Конспект урока химии по теме Физические и химические свойства карбоновых кислот


Урок химии в 11 классе.
Тема урока: «Физические и химические свойства карбоновых кислот»
Цели урока:
Обучающие:
Продолжить формирование у учащихся умения применять алгоритм изучения класса органических веществ на примере карбоновых кислот: знать физические и химические свойства, обусловленные особенностями строения;
Сформировать умения прогнозировать свойства предельных карбоновых кислот, исходя из взаимного влияния групп атомов;
Сформировать умения использовать знания изомерии и принципов систематической номенклатуры при составлении формул и названий карбоновых кислот;
Сформировать умения записывать уравнения реакций, характеризующие химические свойства кислот.
Развивающие:
Развивать речь (обогащение и усложнение словарного запаса при использовании химической номенклатуры);
Развивать мышления: умение сравнивать (строение разных классов веществ – свойства), проводить аналогии (сходное строение – сходные свойства), прогнозировать (на основе строения прогнозировать возможные свойства), делать выводы (при наблюдении эксперимента); Развивать наблюдательность.
Воспитательные:
Формирование дисциплинированности, трудолюбия, аккуратности (ведение записей в тетрадях), терпимого отношения к ошибкам товарищей;
Содействовать становлению нравственных и экологических устоев личности.
Оборудование:
Доска;
Мультимедийное оборудование;
Компьютерная презентация «Физические и химические свойства карбоновых кислот»;
Видеоролики: «Определение запаха», «Возгонка бензойной кислоты»;
Экран;
Карточки с заданием (кроссвордом);
Карточки с дозированной помощью;
Учебник Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. Химия 10 класс.
Оформление доски:
Физические и химические свойства карбоновых кислот.
План урока:
Организация начала урока………………………………..2 мин.;
Актуализация знаний……………………………………..7 мин.;
Изучение нового материала……………………………....20 мин.;
Этап проверки понимания и закрепления знаний………9 мин.;
Подведение итогов на рефлексивной основе……………2 мин.
Ход и содержание урока:
I. Организационный момент. Цели урока.
На сегодняшнем уроке мы продолжим изучение предельных одноосновных карбоновых кислот.
Вопрос классу: 1. Что мы изучали на предыдущем уроке?
2. Какие свойства карбоновых кислот мы должны изучать согласно алгоритму изучения веществ?
- Физические и химические свойства карбоновых кислот.
Тема нашего урока:
«Физические и химические свойства карбоновых кислот»
II. Подготовительный этап. Актуализация знаний
Экспресс-опрос:
Какую общую формулу имеют карбоновые кислоты? (слайд 2);
Какая группа атомов в карбоновых кислотах определяет их свойства?
Какие вещества называют предельными одноосновными карбоновыми кислотами (ПКК)?
Номенклатура ПКК. (слайд 3 - 4)
По каким признакам классифицируют карбоновые кислоты?
(слайды 5 - 6)
Среди формул предложенных веществ, укажите формулы ПКК.
(слайд 7)
CH3 – CH3 ; CH3 – CH2 – OH ; CH3 – COOH ; CH3 – O – CH3 , CH3 – CH – COOH
|‌‌
CH3
Назовите кислоты. (слайд 8).
III. Рассмотрение нового материала урока.
Мы вспомнили состав, строение, изомерию и номенклатуру карбоновых кислот. Сейчас нам предстоит изучить физические и химические свойства данного класса веществ.
Физические свойства карбоновых кислот (слайды 10 -16).
Низшие карбоновые кислоты — жидкости с острым запахом, хорошо растворимые в воде. С повышением относительной молекулярной массы растворимость кислот в воде уменьшается, а температура кипения повышается. Высшие кислоты, начиная с пеларгоновой (н-нонановой) СН3-(СН2)7-СООН, — твердые вещества, без запаха, нерастворимые в воде. Низшие карбоновые кислоты в безводном виде и в виде концентрированных растворов раздражают кожу и вызывают ожоги, особенно муравьиная кислота и уксусная кислота.
Демонстрация видеороликов: «Определение запаха», «Возгонка бензойной кислоты».
 Химические свойства карбоновых кислот (слайды 17 -28)
Поскольку, класс веществ называется кислоты, то можно предположить, что КК будут иметь общие свойства с неорганическими кислотами. Но, поскольку это вещества органические, то для них будут характерны и специфические свойства.
Напомните, пожалуйста, какие свойства характерны для неорганических кислот. Вначале выслушать ответы учащихся, затем обобщить.
Общие свойства карбоновых кислот аналогичны соответствующим свойствам неорганических кислот.
1) Диссоциация в водных растворах (среда кислая, индикаторы меняют окраску):
СH3–COOH СH3–COO– + H+.
2) Вступают в реакцию замещения с металлами, стоящими в ряду напряжений до водорода:

3) Реагируют с основными оксидами с образованием соли и воды:

4) Вступают в реакцию нейтрализации с основаниями (щелочами и нерастворимыми) и амфотерными гидроксидами:

5) Взаимодействуют с солями более слабых и летучих кислот с образованием последних:

6) Реакция этерификации – образование сложных эфиров при взаимодействии карбоновых кислот со спиртами:

t0, H+
CH3–COOH + HO–C2H5 CH3–COO–C2H5 + H2O
Уксусная этиловый этиловый эфир уксусной
кислота спирт кислоты
7) Кислоты могут образовывать кислотные оксиды
(или ангидриды кислот).

Особые свойства кислот, обусловленных наличием в их молекулах радикалов.
1) Реакция с галогенами (особое свойство кислот, обусловленное наличием в их молекулах радикалов):

Муравьиная кислота, подобно альдегидам, легко окисляется(реакция серебреного зеркала)

HCOOH + Ag2O = H2CO3 + 2Ag

H2O CO2
IV. Первичная проверка понимания и закрепления знаний
Кроссворд «Карбоновые кислоты» (слайды 29-31)
1 2 3 4 5 6 7 8 Ответив на вопросы кроссворда, расшифруйте слово, раскрывающее понятие карбоновых кислот.
1. Органические вещества, образующие кислотную среду при диссоциации и меняющие окраску индикаторов.
2. Карбоновая кислота, входящая в состав коровьего (сливочного) масла.
3. Межмолекулярная химическая связь, за счет которой низшие карбоновые кислоты существуют в виде димеров.
4. Основной продукт реакции нейтрализации между карбоновыми кислотами и основаниями.
5. Вещества, образующиеся в результате реакции этерификации.
6. Кислота, которая содержится в южном фрукте.
7. Вещества, окислением которых получают карбоновые кислоты.
8. Кислота, широко применяемая в качестве консерванта.
Выводы по уроку: (слайд 32)
Общие свойства, характерные для класса карбоновых кислот, обусловлены наличием в молекулах гидроксильной группы, которая содержит резко полярную связь между атомами водорода и кислорода.
Для карбоновых кислот характерны свойства как общие с неорганическими кислотами, так и специфические, присущие только для органических кислот.
V. Подведение итогов. Рефлексия. (слайд 33)
В заключение – рефлексивный тест.
1. Узнал(а) много нового.
2. right0Мне это пригодится в жизни.
3. Было над чем подумать.
4. На возникшие вопросы я получил(а) ответ.
5. Поработал(а) добросовестно, цель достигнута.
На доске два рисунка с рожицами (с улыбкой и без).
Предлагается выбрать вариант ответа в рефлективном тесте и зарисовать рисунок рожицы, который отражает отношение ученика к проведенному уроку на листах с кроссвордом.
Учитель благодарит учащихся за работу на уроке, комментирует полученные оценки за урок.