Историческое сочинение: 1462 — 1533 (правление Ивана III и Василия III)


1462 - 1533
Период 1462 – 1533 гг. – это время продолжения объединения русских земель и особой роли государства Московского и его институтов власти в создании целостной, не раздираемой усобицами державы, падение ига Золотой Орды, формирование особенностей национального самосознания. Этот период в истории Руси отмечается, во – первых, правлением Ивана Третьего (1462 – 1505) и освобождением Руси от ордынской зависимости; во – вторых, завершением объединения русских земель при Василии III Ивановиче (1505 – 1533); в – третьих, принятием единого общегосударственного свода законов – Судебника 1497 г.; в – четвертых, становлением русской государственности – принятие Иваном III титула «Великого князя всея Руси» (1485 г.) и появление впервые термина «Россия», а так же герба с двуглавым орлом ; в – пятых, формирование новых особенностей в культуре.. Наиболее важную роль в истории Руси этого периода принадлежит московским князьям – Ивану III Васильевичу (1462 – 1505) и Василию III Ивановичу (1505 – 1533). у. Огромная идеологическая роль принадлежит также и русской православной церкви, которая после падения Византии по ударами турок, становиться центром православия.
1. Правление Ивана III (1462 – 1505) и освобождение Руси от ордынской зависимости. При Иване III к московским владениям были присоединены удельные княжества, сохранявшие свою независимость и пытавшиеся лавировать между Москвой и Литвой. В 1462 – 1464 гг. Москве подчинились суздальско – нижегородские и ярославские земли, в 1472 – Пермь, в 1474 – Ростовское княжество, в 1478 г. после нескольких войн – Новгородская феодальная республика, в 1485 г. – Тверское княжество, в 1489 г. – вятские земли. Авторитет Москвы значительно возрос после ее освобождения от власти Золотой Орды. В 1476 г. Иван III отказался платить дань Орде, правопреемником которой было Астраханское ханство. Орда начала готовить поход на русские земли. В 1480 г. ее войска подошли к пограничной реке Угре, однако не решились атаковать армию Московского княжества. После «стояния» на реке Угре власть потомков Чингисхана над русскими землями прекратилась.
2. Завершение объединения русских земель при Василии III Ивановиче (1505 – 1533). При нем завершилось объединение русских земель вокруг Москвы. В 1510 г. утратила последние остатки независимости Псковская земля, где был снят вечевой колокол и перевезен в Москву. Вскоре к Москве были присоединены Рязанское (1517), Новгород – Северское (1523) княжества и Волоцкий удел (1521). Стремясь закрепить свою власть в присоединенных землях, Василий III, подобно отцу, переселял оттуда в Москву представителей местной знати и купечества. Несмотря на некоторые неудачи и трудности, Василий III достойно продолжил линию отца во внешних делах. Важнейшим результатом войны с Литвой было возвращение Смоленска (1514) – древнейшего русского города. К концу правления Василия III усилилась борьба с турецко – крымской агрессией. Василий смирил Казань, посадил на престол своего ставленника (1532) – хана Еналея – выстроил для ее завоеваний в будущем крепость Васильсурск. Он был грозою Ливонских немцев, Литвы и Польши, с честью поддерживал отношения с государями Западной Европы. Псковский инок Филофей в послании к Василию сформулировал теорию мирового величия России: «Москва – третий Рим».
3. Принятие единого общегосударственного свода законов - «Судебник» 1497 г. Это первый общегосударственный свод законов единой России. «Судебник» закрепил единое устройство и управление в государстве, учредил создание высшего государственного органа – Боярской думы – совета при великом князе. Судебник был направлен на защиту интересов феодалов. 57 – я статья устанавливала правило, по которому крестьяне могли уходить от помещиков только раз в году – за неделю до Юрьева дня и в течение недели после него с обязательной выплатой «пожилого», т.е. компенсации за потерю рабочих рук.
4. Становление русской государственности – принятие Иваном III титула «Великого князя всея Руси» и появление впервые термина «Россия», а так же герба с двуглавым орлом. В 1467 г. Иван Васильевич овдовел и в 1473 г. женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, что свидетельствует об авторитете великого князя московского в Европе. В это время Византия уже была порабощена турками (1453), поэтому Иван III вместе с рукой Софьи унаследовал права Палеологов на защиту интересов православного христианства и даже перенял герб Восточной империи – двуглавого орла. С приездом Софьи в Москве постепенно воцаряются новые обычаи: Иван Васильевич стал держать себя величаво, бояр обратил в покорных слуг; в знак особой милости установил обряд целования государевой руки; ву сношениях с иностранцами он уже титулует себя «царем», с пышной торжественностью принимает у себя послов. Он был первым из русских князей, кто сел на великокняжеский престол без Ордынского ярлыка.
5. Особенности развития культуры в XV – первой половине XVI в. Образование единой России порождает необходимость отражения статуса и независимости нового и единого русского государства в памятниках культуры. Начинается стремление к унификации различных произведений культуры различных направлений. Этот же период характеризуется укреплением светской (придворной )культуры, отличной от «низовой», народной. Во второй половине XV в. Кремль подвергается грандиозной перестройке. Были возведены новые стены, величественные соборы: Успенский (1476 – 1479) – итальянский архитектор Аристотель Фиораванти (по образцу Успенского собора во Владимире); Благовещенский (1484 – 1489) – псковские мастера; Архангельский (1505 – 1509) и Грановитая палата (1487 – 1491) – для торжественных приемов. В XVI в. в России идет интенсивное строительство каменных церквей и крепостей, хотя в целом Русь остается деревянной. Деревянный шатровый стиль проникает и в каменное зодчество. Одним из лучших образцов этого стиля является церковь Вознесения в Коломенском, заложенная в честь рождения Ивана Грозного (1532). Продолжается и строительство крестово – купольных храмов. В Новгороде строится Преображенский собор Хутынского монастыря (1515), в Троице – Сергиевой лавре – Успенский собор (1559 – 1585).
Выводы. Давая оценку правления Ивана III , несмотря на многочисленные войны, благодаря их победному окончанию и отсутствию междоусобиц, сорокатрехлетнеее царствование Ивана было одним из самых спокойных и счастливых для русского народа: успешно развивалась торговля и значительно поднялось благосостояние его жителей. История назвала Ивана III Великим. Что же касается Василия III Н. Карамзин так оценивает его «… он шел путем, указанным ему мудростью отца, не устранился, двигался вперед шагами, размеренными благоразумием, без порывов страсти, и приближался к цели, к величию России, не оставив преемникам ни обязанности, ни славы исправлять его ошибки; был не гением, но добрым правителем; любил государство более собственного великого имени…»