29 января — День рождения поэта Владимира Высоцкого


Литературно-музыкальная композиция, посвященная 70-летию Владимира Высоцкого
Б.Окуджанова «О Володе Высоцком». О Володе Высоцком я песню придумать решил: Вот еще одному не вернуться домой из похода. Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил… Как умел, так и жил, а безгрешных не знает природа. Ненадолго разлука, всего лишь на миг, а потом отправляться и нам по следам по его по горячим Пусть кружит над Москвою охрипший его баритон, ну а вместе с ним посмеемся и вместе поплачем. О Володе Высоцком я песню придумать хотел, но дрожала рука и мотив со стихом не сходился… Белый аист московский на белое небо взлетел, черный аист московский на черную землю спустился. Первый ведущий.. Ему было 42. очень мало отпустила ему судьба жизни.
Второй ведущий. Дожить не успел, допеть не успел, не успел сказать что-то очень важное...Жизнь, прерванная на взлете...
Третий ведущий. Наш вечер - дань памяти. Памяти о человеке, который воплотил в своем творчестве боль и совесть прошлого и настоящего времени.
Четвертый ведущий. Памяти поэта Владимира Высоцкого посвящается...
Песня «баллада о борьбе» с презентацией
После некоторых людей остается только черточка между двумя датами. После него остались песни, стихи, спектакли, его жизнь, память…
Он не выел ни званьем, ни ростом. Ни за славу, ни за плату- на свой необычный манер он по жизни шагал над помостом по канату, по канату натянутому, как нерв
Песня «натянутый канат»
Холодным зимним днем 25 января 1938 года в Москве родился Владимир Высоцкий. Из роддома на 3-й мещанской улице мать Нина Максимовна и дядя Алексей Владимирович принесли будущего поэта, артиста, певца домой на Первую Мещанскую, 126 это было старое трехэтажное здание, стоявшее чуть наискось от Рижского вокзала, где до революции размещались шумные номера гостиницы «Наталис», превратившиеся после Октября в большие коммунальные квартиры в одной из таких коммуналок долгие годы жил Владимир Высоцкий. О доме и обстановке тех лет Высоцкий позднее написал в «Балладе о детстве»
…Первый раз получил я свободу
По указу от 38!
Знать бы мне, кто так долго мурыжил,
Отыгрался бы на подлеце!
Но родился, и жил я, и выжил-
Дом на первой мещанской в конце…
Там за стеной за стеночкой,
За перегородочкой,
Соседушка с соседочкоюБаловались водочкой
Все жили вровень скромно так
Система коридорная
На 38 комнаток
Всего одна уборная.
Здесь зуб на зуб не попадал,
Не грела телогреечка:
Здесь ч доподлинно узнал
Почем она, копеечка…
Из воспоминаний отца Владимира Высоцкого Семена Владимировича: «Рос Володя мальчиком добрым, честным, учился легко, хотя неровно, много проказничал. Мог раздарить игрушки, взорвать найденную в лесу гранату. Страшно любил живой мир, собак, хотя у нас, их дома не было. Сам научился плавать. Хорошо понимал по – немецки, позднее говорил по – французки. Но любимое его занятие – чтение. Книг в нашем доме всегда было много, я их собирал всю жизнь. Чем он выделялся среди сверстников, так это феноменально, я бы сказал, «железной» памятью. Однажды за час выучил поэму Пушкина. Писать стихи начал с девятого класса, но мне их не читал, стеснялся…»
Окончилась Великая Отечественная война. Совместная жизнь родителей Владимира Высоцкого не сложилась. Когда отец вернулся из Германии, у него была вторая жена – Евгения Степановна Высоцкая. Они поселились у нее в Большом каретном переулке, д.15, к.4
Его Володя не забывал нигде и никогда. Пел о нем. Куда бы судьба не заносила, даже в самые далекие и красивые страны, рвался в Москву. песня «Большой Каретный».
По окончанию школы, под давлением родителей, которые считали, что техническое образование есть специальностью, а все остальное забава, Высоцкий поступил на механический факультет Московского инженерно – строительного института. В коллектив студентов влился сразу, всегда был в центре внимания, на все имел свое мнение, но удовлетворения от учебы не получал – душа рвалась на подмостки театра. И, в конце концов, в конце первого семестра он все-таки бросил институ.
Из воспоминаний отца Высоцкого. «По нашему настоянию подал заявление в Московский инженерно – строительный институт. Я полагал, что у сына должна быть специальность инженера. Сдал все вступительные экзамены на пятерки и четверки. Также хорошо сдал экзамены за первый семестр. И неожиданно для мне бросил этот институт, к моему великому сожалению…
Гитара появилась у него позднее, уже когда учился в МХАТе. Учился играть по самоучителю. Признавался мне, что не хватает ему музыкального образования. Очень любил живопись, собрал много альбомов с репродукциями, нравилось читать книги по истории, по истории искусства. Что меня в нем поражало, так это умение трудиться. Володя, бывало, спал по четыре чеса в сутки. Сочинял ночью, не только стихи, песни, но и писал сценарии, повести».
Наследующий год, преодолев сложнейшие экзамены, поступил в школу – студию МХАТ на курс П.А. Масальского и А.М. Комисарова. Здесь начала раскрываться его дарование. Он писал различные комедийные вещи, однако, всегда с серьезной подоплекой, стихотворные тексты многочасовых капустников, в составе агитбригады ездил по селам, придумывал и исполнял частушки на местные темы.
Его талант актера раскрылся в Театре драмы и комедии на Таганке под руководством Юрия Любимого, который по выражению самого Высоцкого, стал для него "своим театром".,Здесь он работал с 1964 года и до конца жизни.
Владимир Высоцкий приходит в Театр на Таганке "Ко мне в театр пришел наниматься молодой человек. Когда я спросил его, что он хочет прочитать, он ответил: "Я несколько своих песен написал, послушаете?" Я согласился послушать одну песню, то есть, фактически, наша встреча должна была продлиться не более пяти минут. Но я слушал, не отрываясь, полтора часа", - вспоминает Юрий Любимов. Так начался творческий путь Высоцкого в Театре на Таганке. Гамлет, Галилей, Пугачев, Свидригайлов - целая палитра образов, созданных вместе с Юрием Любимовым. Любимов поставит и последний спектакль с Высоцким - прощание Владимира Семеновича со зрителями...
Высоцкий, хотя и ссорился с режиссером, но постоянно получал главные роли. Их отношения походили на отношения отца и блудного сына. Сколько раз Любимову приходилось отменять спектакли только из-за того, что просто-напросто исчезал Высоцкий! Через некоторое время следовало объяснение, режиссер грозился уволить актера или передать его роли другим. Но вечером Высоцкий выходил на сценуи .. ни о каком увольнении речи уже не было: отработав спектакль, он заставлял публику приходившую, кстати, только «на него», аплодировать стоя.
Воспоминания Марины ВладиНа сцене неистово кричит, бьется полураздетый человек. От пояса до плеч он обмотан цепями. Ощущение страшное. Сцена наклонена под углом к полу, и цепи, которые держат четыре человека, не только сковывают пленника, но и не дают ему упасть»на сцене Высоцкий выкладывался полностью: в таких больших спектаклях, как, например, «Жизнь Галилея» он терял 2-3 килограмма веса за вечер. Однако психика страдала сильнее: главные роли требовали высочайшего актерского профессионализма, постоянное новаторство, особый дар взаимодействовать с залом, когда каждый зритель ощущает всю гамму чувств, -все это изнашивает сильнее любых физических перегрузок.
Стих «Мой Гамлет»
Параллельно с работой в театре были киноработы. Самая известная и самая любимая роль - Жеглов в телесериале "Место встречи изменить нельзя". Тем не менее, этой роли могло и не быть... Майским вечером 78-го года, на даче в Одессе Высоцкий, Влади и Говорухин собрались, чтобы обсудить сценарий будущего фильма. И вдруг Марина Влади со слезами на глазах берет Говорухина за руку и уводит из комнаты. "Отпусти Володю, снимай другого артиста!". Ей вторил Высоцкий: "Пойми, мне так мало осталось! Я не могу год жизни тратить на эту роль." "Как много потеряли бы зрители, если бы я сдался в тот вечер", - вспоминает Говорухин.И действительно, персонаж получился очень реалистичным. Многие телезрители были убеждены, что Глеб Жеглов - не выдуманный персонаж. После показа фильма еще долго шли письма по адресу: "МВД, капитану Жеглову".
«Лучшая его роль Гамлет. Жеглова он «сыграл», а Гамлета – прожил. Гамлет – это и есть сам Высоцкий» из воспоминаний Станислава Говорухина
А потом пришла Любовь. французская актриса Марина Влади вошла в его жизнь в 1967 году. Высоцкий влюбился в нее после просмотра кинофильма "Колдунья". Он смотрел фильм по нескольку раз в день, мечтал о встрече многие годы.
Она увидела Владимира Высоцкого в спектакле «Пугачев» в роли Хлопуши. Как и весь зал, она потрясена силой, отчаянием, необыкновенным голосом актера. Аплодировали стоя.
Первое знакомство произошло в ресторане ВТО - Высоцкий пришел туда после спектакля. "Краешком глаза я замечаю, что к нам направляется невысокий, плохо одетый молодой человек. Я мельком смотрю на него, и только светло-серые глаза на миг привлекают мое внимание. Но возгласы в зале заставляют меня прервать рассказ, и я поворачиваюсь к нему. Он подходит, молча берет мою руку и долго не выпускает, потом целует ее, садится напротив и уже больше не сводит с меня глаз. Его молчание не стесняет меня, мы смотрим друг на друга, как будто всегда были знакомы. Я знаю, что это - ты", - так описывает свое первое знакомство с Высоцким Марина Влади.
Им обоим по тридцать, она разведена, он разводиться , большой опыт жизни, пятеро сыновей на двоих (у нее трое, у него – двое), впереди – целая жизнь. Через несколько лет они поженились. Марина Влади была с ним рядом двенадцать лет. "Я жив, двенадцать лет тобой храним..." - успеет написать он на обратной стороне телеграфного бланка. И все эти годы Марина Влади пыталась замедлить бешеный ритм жизни Высоцкого.На вопрос корреспондента: «Как вам удалось за 12 лет не растерять чувства влюбленности?» она ответила: «Представьте, удалось. Наверное, в какой – то мере это объясняется тем, что мы не жили постоянно вместе. Разлуки помогают сохранить свежесть чувств и забыть мелочь житейских неурядиц. Хотя, с другой стороны, расставаясь даже на короткий срок, мы практически ни дня ни обходились без телефонного разговора и вроде бы соскучится не успели. Он был больше, чем муж. Он был хорошем товарищем, с которым я могла делиться всем, что было на душе…»Песня «07»
Во второй половине 50 – х годов Б. Окуджава запел свои стихи под гитару. Запел не как артист на эстраде, а как – то по – домашнему, доверительно просто. Стихи были философские, чеканно – отточены: про барабанщика и грустно – лирические! «Музыкант играл вальс». Эти стихи, бесспорно, обратили бы на себя внимание любителя поэзии, прочитавшего их. Ну а песни стала слушать все страна. Одним из первых осознал значение творчества Окуджавы Владимир Высоцкий. Осознал и сразу же похвалил его бархатный, немного печальный голос своим мощным, хриплым «рыком» с поющими согласными звуками. Сам Высоцкий вспоминал: «Я вдруг приятный голос, удивительные по тем временам мелодии и стихи, которые я уже знал, - это был Булат, и я вдруг понял, что впечатления от стихов можно усилить музыкальным инструментом и мелодией… Я считаю его своим крестным отцом». песня «Охота на волков»
Песни свои он писал в основном ночью. Приходил домой после спектакля, и садился за работу. Песни Высоцкого принято делить на циклы: военный, горный, спортивный, китайский... Надо было прожить несколько жизней, чтобы прочувствовать все персонажи, обрисованные в песнях. Фронтовики, слушавшие его песни о войне, были уверены, что он лично пережил все то, о чем писал в песнях. Люди, слушавшие его песни "с криминальным уклоном", были уверены, что он сидел. Моряки, альпинисты, шоферы-дальнорейсовики - все считали его своим. В каждой песне была правда жизни.песня из фильма «Вертикаль»: «Вершина» и «Если друг»
Сам Высоцкий так говорил об авторской песне: "Я хочу сказать и заверить, что авторская песня требует очень большой работы. Эта песня все время живет с тобой, не дает тебе покоя ни днем, ни ночью."песня «Здесь лапы у елей»
Военные песни блистательной россыпью вкраплены поэтическое наследие Высоцкого. Каждая из них, воспевая боевой подвиг, сама является подвигом творческим, потому и западает в сердце молодежи, и теребит души фронтовиков.
Стихотворение «Братские могилы»
В беседе с корреспондентом поэт как – то заявил: «Мое поколения мучает чувства вины за то, что «опоздали родиться», и мы своим творчеством, как бы довоевываем». И он действительно каждой песней попадал в сердце миллионов слушателей, и сердца воспламенялись. песня «Он вчера не вернулся из боя», «песня о воздушном бое»
Высоцкий наполнял свои песни настолько достоверными деталями и подробностями, что старые солдаты были убеждены: написать такое мог только человек, прошедший дорогами войны. А он настоящей войне знал лишь понаслышке, но за то был человеком новой эры, с новым взглядом на нашу общую Родину – Землю, которая сейчас уже не кажется такой большой и несокрушимой. Он может представить, как «Землю вращают, куда захотят нашу сменные роты на марше», может ободрить: «Кто сказал, что Земля умерла? Нет, она затаилась на время», может, наконец, забить в набат, предупреждая о недопустимости повторение Войны. песня «Мы вращаем Землю» Ну что мне вам объяснять... Поэт - это такая фигура, которая берет все на себя. Острее, чем нормальный человек, чувствует непорядок, дисгармонию в обществе. Острее чувствует даже малозаметную аномалию. Это устройство глаза, устройство сердца, устройство мышления. И, естественно, острее чувствуя, больше болеет, больше страдает. Все помнят, как он пел, - все видели, все слышали. Достаточно просто включить магнитофонную пленку, чтобы понять. Анатолий Васильевич Эфрос сказал очень точно: "Владимир пел, у него шея раздувалась, как у кобры, и было страшно за эти тросы, которые надувались, за эти жилы, которые надувались на Володиной шее, потому что казалось: вот-вот лопнет аорта, вот он перестанет жить". И так он пел все песни.
Мне судьба - до последней черты, до креста, Спорить до хрипоты. А за ней - немота. Убеждать и доказывать с пеной у рта, Что не то это вовсе, не тот и не та! Пусть не враз, пусть сперва не поймут ни черта, - Повторю, даже в образе злого шута, Но не стоит предмет! Да и тема не та! Суета всех сует - все равно суета. Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу. Может, кто-то когда-то поставит свечу Мне за голый мой нерв, на котором кричу, За веселый манер, на котором шучу. Даже если сулят золотую парчу Или порчу грозят напустить - не хочу! На ослабленном нерве я не зазвучу, Лучше свой подтяну, подновлю, подвинчу! Лучше пусть загуляю, запью, заторчу, Все, что за ночь кропаю, - в чаду растопчу! Лучше голову песне своей откручу, Чем сквозить и вихлять, словно пыль по лучу. Если ж все-таки чашу испить не судьба, Если музыка с песней не слишком груба, Если ж вдруг докажу, даже с пеной у рта, - Я уйду и скажу, что не все суета.
25 июля 1980года Владимир Высоцкий умер. В Москве шла Олимпиада, был прекрасный пятничный день, на стадионах во всю раздавали медали, и казалось, всем было не до того. Официального сообщения о смерти не было. Только над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: "Умер актер Владимир Высоцкий." Ни один человек не сдал обратно билет - каждый хранит его у себя как реликвию...песня «Кони привередливые»за несколько дней до смерти он попросил у мамы детскую фотографию. Ему на ней лет 8-9. В военном кителе и галифе, перешитых из отцовских, в сапогах…
-зачем тебе, сыночка?
-так, повешу на стену и буду смотреть.
Из воспоминаний Станислава Говорухина
28 мы его привезли в театр в 4 утра. Уже выстроились очереди для прощания. Счастье, что народу в Москве было мало – разгар лета. Время отпусков. Такого Москва не видела никогда. Казалось она вся собралась здесь, на Таганке, на прилегающих к ней улицах, крышах домов, стоящих по периметру площади.
У меня не стене висит фотография. Люди из очереди к гробу. Молодые, красивые, одухотворенные лица. В руках букеты гладиолусов.
Не могло быть речи о том, что скромное старое здание театра, шло прощание, пропустит сквозь себя малую толику скорбящих. Но люди стояли. К началу второго стало безоговорочно ясно, что проблеска и надежд нет. И тогда люди стали просить впереди стоящих передать туда, в театр цветы. Их передавали над головами. Река цветов текла над тысячами голов…
На земле, на асфальте, лежат магнитофоны. Из разных мест слышались обрывки его песен. Многие из тех, кто склонился над магнитофонами, откуда доносились совсем не грустные слова его песен, плакали. Сколько радости доставил он нам, живя среди нас, и какую боль нанес, уйдя из жизни!
- «Черный лебедь». Андрей Дементьев. Еще одной звезды не стало, И свет погас. Возьму упавшую гитару, Спою для вас. Слова грустны, Мотив невесел, В одну струну, Но жизнь, Расставшуюся с песней, Я помяну. И снова слышен хриплый голос. Он в нас поет. Немало судеб укололось О голос тот. А над душой, что в синем небе, Не властна смерть. Ах, черный лебедь, хриплый лебедь, Мне так не спеть. Восходят ленты к нам и снимки Грустит мотив. На черном озере пластинки Вновь лебедь жив. Лебедь жив… Звучит песня. песня «Яне люблю»