Развитие учебно-познавательных мотивов с учетом специфики предмета математики.


Исаенко Е.Н.,
Филиал НВМУ (Владивостокское ПКУ), г. Владивосток
Развитие учебно-познавательных мотивов с учетом специфики предмета математики.
Аннотация. Статья посвящена некоторым аспектам мотивации учебной деятельности на уроках математики. Раскрыты возможности их применения на различных этапах урока математики, а также на этапах изучения определений и решения задач Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха.
В. А. Сухомлинский
Математика – предмет особенный. Её абстрактный характер вызывает своеобразные трудности, поэтому важнейшей задачей является создание условий для формирования и развития учебной мотивации у обучающихся, чтобы обучение не порождало взгляд на математику, как на сухую, малоинтересную и даже застывшую, неразвивающуюся науку, чтобы занятия вызывали интерес.
В настоящее время изучение основ математики остается существенным элементом школьного образования в силу того, что математика обладает огромным образовательным, развивающим и воспитательным потенциалом. Успешность процесса изучения математики зависит прежде всего от желания учащихся овладеть основами науки.
Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Процесс формирования положительной мотивации, положительного отношения к учению - значимый и основополагающий.
Развитию мотивации учебной деятельности способствуют:
организация обучения, при которой нахимовец действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия нового знания, решает вопросы проблемного характера;
каждый урок предполагает разнообразие способов действий, однообразие вызывает скуку;
обучение должно быть трудным, но посильным. Легкий и слишком трудный материал не вызывают интереса.
чем чаще проверяется выполненная работа и оценивается, тем интереснее работать.
Мотивация учения в рамках урока представляет собой завершенный цикл и проходит ряд этапов: от мотивации начала работы (готовность, включенность) к мотивации хода выполнения работы и затем к мотивации завершения (удовлетворенность или неудовлетворенность результатами, постановка дальнейших целей и т.д.)
Чтобы обучение было по-настоящему эффективным, у обучающегося должна возникнуть потребность в знаниях (внутренняя мотивация).
Поэтому необходим подбор таких педагогических технологий, таких приемов, при которых обучающиеся на каждом этапе урока математики включены в активную деятельность.
Как развить интерес к математике? Несколько приемов.
Прием «ДА-НЕТ» : преподаватель загадывает нечто: число, фигуру, формулу. Ученики пытаются найти ответ, задавая как можно меньше вопросов, на которые преподаватель отвечает только да-нет. При этом формируются следующие УУД:
умение связывать разрозненные факты в единую картину;
умение систематизировать информацию;
умение слушать и слышать друг друга.
Графический диктант
Обучающимся предлагается перечень верных и неверных утверждений, по которым строится ломаная: они ставят точки «Да» - в верхней полуплоскости, «НЕТ» - в нижней, последовательно соединяя точки отрезками. Результат нагляден. Далее уместна взаимо- или самопроверка.
Формируются следующие УУД:
Умение анализировать информацию;
Умение применять знания в нестандартной ситуации;
Умение критично оценивать полученную информацию
Прием «ИДЕАЛ»
Это стратегия технологии развития критического мышления. Преподаватель формулирует проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова «Как», далее вопросы формулируют обучающиеся, обсуждая в группах.
Формируются следующие УУД:
Умение определять проблему;
Умение находить и формулировать пути решения проблемы;
Умение выбирать «сильные» решения.
Этот прием ведет к учебному исследованию, когда обучающийся сам ставит вопросы и ищет на них ответы, выдвигает гипотезы, доказывает или опровергает их. Результат не известен заранее.
Например, задача: «На клетчатой бумаге нарисуйте все прямоугольники, у которых площадь равна 24 клеткам ( стороны должны идти по границам клеток).
Сколько получится таких прямоугольников? Для каких площадей бывает только один прямоугольник? Для каких - два разных прямоугольника? Три различных прямоугольника?
Как зависит количество вариантов от площади?
Найти из всех прямоугольников с одинаковой площадью тот, у которого периметр наименьший.
Существенное влияние на возникновение правильного отношения к учебной деятельности оказывают положительные эмоции, возникающие от процесса деятельности и достигнутого результата. Большое внимание следует уделять подведению итогов урока так, чтобы ученики испытали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познавания нового. Этот этап служит своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, приводит к формированию ее устойчивости.
Таким образом, мотивация учебной деятельности состоит во взаимодействии учитель - ученик. Именно мотивация обучения является одной из основных задач педагогов. Средства формирования учебной мотивации , их применение позволит получить наиболее полный эффект. Между тем мотивация познавательной деятельности на уроках математики повышают уровень обучаемости школьников и по другим предметам.
Ссылки на источники
1. Додонов Б. И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. – 1984. – № 4. – С. 126–130.
2. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидактический аспект. – М.: Педагогика, 2012.
3. Новиков А. М. Методология учебной деятельности. – М.: Эгвес, 2005.