Рабочая программа элективного курса История в лицах. Реформы и реформаторы Российского государства. 10 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8
с.Спасское
(Новосельский филиал)
«Утверждаю»
Директор школы
__________________
Ж.Б. КлименковаПриказ № _____
от «___»____________201__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «История в лицах. Реформы и реформаторы Российского государства»
(НАИМЕНОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА, ПРЕДМЕТА, ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
________________10________________
(классы)
2015– 2016 учебный год
(сроки реализации)
Согласовано на методическом объединении.
Протокол № ______
от «___» _________ 201___г. Рабочую программу разработал (-а): Голубенко Н.П.
Ф.И.О.
должность: учитель истории
Подпись разработчика: _________________________
___________2015____________
(год разработки)
Оглавление
1. Пояснительная записка........................................................................с. 3 -5
2. Содержание программы курса............................................................с. 5 -7
3. Учебно – тематический план...............................................................с.7 -8
4. Литература и средства обучения.........................................................с. 8
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса «История в лицах. Реформы и реформаторы Российского государства» предназначена для изучения учащимися 10 класса. Курс рассчитан на 34 часа.
Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории. Особенно это актуально в современное время: время возрождения России.
Цель предметного курса «История в лицах» - расширение знаний учащихся о роли личности в истории. В настоящее время это имеет большое значение. Движение современного общества вперед требует от подрастающего поколения инициативности, умения самостоятельно принимать решения, активной жизненной позиции. На примере исторических деятелей учащиеся могут формировать в себе необходимые качества личности.
Задачи курса:
1) способствовать развитию гражданственности у учащихся, приучая их к диалогическому многомерному восприятию общественной деятельности, сбалансированному подходу к достоинствам и недостаткам исторических личностей, государства, общества;
2) формировать устойчивый интерес к историческому прошлому;
3) создавать условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории;
4) развивать умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания; творческие способности;
5) сформировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать в группе, вести дискуссию.
Технология учебно-познавательной работы при изучении курса отличается от работы в обязательных курсах, так как направлена на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся, а также индивидуальных черт и свойств. Особое место здесь отводится внутрипредметным связям, нацеленным на просвещение учащихся, высказывание личностных оценок, практическому применению полученных знаний. Иными словами, ориентирует учащихся на творческий характер обучения.
В процессе изучения курса происходит формирование общеучебных умений:
• анализ и сопоставление фактов;
• работа с учебной, научно-популярной и художественной литературой;
• анализ документов;
• оформление сообщений и рефератов.
Содержание программы предоставляет возможность, помимо формирования общеучебных умений, на основе специфического исторического материала развивать у учащихся специальные предметные умения и навыки:
• определять достоверность исторических фактов;
• устанавливать последовательность, синхронность исторических событий;
• сравнивать предлагаемые исторические события, исторические личности, анализировать, оценивать, выявляя сходства и различия;
• высказывать суждения об изученном материале, версиях, существующих в различных источниках по поводу исторических событий, фактов, личностей.
Методика работы со старшеклассниками предполагает в проведении элективного курса следующие формы и приемы:
• лекции с последующим опросом;
• лекции с обсуждением документов;
• беседы;
• семинары;
• практические работы;
• «мозговой штурм»;
• тесты;
• «круглый стол»;
• «суд над историческим деятелем»;
• викторины.
Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений, таких как:
• умение увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения;
• умение выдвинуть гипотезу;
• умение делать обобщения;
• умение систематизировать материал;
• умение составлять доклад по теме (на основе различных источников);
• умение перекодировать материал (схемы, таблицы, диаграммы);
• умение планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, вычленить плюсы и минусы своей деятельности);
• умение оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность.
Чтобы оценить образовательную деятельность учащихся, важно не только уделять внимание развернутым ответам, в которых проявляется готовность связно, образно излагать факты, но и формировать собственное отношение к оценке персонажей и фактов. Курс позволяет использовать новые, но уже достаточно популярные формы проверки знаний - тесты, решение исторических за дач, а также деформированные тексты, тексты с ошибками и т. д.
По окончании изучения предметного курса учащиеся должны:
• соотносить единичные факты и общие явления и процессы;
• называть характерные, существенные черты минувших событий и исторических личностей;
• сравнивать исторические события и исторических деятелей;
• излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и личностей;
• объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории; излагать оценки событий и личностей;
• сравнивать предлагаемые исторические версий и оценки, выявлять сходства и отличия;
• определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории, их оценку.
Условия для реализации:
Занятия по изучение предметного курса будут проходить в кабинете истории с использованием следующего оборудования: комплекты настенных карт, портретов. атласов по истории России, иллюстративный, справочный материал, научную и методическую литературу, дидактический и раздаточный материал, аудио- и видеоаппаратуру. (Атласы: «Россия с древнейших времен до XIX в.», «Россия в XIX в.», «Россия в XX в.»; карты: «Россия в XVII в.», «Российская империя во второй половине XIX в.» и др.)
Для фиксации результатов и коррекции познавательной деятельности учащихся необходимо иметь разнообразные виды заданий, в том числе и тестовых. Так, измерителем обученности учащихся может быть:
• исторический диктант, в котором учащиеся должны уметь правильно соотнести исторический факт с указанными на доске названиями, историческую личность с ее деятельностью;
• деформированный текст, в котором учащимся нужно вставить пропущенные слова, даты;
• текст с ошибками, в котором учащиеся должны исправить ошибки;
• обобщающие вопросы и задания;
• тесты.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА
Введение. Знакомство со структурой курса (1 час).
Структура курса, его особенности. Необходимость и актуальность изучения истории. Роль личности в историческом процессе. Реформы и реформаторы, их роль в развитии государства.
Тема 1. Российское реформаторство (2 часа).
Лекция «Российское реформаторство».
Семинар «Реформы и реформаторы».
Что такое реформа? Кого мы назовем реформатором? Реформа и революция, сравнительный анализ. Положительные и отрицательные стороны реформ. Проведение реформы «сверху». Роль реформаторов в развитии российского государства.
Тема 2. Первые отечественные реформаторы и их преобразования (1 час).
Первые русские реформаторы: Вещий Олег и княгиня Ольга. Их роль в развитии русского государства. Административно-финансовая реформа княгини Ольги.
Тема 3. Владимир Великий (Святой) (1 час). Крещение Руси - коренное преобразование русской истории.
Тема 4. Ярослав I Мудрый (1 час). Особенности установления норм права на Руси. Первый письменный свод законов
Тема 5. Владимир Мономах (1 час). Завершение первого письменного свода законов на Руси
Тема 6. Иван I Калита (1 час). Преобразовательная деятельность в сфере налогообложения населения
Тема 7. Дмитрий Донской (1 час). Превращение Москвы в политический центр Российского государства
Тема 8. Иван III (1 час). Преобразовательная деятельность в формировании российской государственности
Тема 9. Иван Грозный (2 часа).
Лекция «Реформы XVI века: Избранная рада и Иван Грозный»
Семинар «Иван Грозный: человек и правитель».
Причины проведения реформ в XVI веке. Реформаторская деятельность Избранной рады. Роль протопопа Сильвестра, Алексея Адашева, Андрея Курбского в деятельности Избранной рады. Иван Грозный и его преобразования. Опричнина: причины ее возникновения и результаты.
Тема 10. Первые Романовы (2 часа). Новая династия правителей. Первые преобразования: успехи и неудачи
Тема 11. Петр I (2 часа).
Практическое занятие «Петр I: тиран или...».
Судебный процесс
Причины проведения реформ в начале XVIII в. Цели реформаторской деятельности Петра I. Какой хотел видеть страну великий реформатор. Методы достижения цели. Петр I: человек и правитель. Итоги реформаторской деятельности Петра I.
Тема 12. Екатерина II (2 часа). Основные аспекты преобразовательной деятельности. Просвещенный абсолютизм
Тема 13. Александр I (1 час). Практическое занятие «Александр I:
либерал или радикал...?»
Тема 14. «Александр II: великие реформы» (2 часа).
Практическое занятие «Великие реформы». Личность Александра II. Причины проведения реформ во второй половине XIX в. Цели и методы проведения реформ второй половины XIX в. Особенности подготовки и проведения крестьянской реформы. Значение реформ Александра II.
Тема 15. Александр III Миротворец (1 час). Контрреформы. Миролюбивая внешняя политика России
Тема 16. Николай II (1 час). Долгожданная ГД в России
Тема 17. Последний реформатор Российской империи (1 час).
Лекция «П. А. Столыпин - последний реформатор Российской империи».
Личность П. А. Столыпина - последнего реформатора Российской империи. Деятельность П. А. Столыпина. Аграрная реформа: содержание и осуществление. Итоги реформаторской деятельности П. А. Столыпина.
Актуализация знаний учащихся по изученным вопросам. Групповая работа - развитие коммуникативных навыков
Тема 18. Реформаторская деятельность первых советских лидеров. (2 часа).
Лекция. Первые декреты Советской власти. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Конституция 1918 года. Политика «военного коммунизма». Переход к новой экономической политике.
Личность В.И. Ленина, Троцкого, Бухарина. Результаты первых реформ Советской власти.
Тема 19 . И. В. Сталин. (2 часа).
Семинарское занятие. Индустриализация её истоки и результаты. Коллективизация, её социальные и экономические последствия. Противоречие социалистической модернизации. Конституция 1936 года.
Культ личности Сталина.
Тема 20. Реформаторы середины XX века. (1 час).
Практическое занятие. Экономические и политические реформы Н.С.Хрущёва.
Экономические реформы середины 1960-х гг. Замедление темпов научно-технического прогресса. Дефицит товаров народного потребления, ' развитие «теневой экономики» и коррупции. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Концепция развитого социализма. Конституция 1977 г.
Тема 21. М. С. Горбачёв: перестройка, гласность. «Новое политическое мышление».(2 часа).
Лекция. Попытки модернизации советской экономики и политической-системы во второй половине 1980-х гг. Стратегия «ускорения» социально-экономического развития и ее противоречия. Введение принципом самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства. Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г.
Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Демократизация общественной жизни. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Основные аспекты «Нового политического мышления».
Тема 22. Б.Н.Ельцин (1 час). Особенности развития России после развала Советского Союза.
Тема 23. В.В. Путин (1 час). Путь построения правового демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой.
Итоговое повторение : История в лицах (1 час). Защита рефератов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/пНаименование тем
1 Введение
2,3 Российское реформаторство
4
Первые отечественные реформаторы и их преобразования (Вещий Олег. Княгиня Ольга)
5 Владимир Великий (Святой)
6 Ярослав I Мудрый
7 Владимир Мономах
8 Иван I Калита9 Дмитрий Донской
10 Иван III
11-12 Иван Грозный
13 - 14 Первые Романовы
15-16 Петр I
17-18 Екатерина II
19 Александр I
20-21 АлександрII: Великие реформы
22 Александр III Миротворец
23 Николай II
24 Последний реформатор Российской империи: П. А. Столыпин
25-26 Реформаторская деятельность первых советских лидеров.
27-28 И.В. Сталин (1924 — 1953 гг.)
29 Реформаторы середины XX века.
30-31 М.С.Горбачёв: перестройка, гласность. «Новое политическое мышление».
32 Б.Н. Ельцин
33 В.В.Путин
34 Итоговое повторение
Итого 34 часа
Литература и средства обучения
1. Абдулаев Э.Н. ЕГЭ. Практикум по истории: подготовка к выполнению части 2 (В). – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 95 с
2. Аверх, А. Я Столыпин и судьбы реформ в России. - М, 1991.
3. Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. История Отечества: с древнейших времен до наших дней.– М.: изд.центр «Академия», 1999. – 400 с.
4. Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира.- М.: Политиздат, 1988. – 271 с.
5. Журнал «Преподавание истории в школе».
6. История. Справочник абитуриента / С.В. Новиков- М.: Филол.общество «Слово, АСТ, Центр гуманитарных наук при ф-те журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова , 1998 – 736с.
7. Кобрин, В. Б. Иван Грозный. - М., 1989.
8. Кушнир А.Г. Хрестоматия по истории России в документах, материалах и комментариях. Учебное пособие. Т. 1,2 – М.: «Рипол классик», 1999.
9. Павленко, Н. И. Петр Великий. - М, 1990.
10. Примерные билеты и ответы по истории для подготовки к устной итоговой аттестации выпускников 11 классов общеобразовательных учреждений/ Авт.- сост. Ю.И. Максимов.- М.: Дрофа, 2002. – 224 с.
11. Самыгин П.С., Чапек В.Н. История России. Серия «Высший балл». Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 352 с.
12. Юрьев А.И. Новейшая история России.- М.: ООО «Изд- во АСТ», 2003. –
256 с.
13. Электронные ресурсы.
Технические средства обучения
1. Нетбук.
2. Колонки.
3. Проектор.
4. Проекционная доска.