Урок психологии на тему Жизненные ценности

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Челябинский государственный
промышленно-гуманитарный техникум имени А.В. Яковлева»




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
по УДД.01 «Психология»
для профессии среднего профессионального образования
по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих:
19.01.17 «Повар, кондитер»
Тема: «Жизненные ценности»



Разработчик: Степанова Л.В,
преподаватель ГБПОУ «ЧГПГТ им. А.В.Яковлева»


Челябинск, 2016
Жизненные ценности: Методическая разработка учебного занятия \ cост. Л.В.Степанова. Челябинск: ГБПОУ «ЧГПГТ им.А.В.Яковлева».-12с.

Учебное занятие подготовлено для преподавателей психологии и для студентов техникума


Составители:
Степанова Л.В., преподаватель психологии ГБПОУ «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум имени А.В.Яковлева»




















СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 4
Дидактическая основа учебного занятия 5
Ход учебного занятия 7
Список используемых источников информации 14























1. Пояснительная записка
В современных социально-экономических условиях, когда рыночная экономика требуется социально мобильные, способные к реализации своих возможностей специалисты, происходит глубокое реформирование образования. Подготовка кадров в учреждениях среднего профессионального образования приобретает особое значение, так как именно эта система способна готовить специалистов разного уровня кваллификации. Перед учебными заведениями поставленна задача – формировать у будущих специалистов ценности, отвечающие требованиям времени.
Актуальность и необходимость формирования ценностных ориентацийобучающихся обусловленна противоречием между успешностью будущей профессиональной деятельности обучающихся и несформированностью у них ценностных ориентаций, нравственных и жизненных устоев.



























Дидактическая основа учебного занятия
Тип учебного занятия:
Урок изучения нового материала
Вид учебного занятия: смешанный урок (беседа, тренинг)
Цель: Сформировать у обучающихся представления о жизненных ценностях человека
Задачи:
Привитие навыков самоанализа;
Развитие толерантности и коммуникативной культуры;
Формирование собственных жизненных ценностей.
        
Формирование общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Методологической основой урока является психолого-педагогические концепции формирования ценностных ориентаций личности; комплексный подход, сочетающий практические и теоретические вопросы.

Методы: репродуктивный, поисковый и частично исследовательский методы работы, метод интерпретации, метод самостоятельной работы.
Формы работы обучающихся: индивидуальные, групповая, фронтальная, диалог и дискуссия;
Данные методы и приемы выбраны с учетом возрастных особенностей подростков и с учетом репрезентативной системы восприятия обучающихся:
Визуальной репрезентативная система – слайдовая презентация темы (картинки, работы других ребят), информация на доске.
Аудиальная репрезентативная система – лекционная подача информации, релаксационная инструментальная музыка.
Кинестетическая репрезентативная система – практический опыт, выполнение творческого задания.

Средства обучения:
ТСО: экран, проектор, компьютер.
Учебно-наглядные пособия: ватман, фломастеры.
ЦОР: презентация по теме занятия, видеофрагмент «Интервью с Богом».
Ход  учебного занятия

1. Вступление.
- Сейчас мы проведем игру, которая поможет нам с вами раскрыть тему нашего занятия.
Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто ценит» (5 минут)
Цель: введение в тему, создание рабочей атмосферы.
Описание: убирается стул ведущего за пределы круга. Ведущий, стоя в центре круга, произносит фразу: «Поменяйтесь местами те, кто ценит(дружбу, деньги свободу, власть). Те, кто считает, что это высказывание относится к ним, должны встать со своего места и перебежать на другое, освободившееся место. Задача водящего занять любое свободное место. Оставшийся без стула, становится новым водящим.
Обсуждение: 
- что вы узнали, выполняя упражнение?
- вы можете предположить тему нашего занятия? (Ценности) Запишем тему урока «Жизненные ценности»
Сегодня мы попытаемся понять, что такое жизненные ценности человека.
Вы проанализируете свои жизненные ценности. Будете вести диалог со своими одногруппниками и я надеюсь достигните взаимопонимания, т.е. проявите толерантность и коммуникативную культуру;
- Ребята, а что же такое ценности? Как вы понимаете это слово?
2. Основная часть.
Ценности – это представления человека о самом важном, значимом, полезном в жизни; это то, к чему стремится человек. (Запись в тетради)

«Просмотр мини-фильма «Интервью с богом» (5 минут)
Постарайтесь понять, чему учит Бог? О каких жизненных ценностях говорит Бог?
(Здоровье, любовь, умение прощать, умении ценить жизнь)
Сейчас некоторые ценности мы назвали. Давайте попробуем их классифицировать (объединить)? На слайде представлены виды ценностей. Запишите в тетрадь, в столбик, рядом с каждым видом напишите какие ценности физические и т.д. Назовите. Посмотрите, какие записала я, может, добавите в свои записи.
Виды ценностей:
Физические – спорт, красота и гигиена тела, здоровье.
Интеллектуальные – это знания, образование, эрудированность, любознательность, творческое мышление и т.п.
Материальные – деньги, благосостояние, имущество, ценные предметы и. т.п.
Патриотические – любовь к родине, к стране, традициям и т.д.
Духовные - вера в Бога, душевная гармония, личностное развитие и самосовершенствование.
Эмоциональные - открытость в общении, принятие людей такими, какие они есть.
Этические – честность, порядочность, справедливость, щедрость, умение радоваться тому, что имеешь, корректность.
Профессиональные ценности – связаны с работой. Это деньги, богатство, комфорт, профессиональный рост, помощь другим людям и т.д.
- В техникуме вы получаете профессию. Давайте поговорим о профессиональных ценностях.
- Каким должен быть настоящий профессионал? Какими качествами обладать? (ответственность, деловитость, добросовестность, культура общения, стремление узнавать новое в профессии)
Существуют определенные качества, которыми необходимо обладать повару. При наличии этих качеств, Вы сможете достичь своих целей в карьере и стать признанным шеф-поваром, которого все почитают и знают.
- Назовите одно из первых требований, без чего вы не можете работать поваром? (образование, диплом).
- Уже получая диплом, вам присваивается разряд. Наиболее отличившиеся в учебе, получат 5 разряд)
Ваша личность является существенным фактором, который предопределит, станете ли Вы хорошим шеф-поваром.
- Какими личностными качествами должен обладать повар-профессионал?
Страсть (любовь) к профессии
(Если вы не испытываете большого энтузиазма от приготовления пищи, то, возможно, профессия шеф-повара Вам не подходит. Без стремления и желания Ваша работа будет обычным трудовым местом с графиком с 9 часов утра до 5 часов вечера. Желание узнать об ингредиентах, заинтересованность в приобретении новых навыков, как, например, использование ножей и креативная сервировка, должны стать Вашей целью, если Вы хотите наслаждаться тем, что вы делаете и преуспевать в кулинарном искусстве).
Терпение
(Могут быть случаи, когда поварам не удастся сразу достичь желаемых результатов при приготовлении блюд. При таких обстоятельствах они должны начать все сначала и совершенствовать приготовление пищи до достижения поставленной цели. Это, безусловно, требует определенного терпения. Терпение и постоянное движение вперед, несмотря на трудности, является единственным способом, для того, чтобы добраться до вершины в кулинарном мире и добиться признания).
Хорошие навыки межличностного общения / коммуникабельность
(Работаете ли Вы в качестве личного повара или шеф-поваром в более крупном заведении, хорошие навыки межличностного общения, определенно, необходимы. Вполне очевидно, что Вы не можете просто работать на кухне, не разговаривая там с людьми. Вы должны знать, как общаться со своими коллегами и посетителями. Хороший повар также должен уметь хорошо общаться со своими партнерами, коллегами и начальством. Навыки слушать, так же, как и давать подробные и доступные инструкции, крайне важны при работе в быстро изменяющейся и сложной среде.
Хороший повар также должен прислушиваться и принимать комментарии посетителей. Он должен воспринимать не только похвалу гостей, но и критику и предложения. После этого обеспокоенный повар должен предпринять все необходимые меры для удовлетворения своих посетителей, чтобы они вновь пришли к нему).

Креативность. Узнавать новое.
(Несомненно, кулинария это искусство, которое требует от повара креативности. Он не должен бояться пробовать что-то новое. В индустрии питания действительно очень много конкуренции, в связи с чем большинство владельцев ресторанов всегда ждут от своих поваров приготовления новых блюд или подготовки меню, которое вызовет особый интерес у их постоянных гостей. Почти каждый может просто следовать рецепту и приготовить блюдо. Однако вкус и подача блюда будет очень сильно отличаться, если учесть творчество шеф-повара. Для создания отменного блюда необходим творческий талант. Если Вы не обладаете этим качеством, то Вам будет сложно достичь положительных результатов в приготовлении).

Преподаватель. Безусловно, карьера шеф-повара является одной из самых сложных профессий на сегодняшний день. Повар должен стоять на кухне и работать на протяжении долгих часов в жарком и влажном помещении. Он также должен быстро двигаться, чтобы вовремя обслужить всех клиентов. Тем не менее, при правильном отношении и наличии соответствующих качеств Вы можете стать хорошим шеф-поваром с солидным заработком. Вдобавок к хорошей зарплате, известность (в кругу профессионалов), т.е. вас будут знать, ценить – это еще одним стимул в профессии повара.
- Как это может выглядеть конкретно, хорошо показано экономистами  Дж. К. Грейсоном и К. О, Делл.
    «В  конкурентоспособной стране - полагают Грейсон и  О. Делл, - ее гражданам необходимо иметь: (записи в тетради, что выделено жирным).
 высокий уровень функциональной грамотности (профессионализм)
способность наблюдать процессы, анализировать их, интерпретировать результаты и предпринимать действия (инициативность)
высокие знания о мире (в области истории, географии, экономики, языковая подготовка (образованность)
умение работать в коллективе; способность нести ответственность (коммуникативность)
способность постоянно учиться и приспосабливаться к изменениям (мобильность).
Преподаватель. Если вы станете настоящими профессионалами, вы будете хорошо обеспечены материально, но, как и на что потратите вы свою жизнь (на материальные или духовные ценности)?
Игра – аукцион «На что потратить жизнь» (20 минут)
Материалы:
по 10 жетонов для каждой подгруппы
карточки с названиями ценностей
деревянный молоток
- Сейчас мы проведем игру, которая называется «На что потратить жизнь?»
Перед началом игры каждая команда получит по десять жетонов. Каждый жетон представляет собой частицу вас самих - одну десятую долю вашего времени, энергии, средств, интересов, индивидуальности. На время игры эти 10 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность.
Каждой команде выдаются жетоны.
- Во время игры, перед вами встанет выбор: «потратить» жетоны или «сэкономить». На продажу по очереди будут выставляться ценности: вы можете купить, а можете и не покупать. Если на одну и ту же ценность будут претендовать 2 команды, состоится аукцион, вещь достанется тому, кто отдаст за нее большее количество жетонов. Если ценность никем не куплена, она окончательно снимается с «торгов».
Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить.
Готовы?
Итак, 1 ценность: автомобиль
Кто желает приобрести?
Ценности проецируются на экране. Помощник обменивает жетоны у тех, кто захотел сделать покупку на соответствующую карточку с названием приобретенной ценности.
2: уютный дом или квартира
3: везение, удача
4:здоровье
5:разнообразие любви, отношений
6:дружба
7:праздная жизнь
8:богатство
9:крепкая семья
10:любовь на всю жизнь
11:хорошее образование
12:богатый духовный мир
13:красота
14:популярность, слава
15: свобода и независимость
16:уважение
17:разнообразие впечатлений
18:стабильность
19:карьера
20: быть кому-то нужным.
Ведущий: Теперь, пожалуйста, посмотрите, что вы приобрели и подумайте, довольны ли вы своими покупками?
А теперь я попрошу вас перейти к столам, где расположены ватманы и фломастеры. Задача каждой команды: обсудить купленные вами ценности, и с учетом их нарисовать будущее человека. Каким он станет, чего добьется?
Команды выполняют задание (10 минут). Затем каждая команда презентует будущее своего человека, в это время другая команда служит экспертом. Подводим итоги.
Преподаватель: В жизни невозможно «отменить» последствия ранее принятого решения. Нельзя добиться всего сразу или воспользоваться сразу всеми возможностями. Мы не знаем заранее, из чего придется выбирать в будущем. Всегда будут ограничены время, силы, выбор возможностей, деньги, интерес. За все, что вы для себя изберете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше, чем вы предполагали.
Сегодня это была всего лишь игра. Но я думаю, вам стало понятно, как мы иногда неразумно расходуем свои время, силы и возможности в реальной жизни. И если вы сейчас действительно о чем-либо сожалеете, могу вас обрадовать: у вас есть прекрасная возможность сделать правильный выбор - и не в нашей игре, а в реальной жизни! Вовремя воспользуйтесь всеми возможностями, которые жизнь вам дает.

Заключение.
- Я надеюсь, в жизни вы будете принимать правильные решения, будете ценить людей, вас окружающих, станете настоящими профессионалами. Рефлексия.
- Что вы узнали? (жизненные ценности; профессиональные ценности; качества, необходимые настоящему профессионалу; повару-профессионалу)
- Что понравилось?
- Спасибо за работу.
Домашнее задание. Побеседуйте с родителями и напишите ценности, личностные качества, которыми должны обладать Ваши родители (как профессионалы)?

Список используемых источников информации
Абульханова К. А. Психология и сознание личности. (Пробл. методол., теор. и исслед. реальной личности): Избранные психологические труды. – М.: Московский психолого-соц. институт, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. – 224 с.
Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. – М., 1987.
Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихол. Анализа. – М.: Смысл, 2001. – 416 с.
Боронина Л. Н. Динамика ценностных ориентаций молодежи: Автореф. дисканд. филос. наук / Урал. Гос. ун-т им. М Горького. - Екатеринбург, 19994. – 22 с.
Бочкарева Л. П. Жизненный путь и судьба человека // Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь. – СП-б, 1998. – С. 9-17
Голубчиков А. Я. Самоопределение индивида (социально-философский анализ): Автореф. дисдоктор филос. Наук / Урал. гос. ун-т. – Екатеринбург, 1993. – 38с.
Экспресс-игры по профориентации. Вып.1: Сборник развивающих и активизирующих игр и упражнений по профориентации. – ТОЦРОМиППН. – Томск, 2004.









13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715




Рисунок 1 
·