Осенний калейдоскоп Сценарий конкурсно- развлекательной программы

Сценарий конкурсно- развлекательной программы «Осенний калейдоскоп».

Цели и задачи:
Закрепить знания учащихся об осенних явлениях в природе;
Стимулировать интерес у ребят к занятиям в кружке с помощью игр, загадок, организованного сценария;
Формировать у детей экологический подход к природе, изучению родного края.
Развивать у детей интерес к познанию окружающего мира;
Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Оборудование:
плакаты для оформления, рисунки детей, костюмы сценария, предметы для игр, призы.





























Конкурсы и игры проводятся в форме состязания двух команд. Вопросы задаются им поочередно. За правильный ответ команда получает балл. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Ведущий: Здравствуйте дорогие ребята! Вот и осень наступила, и дождь в окно стучится, вот и осень и улетают птицы. На дворе у нас осень - чудесная пора, которая дарит нам замечательные и удивительные вещи, такие как: бабье лето, время листопада, сбор урожая. В лесах мы находим последние крепкие боровики. А еще осень дарит нам букеты ярких листьев и гроздья красной рябины, тихие прозрачные дни. Сегодняшний праздник мы посвятим осени, и называется он « Осенний калейдоскоп». Мы надеемся, что наш праздник будет таким же ярким и разнообразным как калейдоскоп и как сама осень. У нас прозвучат стихи, поговорки, загадки об осени. Мы с вами проведем осенние конкурсы.
Итак, к нам входит Осень.
/ Звучит музыка П. И. Чайковского./
Осень: Осень! Осыпается весь наш бедный сад
Листья пожелтелые по ветру летят
Лишь вдали красуются - там, на дне долин,
Кисти ярко- кранные вянущих рябин.
Ведущая: Мой сад с каждым днем увядает
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно еще зацветает
Настурций в нем огненный куст.
Осень: Стало вдруг светлее вдвое
Двор как в солнечных лучах-
Это платье золотое
У березы на плечах.
Ведущая: Утром мы во двор идем-
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят летят летят
Ведущая: Холодно становится, холодно! Казалось бы, еще вчера стояли длинные теплые дни. И вдруг сразу стало заметно, что смеркается рано, что увял и состарился, пригнувшийся под плодами сад. Осень подкрадывается поначалу тихая да ласковая, с букетом цветов, с наливными яблоками в саду. Но не только яблоками можно полакомится осенью.
Осень: Какие съедобные осенние подарки вы можете назвать?
/ ребята называют, Осень раздает подарки.
Ведущий: А сколько осенних месяцев вы знаете?
/Дети отвечают/.
Сентябрь- первый месяц осени. Название сентября происходит от латинского «септимус», означает «седьмой». В древнерусском календаре сентябрь был седьмым по счету от начала года. Первым тогда считали март, а не январь, как в современном календаре. Сентябрь самый сухой месяц осени. Эти теплые деньки осенью называются «бабьим летом». В сентябре начинается листопад. За это сентябрь назвали листопадником. А у зайчихи снова родились зайчата - листопаднички.

Осень: Осень на опушке краски разводила
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены
В пурпуре осеннем только клен зеленый
Улетает осень: «Не жалейте лето!
Посмотрите - роща золотом одета!»

Ведущий: А сейчас я проверю, знаете ли вы названия красок. Если произношу название краски - хлопните в ладоши, если нет замрите.
Розовый, красный, оранжевый, синий-
Желтый, лимон, абрикосовый, милый,
Черный, зеленый, малина
Осень, как сказка красива.

Ведущий: Второй месяц осени - октябрь. Его называют вершиной осени. Почему? Хмурень так называли октябрь в старину. Называют его еще вечером года. В это время природа готовится ко сну. Дел у всех невпроворот. Деревьям надо вовремя сбросить листву, насекомым схорониться в лесную подстилку или забиться в щели, последним птицам поспешить с отлетом.

Осень: Как жадно к югу рвутся птицы
Сквозь листопад, сквозь холода
Чтоб солнца досыта напиться и
На чужбине убедится
Что Родина не повторяется
Ни в чем и никогда.
\ Муз. Пауза\

Осень: Как вы думаете, с чем надо поспешить людям осенью? Отгадайте, что собрала я в свое лукошко?
(В руках лукошко, при правильном ответе, достает «отгадку».)

Воду пьет - себя торопит
И растет и листья копит
Набирает вес кубышка
В середине - кочерыжка.
(Капуста)

Играли в прядки ребята с грядки
И прямо с грядки попали в кадки.
(Огурцы)

Под кустом в земле плоды
Человеку за труды.
(Картофель)

Круглое, румяное, я расту на ветке
Любят меня взрослые и маленькие детки.
(Яблоко)

Хоть я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла
Крупна, кругла, сладка на вкус
Узнали вы? Я - (Свекла)

Ведущий: Ноябрь - последний месяц осени. Его древнерусское название - грудень, от слова «груда», что означает разъезженный, плохой и замерзший путь. Небо нередко закрыто тяжелыми облаками, снег идет пополам с дождем. Уже все перелетные птицы покинули родные края. Красива природа на исходе осени. Ярко- красные ягоды красуются на деревьях рябины.

Осень: В красном платьице девица
Вышла с осенью простится,
Осень проводила, платье снять забыла
И на красные узоры первый снег ложится.

Ведущий: А сейчас поиграем в развлекательно- познавательную
Игру «Осенний калейдоскоп». Для этого нам необходимо выбрать 2
Команды по 5 человек.
1 команда - Капельки
2 команда – Листочки

Итак, конкурс наблюдательных

Вопросы:
Куда осенью исчезают бабочки? ( Прячутся в щели, под кору деревьев.)
Какие птичьи тайны открывает листопад? ( Гнезда).
Собирают ли птицы себе на зиму запасы? ( Да. Совы и сойки.)
Как готовятся к зиме муравьи? ( Закрывают входы и выходы муравейника).
Куда исчезают на зиму лягушки? ( Прячутся на глубину под камни или в ил).
Когда улетают от нас последние утки? (Когда замерзнут реки).
Какие деревья сбрасывают листву зеленой? ( Ольха, Ива).
Какие садовые цветы до первого снега цветут? ( Астры).
Листья, каких деревьев краснеют? (Осина, рябина, клен).
Кто собирает яблоки спиной? (Еж).
Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (Белка).
У какого зверя осенью в листопад появляются детеныши? (У зайца).
Ведущий: Команды сформированы, представляю, жюри.
1 конкурс.
Дорогие ребята, а для того чтобы выбрать капитана задаю по 1
вопросу, итак «листики»:
Летит- кричит, сядет - молчит.
Цари его боятся, короли страшатся.
Кто его убьет, тот свою кровь прольет.
(Комар).
Вопрос «Капелькам».
Не по рыбам, а сети расставляет,
Или один семерых уложил.
(Паук).
2 конкурс.
Издревле люди наблюдали за повадками животных, насекомых, жизнью растений, природными явлениями и заметили связь между ними. Так появились народные приметы. Второй конкурс называется «Прогноз погоды» и мы поговорим об осенних народных приметах. Задание конкурса заключается в том, что надо закончить фразу - народную примету. Например:
Быстрый, дружный листопад - к суровой зиме.
Дым стелется - быть (непогоде)
Дым столбом - быть (морозной зиме)
Бабье лето ненастное - осень (сухая)
Комары в ноябре - быть (мягкой зиме)
Муравьи закрывают ходы в муравейник к (ненастью)
Гром в октябре к (ненастной зиме)

Муз. пауза. Слово жюри.

3 Конкурс.
Мы с вами говорили о том, что осень очень богатая на урожай пора. Отгадайте, что у меня в лукошке.

а) В старину этот овощ называли «любовное яблоко», «золотое яблоко». И сейчас у него 2 имени.
Подсказка: В огороде вырастаю
А когда я созреваю
Варят из меня томат
В щи кладут и так едят.
(Помидор).
б) Родина его Южная Америка. Индейцы называли его «папой». У нас этот овощ в старину называли «чертово яблоко». В России его первое время разводили как цветы, а за нежелание его сажать мужиков секли розгами и ссылали в Сибирь.
Подсказка: Неказиста, шишковата
А придет на стол она
Скажут весело ребята
Ну, рассыпчата, вкусна.
(Картофель)
Пока жюри подсчитывает баллы, мы со зрителями поиграем в игру: «Как вы умеете помогать родителям». Надо с завязанными глазами перебрать яблоки и картошку.

4конкурс.
Ведущий: Ребята, отгадайте загадку:

С ветки в речку упадет,
Но не тонет, а плывет.
(Лист).

А вот у меня в руках необычные листочки. На них поэты написали стихи об осени, но ветер порвал их на мелкие кусочки. Я попрошу команды собрать их в целый лист и прочитать стихотворение. Какая команда прочтет первой. Итак, конкурс «Мозаика».

А пока жюри подсчитывает баллы, у нас игра со зрителями: «Доскажи словечко».
Ветер лист бросает оземь
Значит, наступила (осень).

Если ты готовишь щи
Не забудь про(овощи).

Закрепив меж реек стекла
Рамы превратились в(окна).

Травку щиплет серый козлик
Рядом с ним пасется (ослик).
Порыбачив здесь два дня
Мы поймали (окуня).

Красный клюв, из перьев шубка
Ну, конечно, это (утка).

Шерсти целая гора,
Щиплет травку он с утра.
Круторог, драчлив, упрям
Любит жить в степи (баран)

5 конкурс. Листопад.
Ведущий: Мы - листики осенние,
На ветках мы сидим
Дунул ветер - полетели
И на землю тихо сели
Ветер снова набежал
И листочки все поднял,
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
Ребята, посмотрите, сколько листьев нанесло нам ветром. Кто больше листьев соберет в эту корзину с завязанными глазами.

Муз. пауза. Слово жюри.

6 конкурс. Лужи.
Осень: Сейчас я загадаю вам загадку.
С неба пришел, в землю ушел.
(Дождь).
Дождь осенний налил лужи, перейти скорей их нужно. Ребята, вы должны пробежать эстафету наступая только на кружки - это «кочки». Все остальное «залито водой», надо пробежать и не замочить ноги.

7 конкурс. Узелки.
Ведущий: Как вы знаете, ребята, осень самое переменчивое и непредсказуемое время года. С утра может светить яркое солнце, а к вечеру полить дождь или пойти снег. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, кружит, мутит, ревет, сверху льет и с низу метет. В октябре на одном часу и дождь и снег.
Да, у осени каждый день настроение меняется. За 3 месяца таких узелков навяжет. Вот и мы попробуем завязать узелки. За 1 минуту, какая команда завяжет больше узелков на веревке.

Осень: Осень! Славная пора!
Любит осень детвора!
Сливы, груши, виноград-
Все поспело для ребят.
И арбуз, увидев важный,
Оживится детвора
И радушно скажет каждый
Здравствуй, осени пора.

Праздник цвета, праздник вкуса
Дарит осень нам сейчас
А веселые загадки отгадайте вы сейчас.
(Осень загадывает загадки).

8 конкурс. «Угадай кто я».

Ведущий: Да, осень много дарит нам подарков и на огороде и в поле и в лесу.
А сейчас конкурс капитанов «Угадай кто я» (Капитан с закрытыми глазами просовывает лицо в отверстие). Начинает задавать вопросы. Зрители отвечают только «да» или «нет». Например, нарисован орех. Приблизительные вопросы. Я живое? Нет. Я съедобное? Да. Я расту в огороде? Нет. В лесу? Да. Я орех. Выигрывает тот, кто задал наименьшее количество вопросов.

Итак, жюри подводит итоги.
Выиграла команда
Осень дарит всем подарки.

Ведущий: Мы верим на празднике нашем
Вам некогда было скучать
Гостям на прощание скажем
Мы ждем вас зимою опять.

Осень: Как жалко праздник покидать
Но ждет нас лес осенний
Мы долго будем вспоминать
Чудесное виденье.









Рецензия на конкурсно- развлекательную программу «Осенний калейдоскоп».
Занятие проводится в дни осенних каникул.
Цель занятия раскрыть познавательный интерес к окружающей природе. Формировать у детей экологический подход к изучению природы родного края, воспитывать бережное отношение ко всему живому, показать яркие краски осени.
Мероприятие проводится в познавательно – развлекательной форме. Занятие озвучено: используется музыка П. И. Чайковского, песни детских композиторов об осени.
В основе занятия лежит объяснительно – иллюстрационный метод, поисковый метод (с помощью целенаправленных вопросов дети отвечают на заданную тему).
Мероприятие построено в форме игры: проводится конкурс «Смекалистых», «Наблюдательных», конкурс на знание осенних примет природы, стихов об осени.
В мероприятии просматривается связь с экологией, музыкой, географией, биологией, литературой.
На занятии присутствует положительный эмоциональный фон, доверительные отношения между детьми в команде, чувствуется связь педагога с детьми.