Оптимизация учебно-воспитательного процесса посредствам использования интерактивных карт на уроках географии

Оптимизация учебно-воспитательного процесса посредствам использования интерактивных карт на уроках географии
«Урок  клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле отражаются все его стороны» М.Н. Скаткин

Кабинет географии немыслим без наглядных пособий. Главное место в их ряду занимают карты. Ведь существенная доля информации, с которой имеет дело человек, является пространственной. Это общегеографические, топографические, тематические карты, а так же большое количество другого картографического материала: атласы, аэрокосмические снимки, планы и схемы городов, планы домов и квартир, маршруты движения, сведения о погоде и климате и многое другое. Все это учитель географии использует для формирования картографической компетентности учащихся. Количество картографического материала, необходимого для проведения современного урока, огромно. у каждого учителя возникает проблема его хранения. Да и смена нескольких карт за 45 минут урока – задача не всегда выполнимая. Как же решить эту проблему? Как сделать урок динамичным, познавательным, насыщенным?


Использование интерактивных карт существенно расширяет сферу учебной деятельности учащегося и учителя в процессе обучения географии и повышает эффективность учебного процесса благодаря педагогически целесообразному использованию цифровых инструментов.


Происходит интеграция географической информации и данных в информационное образовательное пространство на региональном и глобальном уровнях.


Использование интерактивных карт существенно расширяет сферу учебной деятельности учащегося и учителя в процессе обучения географии и повышает эффективность учебного процесса благодаря педагогически целесообразному использованию цифровых инструментов

Работа с интерактивными картами только начинается, и все же подведем итог: для чего они нужны, чем лучше обычного бумажного носителя географической информации?

Сейчас использование интерактивных карт на уроках географии позволяет учителю:
-использовать на уроках разные пространственные модели – цифровые карты, цифровые снимки;
-оперативно менять масштаб картографического изображения на экране с целью изменения детализации размещения географических объектов и явлений;
-накладывать одни тематические слои на другие, а также на общегеографическую, физическую карту;
-подготовить набор цифровых карт, в том числе контурных, необходимых для практических работ;

Ученику подобная работа поможет научиться:
-читать географические карты в цифровом виде;
-искать географические объекты на цифровой карте;
-проводить измерения и расчеты по цифровой карте;
-заполнять цифровые контурные карты
-создавать собственную цифровую географическую карту
-описывать взаимосвязи между географическими объектами и явлениями при наложении цифровых тематических карт разного содержания.


В нашем учреждении активно внедряется в учебный процесс УМК Живая География.
УМК включает в себя программную ГИС-оболочку с инструментарием для работы с пространственной информацией, цифровые географические карты мира и России, коллекцию цифровых крупномасштабных учебных топографических карт, коллекцию космических снимков России, комплект цифровых контурных карт для всего школьного курса географии, а также комплект методических рекомендаций для учителя

Живую Географию можно использовать на уроках географии и истории в общеобразовательной школе как в демонстрационном режиме при изучении нового материала или повторении и обобщении пройденного, так и в режиме выполнения практических работ учащимися в компьютерном классе, а также для внеклассной работы, например, краеведческой.



Считаю, что внедрение информационных и коммуникационных технологий в школе – это современное направление в методической науке и практике. Использование интерактивных карт на уроках географии существенно расширяет сферу учебной деятельности обучающихся и учителя, стимулирует познавательный интерес, готовность к продуктивным самостоятельным и ответственным действиям, формирует картографическую компетентность.

Информатизация образовательного процесса – дело многотрудное, однако, это путь творчества и развития. Работать по-новому не просто, но только так можно повысить эффективность и качество образования