Использование концептуального анализа слова в процессе формирования культуроведческой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы

Использование концептуального анализа слова
в процессе формирования культуроведческой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы
Гвоздева И.Н.,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Гимназия №29»,
г. о. Саранск, Республики Мордовия
Перед школой третьего тысячелетия стоит действительно глобальная задача – создание  целостного человека, и его «выращивание» предполагает сопряжение образования и воспитания, то есть формирования его ценностного сознания.
В современных условиях огромная социальная ответственность ложится на образование, основная миссия которого определяется как обретение личностью культурной и цивилизационной идентичности, как духовно-нравственное развитие личности в контексте становления ее гражданственности.
Решение проблемы формирования лингвокультурного сознания школьника в XXI веке находится в зоне интересов методической лингвоконцептологии. 
Лингвоконцептоцентрический подход к речевому развитию школьников – это подход, сутью которого является координация всех уровней владения языком, прямо, целенаправленно и системно оказывать влияние на формирование индивидуально-ценностной картины мира растущей личности и на отражение ее ценностных предпочтений в речи.
Для этого можно используется такую работу, как учебный концептуальный анализ слова – это анализ, направленный на поэтапное формирование системного знания о понятии, существующем в сознании ученика как носителя русской культуры и выраженном в определенных языковых стереотипах, формирующих наивно-языковую картину мира. В общих чертах методическую модель учебного концептуального анализа можно представить следующим образом:
а) создание словарного портрета слова (слово на уровне Словаря – лингвистического и энциклопедического);
б) создание контекстуально-метафорического портрета слова (слово на уровне словосочетания и микротекста);
в) создание словесного портрета концепта (слово на уровне текста и в диалоге культур).
Проанализируем, какие элементы учебного концептуального анализа
представлены на уроке «Метафорический портрет РАДОСТИ и ЗАВИСТИ» учителя Е.С. Бондаренко (представлен на сайте http://www.slideboom.com). В данном уроке представлены следующие элементы учебного концептуального анализа:
а) создание словарного портрета слова РАДУГА (слово на уровне Словаря: П.Я. Черных. Историко-этимологический словарь современного русского словаря. Т. 1-2. – М.: 1993. – Т. 2, стр. 95; В.И. Даль: «не ручаюсь за сродство радуги с радостью, но как это было радостное явление Ною, то связь вероятна»; «Всякое внутреннее чувство оказывается в сердце» – читаем в Словаре В.И. Даля);
б) создание контекстуально-метафорического портрета слов РАДОСТЬ И ЗАВИСТЬ (слово на уровне словосочетания и микротекста):
1. Подберите к словам, обозначающим чувства радость и зависть, эпитеты. По цвету – светлая радость
черная зависть.
По звуку – звонкая, тихая радость.
По вкусу – сладкая радость
ядовитая зависть.
2. Подберите сравнения к переживаемому чувству с союзами словно, точно, как.
Светлая, словно …, радость
Черная, точно …, зависть
3. Некоторые отрицательные чувства (а к ним относится и зависть) в языке представляются как враждебная сила, извне завоевывающая человека. Постройте развернутое сравнение, включив в него один из глаголов.
Например: Зависть отравила душу, точно ядовитая стрела.
4. Составьте «световые» метафоры радости, используя предложенные глаголы: светиться, потемнеть, сиять, озариться; позеленеть, почернеть, покраснеть. Анализ фразеологических выражений (быть на седьмом небе, быть на верху блаженства).
в) создание словесного портрета концепта (слово на уровне текста и в диалоге культур): обращение к тексту М.Пришвина, стихотворению Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка», басне И.А. Крылова «Прохожие и собака», создание собственного текста-портрета чувства.
Один из важных элементов методической модели учебного концептуального анализа – метафорический портрет слова.
Выделяются как учебные следующие модели создания метафорического портрета:
1. Конструирование и использование в речи метафорических сочетаний разного строения (атрибутивных, предметных, глагольных).
2. Конструирование и использование в речи метафор, обозначающих определённый физический симптом чувства.
3. Конструирование метафор по принципу поля.
4. Использование коннотаций, основанных на сравнении с животным при конструировании метафор отрицательных эмоций.
На данном уроке учителем использованы следующие учебные модели создания метафорического портрета:
а)     Конструирование и использование в речи метафор, обозначающих определённый физический симптом чувства.
 1) акустические образы слов РАДОСТЬ И ЗАВИСТЬ;
2) вкусовые образы слов РАДОСТЬ И ЗАВИСТЬ;
3) по цветовые образы слов РАДОСТЬ И ЗАВИСТЬ;
4) зрительные образы как самые многочисленные легко подвергаются дальнейшему тематическому делению:
а) «световые» метафоры РАДОСТИ;
б)«водяные» метафоры РАДОСТИ;
в) «огненные» метафоры РАДОСТИ.
б) Использование коннотаций, основанных на сравнении с животным при конструировании метафор отрицательных эмоций.
Некоторые отрицательные чувства (а к ним относится и зависть) в языке представляются как враждебная сила, извне завоевывающая человека. Постройте развернутое сравнение, включив в него один из глаголов. Например: Зависть отравила душу, точно ядовитая стрела.
Где еще можно использовать учебную модель создания метафорического портрета? Например, при изучении комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» в 9 классе можно подготовить материалы для создания метафорического портрета УМА
Подберите к слову УМ эпитеты по цвету – светлый ум, ясный ум, серый ум, темный ум, яркий ум.
2. Подберите к слову УМ осязательные образы: теплый, острый, холодный.
3. Составьте «огненные» метафоры УМА: горячий, пылкий, пламенный.
4. Продолжите «водяные» языковых метафоры УМА.
Испарился, плещет, капля, выплеснуть, захлебнуться…
Давайте обратимся к фразеологическим выражениям со словом УМ. Что они значат? (Браться за ум, без ума от чего - либо, в своем уме, задним умом крепок, себе на уме, не выходит из ума, повредиться в уме, сойти с ума, раскидывать умом, ума не приложу, ум за разум заходит.)
При изучении повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в 8 классе можно использовать учебную модель создания метафорического портрета БЕСЧЕСТИЯ.
Некоторые отрицательные чувства (а к ним относится и бесчестие) в языке представляются как враждебная сила, извне завоевывающая человека. Постройте развернутое сравнение, включив в него один из глаголов.
Например: Бесчестие отравило душу, точно ядовитая стрела.
Бесчестие мучит и душит.
Таким образом, метафоризация как универсальный мозговой механизм обеспечивает креативную речемыслительную деятельность учащихся, они постепенно выходят в описании абстрактных понятий за пределы картины усреднённого носителя языка и приближаются к художественной (ученической) картине мира.