Круглый стол Вверх по лестнице жизни, или мои жизненные ценности.


Внеклассное мероприятие в 10 классе.
Учитель высшей категории: Минайченко Н.С., гимназия №24,г.Севастополь
Круглый стол: «Вверх по лестнице жизни, или мои жизненные ценности».
Классный час посвящен проблеме выбора нравственных ценностей. Эта проблема необычайно актуальна для настоящего времени. Социологи утверждают, что для современной молодежи все большее значение приобретают ценности материально-бытового плана, преобладают личные жизненные мотивы и экономические цели.
Цель: уточнить правила и нормы общения, принятые в поведении с друзьями, способствовать углубленному осмыслению понятия “дружба”, “друг”, осознании своих обязанностей перед друзьями.Задачи:
Продолжать работу по развитию положительных качеств личности учащихся, способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосовершенствования личностей учащихся;
Развивать умение высказывать и аргументировать свое мнение.
Формирование нравственных качеств учащихся; умение дружить, беречь дружбу, сформировать представления о «Кодексе дружбы».
Оборудование: карточки с тестами, макет солнышка, «Ромашка», карточки с ситуациями, парты поставлены по кругу.
Ход занятия.
1.Организационный момент.2. Введение.Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема классного часа.
Нет, наверное, на Земле человека, который бы не мечтал о счастье. Иногда мечта становится жизненной целью, достигнув которой человек чувствует себя счастливым. Тогда возникают новые мечты и новые цели.
(Слайд)
Жизнь - как лестница, ведущая в будущее. Каждая ступенька - наши желания и мечты. Как построить свою лестницу жизни, чтобы чувствовать себя счастливым? 
Сегодня мы будем говорить об одной из таких ступеней… а вот о чём, вы узнаете, когда послушаете сказку:
(Слайд)
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник. – Одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Дружба.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…(Слайд)
- Твоя правда, – ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
Подошла Любовь к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.
- Почему Любовь выбрала Дружбу? (Ответы детей).
О дружбе говорили во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли поэты и писатели, учёные и философы, крестьяне и дворяне. Например, философ Сократ писал так: “Никакое общение между людьми невозможно без дружбы”.
3. Новый материал. Теоретическая часть.Сегодня мы поговорим о том, что такое дружба, каким должен быть настоящий друг и постараемся сформулировать правила дружбы, т.е. сформировать представления о «Кодексе дружбы».
Лион Измайлов «Монолог о дружбе» Что такое дружба? Каждый знает? Может быть, и спрашивать смешно? Слово «дружба» что обозначает? Может быть, поход вдвоём в кино, Может быть, хороший пас в футболе, Может быть, подсказку у доски, Может быть, защиту в драке школьной Или просто средство от тоски? Ну, а может быть, молчанье в классе, Если друг плохое совершит? Скажем, Коля стены разукрасил, Михаил всё видел, но молчит. Разве это дружба, если кто-то Дроби дома не хотел решать: Заниматься не было охоты, А дружок даёт ему списать… Ну, а может, дружба - это если Друг приятно говорит всегда, Речь свою пересыпая лестью, И не скажет резкость никогда? Что такое дружба, каждый знает? Может быть, и спрашивать смешно? Ну а всё же, что обозначает Это слово? Значит что оно? 
Дружба — это если друг твой болен И не может в школу приходить, — Навещать его по доброй воле, Школьные уроки приносить, Терпеливо объяснять заданья, На себя взять часть его забот. Отдавать ему своё вниманье Дни, недели, месяц или год... Если друг твой что-то, к сожаленью Плохо сделал или же сказал, Надо честно, прямо, без сомненья Правду высказать ему в глаза. Может быть, понять он всё не сможет, Может быть, обидится он вдруг. Всё равно сказать ты правду должен, Ведь на то и нужен лучший друг. Дружба в радости и дружба в горе. Друг последнее всегда отдаст. Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит, Тот, кто не обманет, не предаст. Дружба никогда границ не знает, Нет преград для дружбы никаких. Дружба на земле объединяет Всех детей — и белых, и цветных. Дружба - это если пишут дети Письма детям из другой страны. Дружба — это мир на всей планете Без сирот, без ужасов войны.
Одним из подтверждений того, что тема дружбы поднималась людьми издавна является существование пословиц и поговорок.
(Слайд)
«Закончи пословицу или поговорку»
- Один за всех (и все за одного).
- Старый друг (лучше новых двух).
- Гора с горой не сходится, (а человек с человеком сойдутся).
- Друзья познаются (в беде).
- Дружба дружбой, (а служба службой).
- Человек без друзей, что дерево (без корней)
- Нет друга - ищи, а нашел - (береги).
- Дружба крепка не лестью, а (правдой и честью).
- дружба как стекло разобьешь (не склеишь).
- Скажи мне кто твой друг и я (скажу, кто ты).
- Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в (беде помогает).
- Друг спорит, а враг (поддакивает).
- Не имей сто рублей, (а имей сто друзей).
Вот мы назвали пословицу «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Как вы думаете, а что же на самом деле лучше и почему?
(Высказывания учеников).
Согласитесь, очень хорошо иметь 100 рублей и сто друзей одновременно. Но что найти легче?
Поищем в карманах. Оказывается, найти деньги легче, чем найти друга. На жизненном пути вам встретятся люди разные: добрые и злые, щедрые и жадные, мужественные и трусливые. Как же среди такого множества найти одного – своего друга? Для этого, нужно ответить себе на вопрос: каким я представляю себе своего друга?
520319013970Давайте закончим фразу (макет ромашки).
Друг – это ...
Что же у нас получилось?
А у нас получился коллективный портрет друга.
Как вы думаете, у человека может быть много друзей?
(Размышления ребят)
Друзей у человека много не бывает. Есть товарищи, приятели, знакомые, одноклассники. Но друг – это дорогое, личное, близкое. Настоящий друг умеет поддержать в трудную минуту, умеет прощать. И о том, что такое настоящий друг очень точно сказал Игорь Крутой в своей песне «Мой друг» (Слайд)
Говорят, что дружба – это любовь без крыльев, что как бы ни была редка истинная любовь, истинная дружба встречается еще реже.
(Слайд)
А что для вас значит это слово? Какое значение вы придаете дружбе?
(Ответы детей).
Дружба — личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями.
Да, ребята, дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом. Послушайте притчу о дружбе: (Слайд)
Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Первый спросил его: – Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил: – Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло...
– О чем эта притча, чему она учит нас? (Ответы детей).
– Да, действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг. Народная мудрость гласит: Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой.
 4. Практическая часть.
А) Упражнение на создание доверительной атмосферы.
Сегодня мы с вами уточним, какие правила общения, поведения приняты у друзей.Встаньте, пожалуйста, в круг, возьмитесь за руки. Вы учитесь в одном классе и уже достаточно хорошо знаете друг друга. Подумайте, что вам нравиться в вашем товарище, который стоит справа, скажите ему об этом. (Учитель начинает первый).
 А теперь подумайте и скажите, что вам не нравиться в вашем классе и почему. Скажите это товарищу, который стоит слева. (Учитель начинает первым, акцент не на личности ученика, а на классном коллективе). 
Сегодня мы попытаемся с вами составить такие правила дружеских отношений, которые сделают наш класс еще сплоченнее! Ребята садятся за парты.
5469890798195Б) Решение проблемной ситуации.
  Все люди разные, у каждого свои привычки и нрав. Часто случается так, что друзья ссорятся между собой, как разобраться, кто прав, кто виноват? Чью сторону принять и как сохранить дружеские отношения после ссоры? Давайте попробуем разобраться в этой проблеме.
На доске макет в виде солнышка за тучкой, в центре запись «если твои друзья поссорились то…», на каждом лучике записано правило поведения в ссоре, выберите то правило, которое нужно в этой ситуации.
Прочитайте правила и объясните, почему необходимо поступать именно так.Записи на лучах солнца:
Не спеши сразу становиться на сторону кого-либо из них.Постарайся выяснить, из-за чего произошла ссора. Предложи своим друзьям спокойно обсудить причину конфликта.Ни в коем случае не встревай в словесную перепалку.Дай товарищам высказать претензии, «выпустить пары», а потом начинай выяснять с ними отношения.Постарайся сделать все возможное, чтобы избежать обид.Помни, извиняться – никогда не поздно и не позорно. Настроить одного против другого.
Принять сторону одного из них, не разобравшись в причине ссоры.
Не обращать внимания на отношения друзей.
Настроить одного из них отомстить его обидчику.
Порадоваться чужому несчастью.
(Все ответы обсуждаются).
5815330501015А как себя вести после ссоры с друзьями? Стоит ли поддерживать отношения? Я раздам вам карточки, а вы отметьте ответы, которые считаете правильными.Карточка:Если твои отношения с кем-то из твоих друзей изменились после ссоры, то:- не стоит делать из этого трагедии;- при встрече делать вид, что не замечаешь товарища;- отворачиваться, не разговаривать с ним;- продолжать общаться, ведь учитесь в одном классе;- настроить остальных ребят против этого человека;- все люди меняются, надо воспринимать это спокойно.(Обсуждаются ответы учеников).
Учитель: Конечно, любую ссору можно решить, нужно только не молчать, не копить обиды в себе, а поговорить об этом откровенно и спокойно, попытаться найти правильное решение! Учитель: К любому человеку можно найти подход, каждого можно понять, но каждый сам выбирает, с кем дружить по-настоящему. Нужно понять и принять для себя одно мудрое изречение: невозможно нравиться всем! Как вы это понимаете? (Высказывания ребят).
В) Выбор действия.
Есть ли у вас настоящие друзья? А вы можете назвать себя хорошим другом?
Важно не только, есть ли у тебя друзья, но и то каким другом для них являешься ты. В этом тебе поможет разобраться тест.
Психологическое тестирование: " Хороший ли ты друг?".
При обращении к ребятам ты используешь в основном
а) фамилию (2б)
б) кличку (3б)
в) имя (1б)
Если кого – то из ребят незаслуженно обвинил взрослый, ты
а) молчишь (2б)
б) заступаешься(1б)
в) радуешься чужому несчастью (3б)
Если ты хотел идти домой, а друг попросил тебя подежурить за него в классе, ты
а) идёшь домой (2б)
б) идёшь дежурить (1б)
в) говоришь, что очень занят (3б)
Если у твоего друга плохое настроение, ты
а) не обращаешь  внимания на него (3б)
б) стараешься утешить его (1б)
в) хочешь отомстить его обидчику (2б)
Во время ссоры ты
а) стараешься говорить по существу вопроса (1б)
б) обзываешься и обижаешь собеседника (3б)
в) прибегаешь к помощи окружающих: кто прав, а кто виноват (2б)
Если друг не поздравил тебя с днём рождения, ты -
а) будешь напоминать ему об этом поступке постоянно (2б)
б) не поздравишь его в день рождения тоже (3б)
в) простишь его забывчивость (1б)
Если ты набрал 6-9 баллов, твои друзья могут сказать, что ты настоящий друг и на тебя можно положиться в любой ситуации.
Ты заботливый, чуткий и внимательный товарищ.
Если у тебя 10-14 баллов, то стоит немного присмотреться к себе, так как в трудной ситуации есть вероятность, что ты останешься в одиночестве. Не следует замыкаться на себе любимом. Нужно помнить о том, что доброе слово – половина счастья и к доброму другу дорога не бывает длинной.
Если у тебя 15 -18 баллов, то всё зависит только от тебя, если ты хочешь измениться. Стоит научиться прощать и не забывать, что с другими нужно поступать так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. В жизни лучше придерживаться принципа "Нет друга – ищи, а нашёл – береги!".
(Слайд) «Правда то, что существуют ангелы. Но у них отсутствуют крылья,и мы называем их друзьями».
«Дружба – это преданность человека человеку. В дружбе человеческой вечно горит огонек, который можно назвать духовной готовностью прийти на помощь другому человеку. Если ты сумел открыть для себя эти духовные начала дружбы, ты знаешь подлинное счастье жизни».
г) Разговор о правде.
Скажите, ребята, а нужно ли говорить другу правду? Если да, то о чём? Как это сделать? (Высказывания детей, подвести их к тому, что правду говорить необходимо).
Единственное, что вызывает сомнения, - какую именно правду ты можешь высказать. Представьте, что у вас есть друг, очень веселый, сообразительный, надежный, но у него есть маленькие недостатки: любит похвастать, перебивает тебя, когда ты говоришь, частенько опаздывает, бывает забывчив и у него слишком большие уши. О каком из этих недостатков имеет смысл сказать другу? (Высказывания ребят).
Конечно, можно сказать обо всем, кроме больших ушей, потому что это внешний недостаток, который нельзя исправить. Существует много способов так подать правду или критику, чтобы не оскорбить человека. А еще очень важно следить за речью, и тоном своих высказываний.
Я хочу предложить вам игру, попробуйте заменить высказывания такими выражениями, которые не обидят вашего товарища
если вы затрудняетсь с ответом, то карточки-подсказки вам помогут.«Вечно ты опаздываешь!» «Мне всегда хотелось быть пунктуальным человеком, а тебе?»
«Знаешь, у тебя и так куча недостатков, так ты еще ругаешься плохими словами!» «Мне кажется, что ругательства тебя не украшают, многие даже могут подумать, что ты плохой человек, хотя я знаю, что это не так!»
«Надоело выручать тебя, ты все время все забываешь!» «Я вижу. У тебя нет ручки (ластика, линейки), мне хочется подарить тебе ее. Каждый человек должен иметь свою собственную любимую вещичку! Надеюсь, тебе понравится мой подарок и ты не захочешь с ним расставаться!»
«Ну чего ты ходишь лохматый как чучело, причешись!» «Мне нравится, что ты всегда следишь за собой, хорошо одеваешься, но сегодня тебе, наверное, некогда было причесаться?»
(Ребята обсуждают варианты ответов).
Никогда не критикуйте своих товарищей незаслуженно, не обижай зря. Не обижайся, если друг не может решить твою проблему.(Слайд)
ДРУЖБА НЕ ПАДАЕТ С НЕБА, ЕЕ НУЖНО ИСКАТЬ И ДОБИВАТЬСЯ, ПРИКЛАДЫВАЯ К ЭТОМУ ВСЕ САМЫЕ ЛУЧШИЕ СВОИ СИЛЫ. 
Объясните, как вы понимаете это? Какие силы имеются ввиду? (Ученики высказываются)
Если ты относишься к людям по-доброму, не стремишься к пакостям и обидным проделкам, то у тебя всегда найдутся единомышленники, которые при желании могут стать настоящими друзьями.
Лучшее, что есть в жизни человека – это его дружба с другими людьми. Л.Линкольн
Каковы же правила поведения с друзьями? (Ученики высказываются)
Эти правила можно объединить в Кодекс дружбы. Кодекс – это свод правил, законов.
д) Кодекс дружбы(Слайд)
Если хочешь быть хорошим и верным другом:
Умей прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг
Делись своими успехами, неудачами и новостями.
Радуйся успехам своего друга.
Умей слушать.
Оказывай другу эмоциональную помощь и поддержку.
Доверяй другу и будь уверенным в нем.
Сохраняй тайны своего друга.
Не критикуй друга публично.
Не будь назойливым и не поучай.
Не обсуждай друга в его отсутствие.
Не ревнуй друга к другим его друзьям.
Уважай внутренний мир и чувства своего друга.
Эдуард Асадов ДобротаЕсли друг твой в словесном спореМог обиду тебе нанести,Это горько, но это не горе,Ты потом ему все же прости.В жизни всякое может случиться,И коль дружба у вас крепка,Из-за глупого пустякаТы не дай ей зазря разбиться.Если ты с любимою в ссоре,А тоска по ней горяча,Это тоже еще не горе,Не спеши, не руби с плеча.Пусть не ты явился причинойТой размолвки и резких слов,Встань над ссорою, будь мужчиной!Это все же твоя любовь!В жизни всякое может случиться,И коль ваша любовь крепка,Из-за глупого пустякаТы не должен ей дать разбиться.И чтоб после себя не коритьВ том, что сделал кому-то больно,Лучше добрым на свете быть,Злого в мире и так довольно.Но в одном лишь не отступай,На разрыв иди, на разлуку,Только подлости не прощайИ предательства не прощайНикому: ни любимой, ни другу!
5. В вас так много энергии, красоты, дружелюбия. На дружбе строятся ваши отношения, а главным в дружбе является взаимопонимание и помощь.
(Слайд)
Возможна ли дружба между  мальчиком и девочкой?
Влюбленность?
Любовь?
Дружба, влюбленность, любовь имеют собственные особенности.
В чем, по-вашему, разница?
Что общего?
Влюблённость — сильное положительно окрашенное чувство (комплекс чувств), направленное на другого человека. Влюблённость является неустойчивым состоянием сознания: она существует как фаза, протекающая конечный период времени. Она может стихать, заканчиваться и появляться вновь. По окончании, влюблённость может переходить в другое чувство, например, в любовь.
- Влюбленность или любовь: это хорошо это или плохо?
- В каком возрасте можно любить? Влюбляться?
- В кого можно влюбляться? (артисты, певцы, старшеклассники, соседи и т.д.)
- Что важнее любовь или учеба? Может ли любовь помешать учебе?
- Когда это помогает, а когда мешает?
- Важна ли внешность при построении отношений? А поведение?
«Поведение- это зеркало, в котором каждый показывает себя»
«Не важно, как ты выглядишь или сколько у тебя денег.
Важно то, о чем ты думаешь и какие поступки совершаешь»
Любовное поведение может быть различным. Оно предполагает как живое общение, так и фантазии. Первые симпатии сменяются романтическими чувствами. И вот мальчик, который совсем недавно дергал за косички, провожает свою пассию домой.
что нужно делать и как выглядеть, чтобы понравиться ?
- постарайтесь быть естественными, общайтесь с объектом своих симпатий, как с друзьями, одевайтесь модно, но скромно и увидите, как расширится круг ваших знакомых. Совет для девушек: на самом деле парни  в  вас хотят видеть не Барби , а интересного собеседника и верного друга.
А значит напрашивается вопрос: знания важны  и при общении с мальчиками? (ответы) Почему?
(Хотя бы для того, чтобы просто поддержать разговор).
Как преодолевается  дистанция, особенно на первых этапах любви, которая разделяет  юношу и девушку? Как делаются первые шаги? Конечно, у каждого по- своему.
стихи
 Предлагаю разыграть ситуации
1. мальчику нравится девочка, и он хочет пригласить ее  на свой день рождения, где будут  и другие ребята и девочки. Она не хочет идти. Ей надо отказать так, чтобы он не обиделся. 2. Мальчик хочет сидеть с девочкой за одной партой. Как ему сказать ей об этом?
3. У девочки есть два билета на концерт популярной группы и она хочет пойти на него с понравившимся мальчиком. Как его пригласить?
какой бывает любовь? Разной: взаимной и безответной. А стоит ли унижаться, если отношения не сложились?( ответы) Почему?
Послушайте два стихотворения и подумайте: в каком из двух случаев чувства еще живы, а в каком поставлена точка в отношениях?
Никому ничего не должна.Оставляю обиды в прошлом.Я тебе уже не нужна?так не будем об этом больше.А ты, знаешь, совсем не так,это ты мне больше не нужен.И ты, знаешь, совсем пустяк,что когда-то казался лучшим.Я прощала тебе слишком много,да не хочется в этом копаться.Я большего, знаешь, достойна,а с тобой пора распрощаться.
Ухожу, ты меня не догонишь.Ты спасай свою душу заблудшую.Ты как бывшую меня не запомнишь,ты запомнишь меня как лучшую. Я хочу быть последней женщинойОкончательной...заключительной...Не уболтанной, а обвенчаннойЯсным светом твоей обители...Добрым утром. И тихой пристанью...И сводящим с ума желанием...Я хочу быть...контрольным выстреломИ последним твоим признанием...Я хочу быть твоими крыльями...Этим лёгким надёжным ...бременем...Я хочу быть твоими былями...В рамках времени... и безвременно...Не умею я жить на меньшее...Что ты смотришь в глаза... так пристально?..Я хочу быть... последней женщиной...Просто ...женщиной... и единственной.
Самый лучший и самый правильный выход из ситуации: забыть все плохое, сохранить в памяти хорошие моменты, просто сказать спасибо за все что мы пережили. И пойти дальше. Потому что все, что с нами происходит - к лучшему.
Зачеркни назойливое прошлоеИ живи счастливей, чем вчера!Невозможно быть для всех хорошею…Удали из сердца номера,От которых в память вновь вонзаютсяОстрые осколочки мечты…Мир тебе сегодня улыбается,Улыбнись ему взаимно ты...Без оглядки, гордо и уверено,Голову подняв, иди вперёд…Счастье долгожданное отмереноТем, кто встречи с ним не просто ждёт,Кто идёт навстречу и не кается,Что вчера неверный сделан шаг…Кто не жил, лишь тот не ошибается…Столько груза лишнего в сердцах…Нужно всё очистить обязательно,Станет легче думать и дышать…Мы хранили прошлое старательно,Чтоб в подушку шёпотом рыдать…Прошлое ушло и не воротится,Так зачем самих себя казнить?Если нам любить и верить хочется, Так давайте верить и любить…Если предавали, лицемерили,Оставляя в сердце боли горсть,Небеса на стойкость вас проверили,Пусть идёт из сердца этот гость…Кто-то нам приносит испытания,Кто-то бережёт и любит нас…Прошлому скажите «До свидания», Потому что мы живём сейчас… 
(Слайд)
Дружба – это тоже любовь. Любовь может быть без дружбы, дружба без любви – никогда.
И тема дальнейшего нашего разговора тоже взрослая: Что такое любовь?
«Любовь составляется из стольких ощущений, что о ней всегда можно сказать что- нибудь новое»
Любовь – это светильник, озаряющий Вселенную, без света любви земля превратилась бы в бесплодную пустыню, а человек в пригоршню пыли.
 (Слайд)
Любо́вь — чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.
Любовь – это более глубокое чувство. Но любовь может быть не только между парнем и девушкой.
Есть любовь к родителям, к Родине, к друзьям. Любовь матери не зависит от качества ребенка. Именно она любит малыша не за какие-то качества, достоинства, а просто за то, что он существует. Именно в этот момент у ребенка формируется способность быть любимым; и лишь потом появляется умение - уже взрослого человека.
(Слайд)
Любовь хранить – совсем непросто,Семью сберечь – ещё сложней.И нет ответов на вопросы,Как сделать брак ещё прочней.Нужны и мудрость, и терпенье, Чтоб вместе много лет прожить,Ценить прекрасные мгновеньяИ этим счастьем дорожить.
Достоинство мужчины не в деньгах,Не в красоте, не в брюках, не в словах,А в понимании того, что есть на светеЕго семья, и он за всех в ответе!
Заключительное слово:
А напоследок я расскажу вам еще одну притчу:
Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо». В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день.Понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше: «Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения». Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах!» Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож и потом вытащить его, Но всегда останется рана. И будет не важно, сколько раз ты попросишь прощения. Рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая. Друзья – это редкое богатство! Они заставляют тебя улыбнуться и подбадривают. Они готовы всегда выслушать тебя. Они поддерживают и открывают тебе свое сердце. Покажи своим друзьям, как они тебе дороги
Подведение итогов (рефлексия)
Ваш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в вашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.
Не нужно обижаться и грустить, Жалеть себя — плохое утешение...Не можешь в жизни что-то изменить,Ты измени своё к ней отношение!