Исследовательский проект по литературе Жизненный путь Владимира Семёновича Высоцкого


Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное казенное образовательное учреждение
Свердловской области
«Каменск-Уральская школа № 1, реализующая адаптированные основные образовательные программы »
Исследовательский
проект по литературе
Жизненный путь Владимира Семёновича Высоцкого

Выполнили: обучающиеся 9 класса
Третьяков Кирилл и Черемисин Евгений
Руководитель: учитель русского языка и литературы, 1КК
Амблямова Светлана Владимировна
Каменск-Уральский
2016-2017
Содержание
Введение
1.Выбор проблемы ………………………………………………..с 3
2. Актуальность ………………………………………………… с 3
3. План сбора информации……………………………………….с 3
4. Выбор продукта……………………………………………… с 4
Основная часть
Биография поэта………………………………………………с 5-6
Современники о поэте………………………………………..с.7
Краткая характеристика творчества…………………………с8-9
Лирический герой поэзии В.Высоцкого…………………….с 10
Заключение
Выводы……………………………………………………….с 12
Практическое применение проекта……………………… с 13
Список используемых ресурсов………………………………с 14
Приложение 1 Эссе на тему  “Мой В.С. Высоцкий”.
Приложение 2 Эссе на тему «Мой любимый поэт».
Приложение 3 Буклет «Интересные факты из жизни В.С.Высоцкого»
Приложение 4 Презентация «Жизненный путь В.С.Высоцкого».


Введение
Проект посвящен жизни и творчеству талантливого поэта, певца и актера В.С. Высоцкого. «Ни единою буквой не лгу», - пел Высоцкий. Многие ли поэты могут подписаться под этими словами? Уже никому не повторить ни этого хриплого голоса, ни хулиганской повадки. Его песни заставляют думать, размышлять. Его образы в кино притягивают взгляд, обращают на себя внимание. Творчество Владимира Высоцкого и в наши дни интересно совершенно разным поколениям людей.
Цель проекта: Открыть для себя книгу о поэте, барде, “голосом и словом которого кричит время!”
Задачи проекта:
Познакомиться с жизнью и творчеством В.С.Высоцкого,
определить роль и значение творчества поэта в литературном процессе 80-х годов,
познакомиться с таким понятием, как “авторская песня”,
способствовать формированию навыков аналитического мышления и написания рецензии и эссе,
способствовать воспитанию музыкально-эстетического вкуса, патриотических чувств на примере песенного и поэтического творчества В.С.Высоцкого.
Проблема исследования: в чём сила, своеобразие и неповторимость В.С.Высоцкого?
Актуальность исследования: В.С. Высоцкий-один из необычных поэтов и бардов 20 века.
Предмет исследования : жизнь , литературное и песенное творчество В.С.Высоцкого.
Гипотеза исследования: вытекает из предположения о том, что при изучении и анализе песенного творчества В.Высоцкого будет определено то,
что им присущи черты авторской (бардовской) песни, с характерной для В.Высоцкого манерой исполнения и своеобразной тематикой песен. То, что песенное творчество В.Высоцкого повлияло на творчество многих представителей русского рока.
Практическая значимость проекта:
1.Сбор, систематизация и анализ материалов (документов, фото).
2. Возможные варианты творческого решения проекта.
3. Подведение итогов, оформление результатов.
4.Создание мультимедийной презентации
5. Презентация проекта.
6 Выступление на НПК.
7 Публикации в сети Интернет в различных сообществах.

Основная часть
Но сколько песен все бы мы не пели
Его нам одного не заменить!
А.ГородницкийВЛАДИМИР СЕМЁНОВИЧ ВЫСОЦКИЙ
228600153670
Какое время на дворе — таков мессия.
Андрей Вознесенский о Высоцком
Во мне два «я», два полюса планеты. Два разных человека, два врага...
Владимир Высоцкий
При жизни его официально никогда не печатали — огромный самиздат не в счет. Полу запретная личность. Почти всю жизнь без нормального дома, собственную квартиру Высоцкий купил за 5 лет до смерти. А сегодня у него наибольшая среди всех бардов фонотека записей. О нем издано огромное количество воспоминаний и книг, двухтомник собрания сочинений Высоцкого в России переиздавался уже 16 раз. Такова судьба...
Ю.Карякин о Высоцком пишет: «Все мы видели: словно кто-то запустил его живым метеором, выстрелил им, и он пронесся по нашему небу, прогудел и сгорел, не требуя никакой дани, не вымаливая никаких взяток, а страстно желая одного-единственного: не взять — отдать, одарить... Его песни очень часто ранят, и ранят больно, но ведь в них никогда нет злобы, злорадства по поводу наших бед, они всегда добры».
Высоцкий Владимир Семенович (1938 – 1980) - актер, поэт, исполнитель песен. Один из ведущих артистов Театра драмы и комедии на Таганке. Родился 25 января 1938 года в Москве.
Отец, Семён Владимирович (Вольфович) Высоцкий (1916—1997), — кадровый военный, полковник.
Мать, Нина Максимовна (урождённая Серёгина) (1912—2003), — по специальности переводчик с немецкого.
Раннее детство Владимир провёл в московской коммунальной квартире на 1-ой Мещанской улице. Во время Великой Отечественной войны два года жил с матерью в эвакуации в городе Бузулук на Урале. В 1943 году возвратился в Москву, на 1-ю Мещанскую улицу, 126.
В 1945 году пошёл в первый класс 273-й школы Ростокинского района.
В 1947—1949 годах с отцом и его второй женой, Евгенией Степановной Лихалатовой-Высоцкой проживал в г. Эберсвальде (Германия), где научился играть на фортепиано.
Затем вернулся в Москву, где жил в Большом Каретном переулке, 15. Этот переулок увековечен в его песне — «Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном!».
С 1953 года Высоцкий посещал драмкружок в Доме учителя, руководимый артистом МХАТа В. Богомоловым. В 1955 году закончил среднюю школу № 186, и по настоянию родственников поступил в Московский инженерно-строительный институт им. В.Куйбышева. После первого семестра уходит из института.
Решение об уходе было принято в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Вместе со школьным другом Высоцкого — Игорем Кохановским было решено провести новогоднюю ночь весьма своеобразным манером — за исполнением чертежей, без которых их не допустили бы к сессии. Где-то во втором часу ночи чертежи были готовы. Но тут Высоцкий встал, и взяв со стола банку с тушью (по другой версии — остатками крепко заваренного кофе), и стал поливать их остатками свой чертёж. «Все. Буду готовиться, есть ещё полгода, попробую вступить в театральный. А это — не моё…»
С 1956 по 1960 гг. Высоцкий — студент актёрского отделения Школы-студии МХАТ им. В. И. Немировича-Данченко. Он занимается у Б. И. Вершилова, затем — у П. В. Массальского и А. М. Комиссарова. На первом курсе познакомился со своей первой женой Изой Жуковой. 1959 год ознаменовался первой театральной работой (роль Порфирия Петровича в учебном спектакле «Преступление и наказание») и первой ролью в кино (фильм «Сверстницы», эпизодическая роль студента Пети). В 1960 году произошло первое упоминание о Высоцком в центральной печати, в статье Л. Сергеева «Девятнадцать из МХАТ» («Советская культура», 1960, 28 июня).
В 1960—1964 гг. Высоцкий работал (с перерывами) в Московском драматическом театре им. А. С. Пушкина. Сыграл роль Лешего в спектакле «Аленький цветочек» по сказке С. Аксакова, а также ещё около 10 ролей, в основном — эпизодических. Работа в театрах явно не складывается, он сочиняет свои первые, в основном блатные песни, такие как «Шалава», «Татуировка», «У тебя глаза как нож», «Красное, зеленое...».
В 1961 году на съёмках кинофильма «713-й просит посадку» познакомился с Людмилой Абрамовой, ставшей его второй женой. В том же году появились его первые песни. Песня «Татуировка», написанная в Ленинграде, считается его первой песней. В дальнейшем песенное творчество стало главным (наряду с актёрством) делом жизни. Проработал менее двух месяцев в Московском театре миниатюр и безуспешно попытался поступить в театр «Современник». В 1964 году Высоцкий создал свои первые песни к кинофильмам и поступил на работу в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где проработал до конца жизни. В этот период он сочиняет свои военные песни: «Штрафные батальоны», «Братские могилы», «Высота», «Падали звезды». B.C.Высоцкий вспоминает: «Почему мое юношеское увлечение стихами продолжилось и дальше? Думаю, из-за того, что мне страшно повезло, что я сразу попал в театр к Любимову. Потому что он моментально стал использовать песни мои, чтобы они звучали в спектаклях. Очень это поддерживал на вечерах, всегда приглашал меня к себе, где были какие-то... друзья его близкие— писатели, поэты, художники и так далее. И всегда хотел, чтобы я пел, пел, пел. Думаю, из-за этого я продолжал: мне было неудобно, что, вот, я все время пою одно и то же — а я стеснялся петь блатные песни в таких компаниях. И таких песен у меня к тому времени было больше, чем не блатных. И я из-за этого продолжал писать».
Как правило, Высоцкого причисляют к бардовской музыке, однако здесь нужно сделать оговорку. Тематика песен и манера исполнения Высоцкого заметно отличалась от большинства других бардов, кроме того, сам Владимир достаточно негативно относился к так называемым клубам самодеятельной песни. Ввиду этих обстоятельств, представители современного бардовского движения часто рассматривают Высоцкого как некую самостоятельную творческую единицу, которая мало вписывалась в жанровые рамки бардовской музыки. Творчество Высоцкого повлияло на многих представителей русского рока .
Cреди многочисленных бардов Владимир Высоцкий до сих пор остается немеркнущей звездой. Интерес к авторской песне у Высоцкого пробудился после знакомства с творчеством Булата Окуджавы, которого Владимир Семенович считал своим учителем. Позже он напишет "Песню о Правде и Лжи", посвященную Окуджаве.

Свои первые песни Высоцкий начал писать в начале 60-х годов. Это были песни в стиле "дворовой романтики" и не воспринимались всерьез ни Высоцким, ни теми, кто был их первыми слушателями.
В 1965 году Высоцкий играет уже в четырех спектаклях Театра на Таганке: «Герой нашего времени», «Антимиры», «10 дней, которые потрясли мир» и «Павшие и живые». В этом году он снялся в двух фильмах: «Наш дом» и «Стряпуха».
В 1966 году Высоцкий снялся в фильме «Вертикаль», а также в фильме Киры Муратовой «Короткие встречи». В театре был поставлен «Галилей».
В фильме С.Говорухина и Б.Дурова «Вертикаль» Высоцкий сыграл радиста-альпиниста. В одном из писем жене он писал: «Режиссеры молодые, из ВГИКа, неопытные режиссеры, но приятные ребята... Фильм про альпинистов, плохой сценарий, но можно написать много песен, сейчас стараюсь что-то вымучить, пока не получается, набираю пары...».
Вскоре он сочиняет целую серию песен: «Вершина», «Скалолазка», «Мерцал закат», «В суету городов», «Песня о друге»:
Если парень в горах — не ах,
Если сразу раскис — и вниз,
Шаг ступил на ледник — и сник,
Оступился — и в крик, —
Значит рядом с тобой — чужой
...
Если ж он не скулил, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но шел,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но держал
...
Значит, как на себя самого,
Положись на него.
С выходом «Вертикали» на экраны страны в 1967 году к Высоцкому приходит всесоюзная слава. В этом же году его отчасти признала и фирма грамзаписи «Мелодия», была выпущена первая гибкая пластинка с песнями Высоцкого из этого фильма.
В это время Любимов приступает к постановке «Гамлета» и заглавную роль дает Высоцкому. В ноябре состоялась премьера спектакля, шекспировский герой стал звездной ролью Высоцкого.
Песни Высоцкого принято делить на циклы: военный, горный, спортивный, китайский... Надо было прожить несколько жизней, чтобы прочувствовать все персонажи, обрисованные в песнях. Фронтовики, слушавшие его песни о войне, были уверены, что он лично пережил все то, о чем писал в песнях. Люди, слушавшие его песни "с криминальным уклоном", были уверены, что он сидел. Моряки, альпинисты, шоферы-дальнорейсовики - все считали его своим. В каждой песне была правда жизни.
Сам Высоцкий так говорил об авторской песне: "Я хочу сказать и заверить, что авторская песня требует очень большой работы. Эта песня все время живет с тобой, не дает тебе покоя ни днем, ни ночью." В июле 1967 года познакомился с французской актрисой Мариной Влади (Мариной Владимировной Поляковой), ставшей его третьей женой.
Записал около 10 радиоспектаклей (в том числе «Богатырь монгольских степей», «Каменный гость», «Незнакомка», «За Быстрянским лесом». В 1972 году Высоцкий колесит по стране с концертами, на всех концертах залы «битком». Он пишет серию песен: «Кони привередливые», «Мишка Шифман», «Гимн шахматной короне», «В заповеднике», «Канатоходец», «Мы вращаем Землю».
Высоцкий-певец стал известен в Америке, там вышли сразу два диска-гиганта с его песнями. Однако в СССР Высоцкий как певец официально практически не признавался. В начале 1974 года в КГБ обсуждался вопрос о его аресте. Гонения на Высоцкого совершенно не мешали росту его популярности в народе. Более того, чем больше создавалось запретов вокруг его имени, тем сильнее его любили.
В 1976 году Владимир Семенович дает около 50 концертов и пишет новые песни: «Был побег на рывок», «Надежда», «Мы говорим не «штормы», а «шторма», «Дорогая передача» и многие другие. Пишет для кинофильма «Вооружен и очень опасен» тексты к песням, которые спела Людмила Сенчина. За тот год он дал более пятидесяти концертов в различных уголках Советского Союза.
14 июля 1980 года во время выступления в НИИЭМ (Москва) Владимир Высоцкий исполнил одну из своих последних песен — «Грусть моя, тоска моя… Вариация на цыганские темы». 22 июня 1980 года состоялся один из последних концертов Высоцкого (в Калининграде), на котором ему стало плохо. 16 июля он провёл свой последний концерт в подмосковном Калининграде (ныне Королёв 5). 18 июля 1980 года Высоцкий последний раз появился в своей самой известной роли в Театре на Таганке, в роли Гамлета — одноимённой постановке по Шекспиру.
25 июля 1980 года, в 4:10 утра, Высоцкий скончался во сне в своей московской квартире. По версии Анатолия Федотова, причиной смерти явился инфаркт миокарда. Близкие Владимиру Семёновичу люди сделали всё возможное, чтобы вскрытие не производилось.
Владимир Семёнович был похоронен 28 июля 1980 года на Ваганьковском кладбище. На могиле Высоцкого 12 октября 1985 года был поставлен памятник, созданный скульптором А.Рукавишниковым и архитектором И.Воскресенским.
В 1981 году был опубликован первый крупный сборник произведений Высоцкого, «Нерв».
В 1986 году Высоцкому было посмертно присвоено звание заслуженного артиста РСФСР, а в 1987 за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен — присуждена Государственная премия СССР.
В 1989 году Совет Министров СССР поддержал предложение Советского фонда культуры, Министерства культуры СССР, Мосгорисполкома и общественности о создании музея Владимира Высоцкого в Москве.
В честь поэта назван астероид «Владвысоцкий» (2374 Vladvysotskij) .
Эльдар Рязанов снял в 1987 году документальный фильм «Четыре встречи с Владимиром Высоцким».
Всего Высоцкий написал около 600 стихотворений, более половины из которых стали песнями. В театре он сыграл более 20 ролей, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, 8 — в радиоспектаклях, 5 из которых были записаны на пластинки.
Дискография Высоцкого учету практически не поддается, она огромна. Диски и компакт-кассеты с песнями и записями его «живых» концертов выходили и продолжают выпускаться во многих странах мира.
В.Высоцкий играл в спектаклях:
1964 - Второй бог, муж, Янг Сун — «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта
1964 - Драгунский капитан, отец Бэлы — «Герой нашего времени» по М. Лермонтову,
1965 - Поэтическое представление «Антимиры» по А. Вознесенскому
1965 - Керенский, артист, анархист, солдат революции, часовой и другие — «Десять дней, которые потрясли мир» по Дж. Риду 1965 - Кульчицкий, Гитлер, Чаплин, Семен Гудзенко — Поэтическое представление по произведениям фронтовых поэтов «Павшие и живые»
1966 - Галилей — «Жизнь Галилея» Б. Брехта
1967 - Маяковский — Поэтическое представление «Послушайте!» по Вл. Маяковскому
1967 - Хлопуша — «Пугачев» по С. Есенину, режиссёры Ю. Любимов, В. Раевский.
1969 - Власов-отец — «Мать» по М. Горькому
1970 - Поэтическое представление «Берегите ваши лица!» по А. Вознесенскому,
1971 - Гамлет — «Гамлет» У. Шекспира
1975 - Солдат — «Пристегните ремни!» по Г. Бакланову
1976 -Лопахин — «Вишневый сад» А. Чехова
1978 - Концертное представление «В поисках жанра»
1979 - Свидригайлов — «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому,
Фильмы с участием В.Высоцкого:
1962 -«713- й просит посадку»
1965 -«Стряпуха»
1967 -«Короткие встречи»,
1967 – «Вертикаль»,
1968 -«Хозяин тайги»,
1968 -«Интервенция
1968 -«Служили два товарища»
1969 -«Опасные гастроли»
«Белый взрыв»
1973 -«Плохой хороший человек»
1975 – «Единственная»
1976 -«Сказ про то, как царь Петр арапа женил»
1979 -«Место встречи изменить нельзя»
1980 – «Маленькие трагедии»


Заключение
Выводы
До сих пор идут споры: кем же Высоцкий был больше - актером или поэтом. Одни утверждают, что песни и стихи Высоцкого весьма заурядны, и только блестящее исполнение самим автором делает их произведениями искусства. Другие говорят, что никакие роли Высоцкого на сцене и на экране не могут сравниться по степени оригинальности и таланта с его песнями.
Дискуссия эта правомерна и, возможно, не кончится никогда, пока будут слушать, смотреть и помнить Высоцкого. Одна сторона его творчества неразрывно связана с другой стороной. Его песни - чаще всего монологи, от лица самых разных персонажей: шпаны, обывателей, военных, сказочных героев... В последние годы творчества - от лица самого себя. Здесь смешаны актерские, лицедейские, а также глубоко личностные сущности Высоцкого. Ту же смесь мы найдем и в его лучших ролях: на сцене - Галилей и Гамлет, на экране - геолог в картине «Короткие встречи», белогвардейский офицер в фильме «Служили два товарища», радист в «Вертикали» и, конечно же, Глеб Жеглов в телесериале «Место встречи изменить нельзя».
И все же неслыханную, всенародную любовь Высоцкий заслужил, в большой степени, из-за социально-политической ситуации, в которой находилась страна в его время. Тупой и унылый «застой», казалось многим, обречен на вечное существование. Ощущение безнадежности, подавление любой инициативы, скука полунищенского прозябания ввергли мужское население страны в повальное пьянство, воровство и цинизм, негромкое злословие в адрес власти.
Все это было присуще, в той или иной мере, героям песен и актерских работ Высоцкого. Он вслух и открыто вещал о том, чем жила страна на самом деле. Он насмешничал и печалился о том же, о чем ехидничали и горевали миллионы людей. Он один отвечал за всех. Люди двоедушничали: делали одно, а делали вид о другом, думали одно, а говорили другое. Одна юная поклонница творчества Высоцкого недаром объяснила свою любовь к нему: «Он не врал». Сейчас мы живем в другой стране, но остались многие беды тех лет, добавились новые проблемы и несуразности. Жаль, что Высоцкого нынешней эпохи у нас нет.
Песни Владимира Высоцкого, в большинстве своем, остались в прошлом, историческим свидетельством. Зато успешно развиваются его манера и стиль исполнения, породившие недавно даже новый жанр: «русский шансон». Прекрасно смотрятся роли Высоцкого в кино. Некоторые его стихи, напечатанные в книгах, захватывают своей неподдельной высокой поэзией. Даже среди выдающихся личностей пантеона великой русской литературы, русского искусства Владимир Высоцкий не затерялся, не пропал. А это, конечно, означает, что его жизнь и творчество были не напрасны и, как говорил другой поэт, «любезны народу».
Практическая значимость проекта
1 Собранный материал можно использовать для публикации в периодической печати.
2 Данный материал можно использовать на уроках литературы, на классных часах.
3 Для подготовки к ГИА по русскому языку(часть С)
4 Выступление на НПК.
5 Публикации в сети Интернет в различных сообществах.

Список используемых ресурсов
Авторская песня. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Агентство «КРПА «Олимп», 2002. – 506 с. – (Школа классики. Книга для ученика и учителя).Аннинский Л.А. Барды. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.
–417 с.
Высоцкий В.С. Четыре четверти пути: Сборник / Сост. А.Е.Крылов. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 286 с.
Высоцкий В.С. Поэзия и проза.- М.: Кн.палата, 1989.- 448с.
Высоцкий на Таганке / Ласкина Н. Б. (редактор). — М.: Союзтеатр, 1988. — с. 95. Также смотри в разделе Ссылки «В. Высоцкий на сайте Театра на Таганке».
Истомин С., Денисенко Д. Самые знаменитые барды России. – М.: Вече, 2001. – 416 с. – (Самые знаменитые)
Русские поэты XX века: Учебное пособие / Сост. Л.П.Кременцов, В.В.Лосев. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 320 с.
Современная энциклопедия Аванта+. Музыка наших дней / Вед. ред. Д.М.Володихин. – М.: Аванта+, 2002. – 432 с.:ил.
Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч. 3. Музыка. Театр. Кино. / Гл. ред. В.А.Володин. – М.: Аванта+, 2001. – 624 с.: ил
Ресурсы сети Интернет
↑ http://www.peoples.ru/art/music/bard/vysotsky/history.html
↑ http://www.sch130.nsc.ru/40/conf/works/cheresiz.shtml
↑ http://www.relga.rsu.ru/n44/vne44.htm
↑ Каталог выступлений Владимира Высоцкого на сайте v-vysotsky.narod.ru
↑ http://smena.ru/news/2005/07/22/5618/
↑ http://www.svobodanews.ru/Transcript/2007/09/30/20070930012736330.html интервью Ю.П.Любимова на «Радио Свобода»
↑ http://www.zatusim.ru/lofiversion/index.php/t3365.html
↑ http://www.sem40.ru/rest/scandal/15218/
↑ http://www.v-vysotsky.narod.ru/FILMOGRAFIJA_VV/4r.html
↑ http://www.bards.ru/archives/part.php?id=15400
↑ http://vysotskiy.niv.ru/vysotskiy/stihi/182.htm
↑ http://otblesk.com/vysotsky/samodel.htm