Урок дружбы и общения Все начинается с дружбы

УРОК ДРУЖБЫ И ОБЩЕНИЯ НА ТЕМУ:
ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ДРУЖБЫ.
5-6 класс.
Цель:
раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших человеческих чувств;
формировать умение различать дружбу и товарищество;
Оборудование: выставка книг, презентация по теме, музыкальное оформление. 2-3 ученика подбирают и учат стихотворения по теме, чтение книг о дружбе, поиск пословиц и поговорок. Необходимые материалы:
- скотч и ножницы в каждую группу,
- 40 человечков, вырезанных из цветной бумаги, одинакового размера,
- цветные карандаши или фломастеры,
- белые листы бумаги А-4,
- шесть маленьких рисунков солнышка, шесть маленьких рисунков облака, шесть маленьких рисунков цветов, шесть маленьких рисунков сердец и один рисунок грозовой тучи.
Ход мероприятия.
Звучит песня о дружбе «Когда мои друзья со мной» (слова М. Танича, музыка В. Шаинского из кинофильма «По секрету всему свету»)
Слайд 1. Библиотекарь: Ребята, сегодня мы с вами прикасаемся к этике человеческих отношений, войдем в мир тонкий и сложный. Дружба, товарищество, друг и товарищ, казалось бы, понятия простые, но как сложно бывает порой разобраться в человеческих отношениях. А от того, насколько каждому удается сберечь и отстоять в себе и окружающих человека и человеческое, зависит, какой будет наша жизнь. У всех у вас есть друзья, товарищи. Так давайте разберемся, чем отличаются понятия “друг”, “товарищ”. Эти понятия очень близки друг другу, но все же различаются.
Слайд 2. Для истинных друзей Ты жизни не жалей, Но отличить умей, От недругов друзей.
М. Джалиль.
Как? Хорошо сказал Расул Гамзатов в одном из своих стихотворений:
«Вот человек, что скажешь ты о нем?»
Ответил друг, плечами пожимая:
«Я с этим человеком не знаком,
Что про него хорошего я знаю?».
«Вот человек, что скажешь ты о нем?» -
Спросил я у товарища другого.
«Я с этим человеком не знаком,
Что я могу сказать о нем плохого?».
Возможные ответы: товарищ – человек близкий с кем-нибудь общностью взглядов. Друг – тот, с кем могут быть отношения, основанные на взаимном доверии. Иметь друга и самому быть другом очень большое счастье для каждого из нас.
Слайд 3. Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг»
Библиотекарь: Выслушав ваши рассказы, я поняла, что некоторые плохо понимают смысл слова «друг». И употребляют его там, где нужно было бы употребить слова «товарищ», «знакомый», «приятель». Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова? И как бы вы их расположили по степени возрастания? (Знакомый, приятель, товарищ, друг)
А теперь потренируемся уверенно различать, когда и какое слово употребить. (Библиотекарь читает начало предложения, дети его заканчивают и громко произносят последнее слово)
О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать знакомый.
О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажите приятель.
Об однокласснике, с которым за годы учебы съеден пуд соли, скажете товарищ.
О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете друг.
Библиотекарь: А теперь я проведу с вами игру: найди себе подобного. Все участники игры должны молча найти одинаковые картинки и быстро объединиться в команды. До моей команды никаких действий не совершать. (На подносе лежат картинки с солнышком, цветком, тучей, сердечком и один рисунок грозовой тучи. Библиотекарь быстро, не глядя на картинки, раздает их детям.) Начали! Молодцы! Все быстро и тихо объединились в команды. Но что делать с нашей грозовой тучей? Кто хочет забрать ее к себе в команду? Молодцы, не оставили своего товарища. Так должно быть всегда и со всеми в вашем маленьком школьном коллективе.
Слайд 4. Работа со словарем Ожегова.
Библиотекарь: Сейчас объединим еще по две команды: солнышко с тучей, цветок с сердечком. Получите, пожалуйста, словари Ожегова и задания: найти определение слов друг – одной команде, дружба – другой команде.
Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой; сторонник, защитник кого-нибудь.
– А сейчас послушаем стихотворение “Мы друзья” Б.Заходера.
С виду мы Не очень схожи: Петька толстый, Я худой, Не похожи мы, а все же Нас не разольешь водой! Дело в том, Что он и я – Закадычные друзья! Все мы делаем вдвоем. Даже вместе Отстаем! Дружба дружбою, Однако И у нас случилась драка. Был, конечно, важный повод. Очень важный повод был! Помнишь, Петя? – Что-то, Вова, Позабыл! – И я забыл Ну, неважно! Дрались честно, Как положено друзьям: Я как стукну! – Я как тресну! – Он как даст! – А я как дам!
– Я думаю, что эти мальчики еще маленькие и не совсем понимают, что такое дружба. Но у них одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры. И со временем их дружба станет настоящей, крепкой, верной и долгой.
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
– Сейчас послушаем стихотворение “Дружба”.
– Что такое дружба? – Спросила я у птицы. – Это когда коршун Летает вместе с синицей. Спросила я у зверя: – Что такое дружба? – Это когда зайцу Лисы бояться не нужно. А после спросила у девочки: – Дружба – что такое? – Это что-то огромное, Радостное, большое. Это когда ребята сразу Все вместе играют. Это когда мальчишки Девчонок не задирают. Дружить должны все на свете: И звери, и птицы, и дети!
Справились с заданием все, молодцы.
Слайд 5. Стихотворение о дружбе.
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Если дружбой дорожить,
Можно спорить и дружить,
И не вспыхнет ссора
Из любого спора.
Слайд 6. Правила дружбы.
Библиотекарь: Действительно, дружба – главное чудо, если она настоящая. А настоящей дружба может стать только при условии, что каждый из друзей будет стараться для друга, а не для себя сделать что-то хорошее. Это одно из правил дружбы. Может, и вы мне скажете, какие правила есть у дружбы.
Не ссориться; Уступать; Не бояться просить прощения, если обидел друга; Быть вежливым; Не злиться; Не жадничать; Помогать другу; Быть честным; Быть внимательным.
Вот мы вместе и определили, какие правила главные в дружбе.
Слайд 7. Основные законы дружбы.
Библиотекарь: А какие же основные законы дружбы. Я буду называть их, а вы мне говорите: согласны ли вы с таким определением или нет.
Не оставляй друга в беде, дели с ним радость и горе. Отвернуться от друга в трудную минуту – предать его.
Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови, если он занимается чем-то плохим.
Относись к своему другу так, как ты бы хотел, чтобы он относился к тебе.
Быть требовательным к дружбе – значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба.
Не бойся у друга попросить прощения, и сам постарайся поскорее забыть свою обиду.
Дружба – это, прежде всего, вера в человека, не надо менять друзей.
Слайд 8. Знаешь ли ты своего друга?
Библиотекарь: Много мы уже сказали о том, какой должна быть дружба. Хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли вы, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями. Я приглашаю вас к доске, чтобы все увидели, кто у нас в классе настоящие друзья.
Игра «Знаю ли я своего друга?»
Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?» В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга. (Одному из участников игры завязывают глаза, другой подходит к доске, чтобы писать ответы на вопросы.)
Какой урок у него любимый?
На чем он любит кататься?
Какое время года у него любимое?
Какой вид спорта любит?
Кем хочет стать, когда вырастет?
Какое животное он хотел бы иметь дома?
Какие книги любит читать?
Библиотекарь: Ну что ж, как видим, (имя) хорошо знает, чем живет его друг, какие у него интересы, мечты. Проверим, как обстоят дела у (имя). (Игра повторяется) (Вариант: «К сожалению, (имя) тоже не совсем знает, какими интересами живет (имя друга), мне кажется, им нужно больше интересоваться жизнью друг друга»)
Слайд 9. Кто мой друг?
Библиотекарь: А сейчас я буду называть определение, каким должен быть друг и жду вашего одобрения.
Слайд 10. Друг – это
Библиотекарь: Я думаю, что все предыдущие определения, кто такой настоящий друг подходят не только к другу, сидящему рядом за партой или к другу, с которым вместе гоняешь футбольный мяч во дворе. Ведь другом может быть и ваша мама, которая всегда рядом с вами и всегда поддержит в любой ситуации. А кто еще, по вашему мнению, может быть другом?
- мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту;
- школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний;
- домашние животные, которые молча выслушают все твои проблемы;
- любимая игрушка, которая выслушает тебя, когда тебе будет плохо;
- любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней.
Библиотекарь: Кстати, а какие книги о настоящей дружбе читали вы и, о каких книжных героях вы можете сказать: они настоящие друзья.
Слайд 11. Пословицы о дружбе.
Библиотекарь: Дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержаться мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. Обратите внимание на пословицы:
- Человек без друзей, что дерево без корней. - Нет друга - ищи, а нашел – береги. - Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. - Дружба как стекло: разобьешь – не сложишь. - Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты. - Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает. - Друг спорит, а враг поддакивает.
Я сейчас буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать одну из пословиц, которая подскажет, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия. Что считать настоящей дружбой? Дружба – это единство в чувствах, отношениях к окружающему, оценках людей и поступков. Послушайте такую ситуацию и скажите. Была ли эта дружба настоящей? Как вы оцениваете поступок Наташи?
Наташа сказала: “Костя, я не выучила басню Крылова “Стрекоза и муравей”. Скажи учительнице, что и ты не выучил”. Я опешил и не успел сказать свое мнение, потому что прозвенел звонок и меня первым вызвали к доске. Пришлось мне с выражением прочитать басню и получить пятерку. Наташа сказала: “Как тебе не стыдно! – и отвернулась к окну”. Итак, ваше мнение. Можно ли обижаться в данном случае на Костю? Можно ли в дружбе диктовать свои требования?
Итог: Правильно: этот случай следует рассматривать как проявление лжетоварищества. Ведь по отношению друг другу недопустимо потребительство. Прежде всего, человек должен быть требовательным к себе, а не диктовать свои требования. А можно ли критиковать друг друга? Есть ребята, которые закрывают глаза на самые неблаговидные поступки только потому, что их совершает друг. Такую дружбу нельзя назвать верной, а друга, который не готов сказать в глаза горькую правду, - преданным. Если мы говорим о классе, как о дружном коллективе: что здесь вы – друзья или товарищи?
Значит, есть дружба личная и коллективная. Личная основана на чувствах друг друга, а коллективная - на общем деле. Как же добиться, чтобы в классе были товарищи и друзья? Что для этого необходимо? Помогать друг другу, знать друг друга хорошо, быть искренним, честным по отношению другому.
Предлагаю смоделировать дружный коллектив класса.
1. Каждой группе дается свое собственное задание, и работаете вы в группе различными способами.
Критерии оценки:
- участники смоделировали дружбу в классе;
- участники придерживались правила, работать дружно (за каждое нарушение вычитается 2 балла);
- коллектив дружный;
- участники использовали всех человечков.
2. Если команда работала шумно, и члены команды постоянно ругались между собой, то это повлечет за собой снятие с команды баллов.
3. Каждой группе раздаются по 10 человечков, вырезанных из цветной бумаги; ножницы; скотч.
4. По истечении времени каждая группа должна:
А) изложить логику дружбы в их коллективе;
Б) объяснить правила, по которым они работали, а так же поощрить активных и сообразительных детей.
Осмотр проектов. Командам задаются следующие вопросы:
Понравилось ли вам работать в данной команде?
У какой команды сразу не получилось работать дружно? Почему?
Какая группа хорошо справилась с задачей? Почему?
Какая группа не справилась с заданием? Почему?
Какая группа более всех довольна своим созданным коллективом?
Можно задать и дополнительные вопросы:
В какой группе был лидер?
Результат изменится или останется прежним, если поменять лидера?
Что важнее, работать вместе и сообща, или врозь?
Слайд 12. И в песнях о дружбе поется
Заключительное слово: «Кто достоин настоящей дружбы?»
Библиотекарь: Во многих языках слова “друг”, “дружба” по своему происхождению близки со словами, обозначающими родство и любовь. Поэты и писатели всегда сближали понятия “любовь” и “дружба”.
«Дружба – бескорыстная стойкая приязнь» - так определяет дружбу В. Даль в своем знаменитом Толковом словаре. И не случайно на первое место знаменитый ученый ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не потому, что это выгодно, а потому что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Сейчас, правда, некоторые ребята выбирают себе друга по одежке: кто богато и модно одевается, с тем и дружат. Но настоящих друзей они так и не находят. А без друзей человек не может быть счастлив. Дружбу нужно заслужить. Для этого нужно самому быть порядочным человеком. Заступиться за слабого, помочь старику, уступить место пожилому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.
Подведение итогов.
Слайд 13. Теперь вы о дружбе знаете все.
Библиотекарь: Как вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор? Что запомнилось больше всего?