Конспект урока по русскому языку на тему: Второе склонение имен существительных. Падежные окончания имен существительных 2-го склонения.


Дата: 15.11.16Предмет: Русский языкУчитель: Герасимова Д.Е.Класс:4-а
Тема: Второе склонение имен существительных. Падежные окончания имен существительных 2-го склонения.Цели: отрабатывать умение распознавать имена существительные 1 -го и 2-го склонения; познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения; развивать умение проверять написание безударных окончаний ударными.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Назовите имена существительные 2-го склонения в начальной форме.
— Как вы поняли первое предложение стихотворения? Кто такой агроном?
— Назовите орфограммы в этом слове.
— Прочитайте предложение, которое вы составили с этим словом.
III. Актуализация знаний
— Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Подчеркните орфограммы. Укажите падеж имён существительных. Подчеркните имена существительные 2-го
склонения.
(Над)р..кой, (н..)кл..нясь,
Что-то ш..пчет к..мыш..,
А кругом (по)п..лям
Непробудная тиш...
И. Суриков
(Взаимопроверка, самооценка.)
- Какова роль мягкого знака в словах этого предложения? (Обозначает мягкость согласного, указывает на род имени существительного.)
- Запишите два слова на тот случай употребления мягкого который отсутствует в словах этого предложения. (Разделительный мягкий знак: вьюга, крылья.)
IV. Самоопределение к деятельности
Прочитайте.
1-е скл 2-е скл.
Папа лето
волка платье
трава огонь
Миша дороге
- Что вы заметили? (В первом столбике ошибочно записано слово окна, во втором — дороге.) Выделите окончания в этих словах.
- В чём Причина ошибок? (Склонение имени существительного определяется по начальной форме.) Назовите слова с безударными окончаниями.
- Как проверить правописание безударных окончаний? (По ударному окончанию в этом же падеже.)
— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в распознавании существительных 1-го и 2-го склонения, научиться писать безударные падежные окончания существительных 2-го склонения.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 166 (с. 95).
— Рассмотрите таблицу.
— Какое слово в таблице имеет ударное окончание?
— Какие слова имеют безударные окончания?
— Прочитайте слова в каждом падеже, назовите окончания.
— Как пишутся ударные и безударные окончания?
— В каких падежах в словах 2-го склонения окончания одинаковы!?
— Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» нас. 96.
— Как проверить безударные падежные окончания имён существительных? (По ударным окончаниям имён существительных 2-го склонения в этом же падеже.)
Упр. 167 (с. 96). (В упражнении допущена неточность: оба слова имеют ударные падежные окончания. Следует предложить учащимся вспомнить птиц России, в названиях которых будут безударные окончания (ястреб, коршун, лебедь и т. д.), и просклонять эти слова, а проверить окончания с помощью слов, данных в упражнении. Два ученика работают у доски. Коллективная проверка, самооценка. На данном этапе урока можно использовать школьный словарик «Птицы России»)VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
1. Осложнённый словарный диктант
(Учитель называет лексическое значение слов, учащиеся определяют слова и записывают их в два столбика: имена существительные 1 -го и 2-го склонения. Два ученика работают на откидной доске.)1) Профессия человека, который знает законы земледелия. (Агроном.)
2) Упакованные в дорогу вещи. (Багаж.)
3) Периодическое печатное издание в виде больших листов. (Газета.)
4) Общее название изделий из тяжёлого металла. (Железо.)
5) Здание для обслуживания пассажиров на железнодорожной станции. (Вокзал.)
6) Книгохранилище. (Библиотека.)
7) Совокупность предметов, необходимых в быту. (Хозяйство.)
8) То же, что и разговор. (Беседа.)
9) Крупное морское судно. (Корабль.)
10) Обилие материальных ценностей. (Богатство.)
11) Сооружение в виде ряда ступеней для подъёма и спуска. (Лестница.)
(Коллективная проверка. Учащиеся, работавшие у доски, объясняют, по каким признакам определили тип склонения имён существительных.)2. Проверочная работа
VIII. Рефлексия Графический диктант
(Учитель читает словосочетания, учащиеся записывают только окончания имён существительных.)
Вылечить лекарством, учится в институте, птенец ястреба, писать о мужестве, гордиться городом, плыть морем, прощаться с летом.
(Самопроверка по образцу на доске.)
- Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
- Чему вы научились сегодня на уроке?
- Как проверить безударные падежные окончания имён существительных?
Домашнее задание
Упр. 168 (с. 96).