Задания по литературе исследовательского характера по теме: А. Блок. Поэзия, 10 класс


Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Ачинский колледж транспорта и сельского хозяйства»
Задания по литературе исследовательского характера по теме:
«А. Блок. Поэзия», 10 класс
Материал подобран преподавателем литературы – Нечипоренко Л. Н.
Задание №1.
В стихотворении А. Блока «Фабрика» изображены «люди», «народ», «недвижный кто-то», «черный кто-то» и нет ни одного индивидуализированного образа, ни одного живого человеческого лица.
Как вы думаете, почему образы этого стихотворения обезличены?
Задание №2.
Уже в первых двух строках стихотворения Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» проявилась контрастность, свойственная поэзии Блока: герой живет на «горестной земле», но его жизнь одухотворена сиянием любви и высоким стремлениями.
Помогает ли эта контрастность понять причину жизненной драмы героя данного стихотворения?
Задание №3.
В стихотворении Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» много образов - символов.
Какую роль они играют в раскрытии драмы, разыгравшейся в судьбе героя.
Каков смысл кольцевой композиции «твое лицо в простой оправе передо мной сияло на столе» и концовка «твое лицо, в его простой оправе, своей рукой убрал я со стола»?
Задание №4.
В стихотворении А. Блока «Незнакомка» противопоставлены два мира: мир пошлости и мир красоты.
Как отражается это представление в лексике стихотворения?
Слова «И каждый вечер…» дважды повторяются в той части стихотворения, где поэт рассказывает о пошлом мире. Но эти же слова «открывают» появление Незнакомки. С какой целью?
Как вы понимаете смысл последней строфы этого стихотворения»
( «Ты право, пьяное чудовище, я знаю, истина в вине»).
Задание №5.
Некоторые исследователи отмечают сходство стихотворения А Блока «На железной дороге» с некрасовской «Тройкой».
Сравните эти два стихотворения.
Что общего, на ваш взгляд, и чем различается идейно - художественный подход поэтов к одной и той же теме?
Задание №6.
Время, в которое протекают события, изображенные в поэме «Двенадцать», - это только один вечер и одна ночь. Но поэт пишет:
И вьюга пылит им в очи
Дни и ночи
Напролет…
С какой целью он прибегает к этому «расширению» границ времени?
Задание №7.
Какое символическое содержание имеет в поэме А. Блока «Двенадцать» образ «паршивого пса»?
Почему он не отстает от двенадцати красноармейцев?
Задание №8.
Литературовед Л.К. Долгополов считает, что кульминационным моментом поэмы А. Блока «Двенадцать», главным ее сюжетным звеном является убийство Катьки.
Правильно ли считать, что именно гибель Катьки – главная причина перемены в настроениях двенадцати?
Какие изменения имеет в виду литературовед?
Задание №9.
С каким высказыванием об образе Христа в поэме «Двенадцать» вы согласны?
Аргументируйте свой ответ.
«Христос говорит о большевистских симпатиях автора».
(В.Г. Короленко)
«Слишком тяжел был груз прошлого, слишком далек поэт от народа. Поэтому он и не нашел для революции такой символики, которая действительно объективно передавала бы ее сущность».
(Л.И. Тимофеев)
«Образ Христа свидетельствует, что …Блок, верный себе, не устранил из своей поэмы давней исконной тревоги о судьбе мира, о его будущем».
(Д.Е. Максимов).
«Христос – «это и каратель отжившего мира, и носитель революционной жертвенности, бунтарь, мечтатель…, провозвестник будущего царства свободы».
(В.Г Базанов).