Конспект урока по русскому языку Употребление отрицательной частицы Не

Открытый урок русского языка
Программа: « Планета знаний»
Тема. «Употребление отрицательной частицы НЕ».
Педагогическая цель:
Повторить части речи, содействовать формированию умений раздельно писать частицу не с глаголами.

Планируемые результаты (предметные):
Знать, что в разговорной речи для утверждения и отрицания могут использоваться слова-предложения «Да», «Нет»; частица не с глаголом пишется отдельно.
Уметь: писать глаголы с частицей не; указывать части речи, правильно произносить глаголы с частицей не.

Личностные результаты:
-устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, адекватно воспринимать оценку собственной деятельности;

Метапредметные:
Познавательные УУД:
Экспериментировать с заменой смысла предложения (утверждения, отрицания), используя частицы.
Уметь анализировать и делать самостоятельные выводы, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;
Логические – устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные УУД:
- уметь прогнозировать предстоящую работу; уметь высказывать своё предположение; уметь проговаривать последовательность действий на уроке; уметь определять и формулировать цель на уроке самостоятельно;
-оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;
-осознают качество и уровень усвоения.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; уметь работать в парах,

Личностные результаты:
устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, адекватно воспринимать оценку собственной деятельности;
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник, карточки с пословицами, листы оценивания.



Ход урока:
I. Организация и мотивация учебной деятельности
- Поприветствуйте наших гостей.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету вам скажу: «Будет интересно!»
Будем мы читать, писать, строить предложения,
Чтоб сегодня, как всегда, в руки к нам удача шла.

- У меня хорошее настроение, потому что мы вместе. Я рада видеть вас. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

II Минутка чистописания. Словарная работа
- Какое словарное слово будем писать, отгадайте загадку.
И не снег, и не лёд, 
А серебром деревья уберёт. 
(Иней)
- Что такое иней? Слайд 1
- Записываем число октября, классная работа. Какие орфограммы встретились? Прописываем в тетрадях:
Соединение не и словарное слово: иней

III Актуализация и постановка учебной задачи. Формулирование темы и целей урока.
1. Работа в парах.
-У вас лежат карточка на столе. На ней записана примета, прочитайте. Укажите известные вам части речи.
Ночью иней выпадет – днем снега не будет. Слайд 2
Оценили свою работу.
2. Проблемная ситуация.
- Какое затруднение у вас возникло при выполнении задания?
- А что такое НЕ?. Перед какой частью речи стоит не, с каким словом употребляется? Какую роль играет в предложении? (Придает отрицательный смысл слову).
- Ребята, маленькое слово не называется частицей.
- Какова тема урока? Сформулируйте.

IV Открытие новых знаний.
- Перед какой частью речи стоит не, с каким словом употребляется? ( с глаголом). А как написали ее с глаголом? А как же она называется? Есть версии?
- Ребята, маленькое слово не называется частицей.
- Сформулируйте вывод.

- Проверим себя по учебнику (чтение правила)
-Глаголы не любят частицу не. Она такая маленькая, а «перечёркивает» то, что говорят глаголы. Она всё отрицает. Поэтому глаголы оттолкнули её от себя.

V Применение знаний и умений на практике.
1.Работа с пословицами в парах:
Кто (не) работает,
(не) дружит.

С ложью правда
и рыбку из пруда.

Без труда (не) вытащишь
(не) делает.

Лень добра
тот (не) ест.

Самопроверка. Слайд 2 Кто не работает, тот не ест. С ложью правда не дружит. Лень добра не делает. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Оцените работу в парах. Запишите пословицы в тетрадь.
- Какое правило вы применили, чтобы раскрыть скобки?
-А может ли частица НЕ писаться с глаголом слитно?
-Поможет ответить на этот вопрос грамматическая сказка «Сила любви»

Физминутка.
Я пришел из школы (шагают),
Я учу глаголы
Мне их выучить – пустяк,
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
«Кричать» - кричу (ааа),
«Вертеть» - верчу (вертят головой),
«Двигать» - двигаю (машут руками),
«Прыгать» - прыгаю (прыгают).

2. Прослушивание сказки.
«Гордую и упрямую частицу полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю». А она ему: «Не люблю!» Он признавался: «Верю». А она ему: «Не верю!» Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь» Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях, не только он, но и сама частица жить друг без друга не могут».
– Что интересного узнали? (Некоторые глаголы пишутся с частицей не слитно). – А вы догадались, почему в словах негодую и ненавижу, частица не пишется слитно? – Да, вы правы. Эти слова не употребляются без не, нет таких слов «годую», «навижу».
Уберем не? Есть такие слова?
- Давайте подберём к глаголам ненавидят, негодуют синонимы.
Слайд 3
Ненавидеть - презирать, не любить
негодовать - возмущаться
3. Работа по учебнику.
Письмо по памяти. Контроль. Взаимопроверка по учебнику.
Упр 85.
Оценивание работы.
Упр 88 Вставьте отрицательную частицу НЕ и прочитайте пословицы.
VI Домашнее задание

VII Рефлексия. Итог.
1- С какой новой частью речи познакомились?
-Какова ее роль в предложении?
-Какое правило связано с новой частью речи?
2.Работа с оценочными листами: оцените свою работу на уроке.
3. Смалики



















Самоанализ урока русского языка

Тема. «Употребление отрицательной частицы НЕ».
Педагогическая цель:
Повторить части речи, содействовать формированию умений раздельно писать частицу не с глаголами.

Планируемые результаты (предметные):
Знать, что в разговорной речи для утверждения и отрицания могут использоваться слова-предложения «Да», «Нет»; частица не с глаголом пишется отдельно.
Уметь: писать глаголы с частицей не; указывать части речи, правильно произносить глаголы с частицей не.

Личностные результаты:
-устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, адекватно воспринимать оценку собственной деятельности;

Метапредметные:
Познавательные УУД:
Экспериментировать с заменой смысла предложения (утверждения, отрицания), используя частицы.
Уметь анализировать и делать самостоятельные выводы, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;
Логические – устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные УУД:
- уметь прогнозировать предстоящую работу; уметь высказывать своё предположение; уметь проговаривать последовательность действий на уроке; уметь определять и формулировать цель на уроке самостоятельно;
-оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;
-осознают качество и уровень усвоения.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; уметь работать в парах,

Личностные результаты:
устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, адекватно воспринимать оценку собственной деятельности;
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник, карточки с пословицами, листы оценивания.
Урок по русскому языку строила в соответствии с требованиями
ФГОС, опираясь на принцип сотрудничества. При подготовке к уроку постаралась учесть работоспособность и особенности класса. На протяжении всего урока учащиеся были активны.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, последовательны чередовались различные виды деятельности. Учебная деятельность на уроке организована в соответствии с дидактическим смыслом: восприятие – осмысление – запоминание – применение в новой ситуации – обобщение – систематизация.
Урок построен в соответствии с дидактическими принципами: сознательности, активности, самостоятельности, системности, последовательности, доступности. Использовала наглядно-образный, частично- поисковый, проблемный методы.
Опираясь на свои знания и исходя из выводов, учащиеся самостоятельно сформулировали тему и цель урока.
Учащиеся включены в активный мыслительный процесс: идёт формирование новых понятий, актуализация опорных знаний, закрепление изученного материала, всё это в логической последовательности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и применению его в новых условиях. Проведение физминутки способствовало предотвращению у учащихся усталости.
Методы и приёмы: словесные, наглядные, практические (мультимедийная презентация, карточки для работы в парах; методы устного и письменного контроля и самоконтроля, взаимоконтроля.
Способ проверки знаний: контрольно- оценочный.
Формы работы: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Ребята оценивали свою деятельность на протяжении всего урока. В конце урока проведена рефлексия и подведён итог урока.