Конспект урока русского языка в 1 классе УМК Планета знаний по теме Слова-действия предметов


Урок русского языка по теме "Слова- действия предметов».
1 класс УМК « Планета знаний»
Цели: познакомить учащихся со словами, обозначающими действие предмета и отвечающими на вопросы что делал? что делает? учить выделять данные слова в речи.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
1. Регулятивные: принимают учебную задачу урока и осуществляют её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий; проговаривать последователь своих действий на уроке; отличают верно выполненное задание от неверного.2. Познавательные: общеучебные–осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические –находят слова по теме урока , делают выводы в результате совместной работы, подбирают к данным словам антонимы и синонимы, работают с фразеологизмами.3. Коммуникативные: учатся работать в паре; соблюдать речевой этикет в ситуациях учебного общения; оформлять свою мысль в устной форме; контролировать друг друга при работе в паре.
Ход урока
1. Организационный момент
Уч-ль Прозвенел звонок, начинается урок . Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне, друг другу, окружающим. Ведь улыбка располагает к приятному общению.
Тихо девочки за парту сели.
Тихо мальчики за парту сели.
- А теперь настроимся на работу. Откроем ладошки новым знаниям и произнесем волшебную фразу: «Я хочу много знать». Ведь вокруг нас так много интересного, стоит только оглянуться по сторонам. Но в любом деле необходимо соблюдать определенные правила: (слайд №1)
Не выкрикиваем!
Не перебиваем друг друга!
Мы слышим друг друга!
Учимся работать сообща! Я помогаю вам, вы помогаете мне и друг другу. Покажите ваше настроение в начале урока.
- Я желаю вам успехов.
2.Мобилизующий этап. Формулирование темы и цели урока.( Слайд 2).
Уч-ль. Прочитайте данный на доске текст. Сформулируйте задание к упражнению. ( слайд 2)
Белка в шубке на меху,
Прыг, и с ёлки на ольху,
Ловко по деревьям …., ( скачет)
И в дупле орешки …. . ( прячет)
Уч-к. Надо восстановить текст, добавив подходящие по смыслу слова в рифму.
Уч-ль. Прочитайте восстановленный текст.
(Уч-ль. Определите, что обозначают данные слова и на какие вопросы они отвечают. Назовите тему сегодняшнего урока.
Уч-к. Данные слова обозначают действие предмета и отвечают на вопрос что делает?  Это тема нашего урока. (На доске открывается заранее записанная тема урока – Слова – действия предметов.)(Слайд №3)
Уч-ль. Определим цель урока.( Слайд 4)
На доске опорная запись:
Цель:
познакомиться со … , обозначающими … … и отвечающими на …? …? …?;
будем учиться выделять данные … в … и … речи.
Уч-ки. Цель урока - познакомиться со словами, обозначающими действия предмета и отвечающими на вопросы что делает? что делал? и учиться выделять данные слова в устной и письменной речи.
Запись даты ( слайд 5)
3. Минутка чистописания
Уч-ль. Начнём работу над поставленной целью с минутки чистописания. На минутке чистописания мы закрепим разные соединения и повторим словарное слово.
Дайте установку на успех.( слайд 6, 7)
4. Словарная работа ( слайд 8)
А)Повторение словарного слова Россия.
Самостоятельное выполнение упр. 2 с. 30.
Работа в паре. Взаимопроверка.( слайд 9)
Б) Заучивание нового слова- рисовать.
Уч-ль. Отгадайте новое словарное слово, оно зашифровано с помощью цифр и стрелок. Подходит ли оно к теме нашего урока? Докажите.( слайд 10)
Уч-к. Оно обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делать?, значит, подходит к теме нашего урока.
Слово рисовать заимствовано в 15 веке из польского языка, где рисовас обозначало « чертить», « « рисовать».( слайд 11)
5.Изучение нового материала.
Цель: Будем наблюдать за словами, обозначающими действие предметов.
Выполнение упр.1 в рабочей тетради с. 30
Уч-ль. Прочитайте стихотворный текст. Из какого стихотворения этот отрывок?( « А что у вас?») Кто автор? ( С. Михалков)
Кто знает его продолжение?( Дело было вечером, делать было нечего …).
Найдите слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопрос Что делал? Скажите, что обозначают данные слова? Подчеркните их двумя линиями.
Уч-к. Данные слова обозначают действия предмета.
Учитель. Обобщите, что вы узнали о данных словах.
Ученик. Данные слова обозначают действия предмета и отвечают на вопросы что делал?
Уч-ль. Откроем учебник на странице 72 и прочитаем ПРАВИЛО.
(УМК « Планета Знаний», Т.М.Андрианова «Русский язык» 1класс) ( слайд 12).
(Ученики читают правило вслух; приводят свои примеры).

6. Физминутка ( слайд 13)
Уч-ль. Дети, встаньте, выйдите из-за парт. Я буду называть слова, а вы выполняйте действия, которые они обозначают:
- Подметьте какая особенность имеется в них.
шагаем – стоим;
руки поднимаем – опускаем;
приседаем – тянемся вверх;
поворачиваемся налево – направо
смотрим глазами вверх – вниз
закрываем глаза - открываем
стоим – садимся.
7. Первичное закрепление нового материала
Уч-ль. Какая имеется особенность в словах, используемых на разминке?
Уч-к. Слова обозначают противоположные действия, т.е. являются АНТОНИМАМИ.
Цель: Потренируемся подбирать антонимы и синонимы.
Уч-ль. Назовите антонимы к словам: болеть, спать.( слайд 14)
Уч-к. Антоним к слову болеть - здравствовать, а к слову спать – бодрствовать болеть – здравствоватьспать – бодрствовать)
Уч-ль. А теперь назовите СИНОНИМЫ, т.е. близкие по смыслу, к тем же словам: болеть, спать.
болеть - хворатьспать – клевать носом)
Уч-ль. Запишите пару слов, которая имеет переносное значение.
(Ученики выписывают пару: спать – клевать носом.)
Уч-ль. Данное выражение «клевать носом» называют ФРАЗЕОЛОГИЗМОМ. Это устойчивое выражение с самостоятельным значением. ( слайд 15)
В учебнике на странице 73 найдём упражнение 4.( слайд 16)
(Витать в облаках - … .
Держать язык за зубами - … .
Зарубить на носу - … .)
Уч-ль. Прочитаем предложенные фразеологизмы. Подберём близкие к ним по значению слова по теме урока.
Уч-к. Синонимами к данным фразеологизмам будут такие слова:
витать в облаках, т.е. мечтать;
держать язык за зубами – молчать;
зарубить на носу – значит, запомнить.
Уч-ль. Запишите тот фразеологизм, который считаете для себя поучительным.
(Ученики выбирают и записывают, а учитель выясняет, какой фразеологизм записали у 3-4 учеников.)
8. Закрепление нового материала. Работа в парах.
На доске: Ветер воет.
Гром грохочет.
Птицы примолкли.
Солнце спряталось.( слайд 17)
Уч-ль. Прочитайте предложения.. (Ученики выполняют задание.) Напишите предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Проверим в парах друг у друга.
Уч-к. Я записал предложения в следующем порядке:
Солнце спряталось. Ветер воет. Гром грохочет. Птицы примолкли.
Уч-ль. Поднимите руку, кто всё написал правильно. Продолжите текст, добавив ещё одно предложение сходной структуры так, чтобы рассказ завершился. Обсудите с товарищем.
(Например: Началась гроза. 2 ученика зачитывают получившиеся тексты.)
- Знаете ли вы как вести себя во время грозы?
Если находитесь дома, то закройте окна, балкон, отключите электроприборы, если на улице – не подходите к деревьям и не забудьте отключить сотовый телефон или планшет.
Уч-ль. В полученном тексте найдите слова по теме урока. Подчеркните их двумя чертами.
Уч-к. В тексте я нашёл слова: воет, грохочет, примолкли, спряталось, началась, которые соответствуют теме нашего урока.
Уч-ль. Докажите, что названные слова действительно соответствуют теме урока.
Уч-к. Данные слова обозначают действия предметов и отвечают на вопросы: что делает? – воет, грохочет; что сделали? – примолкли; что сделало? – спряталось; что сделала? – началась.
Уч-ль. Найдите в тексте слова, обозначающие действия, с такой же орфограммой, как в слове «прЯмой».
Уч-к. В слове «прЯмой» безударная гласная Я, которую можно проверить словом «прЯмо». Значит, в тексте я должен найти слова, обозначающие действия предметов, в которых имеется проверяемая безударная гласная: грОхочет - грохот, нАчАлась – начало, начали.
9. Итог урока Слайд ( 18)
Сегодня на уроке:
Я научился…
Было интересно…
Было трудно…
Могу похвалить себя за то, что….
Могу похвалить одноклассников за то, что….
Больше всего мне понравилось….
10. Домашнее задание ( слайд 19)
Уч-ль. Запишите домашнее задание: выучить правило; выполнить упражнение 3 на странице 72.
11. Рефлексия
Уч-ль. Ребята, сейчас оцените наш урок и при этом выполните действия:
если вам было интересно и всё понятно – хлопайте в ладоши;
если у вас возникли проблемы с выполнением заданий на новый материал – присядьте на стульчик.
если вам было скучно – топайте ногами
Ученики выражают предложенными действиями своё отношение к уроку и своему труду на нём.