Конспект урока на тему:Новгородская республика(6 кл.)


Степанова-Казаринова Елена Витальевна
Учитель истории ГБОУ гимназия № 363
Предмет: история
6 класс
Тема урока: Новгородская республика
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели и задачи: познакомить с социально-экономическим и политическим устройством Новгородской республики; оценить особенности жизни новгородцев; характеризовать культуру Новгородской земли.
Планируемые результаты:
Предметные: охарактеризовать географическое положение Новгородской земли, увидеть особенности политического строя, экономики, культурного развития; рассмотреть основные занятия новгородцев; сравнить политическое развитие Новгородской земли и Владимиро-Суздальской. Продолжить изучение исторических источников.
Метапредметные: УУД- 1) коммуникативные: организовывать совместную работу с учителем и одноклассниками; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы; высказывать своё мнение, аргументировать свою точку зрения; 2) регулятивные: определять последовательность действий; самостоятельно определять цели обучения; осознавать уровень и качество усвоения материала; 3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; использовать таблицы, карту, анализировать материал учебника;
Личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России; развивать положительное отношение к учебной деятельности; развивать навыки анализа.
Образовательные ресурсы:
Учебник истории 6 класса под ред. А.В. Торкунова, Москва – «Просвещение» 2016г.
Презентация «Новгородская республика», подготовленная учителем.
Технологическая карта урока.
№ Этап урока Содержание Деятельность учителя Деятельность учащихся Результаты (личностные, предметные, метапредметные) Формы контроля
1. Организационный момент Приветствие, проверка готовности к уроку. Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место. Личностные: Проявляют положительное отношение к учебной деятельности. 2. Проверка домашнего задания Тестовый контроль. Ответьте в тетрадях на вопросы, которые вам представлены на доске.
Затем обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте правильность выполнения задания. Найдите ошибки.
Дайте оценка выполнению задания.
Проверяем всем классом правильность ответов.
Отвечают на вопросы.
Проверяют тетрадь соседа.
Дают оценку. Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, формулироваль, аргументировать и отстаивать своё мнение. Взаимо-
проверка.
3. Постановка учебных задач Беседа Предлагает догадаться о теме сегодняшнего урока на основе подсказок, предложенных учителем.
См. презентацию.
На прошлом уроке мы говорили об особенностях Владимиро-Суздальского княжества.
Сегодня мы продолжаем разговор о важнейших политических центрах Руси
Как вы думаете – о каком княжестве сегодня пойдёт речь?
Сегодня мы должны выяснить: Почему в Новгороде сложилась республиканская система управления. Предлагают варианты ответов.
Приходят к выводу, что речь пойдёт о Новгородском княжестве. Записывают поставленный вопрос. Познавательные: выделяют необходимую информацию из иллюстративного материала.
Личностные: проявляют интерес к предлагаемому материалу. Устный опрос.
Записи в тетради.
4. Изучение нового материала. Актуализация знаний. Использование знаний по истории Древнего мира и истории средних веков. - Вспомните – что такое демократия?
- В каком государстве существовала демократия?
- В чём она заключалась? Отвечают на поставленные вопросы. Познавательные: опираются на имеющиеся знания.
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Устные ответы.
1. Территория Новгородской земли Предлагает поработать с картой.
Проверяет выводы, сделанные учащимися, дополняет ответы учащихся. Изучите карту на стр.105 и определите:
- Какую территорию занимала Новгородская земля?
- На каком торговом пути располагался Новгород?
- Как местоположение определило основные занятия населения Новгорода?
Отвечают на поставленные вопросы. Познавательные: делать выводы, осуществлять самостоятельно поиск нужной информации. Устные ответы учащихся.
2. Занятия новгородцев Предлагает учащимся самостоятельно поработать с учебником п.2 §14 и ответить на вопросы. - Каковы были основные занятия новгородцев?
- Чем торговали новгородцы?
- Какие товары привозили в Новгород иноземные купцы? Работают с учебником
Устно отвечают на вопросы. Познавательные: делать выводы, осуществлять самостоятельно поиск нужной информации. Устные ответы
3. Основные категории населения Новгорода. Предлагает по 3 группам выполнить задания.
Разделитесь по группам и выполните задание:
1 группа готовит рассказ о «Лучших людях» боярах.
2 группа – о самой многочисленной категории населения.
3 – о самой состоятельной части населения.
Работают с учебником
Выступают с сообщениями. Познавательные: делать выводы, осуществлять самостоятельно поиск нужной информации.
Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Устные ответы учащихся.
4. Политические особенности Новгородской земли. Предлагает самостоятельно поработать с учебником
и в ходе работы заполнить схему. -Используя схему на доски вставьте необходимый текст в нужные графы. Заполняют в тетрадях схему. Познавательные: осуществлять самостоятельно поиск нужной информации., работать с учебником.
- структурировать полученные знания. Записи в тетрадях.
5. Культура новгородской земли. Учитель предлагает рассмотреть презентацию и иллюстрации учебника и ответить на вопросы. - В чём заключались особенности новгородской культуры?
-Каковы причины возникновения этих особенностей? Изучают презентацию, иллюстрации и текст учебника. Познавательные: осуществлять самостоятельно поиск нужной информации,
выделять необходимую информацию из иллюстративного материала. 5. Подведение итогов. Рефлексия. Обобщающая беседа. Закончите предложения:
-На уроке я работал…
- За урок я…
- Моё настроение…
- материал урока мне…
Отвечают на вопросы, оценивают свою работу. Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения материала.
Личностные: проявляют способность к самооценке. Оценивание работы учащихся на уроке.
6. Домашнее задание Учебник, §14, закончить заполнение сравнительной таблицы в тетради. Уточняет домашнее задание. Записывают д.з.