Конспект урока по русскому языку на тему Правописание гласных в суффиксах глаголов (6 класс)

Конспект урока
Предмет русский язык.
Класс 6
Учитель Суворова Людмила Владимировна МБОУ СОШ № 43
Учебник Русский язык 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. М., «Просвещение», 2012. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Н.В. Ладыженская, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба
Тема урока. Правописание гласных в суффиксах
глаголов
Тип урока Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: организация индивидуальной работы учащихся для открытия нового материала.
Образовательная цель: повторить сведения о глаголе и его грамматических признаках; познакомить с правописанием суффиксов ова/ева – ива/ыва; закрепить навыки правописания личных окончаний глагола.
Планируемые результаты: учащиеся сформируют представление о том, как пишутся суффиксы ова/ева – ива/ыва в глагольных формах (инфинитив и 1 лицо, ед. ч.): смогут на практике применять теоретические знания.
Формирование УУД
Личностные действия:
положительное отношение к уроку, понимание необходимости знаний:
следование в поведении моральным и этическим требованиям:
бережное отношение к слову
Регулятивные действия:
понимать и выполнять планируемые действия:
проговаривать вслух последовательность производимых действий
Познавательные действия:
понимать, обобщать информацию и применять имеющийся запас знаний;
извлекать нужную информацию
Коммуникативные действия:
развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
сохранять и развивать умение сотрудничать в группе; отвечать на вопросы, слушать и слышать;
способствовать развитию речи и логики мышления

Используемое оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки с заданиями


План урока.

Организация урока – 1 -2 мин.
Проверка домашнего задания – 5 – 7 мин.
Переход к новой теме – 1 мин.
Объяснение нового материала – 7 - 10 мин.
Физкультминутка 1-2 мин.
Закрепление материал – 20 мин.
Задание на дом – 2-3 мин.
Итоги урока – 1-3 мин.

Ход урока.

I. Организационный момент. Подготовить все необходимое к уроку.
Записать число, классная работа.
II. Повторение.
Начнем наш урок с терминологического диктанта.
1. Как называется форма глагола, которая не имеет непостоянных признаков (наклонения, времени, лица, числа, рода)?
2. Как называется наклонение глагола, которое обозначает реальное действие (изменяется по временам)?
3. Как называется наклонение, которое обозначает действие по приказу или просьбе?
4. Как называется наклонение, которое обозначает действие желаемое или возможное?
5. В каком наклонении глаголы могут оканчиваться только на ИТЕ?
6. В каком наклонении глаголы могут оканчиваться на ИТЕ или ЕТЕ?
7. Как определяется спряжение глаголов с ударным личным окончанием?
8. Какая форма глагола помогает определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?
9. Как называются глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица?

- Ребята, проверим этот диктант.
1. Неопределенная форма
2. Изъявительное наклонение
3. Повелительное наклонение
4. Условное наклонение
5. Повелительное наклонение
6. Изъявительное наклонение
7. По личному окончанию
8. Неопределенная форма
9. Безличные глаголы

III. Проверка д/з
– Проверим домашнее задание, упражнение № 575

– Назовите глаголы повелительного наклонения?
(Приготовьтесь)

– Назовите безличные глаголы?
(Светает)

– В какой форме он употреблен?
(В изъявительном наклонении, 3 л., ед.ч.)

– А у кого еще есть безличные глаголы?
(Надо возвратиться)

– В какой форме стоит этот глагол? Почему вы отнесли его к безличным глаголам? (Ты возвратишься; он возвратится)

(Это личный глагол в безличном значении, нет подлежащего и нельзя подставить)
IV. Работа с текстом.
Забота о птицах

Сережа любовался зимой воробьями и очень жалел их. Он смастерил для них кормушку, в морозные дни часто сыпал в нее хлебные крошки и зерно. Ведь сытой птице холод переносить легче.
Однажды зимняя стужа загнала сюда синичку. Она стала охотно посещать Сережину столовую. Синицы любят сало. Сережа доставал кусочки и подвешивал их на ниточке.
Синичка оказалась очень умной. Она мигом догадывалась, что это угощение для нее. Это лакомство пришлось ей по вкусу.
Однажды Сережа проспал. Синичка попрыгала с воробьями по пустой кормушке и стала клювом постукивать по стеклу окна.
С тех пор синичка каждое утро будила Сережу. 4
(По В. Чаплиной)

– О чем это текст? Какова тема текста?

( Текст о том, что птиц зимой надо беречь, заботиться о них, им трудно находит пищу под снегом)

– Как мы можем озаглавить этот текст?
( А у автора он называется «Забота о птицах»)

– Каков тип этого текста?
(Это повествование, потому что происходит развитие действия, и мы можем задать вопрос: Что будет дальше?)

– А какая часть речи помогает развивать действие?
(Глагол)

V. Объяснение нового материала. Постановка проблемы по орфографии суффиксов глагола ова/ева – ива/ыва

– Обратимся к тексту и выпишем выделенные глаголы, поставив их в неопределенную форму и выделим суффиксы
ЛЮБОВАЛСЯ - ЛЮБОВАТЬСЯ

ПОДВЕШИВАЛ - ПОДВЕШИВАТЬ

ДОГАДЫВАЛАСЬ - ДОГАДЫВАТЬСЯ

ПОСТУКИВАЛ - ПОСТУКИВАТЬ

– Подумайте, от чего зависит выбор суффиксов в глаголах.

(Мы убедились, что при написании суффиксов глаголов необходимо выбрать гласную букву. Целью нашего урока является- познакомиться с правилом и научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами)


– Поставьте глаголы в 1 л. ед.числа? (Какое местоимение нам поможет?)

ЛЮБОВАТЬСЯ ЛЮБУЮСЬ

ПОДВЕШИВАТЬ ПОДВЕШИВАЮ

ДОГАДЫВАТЬСЯ ДОГАДЫВАЮСЬ

ПОСТУКИВАТЬ ПОСТУКИВАЮ

– Как ведут себя суффиксы глагола, когда мы изменяем глагол по лицам?

(Суффикс ОВА изменился на УЮ, а суффиксы ИВА и ЫВА – не изменились).

– Какой вывод можно сделать о правописании этих суффиксов?

(Суффикс ОВА пишется в глаголах, если в 1 л. ед.ч. изменяется на УЮ; а
ИВА, ЫВА, если в 1 л. ед.ч., суффикс сохраняется)

Чтение параграфа 98

– Что нового мы узнали из параграфа?

( Суффикс ЕВА так же, как и ОВА изменяется, если поставить в 1 л. ед.ч.)

– Запишем алгоритм в справочник

Алгоритм правописание суффиксов
- ова/ -ева – -ива/ - ыва:
Горвать – докладвать

1. Ставлю глагол в форму наст/будущ. вр. 1го лица, ед.ч.
Я что делаю?
Я что сделаю?
2. Смотрю, на что оканчивается глагол
- УЮ, - ЮЮ - ЫВАЮ, - ИВАЮ




- ОВА/ - ЕВА - ИВА/ -ЫВА



VI. Физкультминутка
Руки кверху подними,
А потом их опусти,
А теперь их разверни,
И к себе скорей прижми,
Плечами поводи,
Головою покрути,
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Вновь за парту ты садись,
С увлечением учись!


VII. Закрепление материала.

1) Поставить глаголы в н.ф., выделить орфограмму.

БЕСЕДУЮ – БЕСЕДОВАТЬ
ТАНЦУЮ – ТАНЦЕВАТЬ
ВОЮЮ – ВОЕВАТЬ
ОСВАИВАЮ – ОСВАИВАТЬ
УКЛАДЫВАЮ – УКЛАДЫВАТЬ
ТРЕБУЮ – ТРЕБОВАТЬ
БАЛУЮ – БАЛОВАТЬ
2) выполнить упражнение № 580 по заданию учебника.
3) Заменить словосочетания одним словом (глаголом) с выделением суффикса.

Дал совет (посоветовал), проводил беседу (беседовал), проводить расследование (расследовал), подводить итог (подытоживал), производить расчет (рассчитывал).

4) – Ребята, найдите в тексте предложение для синтаксического разбора и сделайте его.
С. Г. С. сз. Г. М. пр. С.
Серёжа доставал кусочки и подвешивал их на ниточке.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми).


5) Самостоятельная работа
1. -ЫВА- Оправдвать - атаквать
2 –ОВА- Воспит..вать – торжеств..вать
3. –ОВА- Лакирвать – испыт..вать
4. -ОВА- Доклад..вать – исслед..вать
5 .-ОВА- Записвать – чувств..вать
6. -ОВА- Негодвать – откус..вать
7 .-ЫВА- Действвать – образоввать


– Разберём по составу глагол доставал
– Есть ли в этом слове изученные нами суффиксы? (Нет)
– Какие суффиксы вы выделили? (- Л, - ВА)
Это тема нашего следующего урока: отличие суффикса – ВА от суффикса – ОВА (- ЕВА).
Примечание. Глаголы с суффиксами -ова-, -ева-, -ыва-, -ива- необходимо отличать от глаголов с ударным суффиксом -ва- которые данному правилу не подчиняются; перед суффиксом -ва- сохраняется та же гласная, что и в начальной форме: запить запивать, напеть напевать.
Исключения: застрять застревать, застреваю, затмить затмевать, затмеваю, продлить продлевать, продлеваю.
VIII. Задание на дом:
1. § № 98
2. Написать мини-сочинение «Что я узнал о суффиксах глагола»
Сочинение можно написать в художественном стиле в форме сказки
(как встретились суффиксы, заспорили, кто важнее) или в научном стиле (это формулировка правила и примера).
3. Можно выполнить упражнение № 583 по заданию учебника, это тем, кто не будет писать сочинение.

IX. Итоги урока
Используя данные глаголы ( образовывали, тренировались, использовали, доказывали, пробовали), составьте простое предложение с однородными сказуемыми.

(Сегодня на уроке русского языка мы образовЫВАли новые слова, тренирОВАлись в написании суффиксов глаголов, использОВАли алгоритм, доказЫВАли выбор гласной в суффиксе и пробОВАли свои силы в самостоятельной работе).