Описание опыта работы Практико-ориентированный подход


Практико-ориентированный урок физкультуры
Крестьянов А.С.,
учитель физической культуры
МКОУ «Салемальская школа-интернат
имени Володи Солдатова»

«Что пользы в том, что ты многое знал,
раз ты не умел применить свои знания к своим нуждам»
Франческо Петрарки
Я работаю в школе 8 лет. За это время было много изменений и в методике преподавания, и в школьной программе. Изменилась и форма аттестации обучающихся, и требования к развитию выпускников.
Сегодня уже не достаточно дать багаж знаний школьникам, большое значение придается задаче - научить школьников учиться. А что еще важнее: применять полученные в школе знания в повседневности. Поэтому важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на развитие практических навыков, на способность применять их в жизни.
Исходя из выше сказанного, считаю, что «Практико-ориентированный подход в изучении дисциплины - физическая культура» очень актуален.
В своей педагогической работе я стремлюсь к реализации следующих целей:
обеспечить развитие личности ученика: наблюдательности, умения воспринимать и перерабатывать информацию, делать выводы образного и аналитического мышления;
выработать умение применять полученные знания для анализа наблюдаемых процессов;
раскрыть роль физкультуры в современной цивилизации;
помочь выпускникам школы в определении профиля их дальнейшей деятельности.
Практико-ориентированный подход в обучении направлен на приобретение не только знаний, умений и навыков, но и опыта практической деятельности. А как же еще можно изучать физкультуру?! Обучение не может быть практико-ориентированным без приобретения опыта деятельности.
Активная практическая деятельность обучающихся проявляется не только на уроках, но и в участии в олимпиадах, конкурсах, акциях, "Президентских играх", при сдаче норм ГТО. Процесс совместной деятельности обучающихся развивает инициативу и творчество, социальную, коммуникативную и предметную компетентность выпускников.
Таким образом, практико-ориентированное обучение складывается из урочной и внеурочной деятельности при изучении дисциплины - физическая культура (таблица 1).
Таблица 1.
УРОЧНАЯ деятельность ВНЕУРОЧНАЯ деятельность
Практические работы на уроках. Участие в "Президентских играх"
Различные методы обучения. Участие в спортивных акциях "Я выбираю спорт".
Сдача норм ГТО.
Различные спортивные секции.
На уроках для реализации практико-ориентированного подхода использую различные методы, в том числе проблемное обучение, проектное обучение. Практические работы, самонаблюдение, эксперименты помогают преподать материал в активной форме, сформировать у обучающихся навыки самостоятельной работы, анализа, умения сравнивать, делать выводы. Практические работы "Составление своего индивидуального комплекса упражнений" особенно нравятся обучающимся.
Использование ИКТ расширяет пространство урока. Можно увидеть то, что невозможно увидеть в наших условиях: познакомиться с влиянием того или иного упражнения на группы мышц, заглянуть внутрь "себя", с помощью компьютерной модели понять, как идут процессы в организме, и даже провести виртуальный эксперимент.
Внеурочная деятельность: участие в различных спортивных состязаниях, спартакиадах, акциях способствует профориентации обучающихся. Я являюсь руководителем секции «Тренажер». Работа над формированием своего тела ребятам очень нравится, трудности вызывает систематические занятия и не все выдерживают, те, кто выдерживают довольны своим результатом.
Результатом работы считаю хорошее качества знаний: призовые места на муниципальном уровне Всероссийской олимпиады по физической культуре: 1 победитель, 3 призёра, высокие результаты в "Президентских играх", при сдаче норм ГТО.
Практико-ориентированный подход я реализую в работе и в качестве классного руководителя. Темы классных часов, бесед отбираю такие, которые живо интересуют моих учеников: «Новое поколение выбирает…», «Использование компьютера: плюсы и минусы», «Честность и порядочность: нужны ли в наше время?», "Модно быть здоровым?!" и др. На примерах из жизни, личного опыта, совместной деятельности пытаюсь сформировать понятия о доброте, взаимовыручке, терпимости, уважении. Часто организовываю совместные мероприятия с родителями: классные часы, спортивные и творческие соревнования. Тесно сотрудничаю со школьным психологом, соцпедагогом, школьной медсестрой.
Своим опытом работы я делюсь с коллегами, показывая открытые уроки, проводя мастер-классы, делая доклады. Активно участвую в методической работе.
Учитывая результаты своей работы, могу сказать, что использование методов практико-ориентированного подхода в обучении физической культуры приводит к лучшему усвоению материала, применению знаний в реальной жизни. Все это позволит сделать физкультуру интереснее, доступнее для понимания.