Практико-ориентированный подход при обучении физике


Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Саратовской области
«Саратовский политехнический колледж»
Круглый стол
«Практико-ориентированный подход при обучении физике»
Выполнила преподаватель физики
Антропова Валентина Викторовна
Саратов
2015
В современных условиях особенно актуален вопрос организации учебного процесса. Он должен быть построен таким образом, чтобы его образовательный результат проявлялся в развитии собственной внутренней мотивации обучения, мышления, воображения, творческих способностей, устойчивого познавательного интереса студентов, в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и умений. Такой набор позволит обучающимся адаптироваться к жизни, относиться к ней активно, творчески.
Однако новые направления в технологии образовательного процесса порой медленно реализуются на практике. Проблема заключается в том, что тот учебный материал, который используется в процессе обучения, недостаточно связан с практикой и жизненным опытом обучающихся, на учебных занятиях редко обсуждаются и анализируются ситуации из повседневной жизни. Для прочного усвоения знаний по тому или иному предмету требуется сформировать позитивное отношение, интерес учащихся к изучаемому материалу. Интересный, знакомый и личностно значимый материал обычно воспринимается ими как менее трудный. Поэтому перед преподавателем встает задача организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным, творческим процессом, в котором учебная деятельность учащихся становится успешной, а знания востребованными.
Один из возможных вариантов решения этой задачи заключается в разработке практико-ориентированного подхода к обучению учащихся.
Принципами организации практико-ориентированного обучения являются: 1) мотивационное обеспечение учебного процесса; 2) связь обучения с практикой; 3) сознательность и активность студентов в обучении, 4) деятельностный подход. Целью практико-ориентированного подхода при обучении физике является
формирование, у обучаемого адекватной современному уровню знаний картины мира;
формирование человека - гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
системе практико-ориентированного обучения формируется практический опыт: сопоставления, оценки явлений, процессов, выявления причинно-следственных связей, постановки задач, потребности в дальнейшем пополнении предметных знаний.
Реализация практико-ориентированного обучения предполагает рассмотрение практики как источника познания, как средства познания. Поэтому организация учебного процесса в рамках практико-ориентированного подхода требует создания такого уровня актуализации знаний, при котором осознается их социально-личностная необходимость в совокупности с наличием познавательных потребностей. Технология практико-ориентированного обучения позволяет повысить эффективность и качество обучения, способствует развитию творческой деятельности учащихся, позволяет успешно решать воспитательные задачи. Возможные направления реализации практико-ориентированного подхода на уроках физики – это: а) обновленный дидактический материал, работая с которым студенты приобретают навыки самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, решению проблемных ситуаций, умению анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. Например, задания типа «Установите соответствия» или «Установите правильную последовательность». В результате на различных этапах урока, обучающиеся являются не пассивными слушателями, воспроизводящими действия преподавателя, а активными участниками процесса познания. б) Примеры качественных задач, решаемых на уроках: 1) Свариваемые поверхности из металла, обладающие малой вязкостью (сталь и др.) предварительно нагревают до пластического состояния и производят сжатие (осадку). Чем объясняется прочность получаемого таким образом соединения? 2) Почему термос, т.е. сосуд с двойными стенками, обеспечивает сохранение температуры помещенных в него продуктов без подогрева? 3) Почему запрещается наливать (сливать) бензин в цистерны, не имеющие заземления? Качественные задачи способствуют развитию логического мышления ребят, особенно если они связаны с получаемой профессией. Еще я использую задачи с недостающими данными, даю задания на оптимальный поиск информации.
Кроме решения задач, использую следующие виды деятельности: в) подготовка рефератов, олимпиады, составление и решение кроссвордов, лучшую презентацию по указанной проблеме. Здесь хочу вернуться к специальной компетенции, которую я формирую, помимо вышеуказанных приемов, путем проведения интегрированных уроков: «Законы постоянного тока» - для техников - электриков; «Деформации, их учет и использование» - для автомехаников, где ребята на опыте определяли модуль Юнга, решали задачи, выполняли тесты, проводили демонстрационные эксперименты; «Деформации, их учет и использование» - для сварщиков. По физике мы изучаем механические деформации, на практике сварщики встречаются с тепловыми деформациями; ребята сами подготовили сообщения о природе тепловых деформаций и их классификации в своей профессии, о способах уменьшения таких деформаций на практике. На слайде в подготовленной презентации образцы сварочных швов, выполненные неправильно; ребята должны были указать виды деформаций и назвать технологические ошибки, которые к ним привели.
г) Организация проектной и исследовательской деятельности также является важным средством реализации практико-ориентированного подхода при обучении физике. Задания исследовательского характера вызывают усиленный интерес у учащихся, что приводит к глубокому и прочному усвоению материала, развитию творческих способностей ребят. В 2014году работа «Электромагнитное поле и его влияние на здоровье человека» Коноплева Александра и Володина Алексея заняла 1 место в региональной научно-практической конференции для обучающихся в образовательных учреждениях Приволжского федерального округа. В 2015 году работа Пономарева Н. и Володина с Коноплевым «Изучение влияния звуков и музыки на организм человека» заняла 2 место в региональной научно-практической конференции для обучающихся образовательных учреждений Приволжского федерального округа. Таким образом, можно сделать вывод, что данный вид работы с обучающимися формирует у них умения по самостоятельному добыванию, осмыслению и анализу знаний. Включение студентов в проектную деятельность позволяет преподавателю одновременно решать множество образовательных задач, связанных с формированием предметных и метапредметных умений, ценностно-смысловых и других компетентностей обучающихся. Не случайно, организация преподавателем проектной деятельности учащихся является одним из критериев его собственного профессионализма. Реализация принципов практико-ориентированного подхода в обучении физике позволит сделать физику не сухой, а инструментом, с помощью которого студент может объяснить многое, что происходит вокруг него в природе и жизни и чувствовать себя частью этого единого, что мы называем “мир вокруг нас”.