Конспект урока внеклассного чтения Жизнь и творчество Владимира Семеновича Высоцкого


Владимир Высоцкий – актер, композитор, поэт, бард.
(1938 – 1980)
« Такую жизнь нельзя назвать короткой»
Станислав Говорухин
Цели:
Познакомить уч-ся с жизнью и тв-вом В.С.Высоцкого;
Продолжать обучение составлению плана – конспекта лекции;
Развивать у уч-ся навык выразительного чтения;
Воспитывать способность выступать перед аудиторией.
Оформление:
Название урока и эпиграф на доске;
Фотографии Высоцкого;
Книжная выставка;
Фонограммы песен Высоцкого.
Ход урока:
Словарная работа.
БАРД – (кельт. Bard) поэт-певец.Вступительное слово.
Сегодня мы поговорим о жизни и творчестве одного из замечательных людей нашего времени. Этот человек – Владимир Семенович Высоцкий, и он уникален.
Уникален, во-первых, из-за многообразия его талантов(актер, киноартист, поэт, композитор, исполнитель своих песен, мечтал о режиссуре);
Во-вторых, уникален из-за огромного количества друзей и почитателей и из-за множества завистников и врагов;
В-третьих, уникален потому, что неизвестно ни одного случая, чтобы он пошел на компромисс или унижение.
Постановка задачи на урок
Каждый из вас готовил рассказ о каком-то периоде жизни Высоцкого. Ваша задача: внимательно слушать рассказ товарища и делать записи в тетради, т .е. составлять план-конспект. По ходу урока мы проверим, что вы записали. В конце урока у вас будет полный конспект лекции, и мы попробуем сделать обобщение о человеческих качествах поэта.
Основной материал. Выступление учащихся.
Детство.
Родился Вл.Высоцкий 25 января 1938г в семье военного. Жили они в то время в Москве, в коммунальной квартире. Володя был очень развитым мальчиком, рано начал говорить , а в 2 года знал наизусть много стихов. Дети в коммунальной квартире часто устраивали праздники и жили очень дружно. Когда началась война, отец ушел на фронт. Владимир отчетливо запомнил минуты расставания. Враг подходил к Москве. Володя часто приводил к себе в гости товарищей, и они поедали запасы продуктов, если они были. Иногда он дарил друзьям свои вещи: рубашку, игрушки и т.д. Эта черта его характера(щедрость) проявилась и последующие годы его жизни.
В самые критические дни для Москвы Володя с матерью эвакуировались из Москвы. В эвакуации они жили отдельно: мать работала на заводе. А Володя жил в интернате. Виделись редко. Мать приносила В. Молоко, положенное на рабочую карточку. В. Отдавал молоко самым слабым или совсем маленьким детям.
Вернувшись с войны, отец недолго прожил с женой. Они разошлись, и Володя с отцом уехали в Германию, где он закончил 3-4 класс.
Евгения Степановна, вторая жена отца, стала большим другом В. Она привила ему любовь к иск-ву, литературе, театру. Она вспоминает, что у В. Была отличная память. Он мог за час выучить поэму Пушкина, быстро усвоил немецкий язык.
По возвращению в Москву семья поселилась в Большом Каретном переулке.
Володя был слабым физически. Драться не умел да и не любил, не только в детстве, но и взрослым, поэтому ему часто попадало от мальчишек их московского двора. Но Володя никогда не прощал своих обидчиков, никогда не отступал, не трусил, не унижался. Поэтому скоро заслужил уважение старших мальчишек. В школе на уроках физкультуры над ним тоже часто подсмеивались, но он никогда не пытался объясниться, не хотел, чтобы ему делали какие-то скидки. А ведь у него еще в детстве были обнаружены шумы в сердце.
В школе В. Подружился с Игорем Кохановским. Эта дружба продолжалась всю жизнь. они вместе интересовались литературой, пробовали писать первые стихи. В 10-м классе «взялись за ум»(как сами говорили). Решили получить хорошие аттестаты, а может и медаль. Много размышлял В., куда поступать. Под влиянием отца и вместе с Игорем поступает в инженерно-строительный институт. Но тяга к театральному искусству заставляет его в 1961 году поступить в театральное училище. Поступает он туда с большим трудом, и потом не раз были попытки отчислить Высоцкого из-за его хриплого нетеатрального голоса. Большая дружба связывала Выс. В то время с Леоном Качаряном, Василием Шукшиным, Акимовым, Ключевским. Собираясь в квартире Качаряна, они много спорили, но никогда не ссорились.
Песня «На Большом каретном»
Высоцкий как актер.
В училище В. Учился хорошо, после окончания был направлен в театр им. Пушкина. Но работа там не пошла. Пытался поступить в «Современник». Но Ефремов и Табаков не заметили в нем таланта. Некоторое время играл в Московском театре миниатюр, а с 1964 по 1980 – в московском театре драмы на Таганке, где сыграл более 20 ролей.
Любимая роль – роль Гамлета в трагедии Шекспира. Высоцкий говорил: «Роль Жиглова я сыграл, Гамлета я прожил». В роли Гамлета актер выходил на сцену 217 раз, последний раз 13 июля 1980г (за кулисами дежурил врач и несколько раз делал укол)
О работе в кино.
Сниматься в кино начал Выс. До работы в театре на Таганке. 1-ая роль в фильме Дина Рида «10 дней, которые потрясли мир»
Снимался в фильмах «Место встречи изменить нельзя»
«Хозяин тайги». «Вертикаль», «Стряпуха», «Увольнение на берег», «Карьера Димы Горина», «Штрафной удар», «713 просит посадку» и мн. Др. главных и мелких ролей. Судьба фильмов сложилась по-разному. Любимым фильмом Высоцкий считал фильм «Служили два товарища», роль поручика Брусенцова задумывалась как ведущая в фильме, но когда фильм был снят, лучшие, по мнению Высоцкого, кадры и сцены были выброшены, роль превратилась в эпизодическую.
Трудная судьба и у двух других любимых фильмов Высоцкого – «Интервенция» и «Короткие встречи», которые были выпущены на широкий экран только в конце 80-х годов. Как актер участвовал в создании 30 худ. и телевиз. фильмов, 8 радиоспектаклей.
О песенном творчестве.
Первые стихи Высоцкий начал писать еще в школе с Игорем Кохановским. Впервые вышел на сцену со своими песнями в 1965 году. Все его песни предназначались для узкого круга друзей. Отшлифовывал и оттачивал свои песни Высоцкий во время исполнения. А писал чаще всего по ночам. Другого времени у него не было, рабочий день длился с 8.00 до 22.00(репетиции, работа на съемочной площадке, занятия акробатикой, спектакли, концерты, поездки)
Написал он более 600 стихов, очень разнообразных по тематике.
Главная тема – военная.
Высоцкий писал о войне так, что часто его в письмах спрашивали, где он воевал, не тот ли он Высоцкий, с которым вместе выходили из окружения, вспоминали др.случаи
Стихотворение «На братских могилах»
Песня «Он не вернулся из боя»
Песня «Мы вращаем землю»
Больше всего ценил Высоцкий мужскую дружбу, верность и презирал предательство. Много стихов у него о дружбе.
«Песня о друге»
Есть стихи, посвященные друзьям-поэтам, о поэте и поэзии. Всем хорошо известны шуточные песни, песни о спорте.
« Песня о зарядке»
Но все песни Высоцкого – это борьба за человека, за его душу, нравственность. И , думается, что он достигал своей цели. Его песни, действительно , достигали душ человеческих.
Стихотворение «Я не люблю»
Итоговая беседа.
Почему эпиграфом к нашему уроку взяты слова Ст. Говорухина «Такую жизнь нельзя назвать короткой» ?Давайте проверим план, который вы составили, сравним его с моим (открывается план). Есть ли несовпадения?
Кто писал план-конспект, что вы записали по первому вопросу? По 2? Что отметили по 4 вопросу?
Какие черты человеческой личности Высоцкого вы отметили во время лекции? Давайте их запишем (называют дети) :Щедрость души
Легкость человеческого общения
Чувство собственного достоинства
Трудолюбие
Умение ценить мужскую дружбу
Песня «Я еще возвращусь»
Приложение.
План.
Годы детства и учебы
Раннее детство,
Жизнь в эвакуации,
Жизнь в Большом Каретном переулке,
Годы учебы.
Высоцкий как актер.
О работе в кино
О песенном творчестве.
План – конспект
внеклассного мероприятия.
Жизнь и творчество
Владимира Семеновича Высоцкого.
Подготовила
учитель Пчельникова Т.М.
с. Семеново
2013г