Презентация по русскому языку на тему Правописание гласных в суффиксах глаголов прошедшедшего времени


Тема урока: Правописание гласных в суффиксах глаголов прошедшего времени.
Тип урока: Объяснение нового материала.
Цели урока: ----- Познакомить детей с правописанием гласных в суффиксах глаголов прошедшего времени ,оканчивающихся на- ть, чередованием согласных у глаголов на - чь ------ Развивать познавательный интерес учащихся; интеллектуальную сферу личности, развивать умения сравнивать и обобщать; умения самостоятельно делать выводы.
---- Воспитывать аккуратность и внимательность при решении заданий в рабочей тетради; Учить работать в группах и парах, создавать условия для воспитания чувств взаимоподдержки, взаимовыручки, дружбы, толерантное отношение к одноклассникам.
Метод обучения: частично-поисковый, проблемно-диалоговый,объяснительно-иллюстративный.
Средства обучения: интерактивная доска ,проектор, компьютер, магнитная доска, иллюстративный материал.
Программное обеспечение: 1)Учебник « Русский язык» 4 кл., часть 2; М, « Просвещение»2007
3) «Справочное пособие по русскому языку» О.В.Узорова,Е.А.нефёдова М; « АСТ Премьер» 2009
Примерная структура урока:
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Актуализация знаний — 6 мин.
3. Постановка проблемы и ввод темы урока, сообщение целей урока – 5 мин.
4. Изложение нового материала – 6 мин.
5. Физкультминутка – 1-2 мин.
6. Закрепление нового материала – 10 мин.
7. Применение изученного материала в самостоятельном решении – 6 мин.
8. Подведение итогов урока – 1мин.
9. Рефлексия-2 мин.
Ход урока:
1.Организационный момент –Пожмите друг –другу руки, улыбнитесь! Я тоже пожму руку «первой скрипке».Я пришла к вам с добром!
Сейчас я начну учиться. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Память моя крепка.
Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я очень хочу учиться! Я готов к работе!
( запись числа)
2.Актуализация знаний. Какие слова получатся , если произнести звуки данных слов в обратном порядке:
Шей ,код, ай, лей, люк, -назвать части речи.
--Какую тему изучаете?
-Что вы уже знаете о глаголе?
–Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит, это нужно?
(Не правда ли, звучит, как открытие!)
--- Что значит слово «глагол»?( Название “глагол” происходит от старославянского слова “глаголить — говорить”.
---Одним из значений слова “глагол” в древнерусском языке было “слово”, “речь вообще”.
--- Наш сегодняшний урок пройдёт под девизом, который я позаимствовала из стих-ия Пушкина
«Глаголом жги сердца людей» (дети записывают в тетрадь)--- обсуждение эпиграфа
-- Какое чувство у вас вызвало это предложение? Постарайтесь ответы дать глаголами.
( удивились, изумились, опешили, поразились)
--В каком времени стоят эти глаголы?
--- Как быстро бежит время, вы только что назвали глаголы , а они уже в прошедшем времени.
--- Много секретов таит в себе глагол. А кто из вас хотел бы принять участие в научном эксперименте в области исследования глаголов? -- Тогда спешу познакомить вас с моим добрым приятелем профессором Зубрилкиным, который будет наблюдать за нашими исследованиями.
( вывешиваю Зубрилкина)
3.Постановка проблемы и вывод темы урока, сообщение целей урока :--- Посмотрите на доску, что скажете про эти глаголы?
Нач…л, услыш…л, пон…л, прин..л, пове..л, кле..л,обид…л.
--- Варианты написания?(далее по ситуации)
---- Почему сделали ошибки?
--- У профессора есть ассистентка Елена Почемучкина, которой тоже будет интересно узнать ответы на этот вопрос. Возможно, наши открытия помогут и ей стать профессором.А то она совсем «повесила нос».
( ВНИМАНИЕ!)
Тема нашего урока? - сформулируйте её: Правописание гласных в глаголах перед суфф-ом л
4.Изложение нового материала .( самостоятельное изучение таблицы с.71 и вывод)
Формообразующие суффиксы л-От основы глагола какой формы образуются гл. прош. в.? При помощи какого суффикса?
(понаблюдайте!)
- Сохраняется ли глагольный суффикс в прошедшем времени перед –л ?
-- Входит ли он в основу слова?
-Исправим ошибки на доске.
Физминутка???
5.Закрепление нового материала .Работа по учебнику.
-- Как профессор убедится , что вы поняли правило?( через упражнения)
№ 42( слова вывешены на доску) Находим гл. н.ф. с – с ТЬ и ТИ, пишем , ставим в прош.в., муж.р.
1) Слушать- слушал; красить- красил. ( на –ть –л- сохраняется)
2)Плести-плёл;везти-вёз; нести-нёс.( на –ти—не всегда) ТОЛЬКО В МУЖСКОМ РОДЕ!!!!!!!!
----Значит остальные не стоят в Н.ф.? Докажите! Какую работу выполняет здесь ь знак?( обозн. грамматическую форму)
3)Стеречь-стерёг; сжечь-сжёг;беречь-берёг ( на –чь- нет) ТОЛЬКО В МУЖСКОМ РОДЕ!!!!!!!!

ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
6.Применение изученного материала в самостоятельном решении
-Вернёмся к 1 пункту наших наблюдений! Кто понял, как определять гласную перед –л? ОБЪЯСНИ!
- Выстроим алгоритм рассуждений :А) ставлю в н.ф.
Б) Определяю гласную перед –ть В) Пишу нужную гласную в суффиксе
--- Рыбач..л,та…л,поглад…л,услыш..л, расстав..л,зала..ла,трус.л----взаимопроверка.
ВЫВОДЫ!
--Всегда ли в глаголах прош.вр. есть суффикс –л? Первичный итог
Лингвистическая задача!( Переведите на русский)
Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:
- Калушата! Калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
- Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата Бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит калушатам:
- Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые.
--Вернёмся к началу урока: какое состояние было у Почемучкиной?) ПОВЕСИЛА НОС)---- А нам нужно «Зарубить на носу» то , о чём мы сегодня говорили на уроке!
----Какие речевые обороты со словом «НОС» могли бы подойти?
Водить за нос – обманывать
Клевать носом – засыпать
Остаться с носом – без того, на что рассчитывал
Зарубить на носу – запомнить
Держать нос по ветру!
7.Подведение итогов урока : МУЛЬТИКККККККККККККККККККККККК!