Методические указания по выполнению самостоятельных работ по дисциплине Основы безопасности жизнедеятельности


НЕФТЕЮГАНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению самостоятельных работ
по дисциплине
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для студентов всех специальностей
Нефтеюганск
2016
ОДОБРЕНА:
Предметной (цикловой)
комиссией
Протокол № 4от 10.12.2015 г.
Председатель П(Ц)К
п/п Т.А.Кунакова
Утверждена:
заседанием методсовета
Протокол №3от 19.01.2016 г.
Председатель методсовета
п/п И.А. Успехова
Методические указания по выполнению самостоятельных работ по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» разработаны для реализации среднего общего образования.
Организация – разработчик: Нефтеюганский индустриальный колледж (филиал) федерального бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет».
Разработчик: Сагдатдинова О.С. – преподаватель НИК (филиал) ФГБОУ ВО «ЮГУ»
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………….4
Карта самостоятельной работы………………………………………………7
Виды работ при выполнении самостоятельной работы……………………10
Указания по выполнению самостоятельной работы……………………….14
Приложение…………………………………………………………………...41
Литература…………………………………………………………………….45
Интернет – источники ……………………………………………………….46
Пояснительная записка
Методические указания по выполнению самостоятельных работ по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» составлены в соответствии с рабочей программой дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» для всех специальностей.
Цельюметодических указаний является обеспечение эффективности самостоятельной работы обучающихся на основе организации их выполнения.
Задачами методических указаний по выполнению самостоятельных работ являются:
активизация самостоятельной работы студентов;
содействие развития творческого отношения к данной дисциплине;
выработка умений и навыков рациональной работы с литературой;
управление познавательной деятельностью студентов.
Методические указания по выполнению самостоятельных работ состоят из карты самостоятельной работы, видов работ по выполнению самостоятельной работы, указаний по выполнению самостоятельной работы, приложения,списка литературы.
В карте самостоятельной работы указанынаименования тем, которые вынесены на самостоятельное изучение, наименование самостоятельных работ, количество часов, отведённых на выполнение самостоятельной работы, обязательные формы самостоятельной работы, коды формируемых компетенций и формы контроля.
Для выполнения самостоятельной работы необходимо пользоваться рекомендованными литературой, интернет-ресурсами и другими источниками по усмотрению студента.
Выполненные работы позволяют приобрести не только знания, но и умения, навыки, а также выработать свою методику подготовки к занятиям, что очень важно в дальнейшем.
Контроль самостоятельной работы проводится преподавателем в аудитории.
Предусмотрены следующие виды контроля:
-устный опрос;
- письменный отчёт.
Результаты контроля выставляются преподавателем в журнал учебных занятий.
В данном пособии описаны обязательные и предоставленные по выбору формы самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», дан порядок их выполнения.
Пособие содержит список литературы, необходимой для выполнения самостоятельной работы студентов.
В дальнейшем пособие может перерабатываться при изменении рабочей программы учебной дисциплины.
Критерии оценки:
Оценка «5» (отлично) ставится, если работа оформлена правильно; правильно применены теоретические знания; если работа выполнена полностью, без ошибок;даны правильные ответы на заданные вопросы; сделаны необходимые выводы.
Оценка «4» (хорошо) ставится, если работа удовлетворяет основным требованиям к работе на оценку «5», но в ней допущены одна ошибка или не более двух недочетов; допущены ошибки при оформлении работы, работа выполнена небрежно; выводы сделаны недостаточно полно; даны ответы не на все вопросы.
Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если понятен поставленный вопрос, но в знаниях имеются пробелы, не мешающие выполнению основных требований, предусмотренных программой; если правильно выполнена 2\3 всей работы или допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если выполнено менее 2\3 работы или допущено больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3»и «4» не усвоены основные понятия по курсу учебной дисциплины.
Самостоятельная работа студента выполняется в рабочей тетради для выполнения самостоятельных работ, за исключением тех работ, которые требуют иного оформления (см. Приложение).
Карта самостоятельных работ

рабо-ты Наименование темы
Наименование самостоятельной работы Часы Коды форм.
компет. Форма
контроля
1 ЗОЖ – основа укрепления и сохранения личного здоровья Подготовка сообщения «Здоровый образ жизни молодёжи» 2 ОК 1-7 Письменный
опрос
2 Факторы, способствующие укреплению здоровья Заполнение таблицы «Факторы, способствующие укреплению здоровья» 1 ОК 1-7 Письменный опрос
3 Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека Подготовка сообщения «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека» 2 ОК 1-7 Устный опрос
4 Вредные привычки и их профилактика Обзор литературы по теме: «Алкоголь и курение. Их влияние на здоровье и поведение человека» 1 ОК 1-7 Письменный опрос
5 Вредные привычки и их профилактика Обзор СМИ «Наркотики и их пагубное воздействие на организм человека» 1 ОК 1-7 Письменный опрос
6 Правила и безопасность дорожного движения Составление памятки по ПДД «Знай и соблюдай правила дорожного движения» 1 ОК 1-7 Письменный опрос
7 Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества Подготовка презентации «Факторы, влияющие на репродуктивное здоровье человека» 1 ОК 1-7 Письменный опрос
8 Общие понятия и классификация ЧС природного и техногенного характера. Заполнение таблицы «Классификация чрезвычайных ситуаций»
1 ОК 1-7 Письменный опрос
9 Характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характераиправила поведения при возникновении таких ЧС Составление правил поведения при пожаре, наводнении, взрыве 1 ОК 1-7 Письменный опрос
10 Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны. Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций Составление схемы структуры гражданской обороны Российской Федерации 1 ОК 1-7 Письменный опрос
11 Современные средства поражения и их поражающие факторы. Организация инженерной защиты населения Заполнение таблицы «Оружие массового поражения и их поражающие факторы» 2 ОК 1-7 Письменный опрос
12 Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, захвате в качестве заложника. Подготовка презентации «Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта» 1 ОК 1-7 Письменный опрос
13 Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан Заполнение таблицы «Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан» 2 ОК 1-7 Письменный опрос
14 История создания Вооруженных Сил России (ВС РФ) Составление конспекта «Военные реформы Петра I» 1 ОК 1-7 Письменный опрос
15 Организационная структура ВС РФ Составление схемы структуры вооружённых сил РФ 1 ОК 1-7 Письменный опрос
16 Воинская обязанность Подготовка сообщения «Основные понятия о воинской обязанности» 2 ОК 1-7 Письменный опрос
17 Обязательная подготовка граждан к военной службе Подготовка доклада «Добровольная подготовка граждан к военной службе». 1 ОК 1-7 Устный опрос
18 Как стать офицером Российской армии Составление конспекта «Как стать офицером Российской армии» 2 ОК 1-7 Письменный опрос
19 Боевые традиции ВС РФ Заполнение таблицы «Дни воинской славы России — дни славных побед». 1 ОК 1-7 Письменный опрос
20 Символы воинской чести Подготовка сообщения «Ритуалы Вооружённых Сил РФ» 1 ОК 1-7 Устный опрос
21 Общие правила оказания первой помощи Подготовка к устному опросу «Общие правила оказания первой помощи» 1 ОК 1-7 Письменный опрос
22 Травмы и их виды. Первая помощь при травматических повреждениях Подготовка презентации «Первая помощь при электротравмах и повреждении молнией» 1 ОК 1-7 Письменный опрос
23 Кровотечения и их виды. Первая помощь при кровотечениях Заполнение таблицы «Виды кровотечений» 1 ОК 1-7 Письменный опрос
24 Основные виды и степени ожогов. Первая помощь при ожогах Подготовка доклада «Воздействие ультрафиолетовых лучей на человека» 1 ОК 1-7 Устный опрос
25 Отморожения и их степени. Первая помощь при отморожениях Заполнение таблицы «Степени отморожений» 1 ОК 1-7 Письменный опрос
26 Отравления и их виды. Первая помощь при отравлениях Подготовка сообщения «Отравление пищевыми продуктами» 1 ОК 1-7 Устный опрос
27 Первая помощь при отсутствии сознания, остановке сердца Составление конспекта «Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственного дыхания» 2 ОК 1-7 Письменный опрос
28 Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика Заполнение таблицы «Классификация инфекционных заболеваний» 1 ОК 1-7 Письменный опрос
Виды работ по выполнению самостоятельной работы
Подготовка сообщения
Подготовка информационного сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объёму устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несёт новизну, отражает современный взгляд по определённым проблемам.
Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объёмом информации, но и её характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.
Подготовка доклада
Доклад – это словесное или письменное изложение сообщения на определенную тему.
Составление доклада осуществляется по следующему алгоритму:
Подобрать литературу по данной теме, познакомиться с её содержанием.
Пользуясь закладками отметить наиболее существенные места или сделать выписки.
Составить план доклада.
Написать план доклада, в заключении которого обязательно выразить своё мнение и отношение к излагаемой теме и её содержанию.
Прочитать текст и отредактировать его.
Оформить в соответствии с требованиями к оформлению письменной работы.
Примерная структура доклада:
Титульный лист
Текст работы
Список использованной литературы
Составление таблицы и её заполнение
Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме – это вид самостоятельной работы студента по систематизации объёмной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы. Формирование структуры таблицы отражает склонность студента к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Краткость изложения информации характеризует способность к её свертыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Задание чаще всего носит обязательный характер, а его качество оценивается по качеству знаний в процессе контроля. Оформляется письменно.
Обзор литературы
Обзор литературы (литобзор, ревю) — часть или полностью научное исследование, состоящее из изучения опубликованных работ по избранной теме.
Каждый студент должен уметь работать с книгой. Без этого навыка практически невозможно овладеть программным материалом, специальностью и успешно творчески работать после окончания учебы.
      Умение работать с книгой складывается из умения быстро найти требуемый источник (книгу, журнал, справочник), а в нем — нужные материалы; из умения разобраться в нем, используя при этом различные способы чтения.
     
Обзор СМИ
Средства массовой информации (с фр. калька) – это система сообщения визуальной, словесной, звуковой информации по принципу широковещательного канала, которая охватывает массовую аудиторию и имеет периодическую форму распространения.
К видам СМИ относятся:
- Печатные издания (журналы и газеты);
- Электронные СМИ (интернет-издания, радио, телевидение);
Средства массовой информации (СМИ) – это способ, позволяющий донести разного рода информацию, используя принцип широковещательного канала. Они вещают для большой аудитории, их работа постоянная. СМИ доносят до народа различную информацию – словесную, звуковую, визуальную.
Составление памятки
В современном понятии памятка – это средство вербальной и/или визуальной передачи информации, краткое изложение какого-либо вопроса или проблемы, а также самые важные сведения, которыми надо руководствоваться в определенных жизненных ситуациях или при выполнении определенной операции.
Виды памяток
По характеру содержания можно выделить следующие виды памяток:
Памятка-алгоритм, в которой все предлагаемые действия жестко фиксированы, их последовательность обязательна (например, комплекс упражнений лечебной гимнастики, действия при появлении признаков инсульта, гипертонического криза и т.д.).
Памятка-инструкция, в которой даются конкретные указания о необходимости конкретных действий, шагов (пример: техника измерения АД, подсчет индекса массы тела, количества хлебных единиц в продуктах и т.д.).
Памятка-совет, рекомендация. В ней целевая группа получает рекомендации о том, при каких условиях то или иное действие (деятельность) осуществляется успешно (например, как сознательно ограничить употребление алкогольных напитков или снизить потребление соли, способы быстрого снятия стресса и т.д.).
Памятка-разъяснение, в которой опровергаются устоявшиеся мнения и стереотипы и утверждаются другие, основанные на более современных научных исследованиях.
Памятка-стимул, доминантой которой является стимулирование человека, раскрытие перспектив его деятельности и т.п. (например, сопоставление жизни с наркотиками и без них). Памятка «вопрос-ответ».
Подготовка презентации
Презентация (от англ. «рrеsеntаtіоn» — представление) — это набор картинок-слайдов на определенную тему, которые хранятся в файле специального формата. На каждом слайде можно содержать произвольную текстовую, графическую или видеоинформацию, анимацию, звук из подготовленного аудиофайла, а так же и записанный с микрофона. Презентации легко создавать с помощью программы MS PowerPoint.
Составление схемы
Составление схем – это более простой вид графического способа отображения информации.
Составление конспекта
Конспект - это краткое, связное и последовательное изложение констатирующих и аргументирующих положений текста. В ходе выполнения работы обучающийся читает текст учебника и подразделяет его на основные смысловые части, выделяет главные мысли, понятия, взаимосвязи, делает выводы.
Подготовка к устному опросу
Ответ нужно строить так, чтобы всё в нём было подчинено одной главной мысли. Готовясь к устному или письменному ответу, обдумайте, с какой целью вы будете говорить, какую мысль и как доказывать, в чём убеждать и к каким выводам подводить.
Подберите материал и составьте план ответа.
Определите стиль своего ответа и соответствующие ему выразительные средства.
Определите, как будете говорить: торжественно, спокойно, критически, громко, тихо, в каком темпе.
Проговорите свой ответ перед зеркалом или близким людям, другу или подруге, словами, жестами, мимикой.
Указания по выполнению самостоятельной работы
Тема: ЗОЖ – основа укрепления и сохранения личного здоровья
Самостоятельная работа № 1
Подготовка сообщения по теме: «Здоровый образ жизни молодёжи»
Методические указания
Изучить рекомендуемые интернет - источники по теме;
составить план или графическую структуру сообщения;
выделитьосновныепонятия;
ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
оформить текст письменно на ПК;
оформить в соответствии с требованиями (см. Приложение);
сдать на контроль преподавателю или озвучить в установленный срок.
Критерииоценки:
Актуальностьтемы;
соответствиесодержаниятеме;
глубинапроработкиматериала;
грамотность и полнота использования источников;
наличиеэлементовнаглядности;
оформление в соответствии с требованиями (см. Приложение 1)
Рекомендуемые интернет-источники
http://refbzd.ruhttp://rguts.ruТема: Факторы, способствующие укреплению здоровья
Самостоятельная работа № 2
Заполнение таблицы по теме: «Факторы, способствующие укреплению здоровья»
Методические указания
1.Изучите текст § 2.2. стр. 18 – 29 из рекомендуемой литературы
2. Заполните таблицу «Факторы, способствующие укреплению здоровья» в тетради для самостоятельных работпо предложенной форме

п/п Составляющие здорового образа жизни (ЗОЖ) Определение составляющей ЗОЖ Роль составляющей в обеспечении ЗОЖ
Критерии оценки:
- оценка «5» - работа выполнена без исправлений; смысловые части выделены правильно; таблица оформлена в полном объёме;
- оценка «4» - работа выполнена в полном объёме небрежно или допущена ошибка;
- оценка «3» - работа выполнена не в полном объёме с более 2-х замечаний;
-оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если выполнено менее 2\3 работы или допущено больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3» и «4».
Рекомендуемая литература
Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности[Текст]: учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – 3-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2011. – 320 с.
Тема: Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека
Самостоятельная работа № 3
Подготовка сообщения по теме: «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека»
Методические указания
Собрать и изучить литературу по теме;
составить план или графическую структуру сообщения;
выделитьосновныепонятия;
ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
оформить текст письменно на ПК;
оформить в соответствии с требованиями (см. Приложение);
сдать на контроль преподавателю или озвучить в установленный срок.
Критерииоценки:
Актуальностьтемы;
соответствиесодержаниятеме;
глубинапроработкиматериала;
грамотность и полнота использования источников;
наличиеэлементовнаглядности;
оформление в соответствии с требованиями (см. Приложением 1)
Рекомендуемая литература
Бондин В.И., Семехин Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности[Текст]: Учеб.пособие. – М.: Академцентр, 2014. – 349 с. – (Среднее профессиональное образование).
Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности[Текст]: учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – 3-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2011. – 320 с.
Интернет-источники
http://nsportal.ruhttp://infourok.ruТема: Вредные привычки и их профилактика
Самостоятельная работа № 4
Обзор литературы по теме: «Алкоголь и курение. Их влияние на здоровье и поведение человека»
Методические указания
По данной теме прочитать рекомендуемую литературу, законспектировать в тетради для самостоятельных работ, продумать план своего выступления на занятии. Продумывание материала в соответствии с поставленными в плане вопросами — главный этап самостоятельной работы и залог успешного выступления.
При возникновении затруднений по выполнению данного вида работы, обратиться к преподавателю за консультацией.
   
Критерии оценки:
Раскрытиепредложенной темы;
глубина проработки материала;
грамотность и полнота использования источников.
Рекомендуемая литература
Бондин В.И., Семехин Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности[Текст]: Учеб.пособие. – М.: Академцентр, 2014. – 349 с. – (Среднее профессиональное образование).
Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности[Текст]: учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – 3-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2011. – 320 с.
Тема: Вредные привычки и их профилактика
Самостоятельная работа № 5
Обзор СМИ по теме: «Наркотики и их пагубное воздействие на организм человека»
Методические указания
Самостоятельно просмотритевидеоролики, документальные фильмы на сайтах рекомендуемых интернет - источников по данной теме.
Постарайтесь вникнуть в сюжет просматриваемых видео, после просмотра составьте план из числа наиболее важных на ваш взгляд проблем.
Проанализируйте каждый источник информации по отдельности.
Результаты работы оформите в письменном виде в тетради для самостоятельных работ.
При возникновении затруднений по выполнению данного вида работы, обратиться к преподавателю за консультацией.
Критерии оценки:
Раскрытие предложенной темы;
глубина проработки материала;
грамотность и полнота использования источников;
Рекомендуемы интернет - источники
http://stopsmok.ruwww.vsenarkotiki.ruhttp://narcotics.ruТема: Правила и безопасность дорожного движения
Самостоятельная работа № 6
Составление памятки по ПДД «Знай и соблюдай правила дорожного движения»
Методические указания
Памятка может включать в себя:
факты по проблеме;
советы;
алгоритм действий в определенных ситуациях;
информацию об адресах и телефонах;
фото, иллюстрации, схемы, геометрические фигуры;
можно оформить как в черно-белом варианте, так и в цветном.
При возникновении затруднений по выполнению данного вида работы, обратиться к преподавателю за консультацией.
Критерии оценки:
Раскрытие предложенной темы;
соответствие содержания теме;
эстетичность оформления.
при работе по составлению памятки можно пользоваться интернет – ресурсами.
Рекомендуемая литература
Бондин В.И., Семехин Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности[Текст]: Учеб.пособие. – М.: Академцентр, 2014. – 349 с. – (Среднее профессиональное образование).
Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности[Текст]: учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 320 с.
Тема: Репродуктивное здоровье как составляющая часть
здоровья человека и общества
Самостоятельная работа № 7
Подготовка презентации по теме: «Факторы, влияющие на репродуктивное здоровье человека»
Методические указания
Материалы-презентации готовятся на ПК в виде слайдов с использованием программы MicrosoftPowerPoint.
при оформлении работы, руководствоваться Приложением 3;
при возникновении затруднений по выполнению данного вида работы, обратиться к преподавателю за консультацией;
работу сохранить на электронном носителе.
Критерии оценки:
Соответствие содержания теме;
правильная структурированность информации;
наличие логической связи изложенной информации;
эстетичность оформления;
работа представлена в срок.
Рекомендуемая литература
Бондин В.И., Семехин Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности[Текст]: Учеб.пособие. – М.: Академцентр, 2014. – 349 с. – (Среднее профессиональное образование).
Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности[Текст]: учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 320 с.
Тема: Общие понятия и классификация ЧС природного и техногенного характера
Самостоятельная работа № 8
Заполнение таблицы по теме: «Классификация чрезвычайных ситуаций»
Методические указания
1. Изучите текст § 3.1. стр. 51 – 60 из рекомендуемой литературы
2. Заполните таблицу «Классификация чрезвычайных ситуаций» в тетради для самостоятельной работы по предложенной форме
Класс (уровень) ЧС Пострадало, чел. Нарушены условия жизни, чел. Материальный ущерб, тыс. Граница действия поражающих факторов в пределах
Локальные Муниципальные Межмуниципальные Региональные Межрегиональные Федеральные Трансграничные Критерии оценки:
- оценка «5» - работа выполнена без исправлений; смысловые части выделены правильно; таблица оформлена в полном объёме;
- оценка «4» - работа выполнена в полном объёме небрежно или допущена ошибка;
- оценка «3» - работа выполнена не в полном объёме с более 2-х замечаний;
-оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если выполнено менее 2\3 работы или допущено больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3» и «4».
Рекомендуемая литература
Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности[Текст]: учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 320 с.
Тема: Характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и правила поведения при возникновении таких чрезвычайных ситуаций
Самостоятельная работа № 9
Составление правил поведения при пожаре, наводнении, взрыве
Методические указания
Составить правила поведения при пожаре, наводнении, взрыве, используя рекомендуемую литературу.При составлении правил поведения определить чёткую и правильную последовательность действий;
при возникновении затруднений по выполнению данного вида работы, обратиться к преподавателю за консультацией.
Критерии оценки:
1.Правильно составленная последовательность действий при пожаре, наводнении, взрыве;
2.глубина проработки материала;
3.грамотность и полнота использования источников;
Рекомендуемая литература
Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности[Текст]: учебник / В.Ю. Микрюков. – 6-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2014. – 288 с. – (Среднее профессиональное образование)
Тема: Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны. Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций
Самостоятельная работа № 10
Составление схемы структуры гражданской обороны Российской Федерации
Методические указания
изучить информацию по теме;
создать тематическую схему, используя рекомендуемую литературу;
представить на контроль в установленный срок.
при возникновении затруднений по выполнению данного вида работы, обратиться к преподавателю за консультацией.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
правильная структурированность информации.
наличие логической связи изложенной информации;
аккуратность выполнения работы.
Рекомендуемая литература
1.Бондин В.И., Семехин Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности[Текст]: Учеб.пособие. – М.: Академцентр, 2014. – 349 с. – (Среднее профессиональное образование).
2.Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности[Текст]: учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 320 с.
Тема: Современные средства поражения и их поражающие факторы
Организация инженерной защиты населения
Самостоятельная работа № 11
Заполнение таблицы «Оружие массового поражения и их поражающие факторы»
Методические указания
1. Изучите текст § 2.2. стр. 21 – 31 из рекомендуемой литературы
2. Заполните таблицу «Оружие массового поражения и их поражающие факторы» в тетради для самостоятельных работ по предложенной форме
Вид оружия массового поражения (ОМП) Поражающие факторы ОМП Воздействие на человека Способы защиты от поражающих факторов ОМП
Критерии оценки:
- оценка «5» - работа выполнена без исправлений; смысловые части выделены правильно; таблица оформлена в полном объёме;
- оценка «4» - работа выполнена в полном объёме небрежно или допущена ошибка;
- оценка «3» - работа выполнена не в полном объёме с более 2-х замечаний;
-оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если выполнено менее 2\3 работы или допущено больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3» и «4».
Рекомендуемая литература
Бондин В.И., Семехин Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности[Текст]: Учеб.пособие. – М.: Академцентр, 2014. – 349 с. – (Среднее профессиональное образование).
Тема: Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта,
захвате в качестве заложника
Самостоятельная работа № 12
Подготовка презентации «Правила безопасного поведения при
угрозе террористического акта»
Методические указания
Материалы-презентации готовятся на ПК в виде слайдов с использованием программы MicrosoftPowerPoint.
при оформлении работы, руководствоваться Приложением 3;
при возникновении затруднений по выполнению данного вида работы, обратиться к преподавателю за консультацией;
работу сохранить на электронном носителе.
Критерии оценки:
Соответствие содержания теме;
правильная структурированность информации;
наличие логической связи изложенной информации;
эстетичность оформления;
работа представлена в срок.
Рекомендуемая литература
Бондин В.И., Семехин Ю.Г. Безопаснось жизнедеятельности[Текст]: Учеб.пособие. – М.: Академцентр, 2014. – 349 с. – (Среднее профессиональное образование).
Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности[Текст]: учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 320 с.
Тема: Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан
Самостоятельная работа № 13
Заполнение таблицы «Государственные службы по охране здоровья
и безопасности граждан»
Методические указания
1. Изучите текст § 3.12. стр. 118 – 132 из рекомендуемой литературы
2. Заполните таблицу «Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан» в тетради для самостоятельных работ по предложенной форме
Вид службы Функции службы Задачи служб
Критерии оценки:
- оценка «5» - работа выполнена без исправлений; смысловые части выделены правильно; таблица оформлена в соответствии с указаниями;
- оценка «4» - работа выполнена с незначительными исправлениями;
- оценка «3» - работа выполнена с исправлениями в оформлении, заполнена не соответствующим образом.
Рекомендуемая литература
Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности[Текст]: учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Проопенко. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 320 с.
Тема: История создания Вооруженных Сил России (ВС РФ)
Самостоятельная работа № 14
Составление конспекта «Военные реформы Петра I»
Методические указания
В ходе выполнения работы обучающийся читает текст учебника и подразделяет его на основные смысловые части, выделяет главные мысли, понятия, взаимосвязи, делает выводы.
Конспект должен быть оформлен в тетради для самостоятельных работ;
При составлении конспекта:
Каждый новый смысловой компонент должен начинаться с нового абзаца;
Определения, термины должны быть выделены (подчеркиванием, другим цветом);
В конспекте необходимо оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений. 
при возникновении затруднений по выполнению данного вида работы, обратиться к преподавателю за консультацией.
Критерии оценки:
- оценка «5» - работа выполнена без исправлений; тема раскрыта полностью, смысловые части выделены правильно, конспект оформлен в соответствии с указаниями;
- оценка «4» - работа выполнена с исправлениями; тема раскрыта полностью, смысловые части выделены правильно, конспект оформлен в соответствии с указаниями;
- оценка «3» - работа выполнена с исправлениями; тема раскрыта не полностью, смысловые части выделены правильно, конспект оформлен в соответствии с указаниями.
Рекомендуемая литература
Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности[Текст]: учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 320 с.
Тема: Организационная структура ВС РФ
Самостоятельная работа № 15
Составление схемы структуры вооружённых сил РФ
Методические указания
Создать тематическую схему, используя рекомендуемую литературу;
схему составить в тетради для самостоятельных работ;
при возникновении затруднений по выполнению данного вида работы, обратиться к преподавателю за консультацией;
представить на контроль в установленный срок.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
правильная структурированность информации;
наличие логической связи изложенной информации;
аккуратность и последовательность выполнения работы.
Рекомендуемая литература
Бондин В.И., Семехин Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности[Текст]: Учеб.пособие. – М.: Академцентр, 2014. – 349 с. – (Среднее профессиональное образование).
Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности[Текст]: учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 320 с.
Тема: Воинская обязанность
Самостоятельная работа № 16
Подготовка сообщения «Основные понятия о воинской обязанности»
Методические указания
Изучить рекомендуемую литературу в соответствии с темой;
составить план или графическую структуру сообщения;
выделитьосновныепонятия;
оформить текст письменно на ПК в соответствии с Приложением 1;
сдать на контроль преподавателю или озвучить в установленный срок.
Критерииоценки:
Актуальностьтемы;
соответствиесодержаниятеме;
глубинапроработкиматериала;
грамотность и полнота использования источников;
наличиеэлементовнаглядности;
оформление в соответствии с требованиями (см. Приложение 1)
Рекомендуемая литература
Бондин В.И., Семехин Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности[Текст]: Учеб.пособие. – М.: Академцентр, 2014. – 349 с. – (Среднее профессиональное образование).
Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности[Текст]: учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 320 с.
Тема: Обязательная подготовка граждан к военной службе
Самостоятельная работа № 17
Подготовка доклада «Добровольная подготовка граждан к военной службе»
Методические указания
Составление доклада осуществляется по следующему алгоритму:
Изучить рекомендуемую литературу по данной теме, познакомиться с её содержанием.
Пользуясь закладками отметить наиболее существенные места или сделать выписки в тетради для самостоятельных работ.
Составить план доклада.
Написать план доклада, в заключении которого обязательно выразить своё мнение и отношение к излагаемой теме и её содержанию.
Прочитать текст и отредактировать его.
Сдать на контроль преподавателю или озвучить в установленный срок
 
Примерная структура доклада:
Титульный лист
Текст работы
Список использованной литературы
 Критерии оценки:
Соответствие содержания теме;
глубина проработки материала;
грамотность и полнота использования источников;
наличие элементов наглядности
логика изложения доклада, убедительность рассуждений, оригинальность мышления
Рекомендуемая литература
Бондин В.И., Семехин Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности[Текст]: Учеб.пособие. – М.: Академцентр, 2014. – 349 с. – (Среднее профессиональное образование).
Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности[Текст]: учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 320 с.
Тема: Как стать офицером Российской армии
Самостоятельная работа № 18
Составление конспекта «Как стать офицером Российской армии»
Методические указания
В ходе выполнения работы обучающийся читает § 4.13. стр. 196 – 206 и подразделяет его на основные смысловые части, выделяет главные мысли, понятия, взаимосвязи, делает выводы.
Как писать конспект:
В ходе подготовки к составлению конспекта изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы.
Прочитайте текст и выделите основные смысловые компоненты.
Составьте план - основу конспекта. Основное содержание каждого смыслового компонента законспектируйте в тетради после наименования темы;
Прочитайте еще раз текст и проверьте полноту выписанных идей;
Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своимисловами или приводите в виде цитат;
В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания);
Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения;
Для того чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками» подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
Используйте реферативный способ изложения, например: «Автор считает…»
Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.
Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих правил и изучении рекомендованной литературы.
Правила оформления конспекта:
Конспект должен быть оформлен в тетради;
Конспект должен начинаться с наименования темы;
Каждый новый смысловой компонент должен начинаться с нового абзаца;
Определения, термины должны быть выделены (подчеркиванием, другим цветом);
В конспекте необходимо оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений. 
Критерии оценки:
- оценка «5» - работа выполнена без исправлений; тема раскрыта полностью, смысловые части выделены правильно, конспект оформлен в соответствии с правилами оформления конспекта;
- оценка «4» - работа выполнена с исправлениями; тема раскрыта полностью, смысловые части выделены правильно, конспект оформлен в соответствии с правилами оформления конспекта;
- оценка «3» - работа выполнена с исправлениями; тема раскрыта не полностью, смысловые части выделены правильно, конспект оформлен в соответствии с правилами оформления конспекта.
Рекомендуемая литература
Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности[Текст]: учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 320 с.
Тема: Боевые традиции ВС РФ
Самостоятельная работа № 19
Заполнение таблицы «Дни воинской славы России — дни славных побед»
Методические указания
1. Используя рекомендуемую литературу, заполните таблицу по предложенной форме.
2. Заполните таблицу «Дни воинской славы России — дни славных побед» в тетради для самостоятельных работ по предложенной форме
Дата Событие
Критерии оценки:
- оценка «5» - работа выполнена без исправлений; смысловые части выделены правильно; таблица оформлена в полном объёме;
- оценка «4» - работа выполнена в полном объёме небрежно или допущена ошибка;
- оценка «3» - работа выполнена не в полном объёме с более 2-х замечаний;
-оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если выполнено менее 2\3 работы или допущено больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3» и «4».
Рекомендуемая литература
Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности[Текст]: учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 320 с.
Смирнов А.Т. Основы военной службы[Текст]: Учеб.пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев; Под общей ред. А.Т. Смирнова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»: Мастерство: Высшая школа, 2001. – 240 с. [0,5] л. ил.
Тема: Символы воинской чести
Самостоятельная работа № 20
Подготовка сообщения «Ритуалы Вооружённых Сил РФ»
Методические указания
Изучить рекомендуемую литературу в соответствии с темой;
составить план или графическую структуру сообщения;
выделитьосновныепонятия;
оформить текст письменно на ПК в соответствии с Приложением 1;
сдать на контроль преподавателю или озвучить в установленный срок.
Критерииоценки:
Актуальностьтемы;
соответствиесодержаниятеме;
глубинапроработкиматериала;
грамотность и полнота использования источников;
наличиеэлементовнаглядности;
оформление в соответствии с требованиями (см. Приложение 1)
логика изложения доклада, убедительность рассуждений, оригинальность мышления
Рекомендуемая литература
Бондин В.И., Семехин Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности[Текст]: Учеб.пособие. – М.: Академцентр, 2014. – 349 с. – (Среднее профессиональное образование).
Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности[Текст]: учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 320 с.
Тема: Общие правила оказания первой помощи
Самостоятельная работа № 21
Подготовка к устному опросу «Общие правила оказания первой помощи»
Методические указания
Изучить текст § 5.1. стр. 227 – 229 из рекомендуемой литературы
Ответьте устно на вопросы в конце параграфа
Последовательность подготовки к устному опросу:
Ответ нужно строить так, чтобы всё в нём было подчинено одной главной мысли.
Готовясь к устному или письменному ответу, обдумайте, с какой целью вы будете говорить, какую мысль и как доказывать, в чём убеждать и к каким выводам подводить.
Подберите материал и составьте план ответа.
Определите стиль своего ответа и соответствующие ему выразительные средства.
Проговорите свой ответ перед зеркалом или близким людям, другу или подруге, словами, жестами, мимикой.
Критерии оценки:
Чёткость и последовательность ответа на заданные вопросы.
Грамотное изложение материала и смысловое понимание излагаемого материала.
Рекомендуемая литература
Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности[Текст]: учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 320 с.
Тема: Травмы и их виды. Первая помощь при травматических повреждениях
Самостоятельная работа № 22
Подготовка презентации «Первая помощь при электротравмах и повреждении молнией»
Методические указания
Материалы-презентации готовятся на ПК в виде слайдов с использованием программы MicrosoftPowerPoint.
при оформлении работы, руководствоваться Приложением 3;
при возникновении затруднений по выполнению данного вида работы, обратиться к преподавателю за консультацией;
работу сохранить на электронном носителе.
Критерии оценки:
Соответствие содержания теме;
правильная структурированность информации;
наличие логической связи изложенной информации;
эстетичность оформления;
работа представлена в срок.
Рекомендуемая литература
Бондин В.И., Семехин Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности[Текст]: Учеб.пособие. – М.: Академцентр, 2014. – 349 с. – (Среднее профессиональное образование).
Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности[Текст]: учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 320 с.
Тема: Кровотечения и их виды. Первая помощь при кровотечениях
Самостоятельная работа № 23
Заполнение таблицы «Виды кровотечений»
Методические указания
1. Изучите текст § 5.3. стр. 236 – 240 из рекомендуемой литературы
2. Заполните таблицу «Виды кровотечений» в тетради для самостоятельных работ по предложенной форме
Виды кровотечения Признаки кровотечений Первая помощь при кровотечениях
Критерии оценки:
- оценка «5» - работа выполнена без исправлений; смысловые части выделены правильно; таблица оформлена в полном объёме;
- оценка «4» - работа выполнена в полном объёме небрежно или допущена ошибка;
- оценка «3» - работа выполнена не в полном объёме с более 2-х замечаний;
-оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если выполнено менее 2\3 работы или допущено больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3» и «4».
Рекомендуемая литература
Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности[Текст]: учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 320 с.
Тема: Основные виды и степени ожогов. Первая помощь при ожогах
Самостоятельная работа № 24
Подготовка доклада «Воздействие ультрафиолетовых лучей на человека»
Методические указания
Составление доклада осуществляется по следующему алгоритму:
Изучить рекомендуемую литературу по данной теме, познакомиться с её содержанием.
Пользуясь закладками отметить наиболее существенные места или сделать выписки в тетради для самостоятельных работ.
Составить план доклада.
Написать план доклада, в заключении которого обязательно выразить своё мнение и отношение к излагаемой теме и её содержанию.
Прочитать текст и отредактировать его.
Сдать на контроль преподавателю или озвучить в установленный срок
 
Примерная структура доклада:
Титульный лист
Текст работы
Список использованной литературы
 Критерии оценки:
Соответствие содержания теме;
глубина проработки материала;
грамотность и полнота использования источников;
наличие элементов наглядности
логика изложения доклада, убедительность рассуждений, оригинальность мышления
Рекомендуемая литература
Бондин В.И., Семехин Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности[Текст]: Учеб.пособие. – М.: Академцентр, 2014. – 349 с. – (Среднее профессиональное образование).
Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности[Текст]: учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 320 с.
Тема: Отморожения и их степени. Первая помощь при отморожениях
Самостоятельная работа № 25
Заполнение таблицы «Степени отморожений»
Методические указания
1. Изучите текст § 5.10. стр. 253 – 255 из предложенной литературы
2. Заполните таблицу «Степени отморожений» в тетради для самостоятельных работ по предложенной форме
Степени отморожений Признаки отморожений Первая помощь при отморожениях
Критерии оценки:
- оценка «5» - работа выполнена без исправлений; смысловые части выделены правильно; таблица оформлена в полном объёме;
- оценка «4» - работа выполнена в полном объёме небрежно или допущена ошибка;
- оценка «3» - работа выполнена не в полном объёме с более 2-х замечаний;
-оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если выполнено менее 2\3 работы или допущено больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3» и «4».
Рекомендуемая литература
Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности[Текст]: учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 320 с.
Тема: Отравления и их виды. Первая помощь при отравлениях
Самостоятельная работа № 26
Подготовка сообщения «Отравление пищевыми продуктами»
Методические указания
Изучить рекомендуемую литературу в соответствии с темой;
составить план или графическую структуру сообщения;
выделитьосновныепонятия;
оформить текст письменно на ПК в соответствии с Приложением 1;
сдать на контроль преподавателю или озвучить в установленный срок.
Критерииоценки:
Актуальностьтемы;
соответствиесодержаниятеме;
глубинапроработкиматериала;
грамотность и полнота использования источников;
наличиеэлементовнаглядности;
оформление в соответствии с требованиями (см. Приложение 1)
логика изложения доклада, убедительность рассуждений, оригинальность мышления
Рекомендуемая литература
Бондин В.И., Семехин Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности[Текст]: Учеб.пособие. – М.: Академцентр, 2014. – 349 с. – (Среднее профессиональное образование).
Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности[Текст]: учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 320 с.
Тема: Первая помощь при отсутствии сознания, остановке сердца
Самостоятельная работа № 27
Составление конспекта «Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственного дыхания»
Методические указания
В ходе выполнения работы обучающийся читает § 5.11. стр. 255 – 258 и подразделяет его на основные смысловые части, выделяет главные мысли, понятия, взаимосвязи, делает выводы.
Как писать конспект:
В ходе подготовки к составлению конспекта изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы.
Прочитайте текст и выделите основные смысловые компоненты.
Составьте план - основу конспекта. Основное содержание каждого смыслового компонента законспектируйте в тетради после наименования темы;
Прочитайте еще раз текст и проверьте полноту выписанных идей;
Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своимисловами или приводите в виде цитат;
Конспект включает не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания);
Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения;
Для того чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками» подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
Используйте реферативный способ изложения, например: «Автор считает…»
Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.
Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих правил и изучении рекомендованной литературы.
Правила оформления конспекта
Конспект должен быть оформлен в тетради;
Конспект должен начинаться с наименования темы;
Каждый новый смысловой компонент должен начинаться с нового абзаца;
Определения, термины должны быть выделены (подчеркиванием, другим цветом);
В конспекте необходимо оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений. 
Критерии оценки:
- оценка «5» - работа выполнена без исправлений; тема раскрыта полностью, смысловые части выделены правильно, конспект оформлен в соответствии с правилами оформления конспекта;
- оценка «4» - работа выполнена с исправлениями; тема раскрыта полностью, смысловые части выделены правильно, конспект оформлен в соответствии с правилами оформления конспекта;
- оценка «3» - работа выполнена с исправлениями; тема раскрыта не полностью, смысловые части выделены правильно, конспект оформлен в соответствии с правилами оформления конспекта.
Рекомендуемая литература
Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности[Текст]: учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 320 с.
Тема: Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика
Самостоятельная работа № 28
Заполнение таблицы «Классификация инфекционных заболеваний»
Методические указания
1. Изучите текст § 5.12. стр. 259 – 267 из предложенной литературы
2. Заполните таблицу «Классификация инфекционных заболеваний» в тетради для самостоятельных работ по предложенной форме
Группа инфекционных заболеваний Краткая
характеристика Инфекции,
входящие в группу
Критерии оценки:
- оценка «5» - работа выполнена без исправлений; смысловые части выделены правильно; таблица оформлена в соответствии с указаниями;
- оценка «4» - работа выполнена с незначительными исправлениями;
- оценка «3» - работа выполнена с исправлениями в оформлении, заполнена не соответствующим образом.
Рекомендуемая литература
Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности[Текст]: учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 320 с.
Приложение
Приложение 1
Письменная работа (доклад, сообщение) должна отвечать определенным требованиям.
       На Титульном листе необходимо указать следующие данные:
 
НЕФТЕЮГАНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»
 
 
 
 
Название сообщения (доклада)
 
 
 
Выполнил:
ФИО студента,  курс, группа
 
Руководитель:
ФИО преподавателя
 
20__ г.
 
        Список  использованной литературы оформляется следующим образом:           
-    порядковый номер в списке;
-    фамилия и инициалы автора;
-    название книги (для статьи её заглавие, название сборника или журнала, его номер);
-    место и год выпуска.
 
Например:
 
Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности[Текст]: учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 320 с.
 
         При ссылке на источник в тексте приводится порядковый номер и номер страницы использованной литературы, заключенный в квадратные скобки, также возможно вынесение ссылки в нижнюю левую часть листа.
Например:
-         3Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности. М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 320 с.
Оформление работы
 
         Письменная работа выполняется на листах А4, на одной стороне листа. Кегль – Times, размер шрифта – 14, межстрочный интервал – 1,5. Рекомендуемыйобъем:
Доклад -   3-5 листов формата А4;
Реферат – 10-15 листов формата А4
        
 При написании письменной работы  необходимо соблюдать следующие поля:              - сверху 2 см              - снизу   2 см              - слева   3 см              - справа 1,5 см        Абзац должен начинаться с расстояния 3,5 см.
       Все страницы работы  нумеруются арабскими цифрами. Нумерация должна быть сквозной, от титульного до последнего листа текста. На титульном листе нумерация страниц не проставляется.
Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы и т.д.) располагаются непосредственно после текста, где они упоминаются впервые или на следующей странице. Каждая иллюстрация должна иметь название, которое приводится после слова Рис.  и  её номера. Нумерация иллюстраций должна быть сплошной по всему тексту, например:
Цифровой материал  оформляется в виде таблиц, которые располагаются непосредственно после текста.  Таблицы нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер таблицы размещают в правом верхнем углу, над её заголовком после слова «Таблица».  Заголовок таблицы помещается над таблицей посредине. Заголовки граф начинают с прописных букв, а подзаголовки со строчных. Высота букв в таблице не должна быть менее 8 мм, например:
 
 
Таблица 1
«Классификация инфекционных заболеваний»
Группа инфекционных заболеваний Краткая
характеристика Инфекции,
входящие в группу
 
Приложение 2
Образец оформления конспекта
КОНСПЕКТ
Первоисточника (главы учебника, статьи и пр.)
«_______________________________________________»
выполнил Ф.И.О. студента, группа
Фамилия автора, полное наименование работы, место и год издания
План (схема простого плана):
1.
2.
3.
4.
План (схема сложного плана):
1. ________________________;
1.1_______________________:
а) _____________________;
б) _____________________;
в) _____________________.
1.2. ______________________:
а) _____________________;
б) _____________________.
2. ________________________.
2.1. __________________ и т.д.
(далее раскрываются вопросы плана)
1.
1.1.
1.2.
2.
2.1.
Приложение 3
Образец оформления презентации
Первый слайд:
Тема информационного сообщения (или иного вида задания):
_____________________________________________________
Подготовил: Ф.И.О. студента, группа
Руководитель: Ф.И.О. преподавателя
Второй слайд
План:
1. ______________________________.
2. ______________________________.
3. ______________________________.
Третий слайд
Литература:
Четвертый слайд
Лаконично раскрывает содержание информации, можно
включать рисунки, автофигуры, графики, диаграммы
и другие способы наглядного отображения информации
Литература
Бондин В.И., Семехин Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности[Текст]: Учеб.пособие. – М.: Академцентр, 2014. – 349 с. – (Среднее профессиональное образование).
Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности[Текст]: учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 320 с.
Смирнов А.Т. Основы военной службы [Текст]: Учеб.пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев; Под общей ред. А.Т. Смирнова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»: Мастерство: Высшая школа, 2001. – 240 с. [0,5] л. ил.
Интернет-источники
Здоровье и здоровый образ жизни молодёжи [Электронный ресурс]
Режим доступа: http://refbzd.ruО здоровом образе жизни молодёжи [Электронный ресурс]
Режим доступа: http://rguts.ruВлияние окружающей среды на здоровье человека [Электронный ресурс]
Режим доступа:http://nsportal.ruВлияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека [Электронный ресурс]
Режим доступа:http://infourok.ruВредные привычки и их профилактика [Электронный ресурс]
Режим доступа: http://stopsmok.ruНаркотики и их пагубное влияние на организм [Электронный ресурс]
Режим доступа: www.vsenarkotiki.ruВлияние наркотиков на организм человека [Электронный ресурс]
Режим доступа: http://narcotics.ru↓ Показать еще коментарии ↓