Классный час на тему: Мои жизненные ценности

Тема: Мои жизненные ценности Цели:  дать детям первоначальное представление о нравственных ценностях; формировать умение различать истинные и мнимые ценности; побуждать к самосовершенствованию, саморазвитию;способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни. Предварительная работа с детьми:  поручить двум ученикам найти в словарях толкование слов «счастье», «успех», «цель» и установить логическую связь между этими словами. Тип урока: диспут, игра.  Материалы: - результаты диагностики «Мои жизненные ценности»; - ватман; - фломастеры. Ход урока Кл. руководитель: Ребята, сегодня я хочу начать наш классный час с небольшой игры. Вы согласны? Кл. руководитель: Хорошо. Я попрошу вас сесть в круг и послушать меня очень внимательно.  Дети рассаживаются по кругу, классный руководитель находится в центре. Кл. руководитель: Говорят, где-то на Кавказе есть старое кладбище, где на могильных плитах можно встретить примерно такие надписи: «Сулейман Бабашидзе. Родился в 1820 году, умер в 1858 году. Прожил 3 года«, или «Нугзар Гаприндашвили. Родился в 1840 году, умер в 1865 году. Прожил 120 лет». Что на Кавказе считать не умеют? Может, со смыслом делались эти приписки на могильных плитах? А с каким смыслом? Кл. руководитель: Смысл приписок в том, что таким образом односельчане оценивали насыщенность и общую ценность жизни данного человека. Сейчас мы совместными усилиями составим рассказ о некотором человеке, который в наше время (например, в 1997 году) окончил школу и стал жить дальше, прожив ровно 85 лет. Каждый должен по очереди назвать важное событие в жизни данного человека - из этих-то событий и сложится его жизнь. Обращаю особое внимание на то, что события могут быть внешними (поступил туда-то, поработал там-то, сделал то-то), а могут быть и внутренними, связанными с глубокими размышлениями и переживаниями (например, некоторые люди стали великими, редко выходя из своего дома). Желательно предлагать события, соответствующие реальности (без всяких встреч с инопланетянами и прочими веселыми ребятами-суперменами). В конце игры каждый попробует оценить, насколько удалась жизнь главному герою, насколько она оказалось интересной и ценной: каждый как бы сделает приписку на могильной плите нашего главного героя, сколько же лет он прожил не по паспорту, а по-настоящему. ^ В течение 15 минут происходит составление рассказа Кл. руководитель: Итак, наш рассказ составлен. Давайте посмотрим, что же у нас с вами получилось.^ Дети зачитывают рассказ учитель: Было это не очень давно. В 1980 году на свет появилась маленькая девочка, которой все вокруг восхищались, так она была хороша. День ото дня она росла и крепла, и когда пришло время, девочка пошла в детский сад. В детском саду её очень любили, потому что она была добра и дружелюбна. Пришло время, и девочка пошла в школу 10 лет её жизни пролетели, как один миг. Девочка была очень любознательна, прилежна, умна и ответственна. Её уважали и учителя и одноклассники, она всегда была готова прийти на помощь своим друзьям, и друзей у неё было немало! Наступил июнь 1997 года и девочка закончила школу Куда же идти дальше? Так много институтов вокруг! Так модно быть юристом и экономистом! А девочка давно уже всё решила: «Я буду учителем!» И поступила в педагогический институт! «Совсем непристижно!» - скажем мы сейчас. Девочка так не думала. Она была слишком целеустремленной и в 2002 году закончила институт. «Что же делать дальше? Может быть, устроиться на работу в какую-нибудь фирму?» - подумали бы мы. А девочка так не думала, твердо шла к своей цели и устроилась на работу в школу. Работа ей очень нравилась. Правда, мы забыли упомянуть о том, что к тому времени девочка уже успела выйти замуж. И проработав год, она родила сынишку. Как выяснилось позже, долго сидеть с ним дома она не смогла - очень ей хотелось работать. И она снова стала работать учителем. Дети не просто любили её, они её обожали. И не зря! Только ей они могли доверить все свои секреты и тайны, только она могла дать им ценный совет, только она могла научить своему предмету так, как не мог никто другой! Коллеги тоже уважали её, начальство ценило за трудолюбие и ответственность и безграничное терпение и любовь к детям Так прошли 15 летИ что же стало? Девочка, извините, уже, конечно же, женщина, стала директором требовательным и строгим, справедливым и добрым. Её по-прежнему обожали дети, уважали родители и ценили коллеги, ведь в ней было одно удивительное качество: не смотря на имевшиеся у неё власть и деньги, она оставалась человечной И друзей у неё по-прежнему было немало, и самыми главными из них были её родители, муж и сын. Много лет проработала она в школе, уже вырос её сын и появились внуки, но в глазах её горел всё тот же огонь, который, как и много лет назад притягивал к себе сердца и души детей Кл. руководитель: Ребята, как вы думаете, была ли эта женщина счастлива? Дети: Да
Кл. руководитель: Почему вы так считаете? Мне кажется, что в наше время быть учителем не совсем модно и работа эта не приносит больших доходов. Ответы уч-ся: Кл. руководитель: Так объясните мне, почему же вы считаете, что она была счастлива? уч-ся: Мы считаем, что в её жизни было самое главное – крепкая любящая семья, преданные друзья, любовь её учеников, уважение родителей и коллег.  Кл. руководитель: Скажите, пожалуйста, была ли эта женщина, по вашему мнению, успешна? уч-ся: Да мы считаем, что она была успешна, потому что в её жизни было любимое дело, которому она была верна всю свою жизнь и благодаря этому смогла добиться поставленной цели. Кл. руководитель: Итак, давайте с вами определим, что же является для вас важным в этой жизни. Я предлагаю сейчас нарисовать вам лестницу. Мы назовём её «Лестница счастья». Пожалуй, у каждого человека она бывает своя, но сейчас мы с вами нарисуем «Лестницу счастья» 7-б класса. Какие же ценности мы с вами отметим на ней? Дети: Крепкая семья, преданные друзья, любовь и уважение окружающих, любимое дело и цель в жизни и, кончено же, успех. Кл. руководитель: Замечательно, теперь пришла пора уточнить значение слов, которыми мы так с лёгкостью оперируем. Марина: Мы посмотрели толковые словари двух авторов: С.И. Ожегова и В.И. Даля – и нашли такие значения указанных слов. Кирилл: Цель – предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить. Толя: Успех – удача в достижении чего-либо, общественное признание, хорошие результаты в чем-либо. Саша: Счастье – чувство и состояние полного высшего удовлетворения, успех, удача.Марина: мы можем установить такую смысловую связь между этими словами: цель-успех-счастье. Кирилл: Иными словами: чтобы достигнуть успеха в каком-либо деле, человек ставит перед собой жизненные цели. И, достигнув успеха, осуществив эти цели, испытывает счастье.  Кл. руководитель: В заключение нашего разговора я расскажу вам древнюю притчу о каменотесах. ^ Три каменотёса усердно работали в каменоломне. Философ спросил их: что они делают? - Неужели ты не видишь – дроблю эти проклятые камни! – раздраженно буркнул один. - Зарабатываю себе на жизнь,- пожал плечами другой. - Я строю храм! – гордо ответил третий. Мне кажется, что все трое идут по лестнице счастья, только каждый идёт по своей. Первый не будет счастлив никогда, потому что у нет самого главного – цели. Второй будет счастлив, пока сможет зарабатывать себе на жизнь. И только третий будет по-настоящему счастливым: он видит большую, красивую цель, ради которой работает и живет. Желаю и вам не просто дробить камни или зарабатывать себе на жизнь, а строить свой собственный храм – храм своей жизни, то есть ставить перед собой высокие цели и добиваться их осуществления. И только вам решать, каким он будет! Только тогда вы будете по-настоящему счастливыми людьми! Наше занятие подходит к концу, и поэтому я хочу задать вам самый главный вопрос этого урока: Какие выводы вы сегодня для себя сделали? Быть может, открыли что-то новое для себя? Примерные ответы уч-ся: Полезно было задуматься о жизни, на каких ценностях её строить. Главное – иметь в жизни цель. От цели зависит жизненный успех.Поставить цель – этого мало, нужно приложить все силы для её осуществления Кл. руководитель: Я очень рада, что вам понравился наш урок, спасибо всем.










Классный час в 9 классе«Мои жизненные ценности»