Доклад Организация обучения первоклассников в адаптационный период












«Организация обучения первоклассников в адаптационный период»




Калюжнова Любовь Анатольевна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Августовка
муниципального района Большечерниговский
Самарской области


2016
Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребёнка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание.
Адаптация – естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. В связи с введением новых стандартов проблема адаптации детей к школьной жизни стала наиболее актуальной, т.к. стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Поэтому в школе мы стараемся создать психолого-педагогические условия, которые обеспечивают благоприятное течение приспособления первоклассников к обучению.
Для организации благоприятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школьному образованию свою деятельность я направляю на создание следующих психолого-педагогических условий:
- организация режима школьной жизни первоклассников;
- организация оздоровительно-профилактической работы;
- организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период;
- организация внеурочной деятельности первоклассников;
- изучение социально-психологической адаптации детей к школе.
Для лучшей адаптации детей в 1-ом классе введён ступенчатый режим занятий с постепенным увеличением нагрузки. Форма проведения уроков чаще игровая. Физкультурные минутки проводятся два раза: через 10-15 и 20-25 минут от начала урока. Для первоклассников установлены дополнительные каникулы в феврале (7 дней). Продолжительность учебного года в 1 классе 33 недели.
Домашние задания в первом классе не задаются. Контроль и оценка результатов обучения в 1-х классах осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС.
Каждый ребенок индивидуален и процесс адаптации каждый будет переживать по-своему. Первые 2-3 месяца самые трудные!
В первом классе в сентябре – октябре проводятся по 3 урока продолжительностью 35 минут каждый. При этом федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основной образовательной программой начальной школы, учебным планом, как составной частью программы, в первом классе максимальная учебная нагрузка составляет 21 час. Таким образом, возникает разница в учебном времени при организации адаптационного периода (15 часов в неделю) и учебным планом (21 час в неделю). Остальное время я использую на целевые прогулки, экскурсии, физкультурные занятия, развивающие игры. Чтобы выполнить задачу снятия статического напряжения школьников, четвертые уроки я провожу не в классно-урочной форме, а использую иные формы организации учебного процесса.
В течение девяти недель я планирую последними часами уроки физической культуры, а также уроки по другим предметам в форме уроков-игр, уроков-экскурсий, уроков-путешествий и т.п. Эти уроки также являются обучающими, где изучается или закрепляется программный материал.
Эти сорок пять часов учебной нагрузки (9 недель по 1 уроку ежедневно) я планирую следующим образом: 27 уроков физкультуры и 18 уроков в нетрадиционной форме: 8 уроков – экскурсий по окружающему миру (экскурсия в школьный парк «Нас окружает удивительный мир», «Сентябрь –первый месяц осени», «Октябрь уж наступил», экскурсия по школе «Мы – школьники», экскурсия в пекарню «Как из зерна получилась булка», экскурсия в историко-краеведческий музей «Где ты живёшь?», экскурсия по улицам села «Правила поведения на дороге», экскурсия в ФАП «Твои помощники – органы чувств. Правила гигиены»); 4 часа по изобразительному искусству (экскурсия в парк «Волшебные краски осени», встреча с художницей Сафроновой Е.Н., просмотр м/ф «Усатый – полосатый» и его иллюстрация (цветными мелками на асфальте); 6 уроков по различным видам творчества (экскурсия в СДК с посещением занятия детского хорового ансамбля «Перезвончики», экскурсия в школьную мастерскую, игра «Угадай изделие по его частям», экскурсия в парк «Сбор природного материала», игра «Подбери каждому мастеру его инструмент» сказка про ножницы и т.п.)
Оздоровительно – профилактическая работа ведётся в тесном сотрудничестве с учителем физкультуры, с родителями.
Все четвёртые уроки, проводимые в первой четверти (сентябрь-октябрь) в познавательно-игровой форме, записываются в классном журнале.






15