Конспект урока русского языка п теме Разбор слов по составу 2 класс УМК Планета Знаний

разбор слов по составу. Закрепление по теме
Цели деятельности учителя: учить выполнять разбор слова по составу; совершенствовать умение работать с памятками по устному и графическому разбору слов, отвечать на вопросы по теме.
Планируемые результаты: личностные: осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий; метапредметные: регулятивные – научатся следовать рекомендациям памяток при анализе и списывании текстов; получат возможность научиться намечать действия при работе в паре; познавательные – научатся выполнять разбор слова по составу, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; коммуникативные – научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте; предметные: научатся выполнять разбор слова по составу.
Ход урока
Организационный момент..

· Сегодня будем учиться выполнять анализ (разбор) слова по составу.
Актуализация знаний.
    Слово делится на части,
    Ах, какое это счастье!
    Может каждый грамотней
    Сделать слово из частей.
Мы познакомились со всеми частями слова. Итак, внимание!
Какие части слова вы знаете?
-Давайте вспомним, что же такое корень? Что вы о нём знаете?
- А если к слову «корень» подставить «ОК» , стало «корешок».
- Что же такое –ок-?
- Что же такое суффикс?
- Что вы знаете о приставке?
Игра с приставками.

· Я буду называть вам только приставки, а вы попробуете догадаться, что с ними нужно делать, к какому слову «подключить», ой, нет! – приставить. Представьте себе, что вы сидите перед телевизором. Я вам говорю: «В-!» Что вы сделаете? (Включим телевизор.)

· А если я скажу пере-? (Переключим на другую программу.)

· Теперь представьте, что мы с вами сидим на стульях на некотором расстоянии друг от друга.

· Что вы сделаете, если я скажу подо-? (Пододвинемся к Вам вместе со стульями.)

· А если я скажу ото-? (Тогда отодвинемся.)

· Что заметили, играя в эту игру? (Каждая приставка имеет своё значение.) Именно благодаря этому мы прекрасно понимаем друг друга.

· Что происходит со словами, если меняются приставки?

· Составьте слова из рассыпанных частей слов.
По-, нес-, вы-, пере-, шёл.
От-, по-, за-, ехал.
На-, под-, над-, писал.

· Запишите полученные слова. Выделите приставки.

· Что происходит со словом после того, как меняется приставка? (Образуется новое слово с другим значением.)
- Какая часть слова называется изменяемой?

Добавьте окончания к словам, выделите окончания.
Мороз, запах, холод, поход, добр, молод, нёс, вёз.

III. Работа по учебнику.

· Выполните графический анализ слова по составу в упражнении 1. (детёныши (начинает летать).)

· Прочитайте, как можно устно рассказать о составе слова «подводный».

· Прочитайте слова в упражнении 2. В какой строке даны однокоренные слова, а в какой – формы одного и того же слова? (Школа, (у) школы, (к) школе, (в) школу, школой – это формы одного и того же слова.
Школа, пришкольный (участок), школьная (пора)
· однокоренные слова.)

· Выпишите слова по схемам.


· Какое слово задумано в упражнении 3? (Подкормка.)

· Запишите слово-отгадку, разделяя его для переноса. Обозначьте значимые части слова.
При переносе старайтесь не отрывать букву от корня.


· Загадайте своё слово таким же образом, как в упражнении 3.

· Приставка – как в слове «подберёзовик».
Корень – как в слове «снежинка».
Суффикс – как в слове «цветник».
Окончание – как в слове «конь».
Слово-отгадка:

· Какие слова в упражнении 5 вызывают улыбку?

· Разберите письменно по составу выделенные слова.

IV. Рефлексия деятельности.

· Что нового узнали на уроке? Назовите части слова.

· Без какой значимой части слово не существует? (Без корня.)

· Какие части слова помогают образовывать однокоренные слова? (Суффикс, приставка.)
Домашнее задание: упражнение 6 (рабочая тетрадь)
15