КРАЕВЕДЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ


КРАЕВЕДЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ.
Обращение к данной теме продиктовано теми изменениями, которые происходят в обществе, а значит, и в образовании. Приоритет воспитательной функции предмета «Русский язык» определён федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, где заявлено, что важнейшей целью изучения русского языка в школе является «воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения». К сожалению, воспитательный компонент пока ещё не стал доминирующим в преподавании русского языка.
Перед современной школой стоит трудная задача воспитания молодого человека с активной гражданской позицией, неразрывно связанная с воспитанием чувства любви к родине, которое включает в себя и любовь к малой родине, к тому месту, где ты живёшь, к истории своего края, к его языку, литературе, культуре в целом.
Обращение к краеведению на уроках русского языка и литературы способствует достижению следующих обучающих и воспитательных задач: формирование интереса к литературе родного края; расширению представления учащихся о литературе родного края; воспитанию любви к родному краю, его литературе; бережному отношению к слову, формированию и развитию регионального самосознания (ученик должен знать свой край, литературу и культуру, осознавать место литературы и культуры своего края в общем литературном процессе). Необходимо помочь учащимся осознать себя частичкой этого процесса и особенности, отличия своего края.
В основе содержания и структуре изучения краеведения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности лежит концепция изучения краеведческого материала на основе анализа литературного наследия писателей. Литературные произведения изучаются как результат конкретного периода творческой деятельности, как культурно-языковое явление, как эстетическое преображение реальности.
Формой организации занятий на уроках и во вне урочной деятельности могут быть различные виды анализа текстов произведений писателя на уроках русского языка; исследовательская работа учащихся (альманахи, рефераты, доклады, творческие работы, сочинения и т.д.); экскурсии (очные, заочные в монастыри г.Мурома, в которых находятся мощи святых Петра и Февронии Муромских, Ильи Муромца, посещение с.Карачарово); выставки произведений писателя (например, к юбилею В.А. Солоухина – «Певец родного края»); лекции учащихся из лекторской группы; конкурсы чтецов ; уроки внеклассного чтения по произведениям писателя (например, «Муромские сказки» при изучении УНТ в 5классе); литературные вечера; читательские конференции; конкурсы рисунков к произведениям писателя; литературные гостиные; тематические Недели краеведения и др.
Эти мероприятия позволяют приобщить подрастающее поколение к лучшим образцам отечественной литературы, пропагандировать творчество писателей-земляков; воспитывать чувство ответственности по отношению к родному слову, красоте и выразительности русской речи; способствуют духовному и нравственному становлению личности подростков, воспитанию гуманизма, любви к человеку, к жизни; развитию исследовательских, творческих способностей учащихся.