Научная работа на тему Влияние мультфильмов на психику ребёнка

МБОУ «ШИЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» 
муниципального образования – Шиловский муниципальный район 
Рязанской области 
ИНН/КПП 6225005792 / 622501001 ОГРН 1026200851038 
Свидетельство о государственной аккредитации № 25-0175 от 26 марта 2012 г. 
Лицензия №25-0531 от 14 декабря 2011 г. 
_____________________________________________________________________________ 
391500, п. Шилово, улица Советская, д.1 
Телефон: (849136) 2-17-47, 2-16-41 
e-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

На вопрос «Кто твой любимый мультгерой?» были получены следующие ответы:
Маша и Медведь – 50%.
Трансформеры – 41%
Том и Джери - 32%
Смешарики – 25%
Губка Боб – 18%
Лунтик – 12%
Герои мультфильма «Ну, погоди!» - 8%
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Как уже видно, среди предпочитаемых мультгероев не мало героев из отечественных мультфильмов, что говорит о проникновении и влиянии западной культуры в нашей стране. В качестве наиболее предпочитаемых героев мальчики выбрали Трансформеров и Губка Боб. Из этого следует, что мальчики предпочитают идентифицировать себя с супергероями, наделенными сверхвозможностями. Эти герои применяют активные оборонительные действия и из всех ситуаций выходят победителями.
Девочки выбрали в качестве предпочитаемых мультгероев: Лунтика, Русалку, Алладина, Золушку, Машу и Медведя. Объясняя это тем, что, они веселые, смешные, добрые, тому что он попадают в смешные ситуации. В этих ответах присутствует момент одобрения юмора героя, сопереживания ему, выбор такого качества героя как доброта.















Исследование 2.
При обработке анкет было выявлено две группы первоклассников. В первую группу вошли десять мальчиков и девочек, смотревших ранее и просматривающих мультфильмы только иностранного производства. Эти учащиеся составили экспериментальную группу. В контрольную группу вошли так же десять мальчиков и девочек, просматривающих мультфильмы российского производства. В экспериментальной и контрольной группах был проведен «Детский тест тревожности», разработанный американскими психологами Р.Теммлом, М.Дорки, В.Аменом, предназначенный для определения тревожности у детей в возрасте 3,5-7 лет (приложение 3).
Психодиагностический материал в этой методике представлен серией рисунков. Каждый рисунков выполнен в двух вариантах: для мальчиков (на рисунке изображён мальчик) и для девочек (на рисунке представлена девочка). Лицо ребёнка на рисунке не прорисова
но, дан лишь контур головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков дано улыбающееся лицо ребёнка, а на другом печальное. Предлагаемые рисунки изображают типичные жизненные ситуации, с которыми сталкиваются дети и которые могут вызывать у них повышенную тревожность и агрессивность.
Рисунки предъявлялись детям в строго определенном порядке один за другим с дополнительной инструкцией. Выбор детей соответствующего лица и словесные высказывания фиксировались в индивидуальных протоколах (приложение 4).
Протоколы, полученные от каждого ребёнка, подвергались анализу, который имеет две формы: количественную и качественную.
В результате исследования (приложение 5) учащихся, составляющих экспериментальную группу, выявлено, что просмотр мультфильмов иностранного производства, в которых присутствуют конфликты, драки, сражения, перестрелки, убийство, влияет на повышение уровня тревожности первоклассников. Так у:
70% детей имеют высокий уровень тревожности;
20% детей – средний уровень;
10% детей имеют низкий уровень тревожности.



Наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок ребенок (Игра с младшими детьми. Объект агрессии. Игра со старшими детьми. Агрессивное нападение. Изоляция). Значительно ниже ypовень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребёнок взрослый (Ребенок и мать с младенцем. Выговор. Игнорирование. Ребенок с родителями), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия (Одевание. Укладывание спать в одиночестве. Умывание. Собирание игрушек. Еда в одиночестве).



Результаты учащихся, составляющих контрольную группу, показали, что просмотр мультфильмов российского производства не оказывает отрицательного влияния на тревожность и агрессивность детей. Показатели уровня тревожности в этой группе следующие: 40% - низкий уровень, 50% - средний уровень, 10 % - высокий.



























Выводы.
Результаты данного исследования показали, что просмотр западных анимационных фильмов является одной из причин высокого уровня тревожности и порождают у детей агрессивные фантазии, которые нередко реализуются в отношении к более слабым животным и маленьким детям. А Отечественные мультфильмы умные, мудрые. Они учат малышей добру и справедливости, учат не обманывать и не предавать. Они излучают добро и любовь к каждому маленькому зрителю. А отъявленные злодеи (совсем не страшные и по-своему обаятельные) к финалу непременно исправляются.
Таким образом, гипотеза, которую мы выдвинули, что мультфильмы российского и иностранного производства, в которых больше добра, а не насилия, будут способствовать гармоничному развитию ребенка, мультфильмы, в сюжете которых присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, т.е. элементы агрессивного поведения и насилия, развивают у ребенка тревожность, страхи, неуверенность в общении с взрослыми и детьми, подтвердилась.
Использование отечественных мультфильмов помогут родителем, педагогам и психологам решить многие задачи воспитания. Например:
Задачи
Качества, которыми должен обладать мультфильм
Мультфильмы

1. Привить ребенку любовь к животным
Герои – очеловеченные животные. Обязательная оппозиция добра и зла.
«Котенок по имени Гав», «Умка», «Доктор Айболит»


2. Привить ребенку умение дружить
Герои – люди/животные, живые и легкие по характеру; мораль – альтруизм, уважение и любовь к ближним, взаимопомощь.
Серия мультфильмов «Чебурашка», «Крошка Енот», «Большой секрет для маленькой компании», «Приключения Домовенка Кузи»

3.Познание окружающего мира
Герои – животные, инопланетяне, роботы. Знания, расширяющие кругозор.
«Доктор Айболит»

4. Приучить ребенка к выполнению определенных обязательств
Герои – люди/животные, статус которых изменяется во времени с приобретением тех или иных Ачеств, умений (несчастный, когда не умел, счастливый, когда научился).
«Винни-Пух» «Приключения Домовенка Кузи»



А героев этих мультфильмов считаем идеальными воспитателями потому, что:
1. Наши мультики не яркие, в них часто используются 3-4 цвета, но при этом применяются многочисленные полутона. Это позволяет развивать внимание, память. Ведь прилагая усилия, чтобы понять, рассмотреть, запомнить происходящее ребенок подключает эти функции. 2.    Наша мультипликация создана на основе традиций русской сказки и даже классической русской литературы. Сказка по своей природе метафорична, она заставляет задуматься. Цепляясь за метафоры, ребенок достраивает свой мир, а для этого необходимо включить определенную часть мозга. Кроме того, сказка дает ребенку ответы на многие вопросы. То же самое происходит с мультфильмами.
3.    Герои наших мультиков говорят хорошим русским языком
4.    И поют хорошие авторские песни.
5.    Они учат осмысливать происходящее, заставляют переживать. Наши мультфильмы детальнее, поэтому живее. Ежик «из тумана» такой реальный, а с Карлсоном так и хочется поиграть. Каждый из них по-своему смеется, по-своему грустит.
Исходя из этого, мы создали и распространили через детскую поликлинику, в детском Аду «Дюймовочка» буклет для родителей «Как с пользой смотреть мультфильмы» (приложение 6), в нем:
приведены рекомендации психологов, как выбрать мультфильмы для просмотра;
перечислены признаки «вредного мультика», от просмотра которого стоит оградить ребёнка;
предлагается перечень мультфильмов для просмотра, соответственно возрасту.
Таким образом, цель, поставленная мной в начале исследовательской работы – достигнута. Мультипликация это даже не кино, а шире культура. Для детей в этом искусстве сделаны шедевры, которые настраивают их на целостное отношение к миру. Роль мультипликации в процессе формирования человека колоссальна. Поэтому важно понимать, что к просмотру мультфильмов нужно относиться избирательно, они должны давать возможность размышлять, сочувствовать и сопереживать горю, радоваться победам.

Список литературы.
Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2003
Дети и телевизор: кому, что и сколько стоит смотреть Мисеева Д./ Psychologies, №10 2006
Ольшанский Д. В. Психология масс. – СПб: Питер, 2001.
Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. И.В. Дубровиной. 2-е издание - М.: ТЦ «Сфера», 1998
Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч. 3. Музыка. Театр. Кино./ Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001














Приложение 1.
Top20. Лучшие мультфильмы мира.
Результаты мультипликационного фестиваля «Лапута»
(май 2003 г., Токио).

1 место. Ежик в тумане (1975, Юрий Норштейн) 2 место. Сказка сказок (1979, Юрий Норштейн) 5 место. Снежная королева (1957, Лев Атаманов) 10 место. Чебурашка (1971, Роман Качанов) - и еще три мультфильма про него 17 место. Старик и море (1999, Александр Петров) 25 место. Цапля и журавль (1974, Юрий Норштейн) 28 место. Жил был пес (1982, Эдуард Назаров) 31 место. Лиса и заяц (1973, Юрий Норштейн) 37 место. Спокойной ночи, малыши (2000, Юрий Норштейн, заставка к одноименной детской телепередаче) 45 место. Шинель (2 части) (не закончен, Юрий Норштейн) 51 место. Конек-горбунок (1947/1975, Иван Иванов-Вано) 57 место. Варежка (1967, Роман Качанов) 65 место. Корова (1989, Александр Петров) 70 место. Каникулы Бонифация (1965, Федор Хитрук)











Приложение 2.
Анкета
Класс ___________
Смотришь ли ты мультфильмы? (да, нет)
Когда ты предпочитаешь смотреть мультики? (утром, в обед, вечером)
3. Какие мультфильмы ты предпочитаешь?
(Советские или иностранные)
4. Как называется твой любимый мультик?
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
5. Твой любимый герой?
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________



















Приложение 3.

«Детский тест тревожности»
авторы Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен.
Инструкция:
К рис. 1. Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребёнка будет лицо, весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами».
К рис. 2. Ребёнок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
К рис. 3. Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»
К рис. 4. Одевание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) одевается».
К рис. 5. Игра со старшими детьми: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».
К рис. 6. Укладывание спать в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) идёт спать».
К рис. 7. Умывание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) в ванной».
К рис. 8. Выговор: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»
К рис. 9. Игнорирование: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»
К рис. 10. Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»
К рис. 11. Собирание игрушек: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) убирает игрушки».
К рис. 12. Изоляция: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»
К рис. 13. Ребёнок с родителями: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».
К рис. 14. Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) ест».
Психодиагностический материал

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]








[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]




Приложение 4
ПРОТОКОЛ ВЫЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ
экспериментальная группа
Имя Возраст Дата



Рисунок

Высказывания ребенка
Выбор




Веселое лицо
Печальное лицо

1
Игра с младшими детьми




2
Ребенок и мать с младенцем




3
Объект агрессии





4
Одевание




5
Игра с младшими детьми




6
Укладывание спать в одиночестве




7
Умывание




8
Выговор





9
Игнорирование





10
Агрессивность





11
Собирание игрушек





12
Изоляция




13
Ребенок с родителями




14
Еда в одиночестве














13PAGE 15



































Root Entry