Конспект открытого урока на тему «Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова(-ева-), -ыва(-ива-)»


Учитель русского языка Макарова Оксана Александровна
МБОУ Собинского района СОШ № 4 г. СобинкиКонспект открытого урока на тему
«Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова(-ева-), -ыва(-ива-)»
Ход урока
Организационный момент
- Доброе утро! Сегодня на уроке мы продолжаем изучать глагол. А на уроке нам приходится записывать, рассказывать, доказывать, докладывать. Что объединяет слова, которые я сейчас назвала с точки зрения РЯ? (глаголы) А что обозначает глагол?(Действие)
Вот и выполните сейчас действия: запишите кл.работа и сделайте следующее задание.
Объяснение нового материала. Постановка проблемы.
- Вставьте пропущенные буквы. (Слайд 1).
- Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах? В какой морфеме? (выбор гласной буквы в суффиксах -ыва-, -ива-, -ова-, -ева-)
ДОКЛАД ? ВАТЬ
КОМАНД ? ВАТЬ
НАСТА ? ВАТЬ
ГОР ? ВАТЬ
Самостоятельное формулирование темы и цели урока.
Правописание гласных в суффиксах глаголов(Слайд 2).
- Какова цель нашего урока? (цель нашего урока– познакомиться с правилом и научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами)
Постараемся сами сформулировать правило, для этого прочитаем сказку.
Чтение сказки вслух с продолжением.
Грамматическая сказка
Жили-были в русской грамматике суффиксы –ова, -ева, -ыва, -ива. Честно трудились, образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному. Суффиксы –ыва- и –ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли свое место другим суффиксам.
Злые языки, правда, говорили. Что дело не в преданности – просто буквам Ы, И тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут. Так или иначе, но суффиксы –ыва- и –ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах. А вот суффиксы – ова-, -ева- таким постоянством не отличались и уступали свое место суффиксам –у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах.
Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает свое место, это –ыва- и –ива-, а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами – О,Е.
Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
- Какой нам урок дает эта сказка? Предположите, от чего зависит правописание суффиксов.
- Как бы вы назвали эту сказку? Какой признак легче запомнить? А какой признак выведет нас на правило? (круглые суфф. – стремятся убежать, с палочкой суфф. – преданные; ова,ева – меняются на –у,-ю: -ыва,-ива – постоянны).
- Дополним свои впечатления от сказки и проведем лингвистическое наблюдение.
1) Определите форму глаголов. (Слайд 3)
2) Сравните, на какие гласные оканчиваются формы 1 л. ед.ч. (-ую, -иваю,-ываю)
3) Как это связано с правописанием суффиксов в инфинитиве? Соотнесите формы глаголов с правописанием гласных в суффиксах.
Запись на доске: инф. – 1л. ед.ч. инф. – 1л. ед.ч.
инф. – 1л. ед.ч. инф. – 1л. ед.ч.
сделайте вывод, когда в суффиксах пишутся ы-и, а когда – о-е?
ночевать – ночую развешивать – развешиваю
беседовать – беседую рассчитывать – рассчитываю
3. Работа с алгоритмом
- Какие действия необходимо выполнить, чтобы правильно выбрать суффикс.
Из предложенных распечатанных элементов составим на доске алгоритм.
Работа на доске и в тетрадях. (Необходимы напечатанные элементы алгоритма, магниты)
Какое действие мы делаем во-первых?
Что делаем дальше?(Смотрим, на что оканч-ся форма 1 л.) Какие 2 варианта возможны?
Если форма 1 л. ед.ч. оканч-ся на –ую,-юю, то какие суффиксы будут писаться в инфинитиве? А если – на –иваю, -ываю?
Составление инструкции для применения правила.
- Отступите 1 строчку от алгоритма, мы ее заполним позже.
- Применяем алгоритм к уже выполненному заданию (Возвращаемся к 1 слайду). Проверьте, правильно ли вы записали глаголы. Поняли ли вы алгоритм? Давайте проверим работу Гриши на доске. Гриша комментирует правописание суффиксов на оценку.
- Кто сейчас осознанно исправил ошибку? Я вас поздравляю!
4. Закрепление изученного материала.
Применяя алгоритм, закрепим правило. Упр. 580 (выполняем устно, поднимают карточки с необходимым суффиксом, 1 человек проговаривает алгоритм) + 2 морфем. разбора на доске по желанию.
- Ребята, в упр. есть фразеологизм «дневать и ночевать». Кто объяснит его значение?
А как объясняет фразеологический словарь? Кто желает поработать со словарем?
Работа с текстом.
- Прочитайте, озаглавьте текст (Детство в деревне). Выпишите слова с изученной орфограммой, выделите суффиксы. Определите время и наклонение выписанных глаголов (повторение предыдущего материала) Я родился и вырос в деревне. Мы, ребятишки, всегда первыми узнавали новости.  Коробейники показывали заманчивые картинки. Я завидовал богатству бродячих торговцев и начал рисовать сказочных героев, а также зверей и домашних животных.  Зимой мы любили по следам распутывать звериные хитрости. Узнавали птиц по голосам. Умели им подражать.  Крестьянский труд сызмальства знаком мне. Я и пахал, и сеял, и молотил, пас скотину, возил с лугов сено. Все попробовал, почувствовал. Полюбил труд - самую верную опору человека - на всю жизнь.
Узнавали, показывали, завидовал, рисовать, распутывать, попробовал, почувствовал.
Исследование.
Не во всех глаголах есть изученный суффикс. С каким суффиксом мы можем спутать изучаемые морфемы? (с суфф. –ва-). Ребята, чтобы суффиксы –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-) отличать от других суффиксов, проведём исследование.
- Прочтите данные глаголы. Почему они разделены на 2 колонки?
устрАивать свивАть
опАздывать запотевАть
рассмАтривать сдавАть

- Выделите суффиксы в глаголах левой колонки. Назовите их.
- Какой же суффикс во всех глаголах правой колонки?
- Поставьте ударение во всех словах.
- Какую закономерность вы отметили? (суффиксы –ыва-, -ива- -безударные, а суффикс -ва- - ударный.)
- Кто сделает вывод: как отличать суффикс –ва- от суффиксов –ыва-(-ива-), -ова-(-ева-)?
Дополним наш алгоритм. Не спутай с суффиксом – ва-! Он всегда ударный.
Подведение итогов.
- Ребята, наш урок подходит к концу. Какая же была у нас цель?
Достигли ли мы этой цели? … Какие задания вам помогли ее достичь?
РефлЕксия деятельности

- Перед каждым из вас лежит бабочка.
На левом крылышке напишите 2 прилагательных, какими вам запомнились суфф. –ыва-, ива-. На правом – 2 прилаг., какими вам запомнились суфф. –ова-, -ева-. Если возникнут затруднения, можете обратиться к сказке.
Выставление отметок за работу на уроке.
- Кого вы бы отметили на уроке? Ребята, я добавлю, что устно хорошо работали… Всем спасибо!
Дом. задание § 98, упр. 582