проект: Моя инициатива в образовании

Моя инициатива в образовании.
Васильева Елена Александровна
учитель начальных классов Кобяконская СОШ

Развитие умственно - творческих способностей
средствами бумажной пластики.

Истоки творческих способностей и
дарований детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут
тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок.
 
Сухомлинский В.А.

Приоритетами современного образовательного процесса выступают:
Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении, развитие способностей и обогащение развития воспитанников;
Реализация деятельностного подхода в обучении;
Сотрудничество детей и взрослых
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

На мой взгляд, в воспитательно – образовательной деятельности эти основные приоритеты успешно реализуются через творческую деятельность детей.

Понятия творчество и творческие способности

Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле? Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. Кроме репродуктивной деятельности, в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Актуальность:
Одним из мощных средств активизации умственных, творческих способностей детей является бумажная пластика, как синтез разных видов изобразительной деятельности, так как в процессе изготовления продуктов деятельности «происходит непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов» (Т.В. Кудрявцев, Э.А. Фарапонова). Дети видят конечный результат деятельности и стремятся решить поставленную задачу.
В конструктивно-модельной деятельности, в процессе которой создаются поделки разными техниками бумажной пластики, ребёнок идёт от замысла к действию, имеет возможность проявлять элементы творчества в процессе поиска способов конструирования. Так как в конструировании отображается окружающая действительность, поэтому, прежде чем создавать какой-то предмет, ребёнок должен знать его особенности, а также иметь некоторые конструктивные умения и навыки. Детский конструктивный замысел формируется на основе познавательной деятельности различного уровня: на уровне восприятия конкретного предмета или представления о нём, а также на уровне мышления. Источником же замысла детей является всё окружающее: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, в первую очередь игра и т.п.

Когда дети воспринимают образец, в котором ясно видны все звенья конструкции и легко раскрываются способы деятельности, то в результате его аналитико-синтетического восприятия у детей формируется замысел, в котором отображается и структура предмета и способы его конструирования. Во всех остальных случаях дети могут воспринимать только структуру предмета, более или менее расчленённую на элементы: более полно в рисунке, фото, менее полно - в схеме, модели.
Кроме этого, ведущими мотивами конструктивно-модельной деятельности для школьников является стремление к творческой самореализации, желание создавать новое, оригинальное. Вместе с тем, поделки бумагопластики имеют ярко выраженное, утилитарное значение: это игрушки, открытки, подарки близким, бытовые принадлежности, макеты геометрических фигур, которые создаются детьми, могут использоваться в других видах деятельности.
Бумажное [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] является эффективным средством воспитания школьников. Занятия бумажной пластикой формируют такие нравственные качества, как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь, желание радовать окружающих результатами своего труда. Работа в технике бумагопластики социально ориентирована.
Бумага – простой наиболее доступный и легко обрабатываемый материал для детского для творчества.
Немаловажным является то, что возможности бумажной пластики можно использовать для развития творческих способностей детей, работая по любой программе и методике.

Таким образом, темой нашего исследования является развитие способностей детей средствами бумажной пластики.
Цель нашего исследования:
Выявить, как влияет обучение детей различным техникам бумажной пластики на развитии их способностей.
Поставленные задачи:
- Изучить влияние конструктивной деятельности на развитие способностей детей школьного возраста
- Выявить уровень развития умственных и социально – коммуникативных способностей детей (в начале работы и в её завершении)
- Выявить влияние систематической работы по обучению детей приёмам бумажной пластики на развитие их способностей.
Объект исследования: организация конструктивно-модельной деятельности детей школьного возраста.
Предмет исследования: особенности организации конструктивно-модельной деятельности детей школьного возраста
Гипотеза: мы предполагаем, что обучение детей различным техникам бумажной пластики успешно влияют на развитие способностей детей.
Используемые нами методы исследования:
Теоретические:
– изучение психолого – педагогической и методической литературы;
- Подбор методик на выявление способностей детей
Эмпирические:
– диагностика;
- наблюдение;
- опросы;
- анкетирование с последующим анализом;
- статистические изучения.

Этапы работы:
Возникновение личного интереса в изготовлении поделок, используя разные виды техник бумажной пластики. Эпизодическое включение в деятельность детей.

Моё увлечение бумажной пластикой началось с изготовления нескольких поделок, которые я использовала для мотивации детей в образовательной деятельности. Затем вместе с несколькими детьми мы в совместной деятельности сделали несколько поделок в технике оригами. Стала приобретать литературу, появился интерес к теме. Узнала, что, кроме оригами, существуют различные техники бумажной пластики.
Выбор темы в рамках работы по самообразованию, изучение методической и теоретической литературы по теме, составление тематического планирования образовательной деятельности.
Увлечение бумажными подделками определило выбор темы по самообразованию. В процессе изучения научно-методической литературы особое внимание уделила изучению влияния конструктивной деятельности на развитие способностей детей школьного возраста. (занимались вопросами изучения влияния конструктивной деятельности на развитие детей дошкольного возраста - Н. Непомнящая, Н. Ширяева, Н. Поддьяков, Л. Парамонова, Н. Менчинская) По итогам работы сделала вывод: занятия детей, да и взрослых тоже, бумажной пластикой можно охарактеризовать как работу рук под контролем сознания. Поясним наш вывод.

В процессе деятельности ребёнок учится рассуждать, связно выражать свои мысли, развивается монологическая и диалогическая речь. Через использование специальных терминов происходит обогащение словаря.
Происходит стимулирование и развитие памяти – чтобы сделать поделку, ребёнок должен запомнить последовательность и приёмы складывания бумаги.
Происходит формирование умственной активности - способности рассуждать, делать логические умозаключения и обосновывать свои решения, что имеет большое значение в подготовке детей к обучению в школе.
У детей формируются обобщённые способы анализа, сравнения и соотнесения; развивается умение планировать свою деятельность, умение самостоятельно находить способы решения конструктивных задач. При этом формируется умения использовать эти способы в новых условиях
Благодаря конструированию у дошкольников формируется способность активно думать, осознанно ставить перед собой задачи и находить пути их решения. При этом ребёнок производит необходимые умственные операции, проверяя их практикой.
Дети учатся различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание, поэтому у них развивается способность работать руками, они приучаются к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера, что, в свою очередь, подготавливает руку к письму. Недостаточная развитость глазомера требует от детей определённого волевого и мыслительного напряжения.
В процессе создания поделок и композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Так дети осваивают законы перспективы.
У детей формируется опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
В процессе работы у детей совершенствуются трудовые навыки, они учатся аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место

Составление программы дополнительного образования по обучению детей различным техникам бумажной пластики.
Реализация программы в практической деятельности.
Представление опыта работы в рамках методической работы.
Изучение научно - методической литературы привело меня к мысли о том, что процесс обучения детей бумажной пластике не может спонтанным, обучение должно быть последовательным и систематическим. В процессе обучения необходимо создавать определённые условия, которые будут способствовать формированию у школьников необходимых знаний и умений, а в дальнейшем обобщённых механизмов применения знаний. Основное условие развития ребёнка - систематические задачи проблемного характера, задачи, требующие от детей соотнесения уже известных им способов действий с новыми условиями; использование этих способов при решении новых конструктивных задач.
Таким образом, передо мной встала необходимость разработки программы обучения детей приёмам бумажной пластики. Это и стало следующим этапом в моей работе. Приступая к разработке программы, я учитывала особенности развития своих воспитанников, личные возможности и имеющиеся практические ресурсы. Разработанная мною программа обучения детей бумажной пластики состоит из разделов: пояснительная записка, организационно-методическое обеспечение, ожидаемые результаты, реализация межпредметных связей, содержание блоков работы и тематическое планирование.


Программа рассчитана на 4 года.
Программа Умелые ручки «Волшебная бумага»
Цель программы – развитие творческих и общих способностей детей средствами бумажной пластики.
Задачи программы:
- Обучать различным приемам и способам создания поделок из бумаги.
- Развивать творческие способности, художественный вкус.
- Воспитывать интерес к бумажной пластике и искусству оригами.
- Формировать культуру труда.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности.
Принципы построения программы:
- последовательность и систематичность деятельности детей;
- от простого к сложному;
- связь знаний, умений с жизнью, с практикой;
- доступность;
- воспитывающая и развивающая направленность;
- активность и самостоятельность;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей;
- сезонность.
Содержание программы:
Блок 1 – «Волшебные полоски»
Блок 2 – «Игрушки из бумаги и картона»
Блок 3 – «Игрушки в интерьере»
Блок 4 – «Ажурная бумага »
Блок 5 – «Объемная аппликация»
Блок 6 – «Оригами»
Блок 7 – «Модульное оригами»

Особенности программы, на наш взгляд, заключаются в следующем:
- дети знакомятся с различными техниками бумажной пластики
- обучение детей происходит по спирали – одна и та же тема рассматривается на разных возрастах с учётом сформированных у детей умений и с более сложным материалом
- обучение осуществляется по тематическим блокам
- в процессе программы педагог выступает как партнёр ребёнка – он «учится» вместе с ребёнком
- занятия проходят в игровой форме (например, рассказывание, сочинение, додумывание сказки)
- используются средства народного творчества – потешки, поговорки, пословицы, что делает процесс обучения более действенным
- ознакомление детей с приёмами изготовления поделки подкрепляется демонстрацией таблиц, схем, шаблонов, лучших образцов детских работ
- используются проблемные ситуации, вопросы, задачи, с целью активизации мышления детей.

Хочется отметить, что изготовленные детьми поделки активно используются нами в различных видах деятельности, например:
- в игровой и театрализованной деятельности поделки используются в качестве сказочных героев, персонажей, масок и предметов ряженья для драматизации.
- используются в качестве оформления помещений при подготовке музыкальных и спортивных праздников, тематическом оформлении группы
- при заучивании или рассказывании художественных произведений
- при знакомстве со строением предметов, объектов, окружающем мире
- в процессе формирования математических представлений детей о геометрических плоских и объёмных фигурах и т.д.


Результативность нашей работы подтверждают следующие итоги.
Таким образом, подводя итог нашей работы, можно сделать вывод, что систематическое и последовательное обучение детей различным техникам бумажной пластики способствует:
- Расширению знаний и практических умений детей, расширению кругозора ребёнка
- Формированию умственных способностей – мышления, памяти, внимания, мелкой моторики и координации
- Позволяет педагогу и ребёнку широко использовать полученные знания и умения, результаты своего труда в других видах деятельности
- Формированию социально-нравственных качеств личности ребёнка – коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь, желание радовать окружающих результатами своего труда;
На наш взгляд, в процессе обучения бумажной пластике у детей:
- Имеется возможность творчески самореализоваться, создать свой оригинальный продукт, используя свой опыт, способности, знания и умения
- Повышается самооценка детей, их уверенность в себе;
- Формируется важнейшая социальная функция – умение общаться в коллективе в процессе совместной деятельности, воспитывается желание помочь поддержать, посочувствовать, порадоваться за друга

Перспективы в работе:
- Представление педагогического опыта в рамках методических конкурсов и семинаров;
- Расширение возрастных рамок реализации программы (разработка занятий для детей от 6 лет)
- Пополнение методических пособий к реализуемой программе;
- Более широкий охват детей, обучающихся по программе «Волшебная бумага»;
- Более активная интеграция родителей в образовательный процесс (семинары, практикумы, совместные занятия, выставки и конкурсы).








15