Статья на тему: КРАЕВЕДЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ

КРАЕВЕДЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Перед современной школой стоит трудная задача воспитания молодого человека с активной гражданской позицией, неразрывно связанная с воспитанием чувства любви к Родине, которое включает в себя и любовь к малой родине, к тому месту, где ты живёшь, к истории своего края, к его языку, литературе, культуре в целом. Способом решения этой задачи может стать краеведение на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе. Обращение к данной теме продиктовано теми изменениями, которые происходят в обществе, а значит, и в образовании.
Обращение к краеведению на уроках русского языка и литературы способствует достижению следующих обучающих и воспитательных задач: формированию интереса к литературе родного края; расширению представления учащихся о литературе родного края; воспитанию любви к родному краю, его литературе; бережному отношению к слову; формированию и развитию регионального самосознания (ученик должен знать свой край, литературу и культуру, осознавать место литературы и культуры своего края в общем литературном процессе). Необходимо помочь учащимся осознать себя частичкой этого процесса и увидеть особенности, отличия своего края.
В основе содержания и структуры изучения краеведения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности лежит концепция изучения краеведческого материала на основе анализа литературного наследия писателей. Литературные произведения изучаются как результат конкретного периода творческой деятельности, как культурно-языковое явление, как эстетическое преображение реальности.
Формами организации занятий на уроках и во внеурочной деятельности могут быть различные виды анализа текстов произведений писателя на уроках русского языка; исследовательская работа учащихся (альманахи, рефераты, доклады, творческие работы, сочинения и т.д.); экскурсии (очные и заочные); выставки произведений писателя (например, к юбилею В.А.Солоухина - «Певец родного края»); лекции учащихся из лекторской группы; конкурсы чтецов (например, по творчеству В.А. Солоухина - «О моя рябиновая родина!»); уроки внеклассного чтения по произведениям писателя; читательские конференции; конкурсы рисунков к произведениям писателя; литературные вечера; литературные гостиные; тематические Недели краеведения и др.
Эти мероприятия позволяют приобщить подрастающее поколение к лучшим образцам отечественной литературы, пропагандировать творчество писателей-земляков; воспитывать чувство ответственности по отношению к родному слову, красоте и выразительности русской речи, способствуют духовному и нравственному становлению личности подростков, воспитанию гуманизма, любви к Человеку, жизни; развитию исследовательских, творческих способностей учащихся.

ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ
Одной из актуальных задач, стоящих перед современной школой в условиях реформы образования и воспитания, следует считать соединение обучения и воспитания в единую систему, способствующую формированию интеллектуальной, духовно развитой личности.
Условием эффективного обучения, воспитания и развития школьников становится взаимодействие системы воспитания с системой обучения. Отсюда вытекают и основные задачи, стоящие перед учителями-словесниками:
- усиление коммуникативных свойств речи;
- создание содержания общения, которое в наибольшей мере соответствовало бы позитивному развитию и гармонизации личности. Одним из путей, способствующих целостному развитию личности школьника, формированию его готовности к дальнейшему развитию стали занятия литературным краеведением.
Занятия краеведением развивают умение видеть многоцветье мира, совершенствуют способность чувствовать и сопереживать, развивают инициативу и самостоятельность, творческое начало.
Школьники учатся обобщению и систематизации фактов, приобретают навык публичных выступлений.
Занятия литературным краеведением способствуют увеличению словарного запаса, обогащению языка.









Функции литературного краеведения
в системе формирования личности


Воспитательные функции Досуг и отдых

Литературное краеведение

Функции творческого развития Функции общения

Одним из видов внеклассной работы, способствующим созданию таких работ, является сеть мероприятий, которая включает экскурсии, встречи, устные журналы и др.
Создание учащимися творческих работ учит их наблюдать, выделять важнейшие признаки в наблюдаемом явлении, высказывать отношение к увиденному.
Можно выделить следующие формы внеклассных занятий литературным краеведением:
записи устно-поэтических произведений и рассказов людей, обладающих богатым жизненным опытом;
чтение и беседы о прочитанном;
литературно-краеведческие выставки и вечера;
литературно-краеведческие объединения и кружки.
Главная задача внеклассных мероприятий – воздействовать на душу ученика, пробуждать высокие и сильные чувства. Проведение мероприятий всех форм также подразумевает выход на создание творческих работ, обогащение речевой и общей культуры учащихся.