Конспект урока русского языка по теме Приставка УМК Планета Знаний

ПРИСТАВКА
Цели деятельности учителя: ввести понятие «приставка»; показать, что приставки образуют однокоренные слова с новым лексическим значением; учить определять значащую роль приставок в словах, их словообразовательную роль в образовании однокоренных слов, образовывать слова с помощью приставок, выписывать глаголы и обозначать в них приставки.
Планируемые результаты: личностные: обнаруживают устойчивое внимание, подчиненное той деятельности, которую выполняют; выражают интерес к освоению новой учебной информации; метапредметные: регулятивные – научатся самостоятельно организовывать своё рабочее место; получат возможность научиться объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали; познавательные – научатся использовать простейшие схемы для решения конкретных языковых задач; коммуникативные – научатся слышать, точно реагировать на реплики; получат возможность научиться соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения; предметные: научатся определять значащую роль приставок в словах, их словообразовательную роль в образовании однокоренных слов; образовывать слова с помощью приставок.
Ход урока
Организационный момент.

II. Актуализация знаний.
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотней
Сделать слово из частей.

 -Мы познакомились с некоторыми частями слова. Итак, внимание!
-Какие части слова вы знаете?
( После ответов детей на доске появляются слова: корень, суффикс.)
- Что же такое корень слова? Что вы о нём знаете?
- А если к слову «корень» подставить «ОК» , стало «корешок».
- Что же такое –ок-?


· Напишите данные слова без суффиксов.
Столбик
· , тракторист
· , пенёк
· .

· Выпишите слова с суффиксами. Выделите их.
орех, стол, брат,

· Образуйте и запишите однокоренные слова с суффиксом
Мышь
· , печь
· , куча
· , берёза
· , полоса
· , чаша
· , газета
· , площадь
· , ягода
·.

- Что же такое суффикс ? Что вы о нём знаете?

Карточка 1. Запишите слова в два столбика.
Куст, шарик, кустик, шар, ёж, ключик, ёжик, ключ.
Карточка 2. Спишите. Выделите в словах корень и суффикс.
Лучик, огонёк, шажок, кораблик, сухарик, сынок, холодок, денёк, уголок.
Карточка 3. Образуйте новые слова, используя суффиксы.
Дуб, двор, ключ, кот, дом, хвост.

Сообщение темы уро
· Сегодня на уроке познакомимся с новой частью слова, которую называют приставка.
 Цели урока: сегодня на уроке мы узнаем, какая часть слова называется приставкой, научимся определять роль приставок в словах, научимся образовывать слова с помощью приставок, будем расширять  и         обогащать свой словарный запас.

III. Работа по учебнику.

· Рассмотрите рисунки в учебнике.



Почему для каждого слова потребовался отдельный рисунок? (Каждое слово имеет свое лексическое значение.)

· Какое значение вносят в глагол выделенные части слов? Что делает собака на каждом рисунке?
выходит входит обходит
уходит подходит

· Выделите корень в этих словах. Где находятся части слов вы-, у-, в-, под-, об-? (Перед корнем.)

· Эти части слов называются приставками. Прочитайте в учебнике определение, что такое приставка.




· Как обозначается приставка? ( )

Физкультминутка


· Какими словами поэт описывает снег в упражнении 7? (Славный, роскошь.) Какие действия автор приписывает осени?

· Выпишите глаголы, обозначьте в них приставки. (Обожгла, обломала, сокрушила.)
Составьте слова в упражнении 8.



– Запишите стихотворение в авторском варианте из упражнения 9.
Ветер Бык
в наш лес эту песню
песню донёс. как мог,
Песню Рысь
охотничий Пёс.
Волк Сом
эту песню
Филин
на опушке.
Дружно Уж

песню А соловей
лягушки. эту песню


· Какое значение словам придаёт приставка про-? (Действие, которое завершено.)
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

· Какая часть слова называется приставкой?
-Чему мы учились на уроке?
-Какую роль играют приставки в словообразовании?
-Кто остался доволен своей работой?
-За что вы можете себя похвалить?                                                                     
- Что ещё нужно сделать, чтобы вам на уроке было интересно и легко работать?

Домашнее задание: упражнения 3–4 (рабочая тетрадь, с. 30).