Практико-ориентированная подготовка специалистов для транспортной отрасли в условиях реального производства на полигонах Ресурсного центра Перевозского строительного колледжа

Министерство образования Нижегородской области
ГБОУ СПО «Перевозский строительный колледж»





Педагогический проект

Практико-ориентированная подготовка специалистов для транспортной отрасли
в условиях реального производства
на полигонах Ресурсного центра
Перевозского строительного колледжа


Красильников М.В.
преподаватель
ГБОУ СПО «Перевозский строительный колледж»







г. Перевоз
2014 г.


Аннотация проекта
Педагогический проект «Практико-ориентированная подготовка специалистов для транспортной отрасли в условиях реального производства на полигонах Ресурсного центра Перевозского строительного колледжа» подготовлен преподавателем Красильниковым М.В.
В проекте обозначена цель проводимой работы, определен комплекс задач, обоснована актуальность и необходимость организации подготовки специалистов в условиях реального производства. Представлено ресурсное обеспечение проекта, определен круг партнеров. Содержательно описаны ожидаемые результаты и социальные эффекты от реализации проекта. Четко очерчены основные факторы технологии, лежащей в основе подготовки специалистов.
Должное внимание уделено описанию основных подходов к оценке эффективности проекта. Обозначены перспективы дальнейшего развития проекта.















Обоснование необходимости проекта
Исторически Нижегородская область является ведущим промышленным регионом с высокоразвитым научно - техническим потенциалом. Одной из важнейших отраслей экономики Нижегородской области является транспортная отрасль. От ее эффективного функционирования в значительной степени зависит социально-экономическое развитие и условия жизни населения. Транспорт выполняет роль кровеносной системы в сложнейшем организме нашей области и страны. История показывает, что всякий раз возрождение России начиналось с развития транспорта. Транспорт в нашей стране способствует решению важных политических и экономических задач. Реализация приоритетных национальных проектов была бы невозможна без развитой сети автодорог и грамотно организованной транспортной системы. Следовательно, подготовка специалистов для транспортной отрасли – это стратегическая задача для России.
Таким образом, в настоящий момент существует насущная необходимость подготовки высококвалифицированных кадров для транспортной отрасли, в том числе и по рабочим профессиям. Основой такой подготовки должны стать реальные производства, оснащенные современным оборудованием. Так же необходимо обеспечить реализацию принципов опережающей профессиональной подготовки с учетом направлений развития и инноваций в транспортной отрасли.
На практике можно увидеть явное несоответствие практических навыков выпускников требованиям современного производства. Молодой специалист часто нуждается в доводке, а иногда и переобучении.
Обобщение педагогического опыта профессиональной подготовки привело к осознанию необходимости внедрения системы практико-ориентированной подготовки специалистов для транспортной отрасли в условиях реального производства на полигонах Ресурсного центра Перевозского строительного колледжа.
Инновационность проекта заключается в реализации принципов обучения, отличных от существующих.
1. Практикоориентированность. Это основа формирования профессиональных компетенций и получения опыта, столь необходимого молодому специалисту, по профессиональным видам деятельности.
2. Адресность подготовки. Обучающийся готовится к профессиональной деятельности на конкретном предприятии или конкретном полигоне и совместно с общим набором профессиональных компетенций, характерных для данной специальности, осваивает компетенции, отражающие особенности данного предприятия или оборудования и оснастки. Основным условием обеспечения адресности подготовки в такой системе является договор, в котором прописываются практическая и теоретическая части образования, а также возможности получения и виды дополнительной квалификации.
3. Достоверность квалификации. Социальные партнеры – работодатели, являются главными заинтересованными сторонами при такой системе подготовки, поэтому дополнительно к диплому образовательного учреждения необходимо получение свидетельства признания квалификации профессиональным сообществом. Механизмом подтверждения квалификации является Центр оценки сертификации квалификации. ЦОСК представляет интересы работодателей и проводит экспертизу на соответствие профессиональным стандартам. В состав экспертной комиссии ЦОСКа входит представители от предприятия-работодателя, поэтому присвоенный уровень квалификации признаётся безусловно достоверным.
Основными факторами данной технологии являются:
1. Раннее профессиональное определение, включающее в себя мероприятия по профессиональному ориентированию, мастер-классы и психотренинги для школьников.
2. Система практико-ориентированной подготовки позволяет обеспечить подготовку высококвалифицированного специалиста ориентированного на конкретное производство за более короткое время. Основным средством и методом такой подготовки является вовлечение обучающегося в условия реального полигона на ранних стадиях подготовки, для чего служат учебно-производственные полигоны и производственные площадки базовых кафедр социальных партнеров;
3. Система оценки квалификации и её профессиональное подтверждение включает в себя оценку со стороны государства через выполнение выпускной квалификационной работы, а так же признание и подтверждение этой оценки профессиональным сообществом через получение экспертного заключения Центра оценки сертификации квалификации.

При разработке проекта руководствовались следующими документами: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»,
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы,
- Стратегия развития Нижегородской области до 2020 г.
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

Цель и задачи проекта
Цель: подготовка высококвалифицированных специалистов, не требующих дополнительной переподготовки и адаптации к производственной среде для автотранспортной отрасли.
Реализация намеченной цели в рамках реализации программы предполагает решение следующих задач:
- совершенствование взаимодействия с потенциальными работодателями в области содержания подготовки;
- переосмысление содержания рабочих программ профессиональных модулей в сторону увеличения практикоэффективности;
- постоянное обновление содержания подготовки специалистов в соответствии с современным уровнем развития производства и технологий в области диагностирования, технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта;
- обеспечение соответствия между образовательными и профессиональными интересами личности обучающегося, позволяющее обеспечить его социальную и профессиональную мобильность, открытость к изменениям и творческому поиску.

Основное содержание проекта
Реализация принципов практико-ориентированности подразумевает, что практическая подготовка студентов базируется на реализации требований потенциальных работодателей. Для этого были разработаны опросные листы, на основании которых были определены следующие показатели:
- виды рабочих мест на СТО;
- виды и марки наиболее распространенного оборудования рабочих мест;
- требования к уровню квалификации по видам работ, выполняемых на рабочих местах СТО.
На основании полученной информации был оборудован полигон технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта на базе Ресурсного центра ГБОУ СПО «Перевозский строительный колледж». Полигон был оснащен по выполнению работ по трем направлениям:
Диагностика ТОиР двигателей без выполнения работ по расточке коленвала и хонингования гильз цилиндров.
Ремонт подвески с выполнением работ по шиномонтажу, балансировке и «сход – развалу».
Компьютерная диагностика узлов и агрегатов автомобиля с выполнением работ по электрооборудованию автомобилей.
Вторым этапом реализации практико-ориентированности явилась переработка учебно-нормативной документации. В процессе анализа рабочих планов и КТП были выделены темы, практические и лабораторные работы, проведение которых можно перенести на учебный полигон. В результате чего семьдесят процентов учебного времени обучающиеся проводят, выполняя реальные работы на полигоне.
Воспитание ответственного отношения к своим обязанностям достигается за счет совмещения деятельности учебного полигона и СТО. Работа с реальными заказами позволяет добиться высокой квалификации и устойчивого профессионального навыка у обучающегося.
Работы выполняются под руководством трех мастеров-наставников. За каждым мастером закреплено два звена по четыре студента. Студенты работают на СТО посменно, последовательно переходя от одного поста к другому, с одного рабочего места на другое. Помимо работ с реальными заказчиками студенты выполняют техническое обслуживание и ремонт автомобилей автошколы. Теоретическая часть профессиональных модулей, а так же те работы, которые по тем или иным причинам невозможно выполнить на учебном полигоне, проводятся в специально оборудованной лаборатории, оснащенной мультимедийным оборудованием, а так же образцами современного технологического оборудования и оснастки для диагностики, технического обслуживания и ремонта автомобилей.
Реализация профессионального модуля ПМ.03 Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами в Перевозском строительном колледже реализована в рамках социального партнерства с Mobil Delvac. Оснащенные самым современным оборудованием лаборатории Автомобильных эксплуатационных материалов, технического оборудования заправочных станций и технологии отпуска горюче-смазочных материалов позволяют выполнять все виды работ, заложенные в профессиональном модуле с материалами и оборудованием Mobil Delvac.

Ресурсное обеспечение проекта
Кадровое обеспечение:
25 преподавателей колледжа, 6 кандидатов наук, 12 ведущих специалистов предприятий бизнес – партнеров, 1 – Народный учитель, 5 – Почетных работников СПО.
Нормативно - правовое обеспечение:
Статус инновационной площадки ГБОУ ДПО «НИРО», экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО» (2010), договора о сотрудничестве с социальными партнерами.
Программно-методическое:
Учебно-нормативная документация, учебно-методические материалы по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», графики загрузки полигонов.
Информационное:
Программа компьютерной диагностики электронного блока управления BOSCH МР7.0
Программа Сканматик для диагностики отечественных и зарубежных автомобилей
Программа диагностики ЭСУД
Материально-техническое:
Полигоны: Полигон технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта, полигон диагностики автомобильного транспорта, производственные площадки социальных партнеров.
Лаборатории: Электрооборудования автомобилей и двигателей внутреннего сгорания; Автомобильных эксплуатационных материалов, технического оборудования заправочных станций и технологии отпуска горюче-смазочных материалов.
Партнеры проекта
Объединение работодателей "Нижегородская Ассоциация промышленников и предпринимателей"
Торгово-промышленная палата Нижегородской области
Корпорация Exxon Mobil
Группа компаний «Профессионал»
«Вадское Пассажирское автотранспортное предприятие» - филиал Государственного предприятия Нижегородской области «Нижегородский пассажирский автомобильный транспорт»
6. Образовательные организации Нижегородской области, объединенные сетевым взаимодействием.
7. Школы - участники инновационной площадки ГБОУ ДПО НИРО.

Целевая аудитория проекта
Обучающиеся по специальности Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта и профессии Автомеханик.
Группы граждан: безработные, мигранты, нетрудоустроенная молодежь.

План реализации проекта
Этапы реализации проекта:
1 этап – аналитико-проектировочный (2012 – 2013 г.г.)
2 этап - организационно-коммуникативный (2013 -2014 г.г.)
3 этап - исполнительский (2014 – 2015 г.г.)
4 этап – заключительный (2015 – 2016 г.г.)
1 этап – аналитико-проектировочный:
1. Изучение базовых основ подготовки в условиях реального производства.
Анализ прецедентов подготовки специалистов в условиях реального производства.
Разработка нормативной документации;
Переработка учебных планов.
2 этап – организационно - коммуникативный:
1. Определение участников проекта, согласование их функций, разработка механизмов взаимодействия.
2. Согласование и подписание документов, обеспечивающих взаимодействие участников.
3. Определение перечня направлений подготовки для участия в проекте.
4. Создание материально-технической базы для реализации проекта (создание учебно-производственных полигонов).
3 этап - исполнительский:
1. Реализация образовательного процесса.
2. Определение содержания уровня подготовки и квалификации специалистов в соответствии требованиями работодателей.
3. Корректировка образовательных программ с учетом факторов загруженности предприятий.
4. Организация набора и подготовки рабочих кадров по заявленным в рамках проекта образовательным программам.
5. Оценка промежуточных и итоговых результатов проекта.
4 этап – заключительный (обобщающий):
1. Подготовка рекомендаций по изменениям нормативно-правовой базы.
Составление аналитического отчета о ходе реализации проекта.
PR – продвижение результатов проекта.
Разработка методических рекомендаций по организации обучения на рабочем месте в условиях реализации образовательного процесса с элементами дуального обучения.


Ожидаемые результаты и социальные эффекты проекта
Ожидаемые результаты:
- выпуск высококвалифицированных специалистов, ориентированных на конкретное производство,
- сформированная база вакантных рабочих мест на предприятиях социальных партнеров;
- заключенные договора с предприятиями: ученические, партнерские и инвестиционные;
- сформированный перечень профессиональных компетенций (вариативная часть ФГОС), достаточных для выполнения работы на предприятии работодателя;
- разработанные индивидуальные графики обучения с использованием элементов интерактивных и дистанционных технологий обучения;
- переработанные учебные планы;
- разработанные и согласованные с работодателем графики учебного процесса;
- разработанные и согласованные с работодателем календарные графики обучения;
- разработанная и сформированная целостная система методического сопровождения (модульные программы, ктп, оценочные листы, КОСы и т.д. преподавателей, мастеров п/о и мастеров –наставников на предприятии);
- разработанные формы документов подтверждающих освоение дополнительных компетенций;
- разработанная система повышения квалификации педагогического коллектива, администрации и мастеров-наставников организаций социальных партнеров;
Ожидаемые эффекты для предприятий:
1. Включение работника в производственный процесс без потерь времени и средств на доподготовку.
2. Участие работодателя в определении состава и направления практической подготовки потенциального работника.
3. Оценка личностных, социально значимых и профессиональных качеств потенциального работника посредством независимой экспертизы в ЦОСК.
Ожидаемые эффекты для образовательной организации:
1. Заинтересованность студента в высоком уровне овладения профессиональными навыками и демонстрация этого уровня;
3. Более полная и объективная оценка сформированности навыков и опыта практической деятельности студентов;
4. Получение ряда документируемых процедур, позволяющих отследить и оценить работу мастера п/о, мастера-наставника.
Ожидаемые эффекты для обучающихся:
1. Гарантированное трудоустройство;
2. Подтверждение квалификации со стороны предприятия;
3. Быстрое включение в трудовую деятельность и получения заработка.

Основные подходы к оценке эффективности проекта:
Объем инвестиций, привлеченных образовательным учреждением в рамках государственно-частного партнерства (оснащение полигонов Ресурсного центра, Учебных центров и производственных площадок базовых кафедр);
Затраты выпускника на переподготовку и повышение квалификации при первичном трудоустройстве.
Степень участия социальных партнеров в определении содержания профессиональной подготовки потенциального работника.
Уровень удовлетворённости работодателя качеством выполнения трудовых функций выпускником при первичном трудоустройстве.
Процент выпускников, успешно подтвердивших квалификацию и получивших сертификат ЦОСК.
Процент выпускников, профессионально ориентированных на конкретное предприятие.
7. Степень удовлетворенности выпускника социальным статусом и местом в профессиональном сообществе, полученными в результате обучения в колледже.
8. Возможность использования другими образовательными организациями опыта подготовки специалистов в Перевозском строительном колледже.

Перспективы дальнейшего развития проекта
Дальнейшее развитие проекта позволит перевести подготовку по техническим специальностям на принципы дуального образования. В ближайшей перспективе планируется принять участие в движении WorldSkills по компетенции Автомеханик. Для этого планируется создание нового полигона и его оснащение в соответствии с требованиями мировых стандартов в области диагностики, технического обслуживания и ремонта автомобилей.