Технологическая карта к уроку химии в 10 классе . Тема Химические свойства карбоновых кислот


ФИО: Шам Ольга Афанасьевна
Школа: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Глебычевская средняя общеобразовательная школа»
Урок по теме «Химические свойства карбоновых кислот» (10 класс)
Цели урока:
1.Деятельностная: формирование универсальных учебных действий при изучении химических свойств карбоновых кислот через практическую деятельность, основываясь на ранее изученном материале: составе и строении карбоновых кислот.
2.Предметно-дидактическая: формирование знаний учащихся при повторении, закреплении; совершенствовать умения при составлении уравнений соответствующих химических реакций; совершенствовать речевую и познавательную деятельность учащихся.Планируемые образовательные результаты урока:
Предметные:
характеризуют свойства карбоновых кислот: общие с минеральными кислотами и характерные только для карбоновых кислот;
приводят примеры формул кислот и их названия, как тривиальные так и по системе ИЮПАК;
знают физические свойства минеральных и карбоновых кислот (отдельно и в сравнении);
знают химические свойства минеральных и карбоновых кислот;
составляют уравнения соответствующих химических реакций;
раскрывают взаимосвязь между строением, свойствами
Метапредметные:
участвуют в постановке темы урока;
работают с различными источниками информации;
устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы;
сотрудничают с одноклассниками (в паре, группе);
выражают и аргументируют свои мысли;
оценивают правильность выполнения своих действий и заданий;
решают обозначенные проблемы.
Личностные:
убеждаются в познаваемости мира;
убеждаются в зависимости свойств вещества от особенностей его состава и строения;
проявляют интерес к изучению химии.
Тип урока:
1.По ведущей дидактической цели: изучение нового материала.
2.По способу организации: комбинированный.
3.По ведущему методу обучения: репродуктивный.
Методы обучения:
1.Основной: объяснительно-иллюстративный.
2.Дополнительные: объяснение, беседа, самостоятельная работа, практическая работа, решение проблемных вопросов.
Основные вопросы урока:
1.повторение изученного материала, с целью проверки усвоения и определения темы урока;
2.изучение нового материала с применением практических исследований;
3. закрепление с использованием технологий проблемного обучения.
Средства обучения:
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
мультимедийное оборудование;
раздаточный дидактический материал для учащихся: инструктивные материалы; оценочный лист учащегося;
реактивы: соляная и уксусная кислоты, магний, гидроксид натрия, хлорид железа (III), оксид меди (II), индикаторы, питьевая сода, малахит, этанол, изоамиловый спирт;оборудование: спиртовка, пробирки:
презентация для обучающихся по теме «Химические свойства карбоновых кислот».
Ход урока:
Условные обозначения: ПСХЭ – Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Этапы урока Методы обучения Содержание деятельности Формируемые УУД Методы оценки/
самооценки
учителя ученика 1. Организаци-онный. Фронтальный.
Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку
(слайд 1).
Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места: таблица «ПСХЭ», инструкция по технике безопасности; инструкция проведения опытов, справочные материалы; оценочный лист учащегося.
2. Актуализа-ция опорных знаний и способов действий. Беседа.
Фронтальный.
Привлекает учащихся к определению темы урока с помощью следующих вопросов:
1.Знакомит учащихся с эпиграфом к уроку:
«Всякое вещество – от самого простого до самого сложного – имеет три различные, но взаимосвязанные стороны – строение, состав, свойство».
В.М. Кедров
2..Вспомните строение и состав какого класса органических соединений мы изучали на прошлом уроке?
3.Обратите внимание на информационную выставку и на слайд 3 презентации?
4.Почему на этом слайде название класса органических соединений соседствует с дольками мандарина?
5.Дайте определение карбоновых кислот. Слайд 4.
6..Назовите группы карбоновых кислот.
7.Что их объединяет? Слайд 5.
8.Какая роль функциональной группы в гомологическом ряду?
9. На какие группы делятся карбоновые кислоты?
На партах для каждого приготовлены по 3 карточки:
зелёная, синяя, красная.
Я покажу вам слайды, на которых изображены карбоно-вые кислоты, существующие в плодах и продуктах. Слайды 5-9
10.Поднимите соответствую-щую карточку и назовите кислоту:
красная – одноосновная;
синяя – двухосновная;

11.Что следует изучить после названных Вами параметров?
12. Как вы считаете, являются ли перечисленные вами сведения достаточными и системными?
9.Тогда как мы можем сформулировать тему нашего урока, опираясь на опыт изучения предыдущих классов кислородсодержащих органических соединений?
Уточняет формулировку темы урока: слайд 10; 11.
* предлагает решить задачу на установление формулы кислоты, с которой будут работать ребята; слайд 13; (фрагмент подготовки к ЕГЭ);
*определить карбоновую кислоту из предложенных органических веществ (фрагмент подготовки к практической работе по идентификации органических соединений); слайд 14;
*комментирует правила работы с листом самооценки.
Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении, предлагают формулировку темы урока.
Воспринимают дополнения и разъяснения учителя, начинают выполнять предложенную работу и оформлять оценочный лист (приложение 1).
Формулируют тему урока.
Повторяют правила техники безопасности при работе в химическом кабинете (слайд 12) Общеучебные, регулятивные, коммуникативные. 3.Формиро-вание новых знаний, уме-ний, навыков. Самостоятельная работа (в парах).
Физкультминутка.
Беседа.
Фронтальный.
Организует работу учащихся по изучению химических свойств карбоновых кислот на примере уксусной кислоты в сравнении со свойствами неорганических кислот:
Вопрос 1. Вспомните общие свойства неорганических кислот.
Задание 1. Используя инструк-цию 1 выполните лабораторные опыты и задания к ним.
Слайд 17.
Организует беседу по вопросам:
2.Как вы думаете, карбоновые кислоты могут обладать свойствами, отличными от свойств минеральных кислот?
Выполняют задание, работая в парах. Обсуждают результаты работы.
Оценивают правильность выполнения задания, заполняют лист самооценки.
Выполняют лабораторные опыты;
отвечают на вопросы в инструкции.
Отвечают на вопросы учителя, рассуждают, обо-сновывая свои ответы Регулятивные, коммуникативные.
Регулятивные, коммуникативные,
Личностные. Самооценка; оценка соседа по парте;
Оценка учите-ля.
Объяснение.
Подтверждает верность высказанных предположений и предлагает:
Задание 2. Используя инструк-цию 2 выполните лабораторные опыты, характеризующие кар-боновые кислоты, и задания к ним. Слайд 18;
Вспоминает вместе с учащими-ся тип химической реакции основе презентации (слайд 19) и акцентирует внимание на том, что механизм данной реакции будет рассмотрен в следующей теме.
!Демонстрирует опыт горения уксусной кислоты, ледяную уксусную кислоту и действие уксусной кислоты на яичную скорлупу. Воспринимают объяснение учителя, делают записи в тетрадях.
Отвечают на вопрос, высказывают свои мнения, участвуют в обсуждении.
Выполняют задание, работая в парах. Оценивают правильность заполнения таблицы, сопоставляя свой вариант, с вариантом, подготовленным учителем. Заполняют лист самооценки.
Общеучебные, регулятивные, коммуникативные опережающее обучение.
. 4. Закрепле-ние изученного материала. Использование проблемных технологий. Предлагает проблемы:
1проблема (положительная): В молекулах всех карбоновых кислот есть функциональная группа. Она характеризует их химические свойства.
2 проблема (отрицательная):Укусы муравьёв жгучие, но лечебные а многочисленные укусы могут привести к летальному исходу.3 проблема (двухвариантная):Уксусная кислота в одних случаях благо, а в других вред.*ответы каждой группы оценивают одноклассники и учитель; вопросы к выступающим прветствуются! Работают в группах, проблему освещает один представитель, а второй записывает формулы и названия кислот на доске.
Выполняют задания, проверяют и оценивают правильность их выполнения Заполняют лист самооценки.
Регулятивные, коммуникативные. Взаимооценка, оценка учителя.
5.Завершаю-щий.
Фронтальный.
Объявляет урок оконченным.
Подводит итоги работы на уроке. Предлагает ещё раз проверить правильность заполнения листа самооценки и подготовить его для проверки учителем.
Предлагает записать и комментирует домашнее задание: слайд 21.
П. С. А ещё я попрошу вас подумать на досуге и дать мне совет. Мне для консервирования  нужно 300 г 3,5%-ного раствора  уксусной кислоты. Какую массу 70%-ного раствора уксусной кислоты мне необходимо взять? Спасибо за помощь!
Слайд 22 . Благодарит за работу и дарит всем витаминки – аскорбиновую кислоту. Просит
учащихся на следующем уроке назвать формулу кислоты и высказать одним словом отношение к уроку и свои впечатления.
Смайликом отметить своё настроение на уроке.
Участвуют в подведении итогов работы на уроке. Высказывают свои суждения о ходе урока. Выставляют себе отметку за работу на уроке. Проверяют правильность заполнения листа самооценки и сдают его учителю.
Записывают домашнее задание, слушают рекомендации учителя по его выполнению.
Благодарят за урок. Регулятивные, коммуникативные;
личностные. Приложение 1
Лист самооценки
ФИО: _______________________________. Класс: _______.
Критерии оценивания:Шкала оценивания:
не справился с заданием (допустил более 3-х ошибок): 0 баллов;до 13 баллов: рекомендуется повторить материал;
допустил ошибки (до 3-х): 2 балла;14-19 баллов: отметка «3»;
справился с заданием: 4 балла; 20-23 балла: отметка «4»;
могу объяснить его другому: 5 баллов.24-25 баллов: отметка «5».
Количество баллов Отметка
…….. ……… Тест Итоговый балл Самооценка Средний балл (самооценка + оценка одноклассника/2) Оценка одноклассни-ка (соседа по парте) Оценка учителя Приложение 2
Слайды презентации:
Название слайдов презентации
Слайд 1
Слайд 2
Приложение 3
Слайды презентации:
Название слайдов презентации
Слайд 3
Слайд 4
Приложение 4
Слайды презентации:
Название слайдов презентации
Слайд 5
Слайд 6
Приложение 5
Название таблицы
. .
.