Проект Основы спортивной тренировки в волейболе для спортивных школ


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа «Виктория» станицы Выселки муниципального образования Выселковский район
ПРОЕКТ
«Основы спортивной тренировки в волейболе»
Выполнил: тренер-преподаватель
по волейболу МБУДО ДЮСШ «Виктория»
ст. Выселки А.В. Белошапкаст. Выселки
2016 г.
Содержание проекта
Задачи, средства и методы физической подготовки спортсмена.
Задачи, средства и методы технико-тактической подготовки спортсмена.
Задачи, средства и методы регулирования психического состояния спортсмена в волейболе.
Средства и методы контроля подготовленности спортсмена в волейболе.
Система спортивного отбора в волейбол.
Структура спортивной подготовки в годичном цикле.
План-конспект учебно-тренировочного занятия по волейболу с постановкой образовательной задачи «Совершенствование техники нападающего удара.
Используемая литература.
Задачи, средства и методы физической подготовки спортсмена
Физическая подготовка спортсмена направлена на укрепление и сохранение здоровья, формирование телосложения спортсмена, повышение функциональных возможностей организма, развитие физических способностей — силовых, скоростных, координационных, выносливости и гибкости.
Физическая подготовка необходима спортсмену любого возраста, квалификации и вида спорта. Однако каждый вид спорта предъявляет свои специфические требования к физической подготовленности спортсменов — уровню развития отдельных качеств, функциональным возможностям и телосложению. Поэтому имеются определенные различия в содержании и методике физической подготовки в том или ином виде спорта, у спортсменов различного возраста и квалификации.
Виды, задачи и средства физической подготовки
Различают общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).
ОФП представляет собой процесс всестороннего развития физических способностей, не специфичных для избранного вида спорта, но так или иначе обусловливающих успех спортивной деятельности.
Задачи ОФП:
1. Повышение и поддержание общего уровня функциональных возможностей организма.
2. Развитие всех основных физических качеств — силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости.
3. Устранение недостатков в физическом развитии.
Средствами ОФП являются упражнения из своего и других видов спорта. Значительное место отводится также упражнениям на развитие ловкости и гибкости. Меньший удельный вес имеют упражнения на развитие общей выносливости. У бегунов на длинные дистанции, наоборот, упражнения на развитие общей выносливости играют особую роль. Им отводится значительное место в процессе ОФП. Силовые упражнения выполняются с небольшими отягощениями, но большим числом повторений.
СФП направлена на развитие физических способностей, отвечающих специфике избранного вида спорта. При этом она ориентирована на максимально возможную степень их развития.
Задачи СФП:
1. Развитие физических способностей, необходимых для данного вида спорта.
2. Повышение функциональных возможностей органов и систем, определяющих достижения в избранном виде спорта.
3. Воспитание способностей проявлять имеющийся функциональный потенциал в специфических условиях соревновательной деятельности. Например, у пловцов максимальное потребление кислорода (МПК) при стандартной нагрузке в лабораторных условиях составляет в среднем 70 мл/кг мин. А при плавании с соревновательной скоростью — 46 мл/кг/мин, т.е. всего 65% от МПК.
4. Формирование телосложения спортсменов с учетом требований конкретной спортивной дисциплины. Например, показатели телосложения (рост, вес, конституция и т.д.) у легкоатлетов, специализирующихся на разные дистанции, как правило, отличаются между собой. Поэтому в процессе СФП следует направленно воздействовать на те компоненты телосложения, от которых зависит успех в избранном виде спорта и которые можно целенаправленно изменять с помощью средств и методов спортивной тренировки.
Основными средствами СФП спортсмена являются соревновательные и специально-подготовительные упражнения.
Соотношение средств ОФП и СФП в тренировке спортсмена зависит от решаемых задач, возраста, квалификации и индивидуальных особенностей спортсмена, вида спорта, этапов и периодов тренировочного процесса и др.
С ростом квалификации спортсмена увеличивается удельный вес средств СФП и соответственно уменьшается объем средств ОФП.
Методы физической подготовки спортсмена
Методы физической подготовки спортсменов - это специальные способы организации тренировочных занятий, позволяющие развивать у спортсмена требуемые качества. К методам спортивной тренировки относятся: методы строго регламентированного упражнения, методы круговой тренировки, методы интервальной тренировки, игровой метод, общепедагогические методы.
Методы строго регламентированного упражнения. Эта группа методов отличается тем, что позволяет точно нормировать и регулировать нагрузки. Она очень разнообразна, в нее входят:
Методы расчленено-конструктивного упражнения (когда действие разучивают первоначально в расчлененном виде, а затем сводят части в целое) и методы целостного упражнения (когда действие разучивают сразу в целом, с незначительными упрощениями и детали совершенствуют на фоне целого).
Методы избирательно-направленного упражнения (воздействие которых может быть сосредоточено на отдельных функциях, например, функциях аэробного и анаэробного обмена) и методы генерализованного упражнения (с общим воздействием на комплекс тех или иных способностей, например, на выносливость или силу).
Методы частичного моделирования и методы целостно-приближенного моделирования соревновательного упражнения.
По признакам стандартизации, либо варьирования тренировочных воздействий, различают методы стандартно-повторного и методы вариативного (переменного) упражнения.
Методы интервального упражнения (нагрузка прерывиста, чередуется с нормированными интервалами отдыха) и методы непрерывного упражнения (нагрузка не прерывается интервалами отдыха).
Методы моделирования соревновательной нагрузки. Спортсмен может соревноваться не только с соперником, но и с самим собой, выполняя соревновательные нагрузки при меньшей степени риска, чем во время соревнований.
Соревновательный метод- это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
Игровой метод. Тренировки, организованные с использованием этого метода, отличаются высокой эмоциональностью, требуют от спортсмена умения управлять своими эмоциями, самообладания, гибкости мышления и других качеств, представляя тем самым большие возможности для их развития.
Использование общепедагогических средств и методов в спортивной тренировке. К ним относятся: средства и методы словесного, наглядного и сенсокоррекционного воздействия. Тренер использует в своей работе методы: просьбы, убеждения, внушения, требования, приказа, поощрения, наказания, наглядной демонстрации, личного примера и др.
Задачи, средства и методы технико-тактической подготовки спортсмена
Тактическая подготовка спортсмена направлена на овладение спортивной тактикой и достижение тактического мастерства в избранном виде спорта. Тактика — это совокупность форм и способов ведения спортивной борьбы в условиях соревнований.
Различают индивидуальную, групповую и командную тактику. Тактика может быть также пассивной, активной и комбинированной (смешанной).
Пассивная тактика — это заранее предусмотренное предоставление инициативы противнику для того, чтобы в нужный момент предпринять активные действия. Например, финишный "бросок" из-за спины в беге, велосипедном спорте, контратака в боксе, фехтовании, в футболе и др.
Активная тактика — это навязывание сопернику действий, выгодных для себя. Например, бег с нерегулярно меняющейся скоростью, так называемый рваный бег, резкие переходы от активного наступательного боя в боксе к замедленному. Частая смена технических приемов и комбинаций в футболе, гандболе; достижение высокого результата сразу же в первой попытке, заезде, заплыве — в прыжках в длину и в высоту, метаниях, велоспорте, плавании и др.
Смешанная тактика включает в себя активные и пассивные формы ведения соревновательной борьбы.
Тактика спортсмена в соревнованиях определяется, прежде всего, той задачей, которую ставят перед ним. Все разнообразие таких задач в конечном счете можно свести к четырем:
1. Показать максимальный, рекордный результат.
2. Победить соперника независимо от того, какой будет показан результат.
3. Выиграть соревнования и одновременно показать высший результат.
4. Показать результат, достаточный для выхода в следующий тур соревнований — четвертьфинал, полуфинал и финал.
Виды, задачи и средства тактической подготовки спортсмена
Общая тактическая подготовка направлена на обучение спортсмена разнообразным тактическим приемам. Специальная тактическая подготовка направлена на овладение и совершенствование спортивной тактики в избранном виде спорта.
В процессе тактической подготовки решаются следующие основные задачи:
1. Приобретение спортсменом знаний по спортивной тактике (о ее эффективных формах, тенденциях развития в избранном и смежных видах спорта).
2. Сбор информации о соперниках, условиях предстоящих состязаний, о режиме соревнований, социально-психологической атмосфере в этой стране и разработка тактического плана выступления спортсмена на соревновании.
3. Освоение и совершенствование тактических приемов ведения соревновательной борьбы.
4. Формирование тактического мышления и непосредственно связанных с ним способностей — наблюдательности, сообразительности, творческой инициативы, предвидения тактических замыслов противника, результатов его и своих действий, быстроты переключения от одних тактических действий на другие в зависимости от конкретной обстановки состязаний и действий противника.
5. Овладение приемами психологического воздействия на соперника и маскировка собственных намерений.
Специфическими средствами тактической подготовки являются физические упражнения, т.е. двигательные действия, используемые для решения определенных тактических задач.
В тактических действиях выделяют три главные фазы:
1) восприятие и анализ соревновательной ситуации;
2) мысленное решение тактической задачи;
3) двигательное решение тактической задачи.
Они могут моделировать отдельные тактические приемы или целостные формы тактики состязаний. В зависимости от этапа подготовки эти упражнения применяются:
а) в облегченных условиях;
б) в усложненных условиях;
в) в условиях, максимально приближенных к соревнованиям.
Знание тактики является основой творческого мышления при решении индивидуальных и коллективных задач.
Спортсмен должен знать:
-правила соревнований, особенности их судейства и проведения; условия соревнований и своих противников;
-основы тактических действий в спорте, их зависимость от физической, технической и волевой подготовленности; главные особенности тактики своего вида спорта и др.
Техническая подготовка спортсмена – это процесс, направленный на сознательное изменение поведения спортсмена, в соответствии с задачами его спортивной деятельности. Так как решение стоящих перед спортсменом задач происходит посредством выполнения определенных движений, то в данном случае говорится о процессе, связанном с практическим осуществлением произвольных двигательных действий (и способами их использования), выполняемых в соответствии с задачами и правилами соревнований.
Общая техническая подготовка – это прежде всего пополнение фонда умений и навыков, являющихся предпосылкой формирования технических навыков в избранном виде спорта. В ней широко используется эффект положительного переноса навыков: навыки, формируемые в процессе общей подготовки, входят обычно в преобразованном виде в состав возникающих на их основе специфических навыков и содействует их совершенствованию. Общая техническая подготовка спортсмена включает также обучение технике упражнений, избираемых в качестве дополнительных средств физической подготовки.
Основными практическими средствами технической подготовки спортсмена служат подготовительные, имеющие существенную структурную общность с соревнованиями, тренировочные формы соревновательных упражнений и сами соревновательные упражнения со всеми присущими им особенностями, и дополнительные – общеподготовительные упражнения. В ходе разучивания техники соревновательных действий, закрепления и совершенствования сформированных навыков находят применение многие разновидности методов упражнения (методы расчлененно-конструктиного и целостного упражнения с избирательным вычленением деталей стандартно-повторного и вариативного упражнения и т.п.), которые сочетаются в определенном порядке, зависящем от особенностей техники избранного вида спорта и этапов технической подготовки. Традиционные средства и методы словесного и наглядного обучения в соревновательной методике технической подготовки спортсмена с каждым годом дополняются новыми. В большинстве случаев они связаны с использованием специализированных аппаратурных устройств для формирования наглядных представлений, программирования параметров движений, срочной объективной информации по ходу выполнения и коррекции ошибок или физического облегчения правильного выполнения действий.
Задачи, средства и методы регулирования психического состояния спортсмена в волейболе
В волейболе проблема психической надежности приобрела особую значимость. Волейбол - спортивная игра, которая отличается большой эмоциональной и интеллектуальной насыщенностью. Эмоциональное состояние волейболистов очень влияет на их игровую деятельность. Самообладание и эмоциональная устойчивость помогает волейболисту сохранять точность движений, ясность тактической мысли. Высокий эмоциональный подъем и хорошая морально-волевая подготовка нередко приводят к победе над более сильным соперником. Волевые качества волейболистов проявляются в преодолении трудностей обусловленными особенностями игры.
Целеустремленность и настойчивость выражается в активном и неуклонном стремлении повысить спортивное мастерство, в трудолюбии на учебно-тренировочных занятиях.
Выдержка, смелость и самообладание выражаются в преодолении отрицательных эмоциональных состояний, часто связаны с определенным риском при выполнении быстрых передвижений, прыжков, бросков при приеме мяча.
Решительность и дисциплинированность выражаются в способности принимать правильные решения, смело брать на себя ответственность в сложных игровых ситуациях, в способности волейболистов вносить в игру творчество и инициативу, в умении подчинить свои действия задачам коллектива на основе сознания необходимости выполнения своего долга. Все эти качества неразрывно связаны взаимно обусловлены.
Психологическая подготовка волейболистов определяется характером игровых действий и особенностями соревнований. Выполнение большинства приемов игры связано со стремительностью реакции, быстрым переключением с одних форм движений на другие, с правильным ориентированием на площадке.
Сложность игровых действий заключается в том, что весь арсенал приемов приходится применять в различных сочетаниях и условиях, совершенно иных по скорости и характеру. Игра волейболиста связана с выполнением ответных действий в условиях острого дефицита времени, и поэтому от него требуется максимальная быстрота реагирования, точность и своевременность восприятий и ответных движений.
Эффективность технико-тактических действий в значительной степени определяется хорошим периферическим зрением волейболистов, высоким уровнем развития у них интенсивности, устойчивости, распределения и переключения внимания.
Волейболисту приходится одновременно воспринимать большое количество объектов, определяющих объем его внимания, мгновенно переключать и распределять его. Например, он следит за полетом мяча с подачи, затем принимает его, одновременно распределяя свое внимание - определяя расстояние к мячу и к партнерам, следит, как передвигаются свои игроки и игроки команды соперников
Игра в нападении с первой передачи, выход игрока с задней линии к сетке для организации атак, организация различных вариантов защитных и нападающих действий - все это обусловливает высокие требования к мышлению волейболистов.
Им необходимо уметь быстро и точно ориентироваться и оценивать действия партнеров и соперников в игровой обстановке, самостоятельно принимать эффективные тактические решения, разгадывать замыслы соперника и предвидеть результаты. Именно в тактических действиях волейболистов и реализуется их творческое мышление, память, представление и воображение.
Одно из важных психологических особенностей двигательной деятельности волейболистов - это умение выполнять точные и дифференцированные пространственные, временные и мышечные восприятия.
Таким образом, упражнения, связанные с психологической подготовкой юных волейболистов, должны занять одно из главных мест в учебно-тренировочном процессе
Средства и методы контроля подготовленности спортсмена в волейболе.
Для решения задач подготовки волейболистов необходимы средства (упражнения), используемые теми или иными методами, в тех или иных условиях.
Средства тренировки: основные упражнения (упражнения для технической, тактической подготовки и игра в волейбол) и вспомогательные (общеразвивающие и специальные упражнения).
Общеразвивающие упражнения предназначены для развития общих физических качеств, совершенствования функциональной базы и двигательных навыков. Эти упражнения группируются по принадлежности к другим видам спорта:
– упражнения из гимнастики и акробатики;
– упражнения из легкой атлетики (разновидности бега, кроссы, метания, прыжки и др.);
– упражнения из тяжелой атлетики;
– упражнения на тренажерах;
– спортивные и подвижные игры, плавание и др.
Специальные упражнения – подводящие (для овладения основами техники, тактики игры и их совершенствования) и подготовительные (для развития специальных физических качеств и функциональных возможностей организма спортсменов).
Основные упражнения можно применять и для повышения общей и специальной работоспособности организма волейболистов.
По характеру ответных физиологических реакций эти упражнения делятся на следующие группы:
а) упражнения преимущественно аэробного воздействия: интенсивность выполнения – средняя, ЧСС – 140-150 уд/мин, продолжительность выполнения – от 10 мин и более. Защитные действия в поле трех спортсменов, нападающий удар, блокирование, выход игрока с задней линии для выполнения второй передачи, прием подач 2-3-мя спортсменами дают положительный эффект в развитии общей выносливости;
б) упражнения для развития общей выносливости и скоростно-силовых качеств (смешанное аэробно-анаэробное воздействие): интенсивность выполнения – переменная (ЧСС от 140 до 180 уд/мин), продолжительность всего упражнения – до 10-15 мин. Для этой группы пригодны игры как полными, так и неполными составами, групповые упражнения в нападении, защите или их имитация;
в) упражнения анаэробной алактатной направленности: совершенствование быстроты (быстроты реакции, быстроты передвижения, быстроты одиночного движения); интенсивность выполнения упражнений – высокая, продолжительность выполнения одной серии – от 10 до 20 с, продолжительность пауз отдыха между сериями – 1-2 мин, количество серий в одной тренировке – 8-10. Упражнения в нападающем ударе, подвижном блокировании, защитных действиях, совершенствование групповых тактических действий в защите дают положительный эффект в развитии скоростно-силовых качеств;
г) упражнения для развития специальной выносливости (анаэробно-гликолитическое воздействие нагрузки); интенсивность выполнения – высокая (ЧСС до 180 уд/мин и выше), продолжительность выполнения одной серии – от 30 с до 3 мин, паузы отдыха между сериями – 1-4 мин, количество серий в одной тренировке – 6-8. Для этой группы пригодны упражнения в защитных действиях в паре, в поле одного спортсмена, в подвижном блокировании, в нападающем ударе и их имитация. Для защитных действий время выполнения упражнений меньше по сравнению с другими упражнениями.
Применение основных упражнений в тренировке для повышения работоспособности волейболистов дает возможность одновременно совершенствовать и технико-тактическое мастерство путем постановки определенной задачи перед игроками (направить мяч в определенную зону, «закрыть» блоком нападающего игрока и т.д.).
Методы тренировки
1. Методы для развития физических качеств и функциональных возможностей (равномерный, повторный, переменный, интервальный, больших усилий, круговой, сопряженный, игровой, соревновательный).
2. Методы для обучения и совершенствования технических приемов волейбола (объяснение, показ, разучивание в целом и по частям, исправление ошибок, анализ выполнения, использование технических средств).
3. Методы для обучения и совершенствования тактики игры (разучивание тактических элементов по частям, в целом; анализ действий; совершенствование действий, моделирующих фрагменты соревновательной деятельности; задания на тренировках и соревнованиях).
4. Методы психологической подготовки (убеждение, разъяснение, пример, поощрение, самостоятельное выполнение заданий, усложнение условий при выполнении упражнений, введение в тренировку «сбивающих» факторов, самовнушение, создание соревновательных условий).
5. Методы интегральной подготовки (игровой, соревновательный, методы сопряженных воздействий).
Система спортивного отбора в волейбол
Правильное комплектование и первоначальный отбор детей для занятий волейболом в ДЮСШ является одним из решающих условий, гарантирующих успешность подготовки юных волейболистов и пополнение резерва команд мастеров. Первоначальный отбор зависит от многочисленных факторов, определяющих желание юного спортсмена заниматься определенным видом спорта. Чаще всего речь идет об одновременном и взаимном действии многих факторов, среди которых необходимо выделить:
- доступность спортивного объекта (открытой площадки зала);
- легкость, с которой можно приступить к созданию организованной команды;
- определение потенциала таланта;
- склонность к выбранному виду спорта;
- более или менее направленные влияния (зависящие от окружающих: родственников, ровесников, специалистов, которые настойчиво советуют заняться волейболом высоким мальчикам и девочкам).
Более широкое сплетение факторов, влияющих на выбор вида спорта, само по себе указывает на возможности многочисленных промахов, поскольку в большей мере существует несогласованности между различными факторами, например несогласованность психофизического потенциала со склонностью к виду спорта, склонность к виду спорта и непринятие определенной спортивной группы.
При первоначально появившемся желании заниматься определенным видом спорта, безусловно, решающими являются эмоциональные факторы, характеризующиеся спонтанностью и свободой выбора. Дальнейший ход занятий спортом, как мы знаем, в меньшей степени окрашен спонтанностью, свободой и удовлетворением исключительно эмоциональных потребностей. Все большее значение приобретают рационально определенные факторы, способствующие формированию привычек, потребностей и обязанностей заниматься непрерывно и систематически, учиться и совершенствоваться.
Факторы, определяющие спортивную ориентацию юной личности, сами собой указывают на то, что тренер в роли специалиста по отбору решает весьма сложные и тонкие задачи, имеющий свой спортивно-педагогический и свой психологически-социологический аспект. Достаточно высокий уровень профессиональной подготовленности тренера препятствует промахам, к числу которых можно отнести, например, оценки, основанные только на физических качествах или на потенциальных возможностях новичка.
Успешность занятий волейболом и достижение высоких спортивных результатов зависит от устойчивого интереса к занятиям, волевых качеств, трудолюбия, упорства, способностей к спортивной деятельности с учетом специфичности волейбола, уровня специальных качеств, навыков, умений и знаний в волейболе.
В последнее время в волейболе весьма важной проблемой становится проблема комплектования команд. Современный уровень развития игры предъявляет к игрокам высокие требования - наличие универсальности в подготовке, высокий уровень выполнения своей игровой функции в команде, выше среднего ростовые данные, атлетическая подготовка. Для детских и юношеских волейбольных команд характерным является разнородный по уровню подготовки и антропометрическим данным состав игроков. Вот почему сейчас особенно актуальна задача отбора детей для занятий волейболом. От её решения во многом зависит подготовка команд волейболистов высокого класса игры.
Отбор включает в себя несколько этапов:
1. На данном этапе проводится большая агитационная работа, с целью выявить интерес у школьников к занятиям волейболом; все учащиеся, изъявившие желание заниматься волейболом в ДЮСШ, подвергаются тщательному изучению и медицинскому контролю.
2. Этот этап наиболее сложный и ответственный. На этом этапе с помощью системы испытаний (тестов) и специальных наблюдений получают данные, по которым можно судить о задатках и способностях детей к успешному овладению навыками и умениями игры в волейбол. К этим данным относятся: уровень развития физических способностей применительно к специфике волейболистов; способность к овладению техникой (специфические координационные способности), антропометрические данные.
Все показатели дифференцируются по их значимости для первоначального овладения специальными навыками и умениями игры и достижения высокой степени совершенства в этих навыках и умениях.
На этом этапе последовательно выявляются задатки способностей, полученные при рождении, анатомо-физиологические особенности строения организма и его функциональные возможности, применительно к волейболу.
3. В полной мере судить о способностях детей к волейболу можно только, начав их обучать специальным навыкам и умениям. Основным показателем здесь служит то, как быстро учащиеся овладевают техникой и тактикой игры, отношение их к занятиям, трудолюбие и т.д. Это самый продолжительный этап, он может длиться от 6 месяцев до одного года.
4. Если на первых трех этапах выявились способности и склонности к волейболу вообще как виду спорта, то в дальнейшем отбор осуществляется в плане определения их игровой специализации, наиболее эффективного использования индивидуальных способностей в составе команды и т.д.
Проблема определения способностей в силу своей сложности не исчерпывается, однако комплексом перечисленных показателей, она включает в себя глубокое изучение ребенка, его роста и развития на предыдущих этапах, весьма существенное значение имеет фактор наследственности, волевая сфера и др.
Можно выделить три важнейших подсистемы отбора:
1. Спортивная ориентация, являющаяся спортивно-педагогическим процессом, включающем в себя, по меньшей мере три подраздела:
- открытие талантов, их направление в сторону определенного вида спорта и введение их в начальные фазы специализированной спортивной тренировки;
2. Отбор, который является процессом периодического отбирания лучших спортсменов на различных этапах спортивного совершенствования.
3. Формирование команд, представляющее процесс организации, комплектования и сплочения спортивного коллектива.
Профессиональную некомпетентность тренеров не сможет выручить ни массовость волейбольного движения, ни упорядочивание календаря соревнований.
Весьма полезен, особенно для тренеров, работающих с детьми, раздел, описывающие физические способности волейболистов в возрастном аспекте.
Подчеркивая ведущую роль генетически обусловленных факторов при отборе (рост, темперамент) в тоже время необходимо отметить, что «генетический фундамент дает только границы, он только лимитирует определенные качества, тогда как тренировочный аспект является решающим фактором их проявлением и совершенствования». Это точка зрения принципиально важна. Она показывает, что сам отбор - лишь обязательная составная часть тренировочного процесса и с помощью упорной и профессионально проводимой работой можно достичь отличных результатов и у менее талантливых спортсменов.
Структура спортивной подготовки в годичном цикле
Годичный цикл подготовки строится с учётом процессов адаптации и решает задачи успешного выступления на главных соревнованиях года. Для успешного выступления на соревнованиях необходимо создать условия для формирования спортивной формы и выхода на её пик в сроки проведения главных стартов. 
Структура годичного цикла представляет собой сочетания периодов, этапов, мезоциклов, микроциклов и отдельных тренировочных занятий, объединённых задачами подведения спортсмена к наилучшей спортивной форме. Периоды характеризуются резкой сменой направленности тренировочного процесса и способствуют развитию отдельных фаз спортивной формы. В годичном макроцикле чередуется 3 периода: 1) подготовительный - самый продолжительный период подготовки спортсмена (длится от 3 до 7 месяцев) - обеспечивает становление спортивной формы в сезоне; направлен на развитие физических качеств, на основе которых формируется специальная подготовленность спортсмена, приводящая к успешному подведению и участию в основных соревнованиях года; 2) соревновательный - наиболее важный, обеспечивает стабилизацию спортивной формы, направлен на сохранение и повышение достигнутого уровня специальной подготовленности, её полную реализацию в соревнованиях для достижения максимальных результатов; продолжительность от 1,5-2 до 4-5 месяцев; 3) переходный - соответствует фазе временной утраты спортивной формы, предотвращает перетренированность, обеспечивает полноценное восстановление спортсмена после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего сезона и поддержание определённого уровня тренированности для обеспечения оптимальной готовности спортсмена к началу очередного годичного цикла; продолжительность колеблется от 3-4 до 6-8 недель.
В зависимости от количества выходов спортсмена на пик спортивной формы годичный макроцикл может быть:  одноцикловым, двухцикловым, трёхцикловым и многоцикловым. В каждой из этих разновидностей годичной подготовки будет разное количество периодов (отличительным критерием служит количество соревновательных периодов). В 1-цикловом - по одному подготовительному, соревновательному и переходному периоду; в 2-хцикловом - по два подготовительных и соревновательных, один (или два) переходных; 3-хцикловое планирование более сложное, но в нем обязательно предусматривается три соревновательных периода и один переходный; для многоциклового планирования характерно отсутствие ярко выраженных периодов подготовки, которые заменяются этапами или мезоциклами.
План-конспект учебно-тренировочного занятия по волейболу с постановкой образовательной задачи «Совершенствование техники нападающего удара.
Тема: Совершенствование техники нападающего удара
Цель: Изучить и освоить технику нападающего удара и одиночного блокирования в волейболе.
Задачи:
1. совершенствование техники нападающего удара со 3 и 4 номеров передней линии;
2. изучение техники одиночного блокирования;
3. содействовать развитию основных функциональных систем организма и укреплению здоровья;
4. воспитание волевых качеств, игровой дисциплины при выполнении обучающих задании.
Место проведения: спортивный зал МБОУ СОШ №4 пос. Заречный
Время проведения: 90 минут
Необходимое оборудование и инвентарь: сетка волейбольная, мячи волейбольные - 20 шт., секундомер – 1 шт, свисток – 1 шт., радиотрансляционный узел с микрофоном, дорожные конусы – 6 шт., карематы -12 шт.
Количество учащихся 20 человек
Тренер – преподаватель Белошапка А.В.
Фазы УТС Содержание занятий Время и дозировка
Общие методические указания
Подготовительная часть
(16 мин) Построение, приветствие, объявление темы и задач занятия.
- Разминочную часть начинаем с элементов строя подготовки и приветствия
Перед разминкой проводим измерение пульса (ЧСС) по сигналу «Хоп» (10 сек).
- Разминка в движении:
БЕГ:
-по кругу,
приставными шагами правым и левым боком,
-спиной вперед,
-бег скрестным шагом правым и левым боком,
-бег змейкой по залу.
ХОДЬБА:
-на носочках с разминкой суставов кистей и пальцев рук,
-на внешней стороне стопы с разминкой рук (круговые вращения вперед-назад),
-ходьба гусиным шагом.
Челночный бег с ускорением
Эстафета («Ёлочка») с участием 2 команд
Упражнение «Рыбка» - падение с перекатом на грудь
1 мин
1 мин.
1 мин.
1 мин.
1 мин.
1 мин.
1 мин.
1 мин.
1 мин.
2 мин.
3 мин.
2 мин.
(по 6-8 раз) Решение частной задачи – воспитание правильной осанки в строевых приемах
Измерение пульса путем нащупывания пальцами правой руки запястья левой руки.
Соблюдать дистанцию
2-3 шага, друг друга не обгонять, смотреть через плечо.
Бег в среднем темпе
Спина прямая, соблюдать дистанцию прямых рук
Спина прямая
Соблюдать дистанцию на старте между учащимися во избежание столкновений
Следить за правильностью исполнения старта и передачи эстафеты
Упражнения выполнять без рывков, плавно.
Руки ставить на ширине плеч
Основная часть
(65 мин.) Упражнения с мячами в парах:
- броски мяча двумя руками в пол,
- броски мяча двумя руками из-за головы
- нападающий удар с направлением мяча в пол,
-верхняя передача мяча над собой вперед,
- нападающий удар с места без прыжка,
- нападающий удар собственного набрасывания в прыжке через сетку;
- нападающий удар собственного набрасывания с задней линии через сетку;
- совершенствование нападающего удара с набрасыванием мяча тренером и одиночным блокированием;
- нападающий удар с 4 номера с передачей мяча с 3 номера;
- нападающий удар (взлет) с 3 номера передачей мяча с 3 номера;
- проводим измерение пульса (ЧСС) по сигналу «Хоп» (10 сек);
- прием мяча в падении с перекатом на грудь («Рыбка») с набрасывания тренером по 30 сек. на каждого учащегося;
- упражнение «Карусель с мячом».
Двухсторонняя учебная игра по заданию:
1. Нападающий удар производить с любой точки площадки.
2. Прием и розыгрыш мяча производить обязательно в три касания.
3. Обязательно одиночное блокирование в 2,3,4 номерах с самостраховкой. 1 мин.
1 мин.
1 мин
4 мин
3 мин.
4 мин.
4 мин.
5 мин.
10 мин.
10 мин.
1 мин.
3мин.
3 мин.
15 мин.
Ноги на ширине плеч, бросок делать с силой с наклоном туловища вперед.
Активно работают кисти рук.
Во время удара рука прямая пальцы ладони в стороны.
Передача мяча над собой на высоту 1 м, в длину 4-5 м.
Добиваться точности удара в зону колен партнера
Придать вращение мячу в направлении «от себя» при подбрасывании.
Правильный разбег, прыжок и удар ладонью по мячу с обводом блока вправо или влево.
Нападающий удар с 4 номера производить по боковой линии с одиночным блокированием.
Нападающий удар производить по 6 номеру.
Обратить внимание на технику безопасности.
Учащиеся делятся на 2 подгруппы по 6 человек.
Заключительная часть
(9 мин.) Пульсометрия (ЧСС) по сигналу «Хоп» (10 сек);
Релаксация мышц, мышечное расслабление (Приложение 1)
Подведение итогов тренировки. 1 мин.
6 мин.
2 мин. Фонограмма, карематы
Рукопожатие тренера отличившимся учащимся
Приложение 1
Релаксация
Учащиеся располагаются лежа на карематах. Звучит медиативная музыка или звуки моря в записи. Наговаривается текст:
- «Ложимся, закрываем глаза. Делаем глубокий вдох и выдох.
Представляем себя лежащими на берегу моря, под вами теплый песок. Ярко светит солнце, слышен легкий шум волн. Где-то вдалеке кричат чайки.
Чувствуем, как горячие лучи солнца постепенно прогревают ваше тело и помогают расслабиться вашим мышцам. Вот лучи освещают ступни ваших ног,
поднимаются к коленям,
согревают бедра. Мышцы ног полностью расслаблены.
Тепло поднимается по рукам, расслабляя мышцы,
затем согреваются мышцы туловища,
спины.
Расслабляется шея,
мышцы лица.
Все тело согрето и расслаблено.
Вы перестали ощущать свое тело, сосредоточьте свое внимание только на криках чаек и мягком плеске волн. (Пауза 10 сек.)
У вас прекрасное, спокойное настроение. Чувствуете легкость во всем теле. Сделайте глубокий вдох и выдох.
И возвращайтесь в здесь и сейчас. Вы полны сил и энергии. Улыбнулись. Открываем глаза. Потянулись. Медленно встаем».
Используемая литература.1. Беляев А. В. Обучение технике игры в волейбол и ее совершенствование. —
М: ВФВ, 1995.
2. Беляев А.В., Савин М.В. Волейбол: Учебник для институтов и академий физической культуры. — М: СпортАкадем-Пресе,2006.
3. Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу, — М.: ФиС. 1970.
4. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. — М.: ФиС, 1978.
5. Железняк Ю.Д., Слумскмй Л.Н. Волейбол в школе. — М.: Просвещение. 1989.
6. Качарова В.С. Основы одиночного блокирования. — М.: ФиС, 1981.
7. Коротко» И.М. Подвижные игры в пионерском лагере. — М.: РИОРГАФК, 1984.
8. Клешей Ю.Н., Фурманов А.Г. Юный волейболист. — М.: ФиС, 1979.
9. Марков К.К. Развитие методики двигательного обучения.— Иркутск: ИрГТУ,
1996.
10. Марков К.К. Методика обучения защитным действиям в волейболе. —
Иркутск: ИрГТУ, 1996.
11. Марков К.К. Руководство тренера по волейболу. — Иркутск, 2000.
12. Официальные правила волейбола 2007 гг. — М.: ВФВ, О-91 Олимпия;
Человек, 2007.
13. Пименов М.П. Волейбол (спец. упражнения). — Киев,1993.
14. Тюрин В.А. Методика обучения и совершенствования передвижениям и приему мяча снизу в волейболе. — М.: ВФВ, 1994
15. Фомин Е. В. Скоростно-силовая подготовка юных волейболистов. — М.: ВФВ, 1994.
16. Чехов О.С. Основы волейбола. — М.: ФиС, 1979.
17. Беляев А.В., Булыкина Л.В. Теория и методика тренировки. — М.; Ф и С 2007.
18. Былеева Л.В., Коротков И.М., Климкова Р.В., Кузьмичева Е.В. Учебник Подвижные игры — М.; Ф.К., 2006.
19. Виера, Барбара Л. Шаги к успеху — М.; АСТ 2006.
20. Титов С.В., Чесноков Ю.Б. Техника игры (методический сборник) Выпуск
№3 — М: ВФВ, 2009.
21. Шляпников С.К., Кривошеин А.А. Комплексная тренировка связующего игро-
ка (методическое пособие) Выпуск №5 — М: ВФВ, 2011.
22. Романенко В.О., Фомин Е.В. Средства и методы обучения и совершенствова-
ния техники и тактики вторых передач (подготовка связующего игрока), (методи-
ческое пособие) Выпуск №9 — М: ВФВ, 2012.