План досугово-воспитательной работы направленный на формирование здорового образа жизни



План досугово-воспитательной работы
направленной на формирование
здорового образа жизни















Составила педагог доп. образования
МАУ ДО ДДТ г. Можайска
Кононова Т.В.
Пояснительная записка

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.
План по формированию ЗОЖ включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данный план является комплексным по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующий познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы «Школа рукоделия».
План досугово-воспитательной работы по формированию ЗОЖ направлен на нивелирование следующих факторов риска: страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении образовательной программы, интенсификации учебного процесса, адаптации учащихся в образовательном учреждении МАУ ДО ДДТ г. Можайска. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Нормативно-правовыми документами плана досугово-воспитательной работы направленной на формирование ЗОЖ являются:
-Закон Российской Федерации «Об образовании»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
-СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
-Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
-Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников;
-о недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
-гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы доп. образования (2009 г.);
План досугово-воспитательной работы направленный на формирование ЗОЖ может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательного-образовательного процесса в объединении «Школа рукоделия». Основная идея плана воспитательной работы направленного на формирование ЗОЖ, заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья, как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данный план направлен на формирование, сохранение и укрепление здоровья учащихся, в основу, которого положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание плана досугово-воспитательной работы, направленной на формирование ЗОЖ, раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на начальной ступени доп. образования и спроектирован с учётом нивелирования вышеперечисленных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья учащихся.
План досугово-воспитательной работы направленный на формирование ЗОЖ носит образовательно-воспитательный характер и направлен на осуществление следующих целей:
-формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
-развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
-обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Цели конкретизированы следующими задачами:
1.Формирование:
-представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
-навыков конструктивного общения;
-потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
Обучение:
-осознанному выбору моделирования поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
-правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
-элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
-упражнениям сохранения зрения.
Цели и задачи плана досугово-воспитательной работы, направленной на формирование ЗОЖ программы, соответствуют целям и задачам основной общеразвивающей программы, реализуемой в творческом объединении «Школа рукоделия», что подтверждено текстом далее.
Целью реализации основной общеразвивающей программы «Школа рукоделия» является обеспечение планируемых результатов, целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями учащегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Выстраивая предполагаемый образ учащегося, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием.
Следовательно, учащийся творческого объединения должен иметь устойчивый интерес к учению, наблюдательность, осведомленность, применять знания на практике, быть исполнительным, уверенным, инициативным, добросовестным, заботливым, аккуратным, правдивым, креативным, инициативным, чувствовать доброту, иметь привычку к режиму, навыки гигиены, уметь согласовывать личное и общественное, иметь навыки самоорганизации, открытый внешнему миру.
В соответствии с ФГОС применение данного плана досугово-воспитательной работы направленной на формирование ЗОЖ, решаются следующие задачи:
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Цель и задачи реализации основной образовательной программы учреждения не противоречат цели и задачам школы согласно Программы развития ОУ.
Соответствие целей и задач плана досугово-воспитательной работы направленной на формирование ЗОЖ, соответствует целям и задачам основной общеразвивающей программы творческого объединения «Школа рукоделия», будет способствовать осуществлению пролонгированного эффекта от ее реализации в педагогической практике.

Общая характеристика плана досугово-воспитательной работы направленного на формирование ЗОЖ
План досугово - воспитательной работы направленной на формирование ЗОЖ состоит из 7 разделов:
1. «Вот мы и в «Школе рукоделия»»: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;
2. «Питание и здоровье»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;
3.«Моё здоровье в моих руках»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;
4.«Я в школе и дома»: социально -одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательных учреждениях, гигиена одежды, правила хорошего тона;
5.«Чтоб забыть про докторов»: закаливание организма;
6.«Я и моё ближайшее окружение»: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;
7.«Вот и стали мы на год взрослей»: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.
В содержании плана перечисленные разделы возобновляются на протяжении 2 лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся. Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивания взаимное влияние интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности. План досугово-воспитательной работы, направленной на формирование здорового образа жизни, предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
План состоит из четырёх частей:
1. «Первые шаги к здоровью»: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.
2.«Если хочешь быть здоров»: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.
3.«По дорожкам здоровья»: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применение лекарственных растений в профилактических целях.
4. «Я, ты, он, она - мы здоровая семья»: формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.
Содержание плана отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данного плана в рамках досугово-воспитательной работы соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся.
План досугово-воспитательной работы направленной на формирование ЗОЖ носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.






























Межпредметные связи плана досугово -воспитательной работы направленной на формирование ЗОЖ

Межпредметн.
Связи
содержание
общеразвивающей программы «Школа рукоделтя»
Содержание плана по формированию ЗОЖ


Литературное чтение
Чтение русских народных сказок
Изготовление русской традиционной куклы-оберега
Просмотр кукольных спектаклей. Подбор пословиц и поговорок.

Окружающий мир (человек, природа, общество)
Сезонные изменения в природе
Организм человека
Опора тела и движение
Наше питание
Экскурсия «У природы нет плохой погоды».
Осанка – это красиво.
Умеем ли мы питаться.

Технология (труд)
От замысла к результату Технологические операции
Изготовление овощей и фруктов из солёного теста.

Изобразительное искусство
Мир фантазии.
Мир эмоций и чувств. Выставка рисунков «Какие чувства вызывает музыка у человека»

Физическая культура
Эстафеты по преодолению препятствий. Физические упражнения
Зачем нужна зарядка по утрам? Разучиваем комплекс утренней зарядки. День здоровья «Дальше, быстрее, выше».

Музыка
Выразительность музыкальной интонации.
Мир эмоций и чувств. Прослушивание музыкальных композиций

















Методическое обеспечение плана досугово-воспитательной работы
направленной на формирование здорового образа жизни

Не менее значимым при развитии здоровьесберегающей среды учреждения является состояние и перспективы обогащения материально-технической базы наглядными пособиями, техническими средствами обучения, а также обеспечение и поддержка состояния экологической комфортности среды помещений, в которых дети проводят часть времени на занятиях в творческом объединении «Школа рукоделия».
План досугово-воспитательной работы предназначен для обучающихся 7-16 лет.Принадлежность плана к досугово-воспитательной работе, определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех занятий основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 45 минут.
Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за объединением «Школа рукоделия»;
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса
предполагает, использование форм и методов обучения, адекватных
возрастным возможностям учащихся в объединении

























Технологии проведения занятий по плану досугово-воспитательной работы направленной на формирование ЗОЖ

формы проведения занятия
и виды деятельности
тематика

игры
Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим
“Я б в спасатели пошел”
«Остров здоровья»
«Состояние экологии и её влияние на организм человека»

беседы
Полезные и вредные продукты
Гигиена правильной осанки
«Доброречие»
Мой внешний вид – залог здоровья
Как питались в стародавние времена и питание нашего времени
Мода и школьные будни
Как защититься от простуды и гриппа

тесты и анкетирование
Чему мы научились за год. «Правильно ли вы питаетесь?»
Чему мы научились и чего достигли «Что мы знаем о здоровье»
«Умеете ли вы вести здоровый образ жизни»
«Мои отношения к одноклассникам»
«Умеете ли вы вести здоровый образ жизни»

круглые столы
«Как сохранять и укреплять свое здоровье» Мир моих увлечений

творческие конференции
В мире интересного

просмотр тематических видеофильмов
«Как сохранить и укрепить зрение»
«Быстрое развитие памяти»
«Человек»
«Мышление и мы»
Клещевой энцефалит
Вредные и полезные растения.

Экскурсии
«Сезонные изменения и как их принимает человек»
«Природа – источник здоровья»
«У природы нет плохой погоды»

дни здоровья, спортивные мероприятия
«Дальше, быстрее, выше»
«Хочу остаться здоровым»
. «За здоровый образ жизни»

конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений, выпуск газет, листовок
В здоровом теле здоровый дух
«Моё настроение»
Вредные и полезные растения.
Выставка рисунков, «Какие чувства вызвала музыка»
«Продукты для здоровья»
«Мы за здоровый образ жизни»
«Нет курению!»
Выпуск плакатов «Продукты для здоровья»

решение ситуационных задач
Культура питания.
Этикет.
Лесная аптека на службе человека
Вредные привычки

театрализованные представления, кукольный театр
Кукольный театр Стихотворение «Ручеёк»
Кукольный спектакль К. Чуковский «Мойдодыр»
Спектакль С. Преображенский «Капризка»
Спектакль «Спеши делать добро»

участие в городских конкурсах «Разговор о правильном питании»
«Разговор о правильном питании»
«Вкусные и полезные вкусности»
«Хлеб всему голова»
«Что даёт нам море»


















Возрастные характеристики учащихся

План досугово-воспитательной работы по ЗОЖ соответствует возрастным особенностям обучающихся,
способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю -34 часа в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения
Освоения плана досугово-воспитательной работы направленной
на формирование ЗОЖ
В процессе обучения и воспитания собственных установок,
потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются
познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
1.Личностные результаты-готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, смысловые установки учащихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
2.Метапредметные результаты- освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
3.Предметные результаты-освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и
применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира
Личностными результатами плана по формированию ЗОЖ является формирование следующих умений:
1.Определять и высказывать под руководством педагога самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
2.В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить
.
Метапредметными результатами плана по формированию ЗОЖ является: формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1.Регулятивные УУД:
-Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью педагога.
-проговаривать последовательность действий на уроке.
- учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному педагогом плану.
-средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
-учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности коллектива на уроке.
-средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
-делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего коллектива.
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
-средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

3. Коммуникативные УУД:
-умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-слушать и понимать речь других.
-средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
-средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Оздоровительные результаты плана досугово-воспитательной работы направленной на формирование ЗОЖ

-осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
-социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации плана досугово-воспитательной работы, направленной на формирование ЗОЖ, будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.


Содержание курса

В ходе реализация плана досугово-воспитательной работы, направленной на формирование ЗОЖ, обучающиеся должны знать:
- основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
- особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- основы рационального питания;
- правила оказания первой помощи
- способы сохранения и укреплениея здоровья;
- основы развития познавательной сферы;
- свои права и права других людей;
- соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

- знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
уметь:
-составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
-выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
-различать “полезные” и “вредные” продукты;
-использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
-определять благоприятные фактор, воздействующие на здоровье;
-заботиться о своем здоровье;
-находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
-применять коммуникативные и презентационные навыки;
-использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
-оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
-находить выход из стрессовых ситуаций;
-принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
-адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
-отвечать за свои поступки;
-отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации плана досугово-воспитательной работы, направленной на формирование ЗОЖ, у обучающихся развиваются такие качества, как отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данного плана раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
План досугово-воспитательной работы, направленной на формирование здорового образа жизни, предполагает обучение на двух основных уровнях: первый-информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй-поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Социально одобряемая модель поведения может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения плана по ЗОЖ происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения данного плана досугово-воспитательной работы зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

Раздел 1. Введение: «Что значит ЗОЖ?» (4 ч.)
Определение понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы,
укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма.
Тема 1. «Здоровье и здоровый образ жизни» (1ч.).
Тема 2. Правила личной гигиены(1ч)
Тема 3. Физическая активность и здоровье(1ч)
Тема 4. Как познать себя (Текущий контроль знаний – За круглым столом)

Раздел 2. Питание и здоровье (5 ч.)
Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о режиме употребления жидкости и целебных источниках минеральной воды.
Тема 1 Питание необходимое условие для жизни человека
Тема 2. Здоровая пища для всей семьи
Тема 3. Как питались в стародавние времена и питание нашего времени
Тема 4. Секреты здорового питания. Рацион питания
Тема 5 «Богатырская силушка» Текущий контроль знаний –КВН

Раздел 3. Моё здоровье в моих руках (7 ч.)
Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений.
Тема 1 Домашняя аптечка
Тема 2. «Мы за здоровый образ жизни»
Тема 3. Марафон «Сколько стоит твоё здоровье»
Тема 4. «Береги зрение с молоду ».
Тема 5. Как избежать искривления позвоночника
Тема 6. Отдых для здоровья
Тема 7. Умеем ли мы отвечать за своё здоровье? Текущий контроль знаний-викторина

Раздел 4. Я в школе и дома (6ч.)
Социальноодобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона, направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам.
Тема 1«Мы здоровьем дорожим – соблюдая свой режим»
Тема 2. «Класс не улица ребята! И запомнить это надо!»
Тема 3 Кукольный спектакль «Спеши делать добро»
Тема 4 Что такое дружба? Как дружить в школе?
Тема 5 Мода и школьные будни
Тема 6 Делу время, потехе час. Текущий контроль знаний - игра викторина

Раздел 5. Чтоб забыть про докторов (4 ч.)
Обучение здоровому образу жизни за счет формирования умений делать выбор "быть здоровым".
Тема 1. Чтобы болезней не бояться, надо спортом заниматься
Тема 2. День здоровья «За здоровый образ жизни».
Тема 3. Кукольный спектакль: «Огородники»
Тема 4. «Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности Текущий контроль знаний городской конкурс «Разговор о правильном питании

Раздел 6. Я и моё ближайшее окружение (4 ч.)
Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома; моё настроение, ориентировано на формирование позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию.
Тема 1. Размышление о жизненном опыте
Тема 2. Вредные привычки и их профилактика
Тема 3. Школа и моё настроение
Тема 4. В мире интересного. Текущий контроль знаний - итоговая диагностика

Раздел 7. «Вот и стали мы на год взрослей» (4 ч.)
Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.
Тема 1.Я и опасность.
Тема 2. Игра «Мой горизонт»
Тема 3. Гордо реет флаг здоровья
Тема 4. «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни». итоговый контроль знаний. Диагностика. Составление журнала здоровья.



















Тематическое планирование с определением основных видов деятельности ЗОЖ
«Я, ты, он, она - мы здоровая семья»
Цель: формирование чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.





Наименование разделов и дисциплин



Всего


часов
В том числе

Формы

контроля






лекции
Практич.

занятия



I

Введение «Что такое ЗОЖ?»

4
1
3
Круглый стол

II
Питание и здоровье
5
3
2
КВН

III
Моё здоровье в моих руках
7
4
3
Викторина

IV
Я в школе и дома
6
3
3
Игра- викторина

V
Чтоб забыть про докторов
4
1
3
«Разговор о правильном питании»

VI
Я и моё ближайшее окружение
4
2
2
Научно- практическая конференция

VII
«Вот и стали мы на год взрослей»
4
2
2
Диагностика Книга здоровья


Итого:


34
16
18










УЧЕБНО –ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по формированию ЗОЖ

Дата (план)
Дата (факт)

№ п/п

Тема занятия
Характеристика деятельности учащихся

I Введение «Вот мы и в школе».

01.09-07.09

1
«Здоровье и здоровый образ жизни»
Определение понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы,
укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма.


08.09-14.09

2
Правила личной гигиены


15.09-21.09

3
Физическая активность и здоровье


22.09-28.09

4
Как познать себя


II Питание и здоровье

29.09-05.10

5
Питание необходимое условие для жизни человека

Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о режиме употребления жидкости, о целебных источниках и минеральной воде.


06.10-12.10

6
Здоровая пища для всей семьи


13.10-19.10

7
Как питались в стародавние времена и питание нашего времени


20.10-26.10

8
Секреты здорового питания. Рацион питания


27.10-02.11

9
«Богатырская силушка»





III Моё здоровье в моих руках

10.11-16.11

10
Домашняя аптечка
Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений.


17.11-23.11

11
«Мы за здоровый образ жизни» план-конспект «Сочи-2014»


24.11-30.11

12
Марафон «Сколько стоит твоё здоровье»


01.12-07.12

13
«Береги зрение с молоду».


08.12-14.12

14
Как избежать искривления позвоночника


15.12-21.12

15
Отдых для здоровья


22.12-28.12

16
Умеем ли мы отвечать за своё здоровье






IV Я в школе и дома

12.01-18.01

17
«Мы здоровьем дорожим – соблюдая свой режим»
Социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона, направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам.


19.01-25.01

18
«Класс не улица ребята
И запомнить это надо!»


26.01-01.02

19
Кукольный спектакль
«Спеши делать добро»


02.02-08.02

20
Что такое дружба? Как дружить в школе?


09.02-15.02

21
Мода и школьные будни


16.02-22.02

22
Делу время, потехе час.





V Чтоб забыть про докторов

23.02-01.03

23
Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься
Обучение здоровому образу жизни за счет формирования умений делать выбор "быть здоровым".


02.03-08.03

24
День здоровья
«За здоровый образ жизни»



09.03-15.03

25
Кукольный спектакль
Преображенский «Огородники»


16.03-22.03

26
«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности



VI Я и моё ближайшее окружение

30.03-05.04

27
Размышление о жизненном опыте
Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома; моё настроение, ориентировано на формирование позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию.


06.04-12.04

28
Вредные привычки и их профилактика


13.04-19.04

29
Школа и моё настроение


20.04-26.04

30
В мире интересного.


VII «Вот и стали мы на год взрослей»

27.04-03.05

31
Я и опасность.
Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода

04.05-10.05

32
Игра «Мой горизонт»


11.05-17.05

33
Гордо реет флаг здоровья



18.05-25.05

34
«Умеете ли вы вести здоровый образ жизни»





Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение

Для реализации плана досугово воспитательной работы направленной на формирование ЗОЖ необходима материально-техническая база:
1.Учебные пособия:
- натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,): овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, строение глаза, виды грибы, зубные щетки, и др.;
- изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни», «Этикет», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие манеры»; схемы: витаминная тарелка, профилактика инфекционных заболеваний и др.;
- измерительные приборы: весы, часы и их модели.
Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.
Подобная связь содержания плана досугово-воспитательной работы по ЗОЖ с учебной деятельностью творческого объединения «Школа рукоделия», обеспечивает единство учебной и внеурочной деятельности, что позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию на ведение здорового образа, а будет способствовать формированию знаний о социальной, психологической и соматической составляющей здоровья, и уверенности в необходимости заботы о собственном здоровье.



















Анкета «Умеете ли Вы вести здоровый образ жизни?»
1. Если утром надо вставать пораньше, Вы:
а) заводите будильник;
б) доверяете внутреннему голосу;
в) полагаетесь на случай.
2.Проснувшись утром, Вы:
а) сразу встаёте;
б) встаёте не спеша, затем - гимнастика;
в) ещё немного нежитесь под одеялом.
3.Ваш завтрак:
а) кофе или чай с бутербродом;
б) мясное блюдо и чай;
в) завтракаете не дома, а на работе.
4.Какой вариант рабочего распорядка Вы бы предпочли?
а) Приход в школу в одно и тоже время.
б) В диапазоне плюс-минус 30 минут.
в) Гибкий график.
5.Вы бы предпочли за обед:
а) успеть поесть в столовой;
б) поесть не торопясь;
в) поесть не торопясь и немного отдохнуть.
6.Курение:
а) некурящий;
б) менее 5 сигарет в день или периодически курите;
в) курите регулярно;
г) курите очень много;
д)10 сигарет в день (за каждые 10 сигарет в день сверх этого добавляйте по 5 очков).
7.Как Вы разрешаете конфликтные ситуации?
а) Долгими дискуссиями.
б) Уходите от споров.
в) Ясно излагаете свою позицию и уходите от спора.
8.Надолго ли Вы задерживаетесь после учёбы?
а) Не больше чем на 20 минут.
б) До часа.
в) Больше часа.
9.Чему Вы обычно посвящаете свободное время?
а) Общественной работе.
б) Хобби.
в) Домашним делам.
10.Что означают для Вас встречи с друзьями?
а) Возможность отвлечься от забот.
б) Потеря времени.
в) Неизбежное зло.
11.Как Вы ложитесь спать? а) Всегда в одно время.
б) По настроению.
в) По окончании всех дел.
12. Употребляете в пищу:
а) много масла, яиц, сливок;
б) мало фруктов и овощей;
в) много сахара, пирожных, варенья
13.Какое место занимает спорт в Вашей жизни?
а) Роль болельщика.
б) Делаете зарядку.
в) Достаточно рабочей и физической нагрузки.
14.За последние 14 дней Вы хотя бы раз:
а) танцевали;
б) занимались спортом;
в) прошли пешком порядка 4 км.
15.Как Вы проводите летние каникулы?
а) Пассивно отдыхаете.
б) Физически трудитесь.
в) Гуляете и занимаетесь спортом.
16.Ваше честолюбие проявляется в том, что Вы:
а) любой ценой стремитесь достичь своего;
б) надеетесь, что Ваше усердие принесёт свои плоды;
в) намекаете окружающим на Вашу истинную цену.

№ вопроса
Вариант ответа



А
Б
В

1
30
20
0

2
10
30
0

3
20
30
0

4
0
10
20

5
0
10
20

6
30
10
0

7
0
10
30

8
30
20
0

9
10
10
30

10
30
0
0

11
30
30
0











12
20
30
0

13
0
30
0

14
30
30
30

15
0
20
30

16
0
30
20

Используя таблицу, подсчитайте сумму баллов.
Если Вы набрали:
менее 160-280 баллов – необходимо пересмотреть свои взгляды на здоровье;
290 – 390 баллов - близки по здоровью к идеалу, но есть ещё резервы;
более 400 баллов - Вы очень хорошо организованы по режиму труда и отдыха.







Литература
1.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. -М., 2008.
2.Интеграция основного и дополнительного образования в свете стандартов нового поколения: Материалы науч.- практич. конференции под общ. Ред. Д.Е. Яковлева, А.В. Молчановской, И.В.Штанько.-УЦ «Перспектива», 2011.-312 с.
3.захарова И.Г. Информационные технологии в образовании .- М..2003.
4.Рубцов В.В. Проектирование развивающей образовательной среды школы- М.,2002.
5.Формирование универсальных учебных лъдействий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Под ред. А.Г. Асмолова – М.: Просвещение, 2010.
6..Евладова Е.В., Логинова Л.Г. Организация доп. образования детей: Практикум: Учебн. пособие.-М.,2003.
7.Закон РФ «Об образовании Российской Федерации, М.,2013.
8.Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками .- М.,1997.
9.Наш проблемный подросток: понять и договориться. Под ред.Л.А. Регуш.-СПб., 2001.
10.Социальное воспитание в учреждениях доп. образования детей: Учеб.пособие Б.В.Куприянов, Е.А. Салина .-М.,2004.
11.Ступницкая М.А. Оценка без стресса: новый подход. Здоровье детей. -2003.
12.Смирнов А.Т. Мишин Б.И. Программные и методические материалы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».-М., 2005.
13. отдых и оздоровление детей и подростков: Сб.нормативных документов. Сост. С.В. Барканов, М.И. журавлев, В.И. Савоськина.-М.,2002.
14.От внешкольной работы - к доп. образованию детей: Сб. нормативных и методических материалов для доп. образования детей. Под ред. А.К. Бруднова-М., 2000.
15.Толстых Н.Н. Тенденции изменения мотивации и временной перспективы российских подростков. Ребенок в современном обществе.-М.,-2007.
16.Элькони Д.Б. Психология игры, -2-е изд.- М.,1999.
17.Интернет ресурсы :infourok/ru








13 PAGE 142015




Заголовок 115