Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся группы риска. Девиантное поведение


Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области
«Государственный гуманитарно-технологический университет»
Социально-технологический техникум
Выступление на педагогическом совещании
«Педагогические и социально-психологическое сопровождение обучающихся
«группы риска»
«Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся «группы риска»
ПОДГОТОВИЛА:
Педагог-психолог Социально-технологического техникума ГГТУ
Степина Жанна Александровна
ДАТА ВЫСТУПЛЕНИЯ: 6 апреля 2016 год
г.о. Орехово-Зуево
2016
Упражнение «Коллективный счёт»
Время проведения: 3 минуты
Процедура проведения: Сидящие в кругу участники должны считать по очереди от 1 до 5, причём каждый участник под номер три не называет цифру, а хлопает один раз в ладоши, а участник под номером 5 называет своё имя. Далее счёт начинается заново с цифры один. Например: 1, 2, хлопок в ладоши, 4, имя участника, 1, 2 и т.д.
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребёнка, ребёнка «группы риска». Данный вопрос является актуальной по причине того, что детская преступность, наркомания, хулиганство и правонарушения растёт с каждым годом, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным и делинквентным поведением.
Распространено ложное мнение о родителей о том, что главным воспитателем детей является образовательное учреждение, в плохой успеваемости обучающегося виноваты педагоги. В противоправных действиях подростка родители обвиняют улицу, и зачастую семья самоустраняется от процесса воспитания.
Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками воздействия образовательного учреждения на личность обучающегося. Со стороны педагогов нередко можно наблюдать несколько самых распространенных ошибок: невнимание к личности обучающегося, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, эмоциональной сфере. Количество горе-учеников, которые бросили образовательное учреждение, растёт с каждым годом.
Невозможность реализовать себя в учёбе толкает таких обучающихся на поиски приключений. Основными проблемными точками процесса деструктивной социализации подростков можно считать следующие: воспитание в неблагополучной микросоциальной среде; недостаточный уровень сформированности высших психический функций и эмоционально-личностной сферы и проблемы внутрисемейных взаимоотношений и др. В современном обществе категории детей с поведенческими расстройствами называют группой риска, трудными, трудновоспитуемыми и т.д.
Понятие дети «группы риска» может считаться сегодня общепринятым, однако существуют различные его трактовки, поэтому оно нуждается в уточнении и развитии.
Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.
Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Так, по мнению В.Е. Летуновой, можно выделить следующие факторы риск, которые создают вероятную опасность для ребенка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных).
- медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.);
- социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе; бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т.д.);- психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);
- педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).
Трудный ребенок чаще, чем другие испытывает разного рода неудачи, которые раздражают или пугают родителей и педагогов, в результате за ним закрепляется «ярлык» неудачника, который становится установкой и для самого ребенка. Риск – ожидаемое неблагополучие при неуспехе в деятельности – приводит к осложнениям, препятствует адаптации ребенка к нормальной жизни в обществе.
Также одной из причин, которая способствует тому, что дети попадают в группу риска, Это девиантное поведение.
По мнению социолога Игоря Семёновича Кона «девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой нормы, будь то нормы психического развития, права, культуры и морали.
Указываются и ряд факторов, которые могут способствовать проявлению поведенческих расстройств:
1 – социальные факторы (наличие трудностей в обучении, воздействие психотравмирующих ситуаций, влияние сверстников с чертами девиантного поведения)
2 – индивидуально-личностные факторы (низкий уровень самоуважения – не найдя признания в привычной для себя среде, подросток пытается повысить свой психологический статус у сверстников в антисоциальных групп.Выделяют несколько форм девиантного поведения:
- делинкветное поведение – поведение, нарушающее социальные и правовые нормы:
а) антисоциальное поведение – поведение, которое противоречит правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию (воровство, насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными; воровство, мелкое хулиганство; вандализм; порча чужого имущества; торговля наркотиками);
б) асоциальное поведение – уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений (побеги из дома; систематические пропуски занятий; ложь, агрессивное поведение; вымогательство; беспорядочные половые связи; ненормативная лексика; настенные надписи и рисунки непристойного характера);- аутодеструктивное поведение – поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности (курение, токсикомания, наркомания, суицидальные попытки; алкоголизм).
- аддиквитное поведение - поведение, при котором происходит изменение психического состояния посредством приема психоактивных веществ (ПАВ) или через постоянную фиксацию внимания на развитие и поддержание интенсивных эмоций (например, религиозный или спортивный фанатизм, Интернет-зависимость, гемблерг, т.е. патологическая склонность к азартным играм и т.д.). Другими словами алликция – это стремлением избежать внутреннего социально-психологического дискомфорта, изменить свое социально-психическое состояние, характеризующееся внутренней борьбой, внутриличностным конфликтом. Поэтому девиантный путь выбирают прежде всего те, кто не имеет легальной возможности для самореализации в условиях сложившейся социальной иерархии, чья индивидуальность подавляется, личностные стремления блокируются. Такие люди не могут сделать карьеру, изменить свой социальный статус, используя легитимные каналы социальной мобильности, в силу чего считают неестественными и несправедливыми общепринятые нормы порядка.
Поведение, которое не соответствует требованиям социальных норм, называется девиантным (или отклоняющимся).
Противоправные действия, проступки и правонарушения принято называть делинквентным поведением. Оно является одной из разновидностью девиантного поведения.
Татьяна Александровна Шилова, среди факторов отклонения и отставания в учении, указывает такие, как поведение вследствие ограничения (депривации) потребности в психологической помощи; дезадаптация (нарушение приспособления организма к меняющимся условиям внешней или внутренней среды); дезинтеграция (распад) как нарушение целостности личности; поведение типа барьера обучающегося как следствие педагогических ошибок (тревожность, агрессия).
По данным социологических и психологических исследований, подростки с девиантным поведением имеют следующие особенности:
1. Отсутствие ценностей, принятых в обществе (творчество, познание, активная деятельность); убеждение в своей ненужности в обществе, невозможности добиться в жизни чего-либо своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, достичь материального благополучия.
2. Ощущение эмоционального отвержения со стороны родителей и одновременно психологическая автономия (стадия нравственного развития, характеризующаяся способностью личности самостоятельно создавать или выбирать моральные правила для своей жизни и поведения).
3. Среди ценностей на первом месте - счастливая семейная жизнь, на втором - материальное благополучие, на третьем - здоровье.
4. В то же время, кажущаяся недоступность этих ценностей в жизни. Высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт - один из источников стресса.
5. Подкрепление потери ценности образования в реальной жизни пример тех, кто плохо учился или не учился совсем, а в жизни преуспел (имеет палатку, гараж, машину и т.д.) - без знания подлинных путей достижения таких «ценностей».
6. Повышенный уровень тревожности и агрессивности.
7. Преобладание ценности красивой, легкой жизни, стремления получать от жизни одни удовольствия.
8. Изменение направленности интересов свободное времяпрепровождение (в подъезде, на улице, подальше от дома и т.п.), ощущение полной свободы (уход из дома, побеги, путешествия, ситуации переживания риска и т.д.).
9. В отношениях со взрослыми характерны отклонения в общении, приводящие к переживанию своей ненужности, утрате собственной ценности и ценности другого человека.
Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентации.
В трудностях поведения детей и подростков очень часто отзываются проблемы самих родителей, корнями, уходящими в их собственное детство.
Проживание в асоциальных семьях приводит к снижению у детей эмпатии - способности понимать других и сочувствовать им, а некоторых случаях к эмоциональной «глухоте».
Важным фактором, оказывающим влияние на формирование личности, является воспитание и внеурочная занятость. Организация внеурочной деятельности необходима, так как это способствует развитию и реализации личностных возможностей обучающихся на основе удовлетворения их интересов и потребностей. В секциях, клубах по интересам, кружках обучающиеся приобретают опыт общественных отношений и осваивают новые для них социальные роли.
Технологии сопровождения детей «группы риска»
Принцип уважения индивидуальности личности. Если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются.
Принцип разумной требовательности. Можно все, что не противоречит закону, правилам распорядка образовательного учреждения, не вредит здоровью, не унижает достоинство других.
Принцип диалога. Уравнивание позиций педагога и обучающегося помогает достичь доверительных отношений. Обучающийся инстинктивно находит иногда более оригинальные и оптимальные пути решения многих проблем, задач, проектов.
Принцип психолого-педагогической поддержки. Обучающийся не должен чувствовать себя нелюбимым, даже если он плохо учится. Он должен видеть в педагоге учителя, который защитит его от незнания.
Принцип стимулирования самовоспитания. Каждый обучающийся должен научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача педагогов, создать такие условия, где ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности.
Принцип согласования. Все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что его педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для согласования детей друг с другом, детей и их родителей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Арефьев А.Л. Девиантные явления в среде учащейся молодежи // Народное образование. - 2003. - №7. - С.193-200
Бытко Ю.И., Ладно А.С. Девиантное поведение подростков // СоцИс. - 1988. - №4.
Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения.- СПб., 1993.
Гиндикин В.Я. Социально-психологическая характеристика различных контингентов трудных подростков // Дети с отклонениями в поведении. - М., 1968. - С.78
Горьковая И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психологический журнал. - 1994. - Т.15, № 2. - С.57-65.
Дети "группы риска": Мат-лы Междун. конф. - СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2001.
Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – Учебное пособие для ВУЗов.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М»2001.-160с.
Ковалева Т.В., Степанова О.К. Подростки смутного времени /К проблеме социализации старшеклассников. //Социологические исследования, 1998.
Кузнецова И. Психологическая поддержка. Принципы работы с детьми и подростками с отклонениями в поведении // Школьный психолог. - 2000. - №№ 29, 30, 31.
Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - C.81
Менделевич В.Д. Структура девиантных форм поведения в условиях масштабных социально-психологических перемен /Система социальной работы в условиях переходного периода: принципы формирования и функционирования. Материалы межрегиональной научно-практич. конференции. – Казань, 1998.
Минаева О. Психолого-педагогическая работа с семьей "трудного" подростка // Домашнее воспитание. - 2000. - №1. - С.78-79
Психологическая энциклопедия. 2-е изд. /Под ред. Р.Корсини, А.Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003. – 1096 с.:Плоткин М.М., Ширинский В.И. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей //Семья в России, 1997.
Рождественская Н.А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков: учебн. пособие». - М.: Генезис, 2015 г.
Хомич А.В. Психологич девиантного поведения: учебное пособие. Южно-Российский Гуманитарный Институт. - Ростов-на-Дону – 2006.