Методическая разработка занятия кружка Зеленый островок« БИОИНДИКАЦИЯ ВОЗДУХА ПО СОСТОЯНИЮ ХВОИ СОСНЫ ОБЫКНОВЕННОЙ (Pinussylvestris L.)»


Занятие кружка «Зеленый островок»
Руководитель: учитель биологии
Ширяева Марина Михайловна
Учебно - исследовательская работа
Тема:
« БИОИНДИКАЦИЯ ВОЗДУХА ПО СОСТОЯНИЮ ХВОИ СОСНЫ ОБЫКНОВЕННОЙ (Pinussylvestris L.)»
Оборудование: хвоинки сосны с исследуемых участков, результаты исследований 2010-2015 года, презентация «Зеленый островок».
Цель исследования: выявить влияние атмосферного загрязнения на морфологические признаки сосны обыкновенной, в частности по хвоинкам.
Объект исследования: сосна обыкновенная.
Предмет исследования: состояние хвои сосны в разных условиях произрастания.
Исследования проводятся, применяя «щадящий режим» в отношении природных объектов, максимально сохраняя в первозданном виде используемую территорию.
Места проведения исследования:
1)УЧЕБНО-ОПЫТНЫЙ УЧАСТОК ЛИЦЕЯ им. В. В. КАРПОВА
2)ТРАССА «КАЗАНЬ – ЗЕЛЕНОДОЛЬСК» п. ЗАЛЕСНЫЙ
3)ОСИНОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ
4)СЕВЕРНАЯ ОБЪЕЗДНАЯ ТРАССА
5)НАСЕЛЕННЫЙ ПУНКТ ТУРА
6)НАСЕЛЁННЫЙ ПУНКТ РЕМПЛЕР
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Определить состояние хвои сосны в разных участках.
3.Доказать значимость показателей, характеризующих состояния хвои сосны, от условий произрастания растения.
Методы исследования: морфометрический,биоиндикация, сравнение.
Гипотеза: если применить метод биоиндикации по комплексу признаков сосны обыкновенной, то можно определить экологическое состояние атмосферы в районе проживания Осиновского поселения.
Ход работы:
Всесторонний анализ проблемы взаимодействия общества и природы. (актуализация знаний)
Актуальность проблемы. Продолжающееся ухудшение состояния природной окружающей среды, деградация природных систем, жизнеобеспечения и медленные ответные действия общества привели к реальной опасности экологического бедствия. Актуальность биоиндикации обусловлена скоростью, простотой и дешевизной определения качества среды.
Сущность метода биоиндикации.
У растений, под влиянием вредных веществ, происходит увеличение числа устьиц, толщины кутикулы, густоты опушения, развивается хлороз и некроз листьев, раннее опадание листвы. Некоторые растения наиболее чутко реагируют на характер и степень загрязнения атмосферы. Это означает, что они могут служить живыми индикаторами состояния среды. В настоящее время разработана концепция комплексного экологического мониторинга природной среды, составной частью которого является биологический мониторинг. Индикаторные растения могут использоваться как для выявления отдельных загрязнителей воздуха, так и для оценки качественного состояния природной среды.
Биоиндикация – это метод оценки действия экологических факторов при помощи биологических систем. В качестве биоиндикатора выбран чувствительный к выхлопным газам автомобилей вид сосны обыкновенной. Общеизвестно, что она является видом, реагирующим на загрязнение среды обитания продуктами техногенеза. Этот фитоиндикатор в естественных условиях растет в наших лесах. В связи с этим сосна обыкновенная представляет собой удобный объект для биоиндикации уровня загрязнения в нашем Зеленодольском районе.
Для того чтобы исследовать признаки сосны обыкновенной мы определили участки:
1)УЧЕБНО-ОПЫТНЫЙ УЧАСТОК ЛИЦЕЯ им. В. В. КАРПОВА
2)ТРАССА «КАЗАНЬ – ЗЕЛЕНОДОЛЬСК» п. ЗАЛЕСНЫЙ
3)ОСИНОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ
4)СЕВЕРНАЯ ОБЪЕЗДНАЯ ТРАССА
5)НАСЕЛЕННЫЙ ПУНКТ ТУРА
6)НАСЕЛЁННЫЙ ПУНКТ РЕМПЛЕР
5. Мониторинг исследований.
На этих участках проводилось исследование c 2010 года, поэтому проведем сравнение с ноябрем 2015 года.
Выявление степени повреждения и усыхания хвои.(учащиеся выполняют подсчет по методике, в это время – презентация школьного лесничества на 2-3 минуты по профориентации)
С ветвей 5 деревьев мы отобрали побеги одинаковой длины. Собрали с них хвою и визуально проанализировали ее. Степень повреждения хвои мы определили по наличию хлоротичных пятен, некротических точек, некрозов
Оценка повреждения (желтые или черные пятна): 1- хвоинка без пятен, 2- есть несколько мелких пятен, 3- много пятен, некоторые из них крупные во всю ширину хвоинки.
Оценка усыхания: 1- нет сухих участков, 2- кончик 2-5мм усох и пожелтел, 3- усохло до 1/3 длины , 4- вся хвоинка желтая, более ½ длины сухая. Надо иметь в виду, что шипик на конце хвоинки всегда более светлый, поэтому его окраска не включается в оценку!
Выводы: ……..Учащиеся подводят итоги и строят диаграмму мониторинга исследований, сравнивая результаты 201-2015 годов.
Заключение
Мы рекомендуем использовать результаты этой работы на различных уроках (биология, география, химия, экология), а также при проведении внеклассных мероприятий. В перспективе мы думаем привлечь внимание общественности к проблеме состояния окружающей среды.
Земля у нас одна. Мы должны заботиться о хорошем будущем, о прекрасной Земле, о дружбе человека и природы. Ни лес, ни озеро, ни горы, ни животный и растительный мир не могут сами позаботиться о себе. Вот это желание светлого, доброго, прекрасного будущего должно объединять каждого из нас.