Конспект урока русского языка. Тема: Второе склонение имен существительных, склонение имен существительных мужского рода с нулевым окончанием


Зачетный урок русского языка
Тема: Второе склонение имен существительных, склонение имен существительных мужского рода с нулевым окончанием.
Цель: познакомить с двумя вариантами склонения существительных мужского рода: твердым и мягким.
Оборудование: учебник, мультимедиа презентация, PC компьютер, проектор.
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, садитесь. Какое у вас настроение? У меня тоже хорошее настроение. Давайте дружно поработаем, а от хорошей работы и настроение должно быть отличным.
Повторение.
Проверка домашнего задания.
- Откройте свои тетради. Все справились с домашним заданием? Какие названия грибов вы отгадали? Какие окончания написали?
- Запишите сегодняшнее число и слова классная работа. Не забывайте, что при посадке спинку нужно держать прямо, тетрадь должна лежать наискосок.
Чистописание.
1)- На минутке чистописания мы пропишем заглавную и строчную буквы «Ж». Что можете сказать об этой букве, о звуке, который она обозначает?
- Посмотрите, как я написала на доске, показала у вас в тетрадях, пропишите у себя в тетрадях, продолжив закономерность.
Жж ЖжЖж2) – Посмотрите на экран. Прочитайте пословицу, объясните ее значение. (слайд 1)
Язык голову кормит, он же её и до беды доводит.
- Запишите, подчеркните орфограммы, обозначьте падеж имен существительных. (Ученик комментирует с места.)
- Индивидуально: 2 человека работают на местах с карточками, 1 у доски за створкой.
Словарно-орфографическая работа.
- Расшифруйте слова (слайд 2)
Восток, запад.
- Что общего у данных слов? (Указывают географическое направление.)
- Какие общие морфологические признаки вы можете назвать? (Существительные мужского рода, второго склонения, единственного числа, нулевое окончание.)
- Какое ещё словарное слово, которое указывает географическое направление, вы знаете? (Север.)
- Запишите эти слова в тетради, подчеркните орфограммы, поставьте ударение.
- Подберите однокоренные слова к этим существительным. Все морфологические признаки, которые мы называли, сохранились у прилагательных?
Работа по теме урока.
1)- Распределите слова в три столбика по склонениям. (3 ученика работают у доски.)
Кость, вагон, дорога, моль, снег, камень, лодка, морковь, окно, ветка, огонь, жизнь.- Проверьте, все ли верно записано.
- Какие существительные относятся к 1 склонению?
- Какие существительные относятся ко 2 склонению?
- Как отличить В.п. и И.п. у существительных 1 склонения?
- Предположите, какой будет тема урока? Что должны будем узнать на уроке?
2) Сравнение окончаний имен существительных в разных падежах (упр. 365).
- Что мы уже знаем о существительных 2 склонения?
- Откройте учебники на стр. 50 упр. 365.
- Сравните окончания существительных в каждом падеже. Сравниваем существительные на стр. 50 и существительные из этого же упражнения на стр. 51.
- Заметили, в чем разница? (Меняются окончания, например: в родительном падеже слона, окончание –а, коня- окончание –я.)
- Почему?
- Как вы думаете, какие существительные мужского рода будут относиться к твердому склонению? (Основа которых заканчивается на твердый согласный.)
- А к мягкому склонению? (Основа которых заканчивается на мягкий согласный.)
- Действительно, к твердому склонению имен существительных мужского рода относятся существительные, основа которых заканчивается на твердый согласный. К мягкому склонению имен существительных мужского рода относятся существительные, основа которых заканчивается на мягкий согласный.
- Прочитайте правило на с.51. О чем еще мы не сказали?
- Посмотрите на картинку в учебнике на стр. 51. Назовите существительное с твердым склонением. Назовите существительное с мягким склонением
3) Коллективная работа.
- Посмотрите на экран (слайд 3). Спишите, вставляя пропущенные буквы, комментирует по одному предложению по цепочке 3 ряд, начиная с первой парты.
- Назовите имена существительные второго склонения в единственном числе. (Туман, караван, юг, ноябрь, двор.)
- Какое слово лишнее в этом ряду? Почему? (Ноябрь - мягкое склонение.)
4) Упражнение в склонении.
- Давайте просклоняем существительное туман. (Ученик склоняет у доски, остальные на местах.)
- Теперь давайте просклоняем существительное ноябрь. (Другой ученик склоняет у доски, остальные на местах.)
- Почему разные окончания у этих существительных в Р.п., Д.п., Т.п.?
Физкультминутка.
Закрепление изученного.
Работа в группах.
- Каждая группа должна подобрать по 5 слов с разным типом склонения.
- Проверка.
Коллективно-индивидуальная работа (упр. 366).
- На странице 51 найдите упражнение 366. Прочитайте задание.
- 3 ученика по очереди записывают на доске по одному предложению с комментарием.
- Обозначаем падежи существительных второго склонения, выделяем окончания.
- Оставшиеся 3 предложения запишите самостоятельно. Не забывайте выделять окончания и обозначать падеж существительных.
- Проверка. Какие окончания вставили? Почему?
Итог урока.
- С какими видами склонения имен существительных сегодня познакомились?
- Чем они отличаются?
- Кому было трудно на уроке?
- Кто легко справился со всеми заданиями?
- Все ли вы узнали о существительных 2 склонения на уроке? (Нет, предстоит узнать еще много.)
- С каким настроением заканчиваем урок?
- Спасибо за работу.
Домашнее задание: упражнение 367.
Фамилия Имя_______________________________________
Задание: Определить склонение и падеж существительных, вставить пропущенные буквы, выделить окончания.
В капельк.. влаг..; с маленькой лужиц.. ; по краям дорог.. ; бежал по дорог..;
При высокой температур.. .
Фамилия Имя_______________________________________
Задание: Определить склонение и падеж выделенных существительных, вставить пропущенные буквы, выделить окончания.
1. Замесила старух.. тесто на сметан.. . 2. Осталась лис.. без крыш.. над головой . 3. Сидит лис.. на дорог.. и радуется. 4. Перепугалась курочк.. , бросилась к речк.. . 5. Пошли они к избушк.. .Фамилия Имя_______________________________________
Задание: Определить склонение и падеж выделенных существительных, вставить пропущенные буквы, выделить окончания.
1. Замесила старух.. тесто на сметан.. . 2. Осталась лис.. без крыш.. над головой . 3. Сидит лис.. на дорог.. и радуется. 4. Перепугалась курочк.. , бросилась к речк.. . 5. Пошли они к избушк.. .