достигнуть гармонического развития мышц в соответствии с избранным видом спорта.
3. Приобрести и повысить общую выносливость.
4. Повысить быстроту выполнения разнообразных движений.
5. Улучшить подвижность в суставах.
6. Увеличить ловкость и координацию движений.
7. Приобрести умение выполнять движения без излишнего напряжения (овладеть расслаблением).
Специальная физическая подготовка
Специальная физическая подготовка - педагогический процесс, направленный на развитие специальных физических качеств для данного вида спорта. Выделяют СФП- 1, СФП-2.
Задачи специальной физической подготовки -1:
1. Развить специальные физические качества и повысить их уровень.
2. Увеличить массу определенных групп мышц, абсолютную и относительную силу и их эластичность.
3. Приобрести и повысить специальную силу (динамическую, статистическую, взрывную).
4. Улучшить координацию, быстроту двигательных реакций, движений и действий.
5. Увеличить прыгучесть относительную и абсолютную.
6. Приобрести необходимую гибкость.
7. Приобрести специальную ловкость (взаимодействие в группе).
8. Овладеть свободным выполнением движений и действий без напряжения.
Задачи специальной физической подготовки -2:
1. Моделирование соревновательной деятельности.
2. Подвести к соревнованиям в пике спортивной формы (подводящий цикл).
Техническая подготовка
Техника - наиболее рациональное выполнение двигательного действия.
Задачи технической подготовки:
1. Овладеть спортивной техникой избранного вида спорта.
2. Создать двигательное представление об изучаемой технике.
3. Овладеть правильным выполнением требуемых движений, элементов, связок и действий.
4. Приобрести навыки спортивной техники.
5. Совершенствовать спортивную технику за счет более рационального и эффективного выполнения движений.
6. Овладеть расслаблением.
7. Увеличить частоту движений и их амплитудой.
8. Научить проявлять большую силу в выполнении движений.
9. Использовать упругость мышц.
10. Научить выполнять двигательные действия, как в обычных, так и в более трудных условиях.
11. Овладеть техникой вспомогательных видов спорта.
12. Научить, правильно, выполнять ОРУ и специальные упражнения. Техническая подготовка включает в себя разучивание, закрепление и совершенствование элементов спортивной аэробики, базовых шагов, спортивной комбинации в целом. Работа над спортивной комбинацией включает в себя: а) работу по элементам; б) работа по четвертушкам упражнения; в) работа по частям; с) выполнение комбинации в целом, сдвоенные подходы и т.д.
Хореография и акробатика
Акробатика - одно из средств физического развития и совершенствования двигательных способностей человека. Занятия акробатическими упражнениями оказывают разностороннее воздействие на организм занимающихся. Они способствуют развитию силы, скоростносиловых качеств, гибкости, подвижности нервных процессов, устойчивости к изменениям положения тела в пространстве, воспитывают смелость, решительность, ловкость. Акробатические упражнения весьма универсальны.
Все акробатические упражнения подразделяются на акробатические прыжки (перекаты, кувырки, полуперевороты, перевороты, сальто), балансирования (сохранении равновесия при неустойчивом положении упоры, равновесия, стойки, воспроизведение заданной позы с переключением внимания и чувственного контроля с одних участков тела на другие, а также уравновешивание одного или нескольких партнеров - хваты, основы балансирования, силовые упражнения, поддержки, пирамиды), бросковые упражнения (броски и ловля партнера, соскоки).Хореография
Под хореографией понимается все то, что относится к искусству танца. В раздел хореографической подготовки входят элементы классического, народного, историко-бытового и современного танцев, исполняемых в виде экзерсиса у опоры и на середине.
Урок хореографии может включать:
1. деми плие (полуприседы) и гран плие (приседы) во всех позициях в сочетании с пор де бра (движениями руками), наклонами.
2. батманы тандю (выставления на носок) и тандю же те (бросок ногой до 45 градусов) в 1 и 5 позициях во всех направлениях, различных вариациях и сочетаниях.
З. рон де жамб пар тер и ан Лер (круговые движения по полу и по воздуху) вперед и назад в разных вариантах и сочетаниях.
4. батманы фондю и фраппе (плавное и резкое сгибание и разгибание) во всех направлениях.
5. релеве лян и девлопе (поднимание прямой ноги через разгибание).
6. гран батман жете (махи на 90 градусов и выше) из 1 и 5 позиции.
7. маленькие хореографические танцы.
8. народно-характерные танцы.
9. комбинации на 16 тактов с использованием базовых шагов аэробики в современном стиле (фанк, стрит данс, латина).
Психологическая подготовка
Психологическая подготовка - педагогический процесс, направленный на воспитание личности спортсмена, его морально-волевых качеств, осуществляемый в ходе всей спортивной подготовки. Выделяют следующие ее направления:
1. Базовая психологическая подготовка решает воспитательные, образовательные задачи, формирование и совершенствование основных психологических качеств и умений.
2. Психологическая подготовка к тренировкам включает формирование устойчивой мотивации и стремления к достижению поставленной цели.
3. Психологическая подготовка к соревнованиям заключается в умении привести себя в состояние боевой готовности и противодействовать соревновательному стрессу.
Желательным условиям освоения программы подготовки в спортивной аэробике является ведение каждым занимающимся дневника. Благодаря этому по мере прохождения учебного материала у занимающихся формируются объективные представления о собственных возможностях, средствах и методах их развития и совершенствования. Правильное и четкое ведение дневника делает его своеобразным руководством, необходимым ученику для самостоятельных занятий.
Поэтапный план психологической подготовки
Задачи I этапа:
1. Формирование значимых мотивов напряженной тренировочной работы.
2. Формирование благоприятных отношений к спортивному режиму и тренировочным нагрузкам.
3. Совершенствование способностей к самоанализу, самокритичности, требовательности к себе.
4. Развитие волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, смелости и решительности, выдержки, терпения и самообладания, самостоятельности и инициативности.
5. Формирование системы специальных знаний о психике человека, психических состояниях, методах психорегуляции.
6. Овладение приемами саморегуляции психических состояний: изменение мыслей по желанию, подчинение самоприказу, успокаивающая и активизирующая разминка, дыхательные упражнения, идеомоторная тренировка, психорегулирующая тренировка, успокаивающий и активизирующий самомассаж.
7. Развитие психических свойств и качеств, необходимых для успешной деятельности "в спортивной аэробике: сосредоточенности внимания, четкости представлений, отчетливости ощущений, быстроты и глубины мышления, двигательной и музыкальной памяти, творческого воображения.
Средства и методы их решения.
1. Постановка перед спортсменом трудных, но выполнимых задач; убеждение спортсмена в его больших возможностях, одобрение его попыток достичь успеха, поощрение достижений.
2. Лекции, беседы, семинары, изучение специальной литературы, разъяснения, убеждения, самонаблюдение, самоанализ, примеры выдающихся спортсменов, личный пример, поощрения и наказания. З. Регулярное применение тренировочных заданий, представляющих для занимающихся как объективную, так и субъективную трудность, проведение тренировок в усложненных условиях.
4. Обучение приемам саморегуляции на специальных занятиях или во время тренировок.
Задачи I этапа:
1. Формирование значимых мотивов соревновательной деятельности.
2. Овладение методикой формирования состояния боевой готовности к соревнованиям.
З. Разработка индивидуального комплекса настраивающих мероприятий.
4. Совершенствование методики саморегуляции психических состояний.
5. Формирование устойчивости к соревновательному стрессу.
Средства и методы их решения
1. Совместно со спортсменом определять задачи предстоящего соревновательного периода в целом и конкретизировать их на каждые соревнования. Корректировать задачи по мере необходимости.
2. Разработать индивидуальный режим соревновательного дня, опробовать его на учебных соревнованиях, проанализировать, внести поправки. Корректировать по мере необходимости. Путем самоанализа определить индивидуально эффективные психорегулирующие мероприятия (экскурсии, поездки за город, кино, концерты, чтение и т.д.).
З. Совершенствоваться в применении методов саморегуляции в соревновательных условиях: во время модельных тренировок, прикидок, учебных соревнований.
Задачи III этапа:
1.Формирование уверенности в себе, своих силах и готовности к высоким спортивным достижениям.
2.Сохранение нервно-психической устойчивости, профилактика нервнопсихических перенапряжений.
З. Мобилизация сил на достижение высоких спортивных результатов.
Средства и методы их решения
1. Объективная оценка качества проделанной тренировочной работы, реальной готовности спортсмена, убеждение его в возможности решить соревновательные задачи.
2. Применение индивидуального комплекса психорегулирующих мероприятий.
З. Применение всего комплекса ранее отработанных средств формирования состояния боевой готовности.
4. Разбор результатов соревнований, анализ ошибок, обсуждение возможности их исправления, постановка задач на будущее, отвлекающие, восстановительные мероприятия.
Воспитательная работа
Главной задачей в занятиях с юными спортсменами является воспитание высоких моральных качеств, преданности России, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в нравственном воспитании играет непосредственно спортивная деятельность. Личностное развитие детей - одна из основных задач учреждений дополнительного образования. Высокий профессионализм педагога способствует формированию у ребенка способности выстраивать свою жизнь в границах достойной жизни достойного человека. Специфика воспитательной работы в спортивной школе состоит в том, что тренер-преподаватель может проводить ее во время учебно-тренировочных занятий и дополнительно на тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных лагерях, где используется и свободное время. На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер формирует у учащихся патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие).Воспитательные средства:
личный пример и педагогическое мастерство тренера;
высокая организация учебно-тренировочного процесса;
атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
дружный коллектив;
система морального стимулирования;
наставничество опытных спортсменов.
Основные воспитательные мероприятия:
торжественный прием учащихся, вновь поступивших в школу;
проводы выпускников;
просмотр соревнований (фото, видео) и их обсуждение;
регулярное подведение итогов спортивной деятельности учащихся;
проведение тематических праздников;
встречи со знаменитыми спортсменами;
экскурсии, культпоходы в театры и на выставки;
трудовые сборы и субботники;
оформление стендов и газет.
Важное место в воспитательной работе отводится соревнованиям. Наряду с воспитанием у занимающихся понятий об общечеловеческих ценностях, серьезное внимание обращается на этику спортивной борьбы. Здесь важно сформировать у занимающихся должное отношение к запрещенным приемам и действиям (допинг, неспортивное поведение, взаимоотношения игроков, тренеров, судей и зрителей). Перед соревнованиями необходимо настраивать спортсменов не только на достижение победы, но и на проявление в ходе соревнований морально-волевых качеств. Соревнования могут быть средством контроля успешности воспитательной работы в коллективе. Наблюдая за особенностями поведения своих подопечных во время их выступления на помосте, тренер может делать выводы об уровне морально-волевых качеств.
Восстановительные мероприятия
Успешное решение задач, стоящих перед спортивной школой в процессе подготовки юных спортсменов, невозможно без системы специальных средств и условий восстановления, которые решают в ходе отдельных тренировочных занятий, соревнований, в интервалах между занятиями и соревнованиями, на отдельных этапах годичного цикла подготовки. Система профилактико-восстановительных мероприятий носит комплексный характер включает в себя средства психолого- педагогического и медико-биологического воздействия.
К педагогическим средствам восстановления относятся:
- Рациональное распределение нагрузок в макро-, мезо- и микроциклах.
- Создание чѐткого ритма и режима учебно-тренировочного процесса.
- Рациональное построение учебно-тренировочных занятий.
- Использование разнообразных средств и методов тренировки, в том числе и нетрадиционных.
-Соблюдение рациональной последовательности упражнений, чередование нагрузок по направленности.
- Индивидуализация тренировочного процесса.
- Адекватные интервалы отдыха.
- Упражнения для активного отдыха, на расслабление и восстановление дыхания.
- Корригирующие упражнения для позвоночника и стопы.
- Дни профилактического отдыха.
Психологические средства восстановления:
1. Организация внешних условий и факторов тренировки.
2. Формирование значимых мотивов и благоприятных отношений к тренировкам.
3. переключение внимания, мыслей и самоуспокоение, самоодобрение и самоприказы.
4. Идеомоторная тренировка.
5. Психорегулирующая тренировка.
6. Отвлекающие мероприятия: чтение книг, прослушивание музыки, экскурсии, посещение музеев, выставок, театров.Медико-биологические средства:
1. Рациональный режим дня (ночной сон не менее 8-9 часов).
2. Сбалансированное рациональное питание.
3. Специализированное питание, витамины, спортивные напитки и т. д.
4. Удобная обувь, одежда.
5. Водные процедуры (душ, ванны, баня).
6. Массаж, спортивные растирки.
7. Физиотерапевтические процедуры.
Антидопинговые мероприятия
В настоящее время перед спортивными образовательными учреждениями, деятельность которых направлена на развитие спорта высших достижений, стоит задача проведение профилактической работы по формированию знаний об антидопинговых правилах и поиска эффективных форм противодействия применению допинга в спорте. В разделе программы по спортивной аэробике «Теоретические знания» отведены часы на «Общие основы фармакологического обеспечения в спорте», «Профилактике допинга применения допинга среди спортсменов». Содержание материала включает в себя как теоретические аспекты проблемы 20 применения допинга в спорте, так и формирование практических навыков соблюдения антидопинговых правил и нравственных убеждений у спортсмена.
Инструкторская и судейская практика
Одной из задач детско-юношеских спортивных школ является подготовка учащихся к роли помощника тренера, инструктора и активного участника в организации и проведении соревнований по спортивной аэробике.
Решение этих задач целесообразно начинать на учебно-тренировочном этапе и продолжать инструкторскую и судейскую практику на всех последующих этапах подготовки.
Учащиеся учебно-тренировочных групп должны овладеть принятой в спортивной аэробике терминологией и уметь проводить строевые порядковые упражнения, овладеть основная и заключительная части. Умет выполнять обязанности дежурного по группе (подготовка мест занятий, получение необходимого инвентаря и т.д.).
На учебно-тренировочных этапах необходимо научить юных спортсменов самостоятельному ведению дневника тренировочных и соревновательных нагрузок, регистрировать результаты тестирования физических качеств и соревновательной техники. Большое внимание уделяется анализу соревнований, спортсмены должны научиться объективно оценивать свои сильные и слабые стороны, сознательно относиться к рекомендациям тренера.
Привитие судейских навыков осуществляется путем изучения правил соревнований, привлечения учащихся к непосредственному выполнению отдельных судейских обязанностей при проведении соревнований в своей и других группах.
Учащиеся могут принимать участие в судействе соревнований в детско- юношеских, спортивных школах в роли судьи, старшего судьи, секретаря; в городских соревнованиях – в роли судьи, секретаря.
2. Требования техники безопасности в процессе реализации программы
Общие требования безопасности
1. В качестве тренера-преподавателя (далее - преподаватель) для занятий спортивной аэробики могут быть допущены лица, имеющие специальное педагогическое образование, подтвержденное документом установленного в РФ образца (дипломом).
2. Преподаватель должен пройти предварительный медицинский осмотр, при последующей работе — периодические медицинские осмотры в сроки установленные Минздравом России.
3. С преподавателем должны быть проведены следующие виды инструктажей: -вводный (при поступлении на работу в учреждение) -первичный на рабочем месте; - повторный (периодически не реже 1 раза в 6 месяцев) на рабочем месте; - внеплановый (при изменении условий труда, нарушении правил безопасного проведения занятий, длительных перерывах в работе и др. обстоятельствах); - целевой (при разовом выполнении работ не связанных с основными обязанностями).
4. Преподаватель должен быть проинструктирован по пожарной безопасности и по оказанию первой доврачебной помощи в условиях образовательного учреждения.
5. К занятиям спортивной аэробики допускаются лица с 6-8 лет, прошедшие медицинское обследование и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
6. В обязанности преподавателя входит проведение инструктажа занимающихся по правилам безопасности во время занятий. Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев при занятиях физической культурой и спортом является одной из важнейших задач преподавателя.
7. Во избежание ситуаций на занятиях, ведущих к травматизму и отрицательным последствиям, преподаватель должен получить в начале учебного года от медицинского работника образовательного учреждения информацию в письменном виде о состоянии здоровья каждого занимающегося. После болезни или перенесенных травм возобновлять занятия спортивной аэробики можно только по разрешению врача и проводить их в сокращенном объеме.
8. Преподаватель и занимающиеся должны строго соблюдать установленные в учреждении правила поведения, режим труда и отдыха, правила по обеспечению пожаро-взрывобезопасности, гигиены и санитарии.
9. О каждом несчастном случае во время занятий преподаватель должен поставить в известность руководителя образовательного учреждения.
10. В случае легкой травмы преподаватель должен оказать помощь пострадавшему. К лицам, получившим средние и тяжелые травмы во время занятий, необходимо срочно вызвать скорую помощь. До прибытия скорой помощи пострадавшему должна быть оказана первая доврачебная помощь в соответствии с инструкцией по первой доврачебной помощи, действующей в образовательном учреждении.
11. Занимающиеся, нарушающие правила безопасности, отстраняются от занятий и на них накладывается дисциплинарное взыскание. Перед началом очередного занятия со всеми занимающимися проводится внеплановый инструктаж.
12.Знание и выполнение требований настоящей Инструкции является должностной обязанностью тренера-преподавателя, а их несоблюдение влечет за собой, в зависимости от последствий нарушения, виды ответственности, установленные законодательством РФ (дисциплинарная, материальная, уголовная).
Требования безопасности перед началом занятий
1. Спортивный зал открывается за 5 мин до начала занятий по расписанию (графику). Вход в зал разрешается только в присутствии преподавателя.
2. Перед началом занятий преподаватель должен обратить особое внимание на оборудование места спортивной аэробики, в частности на маты и ковры. Маты должны быть плотными, ровными, пружинящими, без углублений. Покрышка должна быть натянута туго поверх матов. Ковер должен быть толщиной 15-20 см с туго натянутой покрышкой, которая периодически (2-4 раза в месяц) стирается.
3. Для предотвращения несчастных случаев вокруг ковра (матов) должно быть свободное пространство шириной не менее 2 м. По краям ковра должна быть выложена мягкая защитная полоска шириной 120 см и толщиной, равной толщине ковра. При проведении занятий на двух или более коврах между коврами должна быть свободная от любых предметов площадь, шириной не менее 3 м.
4. Освещение зала должно быть не менее 200 лк, температура - не менее 15-17 ° с, влажность - не более 30-40%.22
5. Все допущенные к занятию должны иметь специальную спортивную форму (одежду, обувь).
6. Обувь должна плотно облегать голеностопные суставы, фиксируя их.
7. За порядок, дисциплину, своевременное построение группы к началу занятий отвечает преподаватель и дежурный группы.
8. Занимающиеся, опоздавшие к началу рапорта, к занятиям не допускаются.
9. Перед началом занятий преподаватель должен постараться выявить любые, даже незначительные отклонения в состоянии здоровья занимающихся лиц, для принятия профилактических мер (освобождение от занятий, снижение нагрузки).
Требования безопасности во время занятий
1. Занятия спортивной аэробики в спортивном зале начинаются и проходят согласно расписанию или по согласованию с руководителем образовательного учреждения.
2. Занятия по спортивной аэробике должны проходить только под руководством тренера-преподавателя.
3. Преподаватель должен поддерживать высокую дисциплину во время занятий и добиваться четкого выполнения своих требований и замечаний, постоянно осуществлять контроль за действиями учащихся.
4. Для предупреждения травм преподаватель должен следить за дисциплинированностью спортсменов, их уважительным отношением друг к другу.
5. На занятиях спортивной аэробики запрещается иметь в спортивной одежде и обуви колющие и режущие предметы (булавки, заколки и т.п.)
6. Тренер-преподаватель должен учитывать состояние учащихся, реагировать на их жалобы о состоянии здоровья.
7. При появлении во время занятий боли, потертости кожи, а также при неудовлетворительном самочувствии учащийся должен прекратить занятия и сообщить об этом тренеру-преподавателю.
8. Выход учащихся из спортивного зала во время занятий возможен только с разрешения тренера-преподавателя.
Требования безопасности по окончании занятия
1. После окончаний занятия тренер-преподаватель должен проконтролировать организованный выход учащихся из зала.
2. Проветрить спортивный зал.
3. В раздевалке при спортивном зале, лицам, занимающимся спортивной аэробики переодеться, снять спортивную форму (одежду и обувь).
4. По окончании занятий спортивной аэробики принять душ, в случае невозможности данной гигиенической процедуры тщательно вымыть лицо и руки с мылом.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
1. При несчастных случаях с учащимися (травмы позвоночника, сдавливание органов брюшной полости, вдавливание гортани вовнутрь, растяжения и разрывы сумочно- связочного аппарата голеностопного и коленного суставов, кровоизлияния в ушные раковины, переломы ключицы и др.) тренер-преподаватель должен немедленно прекратить занятия и приступить к оказанию пострадавшему первой доврачебной помощи.
2. Одновременно нужно отправить посыльного из числа учащихся для уведомления руководителя или представителя администрации образовательного учреждения, а также вызова медицинского работника и скорой помощи.
3. При оказании первой доврачебной помощи следует руководствоваться приемами и способами, изложенными в инструкции по первой доврачебной помощи, действующей в учреждении.
4. При обнаружении признаков пожара тренер-преподаватель должен обеспечить эвакуацию учащихся из опасной зоны согласно схеме эвакуации при условии их полной безопасности.
5. Все эвакуированные проверяются в месте сбора по имеющимся у тренера- преподавателя поименным спискам.
6. Поведение и действие всех лиц в условиях аварийной ситуации должны быть объективными, без провокации паники, быстрыми и эффективными. Руководство действиями в аварийной ситуации осуществляет руководитель или представитель администрации образовательного учреждения.
3. Объем максимальных тренировочных нагрузок
В настоящее время в спорте высших достижений тренировочный процесс осуществляется на основе применения больших тренировочных нагрузок. Величина тренировочной нагрузки определяется:
а) частотой тренировочных занятий, их плотностью и продолжительностью;
б) общим объемом работы;
в) интенсивностью и напряженностью работы.
В сложно-координационных видах спорта, к которым относится спортивная аэробика, определение объема и интенсивности тренировочной работы представляет определенную трудность. Спецификой данного вида спорта является то, что гимнастические движения связаны с перемещением тела гимнастки в пространстве и во времени, а также с работой различными предметами, вариативностью отдыха и т. д. Распределение нагрузки по периодам года зависит от функционального состояния спортсменов и календаря внутренних и внешних соревнований. Планируемые в начале года сроки периодов в большинстве случаев являются формальными. Перенос сроков соревнований, индивидуальные особенности состояния спортсменов спортивной аэробики не позволяют реализовать план с учетом намеченной периодизации. Для спортсменов спортивной аэробики на этапе углубленной специализации необходима более гибкая система планирования, позволяющая варьировать нагрузки в соответствии с поставленными задачами.
Характер тренировочной нагрузки зависит от соотношения параметров объема и интенсивности выполняемой работы. В ходе исследования изучались все параметры нагрузки спортсменов спортивной аэробики. Из них было выделено 10 основных, характеризующих объем (число всех элементов, всех комбинаций, элементов на видах, элементов СФП, опорных прыжков, подходов); интенсивность (число элементов в минуту, элементов в одном подходе), сложность (число всех элементов группы).
Во время летних сборов создаются наиболее благоприятные условия для развития общей и специальной физической подготовленности, решаются задачи общеподготовительного периода. Получается на деле, что это не переходный, а подготовительный период. Следовательно, тренировочный год спортсменов целесообразно начинать с проведения общеподготовительного сбора.
Подготовительный и соревновательный периоды по планируемым срокам соответствуют I и II полугодию учебно-тренировочного года. В конце подготовительного периода спортсмены принимают участие в 1 — 2 соревнованиях, последние две недели периода характеризуются значительным снижением объема и интенсивности нагрузки (45 — 50%). Характер нагрузки в последние дни подготовительного периода соответствует этапу активного восстановления. Основное внимание уделяется средствам СФП. Наибольший процент травм и заболеваний приходится на этот период года, повышается утомляемость.
Следовательно, в конце I полугодия целесообразно планировать этап активного восстановления, снизить нагрузку, больше времени проводить на воздухе, проводить восстановительные мероприятия (баня, массаж, витаминизация). Следовательно, тренировочный год гимнасток фактически состоит из двух полугодий (макроциклов), каждый из которых имеет подготовительный и соревновательный периоды.
Разновидности микроциклов в процессе подготовки гимнасток
Нагрузочная стоимость микроцикла
Направленность микроцикла Малая Средняя Большая
Восстановительный + Основной + + +
Ударный +
Модельный + Предсоревновательный+ Соревновательный + III. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
1. Комплексы контрольных упражнений для оценки
результатов освоения программы
Общая физическая подготовка (ОФП)
Все беговые и прыжковые упражнения выполняются по правилам соревнований по легкой атлетике на дорожке стадиона или манежа. Все тесты проводят в спортивной обуви без шипов. Беговые упражнения выполняются с высокого старта. Время старта фиксируется на секундомере по началу движения испытуемого. На выполнение 25 упражнения даются 1 – 2 попытки, кроме тестов: бег 800 м. учитывается лучший результат.
Бег 30 м, для оценки скоростных качеств.
Челночный бег 3х10 м проводят на равной дорожке длиной 12-13 м. отмеряется 10-метровый участок, начало и конец отмечаются линией (старт, финиш). Участник с высокого старта выполняет три ускорения на этом 10-метровом отрезке, с обеганием стоек. Учитывается время выполнения задания от момента начала движения до пересечения линии финиша.
Бег 800 м, для оценки дистанционной выносливости, проводят на дорожке стадиона с высокого старта по правилам легкоатлетических соревнований. Учитывается время от начала движения до пересечения линии финиша.
Прыжок в длину с места, для оценки скоростно-силовых качеств ног, выполняется толчком двумя ногами с места от линии или края доски на ровной поверхности. Измерение дальности прыжка осуществляется стальной рулеткой.
Подтягивание на перекладине, для оценки силы, проводится из виса хватом сверху, подтягиванием подбородка к перекладине.
Специальная физическая подготовка (СФП)
1. Упор углом, сек.
2. Наклон вперед из сида ноги вмести, держать 3 сек
3. Шпагаты в трех положениях (правой, левой, прямой)
4. Мост, держать 3 сек
1. Методические указания по организации промежуточной
и итоговой аттестации учащихся
Осуществление комплексного контроля тренировочного процесса и уровня спортивной подготовленности учащихся на всех этапах является обязательным разделом Программы.
Цель контроля – в соответствии с Программой обеспечить оптимальность воздействия тренировочных и соревновательных нагрузок на организм занимающихся при планомерном повышении уровня их специальной подготовленности по годам в зависимости от целевой направленности этапа подготовки.
Текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая аттестация учащихся являются неотъемлемой частью образовательного процесса, так как позволяют оценить реальную результативность учебно-тренировочной деятельности.
Текущий контроль успеваемости – оценка качества усвоения содержания разделов Программы, выполнение тренировочных заданий учащимися по результатам проверки. Формы текущего контроля успеваемости выбирает тренер-преподаватель с учетом контингента учащихся и содержания тренировочных заданий.
Промежуточная аттестация для перевода на следующий этап (период) осуществляется один раз в год. Срок проведения апрель-май текущего года. Форма промежуточной аттестации – сдача контрольно-переводных нормативов. Итоги промежуточной аттестации учащихся отражаются в протоколе сдачи контрольно- переводных нормативов, который является одним из отчетных документов и хранится в Учреждении. По итогам промежуточной аттестации издается приказ о переводе на следующий этап (период) учащихся, сдавших контрольно-переводные нормативы.
Учащиеся, не сдавшие контрольно-переводные нормативы по болезни или другой уважительной причине, могут быть оставлены на прежнем этапе (периоде) подготовки или решением педагогического совета переведены на следующий этап (период) подготовки.
Освоение предпрофессиональной образовательной Программы завершается обязательной итоговой аттестацией. Форма итоговой аттестации:
1. Сдача контрольных тестов по общей и специальной физической подготовке.
2. Спортивная квалификация учащихся определяется по виду спорта Единой Всероссийской спортивной квалификации. По завершению сдачи итоговой аттестации учащимся выдается свидетельство об усвоении Программы.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
Контроль физической подготовленности спортсменов спортивной аэробики в ДЮСШ направлен на изуче6ние показателей их физической подготовленности по стандартизированным тестам на основании утвержденного графика. При планировании контрольных испытаний по физической и специальной подготовке рекомендуется следующий порядок: в первый день – испытание на скорость, во второй день на силу и выносливость. В соревновательной деятельности педагогический контроль технико-тактической подготовленности проводится по показателям: активность, результативность атакующих и защитных действий, вариативность технико-тактических действий.
Определение социально-психологических показателей. Психическое состояние – один из наиболее подвижных компонентов гимнастики. Диагностика этих состояний помогает прогнозировать поведение в экстремальных ситуациях, в учебно- тренировочной и соревновательной деятельности и позволяет выявить у учащихся определенные психические состояния: тревожность, боевую готовность, стартовую «апатию», «предстартовую лихорадку» и другие состояния. Личностно-характерологические особенности спортсменов необходимы при планировании индивидуального стиля деятельности учащихся, который должен соответствовать свойствам нервной системы, темпераменту, характеру конкретного спортсмена. Совместная спортивная деятельность учащихся невозможна без общения между членами спортивного коллектива, базирующегося на двигательной и психомоторной деятельности.
Определение социально-психологических показателей в коллективе спортсменов изучается по предрасположенности у них к конфликтному поведению. Индивидуальные особенности изучаются при помощи опросников и методик Л.В. Огинец, К.Леонгард, М.Рокич, К. Томас и др.
ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ
Врачебный контроль в спортивной деятельности имеет различные функции: медицинские осмотры спортсменов перед участием в соревнованиях, после перенесенной болезни или травмы, врачебно-педагогическое наблюдение с использованием дополнительных нагрузок, спортивную ориентацию и отбор, контроль за питанием и использование восстановительных мероприятий и другое.
Контроль за состоянием здоровья учащихся проводится в начале и конце учебного года. Цель медицинского обследования – всесторонняя диагностика и оценка уровня здоровья и функционального состояния спортсмена, назначение необходимых лечебно-профилактических, восстановительных и реабилитационных мероприятий.
Врачебный контроль за юными спортсменами предусматривает:
1) углубленное медицинское обследование;
2) медицинское обследование перед соревнованиями;
3) врачебно-педагогическое наблюдение в процессе тренировочных занятий;
4) санитарно-гигиенический контроль за режимом дня, местами тренировок, соревнований;
5) контроль за выполнением юными спортсменами рекомендаций врача по состоянию здоровья, режиму тренировок и отдыха.
Врачебный контроль предусматривает главное и принципиальное положение-допуск к тренировкам и соревнованиям здоровых детей.
2. Требования к результатам освоения Программы, выполнение которых дает основание для перевода учащегося в дальнейшем на программу спортивной подготовки.
Нормативы общей и специальной физической подготовки для зачисления в группы начальной подготовки первого года обучения
IV. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. - м.: физкультура и спорт, 1983. - 129 с.
2. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - м.: Физкультура и спорт, 1980. - 136 с
3. Лисицкая Т.С., Кувшинникова А.В., «Система подготовки специалистов по аэробике». Российский Государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва
4. Мельникова В.М.. Психология: учебник для институтов физической культуры / под общ. Ред. - м.: физкультура и спорт, 1987. -138 с.
5. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: учебное пособие для Институтов и техникумов физической культуры. - м.: физкультура и спорт, 1987. - 128 с.
6. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. - м.: Физкультура и спорт, 1974. - 232 с.
7. Филиппова Ю.С., Рубанович В.Б., Айзманновосибирский Р.И. «Морфофункциональные и Психофизиологические особенности спортсменок 19- 22 лет, занимающихся спортивной аэробикой» государственный Педагогический университет, Новосибирск.
8. Филиппова Ю.С., Рубанович В.Б., Айзманновосибирский Р.И. «особенности психофизиологического развития Юных спортсменок, занимающихся спортивной Аэробикой» государственный педагогический университет, Новосибирск
9. Хрущев С.В, Круглый М.М. Тренеру о юном спортсмене. - м.: Физкультура и спорт, 1982. -143 с.
10.Мин.обр. РФ . Программы для системы дополнительного образования Детей «спортивная аэробика» для детско–юношеских спортивных школ и Специализированных детско–юношеских школ олимпийского резерва. Москва 2000 г.
11.Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных Школ. - м., 1995. - 37 с.
12.Типовое положение об учреждении дополнительного образования Детей.