Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс. На тему: Употребление отрицательной частицы НЕ


Технологическая карта урока по русскому языку
Учитель: Лысова Т.С.
Класс: 3
Предметная область: филология (русский язык)
Тема урока: Употребление отрицательной частицы НЕ
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний
Цели:
углубление представления о разнообразии функций повествовательных предложений: сообщать, утверждая или отрицая информацию;
знакомство со способами выражения:
утверждение или отрицания с помощью слов – предложений да. нет.
отрицания с помощью частицы не (отсюда отрицательная частица) и её раздельным написанием с частями речи, особенно глаголами.
наблюдение над употреблением частицы не перед словами в художественных текстах, загадках, половицах, её смысловой нагрузкой, написанием.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- осознавать речевую культуру как общей культуры личности.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- отбирать материал в соответствии с учебной задачей, аргументировано высказывать своё мнение.
Познавательные:
- уметь решать орфографические задачи, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, находить ответы на вопросы, используя различные средства обучения.
Регулятивные:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей на уроке, оценивать правильность выполнения действий на уроке.
Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, участвовать в учебном диалоге, формулировать и аргументировать собственное мнение.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- корректно пользоваться в речи отрицательными словами, частицами.
- грамотно записывать глаголы отрицательной частицей НЕ
-иметь представление об употреблении частицы НЕ с разными частями речи.
Планируемые результаты:
- осознавать речевую культуру как общей культуры личности.
- отбирать материал в соответствии с учебной задачей, аргументировано высказывать своё мнение.
- корректно пользоваться в речи отрицательными словами, частицами.
- грамотно записывать глаголы отрицательной частицей НЕ
-иметь представление об употреблении частицы НЕ с разными частями речи.
Основные понятия:
- части речи;
- глагол;
- частица.
Межпредметные связи:
литературное чтение
Ресурсы:
иллюстрации, учебник, тетрадь, карточки.
Организация учебного пространства:
индивидуальная, парная, групповая, коллективная работы.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Обучающие и развивающие задания каждого этапа УУД
1. Орг. момент. Приветствует уч-ся, определяет готовность к уроку, читает стихотворение:
Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим
Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места. Регулятивные.
2. Постановка цели урока.
В позиции консультанта побуждает учащихся к принятию темы, организует диалог, помогает детям в формулировки цели урока. Определяют тему и формулируют цель урока. Вступают в диалог с учителем. - Как вы думаете. что станет темой нашего урока?
(употребление отрицательной частицы НЕ)
- Какую цель можно поставить перед собой?
(развить умение употреблять частицу НЕ)
Регулятивные, познавательные
коммуникативные.
3.Актуализация знаний
- Какую последовательность действий определяем для себя?
Вступают в диалог с учителем. Употребление частицы НЕ:
Что такое не?
К какой части речи относится?
Как пишется не с различными частями речи, в особенности с глаголами? Регулятивные,
личностные,
познавательные.
4. Словарная работа
Предлагает отгадать загадки, ответы на которые будут новые словарные слова:
1.НЕ царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит.
(Петух)
2.Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
Не пекарь, а печёт.
(Солнце) отгадывают загадки, комментируют написание словарных слов.
Записывают число, классная работа. Отгадывание загадок, комментированное письмо (Словарь: петух, солнце)
Познавательные,
регулятивные.
5.Формирование проблемы, планирование деятельности.
.
- Теперь каждый из вас устно составьте предложение со словарным словом «солнце»
-Вот мы с вами записали предложение, летом светило солнце ярко и обогревало землю. А сейчас?
-Верно, сейчас солнце светит, но не греет.
-посмотрите на первое наше предложение и второе, казалось похожи, но кто нашел различия?
- Мы выяснили, что тут есть частица НЕ, но кто может нам сказать, что же такое частица?
- Молодцы ребята, мы с вами узнали, чем же является НЕ у нас в предложении.
-Ребята посмотрите снова на наше предложение и скажите с какой частью речи употребленная частица НЕ? Докажите.
-А только ли с глаголами может употребляться частица НЕ?
-вы верно сказали, частица НЕ может писаться с различными частями речи, а её написание не с разными частями речи зависит от того, является ли не частью слова (приставкой) или отдельным словом – отрицательной частицей. Сочиняют предложения, один ученик записывает.
-солнце только светит, но не греет.
Пытаются дать определение «частица» с помощью учителя
Вступают в диалог с учителем, аргументируют ответы.
Дети внимательно слушают.
Предложение:
Солнце светит летом. (разбор предложения по одному человеку, начиная со второго ряда)
На доске появляется предложение: Солнце светит, но не греет.
(различия: появился союз но, глагол греет и не).
-Как вы думаете чем тут является НЕ? И какую функцию оно несет?
Частица — это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений.
Частица НЕ употреблена с глаголом ( Разбор предложения, нахождение грамматической основы)
Частица НЕ употребляется с именем существительным, прилагательным, местоимением.
Регулятивные,
личностные,
познавательные.
6.Развитие умений, применение знаний
-Об этом мы узнаете в старших классах, а сегодня мы поговорим более подробно о том, как частица не пишется с глаголом. И чтоб нам с вами было проще сформулировать правило, я придумала сказку для вас сказку. Сейчас я вам её прочту, а ваше задача будет на основе ее понять , какое правило показывает нам эта сказка.
-какое правило мы с вами можем вывести? Частица НЕ с глаголом как пишется?
- Давайте проверим по учебнику, а правильно ли мы вывели правило? Откройте учебник с. 66, посмотрите там есть правило, нам его прочтет …..
-Но есть и слова исключения, и их нужно запомнить, а слова которые нужно запомнить, как мы их называем?
-как вы думаете почему они так пишутся слитно.
-Посмотрите за окно, там прохладная погода, и уже не так часто мы выходим гулять и тем более уж выходить на прогулку в лес, а так бы хотелось подышать этим свежим лесным воздухом. Но находясь в лесу, так же как и в другом любом месте, мы должны соблюдать правила, вот какие вы например знаете правила поведения в лесу?
-Сейчас вы разделитель на пары. Перед вами лежать карточки с правилами поведения в лесу , ваша задача поставить там где необходимо частицу не, но обратите внимания там пропущены два последних пункта, вам необходимо дополнить своими правилами. Приступайте к работе.
Слушают.
Делают вывод.
Читают правило
Работа со словарем.
Нет слов годую и навижу, не входит в корень.
Рассказывают правила поведения в лесу.
Делятся на пары, выполняют работу. Сказка:
«Гордую и упрямую частицу полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю». А она ему: «Не люблю!» Он признавался: «Верю». А она ему: «Не верю!»
Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь…»
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» … И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола.
Работа с учебником: с. 66 правило, с.67 вывод.
Произносят хором: НЕ С ГЛАГОЛОМ ПИШЕТСЯ РАЗДЕЛЬНО!!!
(вывешивается таблица)
Работа со словарными словами:
Негодую, Ненавижу!
Пишем с красной строки, слово «словарь» с прописной буквы, двоеточие и словарные слова.
Работа с карточками:
БЕРЕГИ ЛЕС:
__ засоряй лес мусором.
__ разводи костер в лесу.
На красивой полянке ___ сорви редкий цветок.
___ трогай диких животных.

…(играет мелодичная музыка)
Регулятивные, познавательные
коммуникативные.
Физминутка
Наши глазоньки устали. Мы дадим им отдохнуть:Раз, два, три, четыре, пять – быстро глазки закрывать.Шесть, семь – их открыть и на руки поглядеть.Головою не верти, только глазками води:Вверх, вниз, влево, вправо. Отдохнули?! Повернёмся вправо влево.Руки вверх, руки вниз! Вверх! И снова наклонись!Вправо, влево головою! Руки вверх! Перед собою!Топни правою ногой, вправо шаг. На месте стой!Топни левою ногой, влево шаг и снова стой! Повернись на право к другу. Правую дай руку другу! 7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Откройте учебник на странице 67. Взгляните на упр. 87. Записываем его в тетрадь, комментируем написание по одному. Начиная с третьего ряда.
- Перед вами лежат листочки, на них написаны глаголы с частицей НЕ, сейчас каждый самостоятельно выполняет задание. И потом мы вместе проверяем.
-Обменялись с соседом и проверили по доске правильность написания. Оценили работу. Работаю с учебником в тетради.
Выполняют задание.
Производят проверку и оценки работы. Учебник стр. 67, № 87. Комментированное письмо.
Карточки в виде листочков:
не работаю
негодую
не люблю
не верю
ненавижу Регулятивные, личностные,
познавательные.
6. Рефлексия деятельности.
Создаёт условия для заключительной рефлексии. Организует обсуждение проделанной работы.
Работа с сигнальными карточками.
Осуществляют рефлексию своих знаний.
- с какой частью речи мы познакомились сегодня?
(частица).
- с какой именно частицей мы знакомились? (частица НЕ)
- какое новое правило, вы, узнали? (употребление частицы не с глаголом)
Сигнальные карточки:
Работал в полную силу – красный кружок;
Работал хорошо – синий кружок;
Мог работать лучше – зелёный кружок. Регулятивные,
личностные.