Урок русского языка Склонение имен существительных. Три склонения имен существительных (4 класс)


Урок русского языка в 4 классе.
Тема: Склонение имен существительных. Три склонения имен существительных.
Задачи: познакомить учащихся с типами склонений имён существительных через создание мыслеобразов, развивать воображение, память, работать над обогащение словарного запаса учащихся, развивать монологическую речь, умение выступать перед классом, развивать самостоятельность при подготовке к уроку (поиск материала), воспитывать положительные черты характера.
Оборудование урока: компьютер, экран, проектор, презентация PowerPointПлан урока.
Организационный момент.
Постановка целей и задач.
Основная часть (выступления учеников, выполнение заданий).
Подведение итогов урока (обобщение, выставление оценок).
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.
2. Минутка чистописания. Языковая разминка
3. Актуализация знаний
На экране слова:
Удел знания - ...(говорить), удел мудрости -... (слушать) . (слайд2)
Детям предлагается продолжить фразу, предварительно объясняя значение слова удел. (слайд3)
Дети записывают синонимы к слову удел:
судьба, доля, предназначение (лексическая работа). (слайд4)
Что общего в существительных судьба, удел, участь, предназначение? Дети устно находят общие категории: нарицательные, неодушевлённые.
Чем различаются эти имена существительные? (Существительные разного рода.)
Учитель: - Я желаю вам сегодня быть мудрыми, чтобы внимательно слушать, думать и приобретать новые знания, о которых вы сумеете рассказать. Изучив тему, мы должны обобщить знания, обсудить вопросы по этой теме. Наш урок будет состоять из двух частей -теоретической и практической. В теоретической части мы выслушаем и обсудим ваши выступления, затем во второй части вы выполните практические задания. Итак, давайте начнем урок.(слайд5)
4. Повторение изученного.
Ученик: Имя существительное - это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? ЧТО?, обозначает предмет. Например: книга - это слово отвечает на вопрос ЧТО?, обозначает предмет книгу.(слад6)
Учитель: Какие у вас есть дополнения?
Ученик: Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер), процесс действия (бег, прыжок), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза). В предложении существительное бывает подлежащим или второстепенным членом предложения (дополнением, обстоятельством).
2) Какие непостоянные признаки есть у имени существительного?(слайд7)
Ученик: У имени существительного есть непостоянные признаки - число и падеж. Число может быть единственным и множественным. Например: журнал - журналы. Падежей в русском языке - шесть. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Изменить существительное по падежам значит просклонять или изменить окончание по вопросу.
Учитель: Какие есть добавления по этому вопросу?
Ученик: Есть существительные в русском языке, которые имеют форму только единственного числа: молоко, сметана, любовь, дружба, краснота. И есть существительные, которые имеют форму только множественного числа: ножницы, брюки, очки, каникулы.
3) Какие постоянные признаки есть у имени существительного?(слайд8)
Ученик: Постоянные признаки имени существительного - это одушевленность или неодушевленность, род и тип склонения. Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? Неодушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО?
- Мы умеем определять падеж имен существительных. Как по-другому в русском языке называется «Изменение имен существительных по падежам и числам» (склонение).
Учитель: Есть какие-либо добавления по постоянным признакам? Какой еще постоянный признак есть у имен существительных? (склонение)
5. Формулирование темы урока, постановка цели урока.
6. Создание проблемной ситуации: (на листах выполнят задание)
Задание (слайд): Страна, земля, бочка, Буян, царица, царь, Салтан, лебедь, сеть, печаль, Гвидон, царевич, -Определите склонение имен существительных.
(Дети в замешательстве:«Не знаем по каким признакам определять склонение тех или иных имен существительных»).
- Чем различаются слова? (относятся к разному роду).
- Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода и относятся к одному из типов склонений.
- О том, сколько в русском языке склонений. По каким признакам различаются существительные, имеющие то или иное склонение, вы узнаете после того, как побываете в необычном месте.
7 . Изучение нового материала. Релаксация.
Займите удобное положение, закройте глаза, расслабьтесь.
- (Звучит музыка) Мы сегодня отправимся к морю. Представьте, что вы лежите на тёплом золотом песке, рядом плещутся волны. Ласковое солнце своими лучиками согревает вас. Морские волны накатываются на берег и нежно освежают вас. Почувствуёте запах морской воды, послушайте, как шумят волны. Вам хорошо и комфортно. Перед нами остров Буян со своим чудесами: 1 – е чудо: Белочка, она не совсем обычная: в лапах у неё корзина, на ней высвечена табличка: 1- склонение в корзине золотые орехи: на них высвечены слова: страна, земля, царевна, царица, дядька. Все они женского или мужского рода, рассмотрите внимательно - они имеют окончания - а(я).
А вот 2- е чудо Дядька Черномор, он тоже необычен: на шлеме у него высвечена табличка 2-е склонение . Вслед за Черномором выходят из лона морского Витязи прекрасные. На их кольчугах высвечиваются слова: море, царь, Салтан, золото, Гвидон,окно. Все они относятся к существительным 2- го склонения, так как мужского или среднего рода , с окончаниями: -о – (е) или без окончания. А вот перед нами предстало и 3-е чудо: сама Царевна. Внимательно рассмотрите её образ: под косой у неё месяц, на нем высвечены сова 3-е склонение, она молвит следующие слова: печаль, степь, даль, печаль.. Все эти слова относятся к существительным женского рода с мягким знаком на конце и они не имеют окончания.
Еще раз внимательно рассмотрите все образы, все три чуда. Что в них необычного. Чем они различаются? Пообщайтесь с этими образами. Подружитесь с ними. Внимательно посмотрите ещё раз на них. Рассмотрите корзинку белочки, орешки, шлем дядьки Черномора, кольчугу витязей, полюбуйтесь на царевну Лебедь, вспомните, что высвечено на её месяце. Запомните всё, что увидели у этих необычных героев. Поблагодарите все образы – все три чуда, попрощаётесь с ними. А вы возвращайтесь в класс. Открывайте глазки, потянитесь. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
- Мальчики, вам понравилось путешествие? Что удалось увидеть? Кто видел себя на морском берегу и нежился в лучах ласкового солнца? Все видели 3 чуда? Что вы видели?
Физминутка. Смена динамических поз.
- Нарисуйте то, что увидели. Рисунок должен быть крупным, на весь лист.
5. Воспроизведение полученных знаний.
- Что было в корзине у белочки? Что было высвечено на корзине? Какое слово были на шлеме у Черномора? А на кольчугах витязей? Чем необычен был месяц царевны, находящийся под косой? Какие слова она молвила? Напишите эти слова прямо на рисунке.
- А вот каким я представила остров Буян с тремя чудесами.
Допишите, какой информации не хватает.
9. Закрепление.
- Расскажите о трех склонения имен существительных.(слайды 9-12)
Ученик: Мы узнали, что к 1скл относятся существительные м.р. и ж.р. с окончаниями -а, -я. Например: дорога, земля, дедушка. Ко 2скл относятся существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями -о, -е. Например: порт, горизонт, поле. К Зскл относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием, оканчивающиеся на Ь.
5) Как определить склонение существительного? (слайд13)
Ученик: Чтобы определить склонение существительного нужно:
1) Определить род существительного.
2) Определить окончание в И.п. в ед.ч.
3) По роду и окончанию определить склонение.
Например: человек. (Ученик подробно рассказывает, как он определяет склонение существительного человек)
6) Как определить склонение существительного, если оно стоит в косвенном падеже? (слайд14)
Ученик: Чтобы определить склонение существительного в косвенном падеже нужно:
Поставить его в начальную форму. Начальная форма существительного - это ед.ч., И.п.
Определить род и окончание существительного. Например: В русской избе - существительное избе. Ставлю в начальную форму. Что? Изба. Определяю род: изба она, моя- ж.р., окончание - а. Значит существительное в избе - 1 скл.
Учитель задает уточняющий вопрос о косвенных падежах (это все падежи кроме Именительного).
Учитель: -Зачем нужно уметь определять тип склонения существительных? В конце урока мы ответим на этот вопрос.
Затем дается задание: " Выписать существительные по склонениям" (разрешение проблемной ситуации)(слайд15)
Взаимопроверка по образцу. (слайды16-18)
Физминутка -Встаньте, пожалуйста. Я буду называть существительные. Если оно относится к 1скл. -присядьте, если ко 2скл - руки вверх, если к Зскл - сделайте прогиб назад.
Береза, карандаш, сирень, щука, ночь, окунь, осень, тополь, река, мозоль, яблоня, тюль.- Какие слова вызвали сомнения? (мозоль, тюль)
- Запомните, что мозоль - ж.р., а значит - Зскл., а тюль, шампунь, рояль - м.р., и значит 2скл.Запись в тетради: мозоль(ж.р.,Зскл), тюль(м.р., 2скл), шампунь(м.р., 2скл), рояль(м.р., 2скл).
Задание. Найди лишнее существительное. (слайд20)
Пальто, воротник, карман, рукав, платье.
Учитель: Что общего у этих слов? (Значение. Одежда и детали одежды)Найдите лишнее слово, (пальто, т.к. это существительное несклоняемое)
Учитель: Что такое несклоняемые существительные?
Ученик: Это сущ., которые во всех падежах имеют одинаковую форму (ед.ч., И.п.)
Учитель: Прочитайте слова.(слайд21)
Учитель: Выпишите в тетрадь только несклоняемые существительные. Проверка (слайд22).
ФИЗМИНУТКА для глаз. (слайд23,24).
Работа с предложениями. (слайд26)
- Вставьте пропущенные буквы.
Учитель: Зачем нужно уметь определять тип склонения существительных?
(Чтобы правильно писать безударные падежные окончания существительных).
Учитель: Правильно. Далее на уроках мы будем выполнять различные задания и тренироваться в правильном написании падежных окончаний.
Подведение итогов.
Учитель: Какую тему мы повторяли? Что нового узнали на этом уроке?
Рефлексия:Продолжите предложение:
1. Я выполнил правильно...
2. Я доволен своей работой, потому что...
3. Я допустил ошибку...
- Расскажите об этом:
1. Это я знаю и могу выполнить...
2. Этого я ещё не знаю (не умею)...