Методическая разработка по теме: «Предупреждение дисграфии и дислексии у старших дошкольников с речевыми нарушениями»


МБДОУ Большеболдинский детский сад «Солнышко»Методическая разработка по теме:
«Предупреждение дисграфии и дислексии у старших дошкольников с речевыми нарушениями»
Выполнила: учитель-логопед
Большеболдинского д/с «Солнышко»
Мазанова Елена Николаевна
2014г.
1.Пояснительная запискаРазвитие речи дошкольников является одним из важных условий в подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению. Одним из основных этапов формирования грамматически правильной устной и письменной речи является работа по предупреждению дисграфии , дислексии у дошкольников - это частичное расстройство процессов письма и чтения ,обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают чтение и письмо.
 Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии ребенка и исправить их до начала обучения в школе, так как любую патологию легче предупредить, чем устранить.
В настоящее время является общепризнанным, тот факт, что между недоразвитием устной речи и нарушением чтения и  письма существует тесная взаимосвязь. Но как показывают многочисленные исследования известных отечественных дефектологов (Р.Е.Левина, Г.А.Каше, Н.А.Никашина, А.К.Маркова, Л.Ф.Спирова, Г.В.Чиркина и др.) затруднения при обучении грамоте возникают не у всех детей с недостатками произношения, а лишь у тех, недостатки произношения которых являются показателем незаконченности фонемообразования. К этой категории относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В практике работы нашего ДОУ количество детей с фонетико-фонематическим недоразвитием в подготовительных группах  на начало учебного года всегда довольно значительно. Прогнозирование их готовности к обучению чтению и письму требовало усиления работы с данной категорией нарушений именно в добукварный период. Необходимость этого диктуется тем, что весь ход нормального речевого развития ребёнка протекает по строго определённым закономерностям, при которых каждое уже сформировавшееся звено является своего рода базой для полноценного формирования последующего. Поэтому,  выпадение какого-то одного звена (или отклонение от нормы в его развитии) препятствует нормальному развитию и других, «надстроенных» над ним, звеньев. Отсюда следует, что раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и предпосылками возможных нарушений чтения и письма и устранение  у них данных проявлений, является необходимым условием для успешной коррекции недостатков фонетико-фонематического недоразвития в дошкольном возрасте и предупреждения в дальнейшем нарушений чтения и письма.
Все сказанное обуславливает актуальность темы исследования, над которой я работала. Отмеченные положения предопределили постановку цели и задач исследования.
2.Цели и задачи раздела.Цель: определение влияния коррекционно-логопедической работы с детьми с речевым недоразвитием на предупреждение дисграфии и дислексии.
Задачи:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Изучить особенности проявления предпосылок дисграфии и
дислексии у дошкольников.
3.Выстроить систему работы по предупреждению нарушений
чтения и письма.
4.Подобрать рекомендации для родителей и воспитателей по предупреждению нарушений чтения и письма.
5.Систематизировать игры и игровые упражнения для предупреждения нарушений чтения и письма.
6.Отследить динамику устранения фонетико-фонематического недоразвития речи и предпосылок возможных  нарушений чтения и письма у детей подготовительной группы
Объект: Коррекционно- логопедическая работа по предупреждению дисграфии, дислексии.
Предметом исследования является  фонетико-фонематическое (ФФН)и общее (ОНР) недоразвитие речи дошкольников.
 Гипотезой исследования является предположение о том, что коррекционно-логопедическая работа на ранних этапах речевого развития детей устраняет фонетико-фонематические проявления нарушений речи, предупреждая появление дисграфии и дислексии в период школьного обучения.
3.Психолого-педагогическое обоснование методики по предупреждению дисграфии и дислексии.Для успешного овладения письмом, его техникой у ребенка уже в дошкольном возрасте должны быть сформированы следующие необходимые предпосылки письма:
Различие на слух всех звуков речи, включая акустически и артикуляционно близкие: звонкие - глухие, мягкие - твердые, свистящие - шипящие, сонорные.
Правильное произношение речевых звуков, в плане отсутствия замен одних звуков другими.
Развитие словарного запаса, лексико-грамматического строя речи.
Достаточное формирование фонетико-фонематических представлений. Владение простейшими видами анализа, доступными детям дошкольного возраста, а именно: выделение звука на фоне слова; определение места звука в слове - начало, середина, конец; выделение ударного гласного звука, и более сложные виды анализа и синтеза слов.
Достаточный уровень сформированности зрительно-пространстенных представлений. Умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве. Такие понятия, как круг, овал, квадрат, треугольник; больше, меньше, вверху, внизу, справа, слева, необходимы для прочного усвоения зрительных образов букв. При ФФН дети нестойко употребляют звуки речи. Некоторые звуки ребёнок по инструкции изолированно произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда звуки одной фонетической группы заменяются, а другой искажаются. Поскольку у детей нарушено фонематическое фосприятие, т.е. дети не различают звуки в потоке речи, то страдает понимание речи. Им трудно повторить слоги с оппозиционными звуками, самостоятельно подбирать слова на заданный звук, выделять звук из слова и т.д.
Дети с ОНР, как известно, имеют ограниченный словарный запас, грамматически неверно выражают свои мысли, неправильно произносят звуки речи, смешивают их на слух и в произношении, то в их письменной речи будут встречаться ошибки в виде смешения букв, искажения слоговой структуры, ошибок в словообразовании и управлении, в бедности синтаксических построений.
Основные принципы в коррекционной работе по профилактике дисграфии:Компенсация дефектных или незрелых функций и операций происходит за счет развития деятельности всех анализаторов, участвующих в акте письма с опорой на достаточно сформированные функции.
Опережающее развитие устной речи по отношению к письменной. Что позволяет закреплять слухо-произносительные, зрительно-слуховые, слухо-моторные связи необходимые для полноценного письма.
Учитывая возрастные и психические особенности дошкольного возраста, коррекционная профилактическая работа проводится максимально в рамках игровой деятельности.
Изучив работы дефектологов, коллег-логопедов, учителей, занимающихся проблемами дисграфии и вопросами раннего обучения грамоте (И.Л. Калинина, Л.Г. Милостивенко, А.Н. Корнев, В.В. Лайло, И. Н . Садовникова), а так же обобщив свой личный опыт, я предложила систему работы по предупреждению дисграфии и совершенствованию навыков чтения и письма для детей с нарушениями речи.К основным коррекционным задачам этой программы относятся:- развитие конструктивного праксиса и тактильных ощущений;- совершенствование зрительно-пространственного восприятия;- формирование навыков чтения и работа над техникой чтения;- развитие восприятия.
Приоритетные направления логопедической работы:Согласно ФГТ, содержание коррекционной деятельности должно быть направленно на обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии различных категорий детей с речевыми нарушениями.
Содержание коррекционной деятельности должно обеспечивать:
- выявление особых образовательных потребностей детей с речевыми нарушениями,
- осуществление индивидуальной – ориентированной психолого - медико педагогической помощи детей с речевыми нарушениями,
При организации коррекционно – профилактической работы я опираюсь на следующие принципы логопедического воздействия.
Этиопатогенетический принцип,
Принцип системного подхода,
Принцип индивидуально – дифференцированного подхода,
Принцип поэтапного формирования умственных действий,
Принцип учета ведущей деятельности и мотивации,
Преодоление ФФН и профилактика нарушения чтения и письма осуществляется комплексно. Работа ведется по нескольким направлениям:
Формирование звукопроизношения,
Развитие фонематического восприятия,
Формирование навыков языкового анализа и синтеза,
Обогащение активного словаря и формирование практических умений им пользоваться.
Развитие грамматических навыков,
Формирование связной речи,
Совершенствование пространственных представлений,
Развитие способности к запоминанию и воспроизведению,
Развитие мелкой моторики рук,
Развитие тактильных ощущений,
Развитие конструктивного праксиса,
Расширение «поля зрения» ребенка.
В содержании коррекционной деятельности должны быть отраженно взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов образовательного учреждения, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения.
Предупреждение ошибок чтения и письма необходимо проводить на всех этапах коррекционно – логопедической работы:
- на уровне буквы,
- на уровне слога,
- на уровне слова,
- на уровне словосочетаний,
- на уровне предложения,
- на уровне текста.
1 этап: подготовительный
развитие зрительного гнозиса,
- развитие оптико – пространственной ориентировки
2 этап: основной
Цель: предупреждение ошибок чтения и письма на материале от букв к предложению.
3 этап: заключительный
Цель: закрепить навыки грамотного чтения и письма на материале текстов.
Первый блок работы направлен на развитие зрительного гнозисаформирование зрительного восприятия,
развитие зрительной памяти,
формирование пространственного восприятия, зрительного анализа и синтеза.
Второй блок работы включает развитие оптико - пространственной ориентировки, включающий в себя:
преодоление нарушения ориентировки в собственном теле, дифференциации правых и левых его частей;
преодоление нарушения ориентировки в окружающем пространстве;
развитие ориентировки в двумерном пространстве.
Третий блок направлен на предупреждение ошибок при чтении и письме
- на уровне буквы,
- на уровне слога,
- на уровне слова,
- на уровне словосочетаний,
- на уровне предложения,
- на уровне текста.
Содержание коррекционной работы1. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука).
3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов-слогов, из слогов-звуков. Различение между собой любых звуков речи, как гласных, так и согласных. Ребенок должен понимать разницу между согласными звуками (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие). Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги – в слова. Умение определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы — подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.
4. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.
5. Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.
4.Ожидаемые результаты освоения программыВ течение нескольких лет к основной программе (Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием; Н. В. Нищева Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи) были добавлены упражнения и игры для предупреждения ошибок чтения и письма - повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;- формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;- развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.Работа по предупреждению специфических ошибок чтения и письма должна проводиться с детьми с различной речевой патологией: с ОНР, ФФНР и др. Очень полезна она и для детей массовых групп 5-7-летнего возраста.
5.Обоснование используемых в образовательном процессе образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.Диагностика предпосылок дисграфии и дислексии.Для выявления нарушений проводится диагностика по основным направлениям:
Исследование не речевых психических функций.
Слухового внимания.
Зрительного внимания.
Восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления.
Исследование состояния моторной сферы.
Состояние общей моторики.
Составление мимической мускулатуры.
Состояние артикуляционной моторики.
Исследование состояния импрессивной речи.
1. Пассивный словарь.
2. Понимание различных форм словоизменения.
3. Понимание отдельных предложений в связной речи.
4. Состояние фонематического восприятия.
Исследование состояния экспрессивной речи.
Активный словарь.
Состояние грамматического строя речи
Состояние связной речи.
Исследование фонематической стороны речи, звукослоговой структуры слов.
Состояние звукопроизношения.
Состояние фонематического восприятия, анализа и синтеза.
Навыки чтения, знание букв.
В зависимости от того, какие именно из перечисленных выше предпосылок письма оказались несформированными, принято выделять разные виды дисграфии. Единой классификации ее не существует, поэтому я пользуюсь наиболее общепризнанными ее формами, чаще всего встречающимися в практике.
Акустическая дисграфия, связана с не различием или недостаточным устойчивым различием некоторых акустически близких звуков на слух.
Артикуляторно-акустическая дисграфия, связана с не различием ряда звуков не только на слух, но и в собственном произношении ребенка, замены в устной речи одних звуков другими.
Дисграфия на основе несформированности анализа и синтеза речевого потока.
Аграмматическая дисграфия, связана с несформированностью у ребенка грамматических систем.
Оптическая дисграфия, связанна с трудностью зрительного различия буквенных знаков.
Основные предпосылки видов дисграфии и коррекционная работа по их предупреждению.Акустическая дисграфия, в основе, которой лежат трудности слуховой дифференциации звуков речи, Трудности при различии фонем близких по звучанию, приводящие к частым заменам на письме соответствующих букв. При письме может смешивать свистящие и шипящие, звонкие и глухие согласные, аффрикаты и компоненты входящие в их состав (ч-ть, ч-щ, ц-т, ц-с и т. д.), а так же гласные о-у, и-е.
Для преодоления этого вида дисграфии необходимо воспитание четкой слуховой дифференциации не различаемых на слух звуков. Пока это не достигнуто, ребенок будет продолжать писать наугад.
Должное внимание следует уделять специальным упражнениям в фонематическом анализе слов, включающих не дифференцируемые ребенком звуки.
Работая по предупреждению дисграфии, особое внимание надо обратить на на воспитание слуховой дифференциации твердых- мягких и звонких- глухих согласных.
Артикуляторно-акустическая дисграфия, связана со звуковыми заменами в устной речи, нарушения звукопроизношения характера искажений, замен, пропусков. При письме ребенок будет отражать неправильное произношение звуков речи. Эти нарушения обычно возникают, из-за не преодоленной до начала обучения грамоте, сенсорной функциональной дислалии. Большое внимание должно быть уделено работе над формированием фонематического анализа и синтеза слов, что позволит ребенку безошибочно определить место нахождения «сомнительных» звуков. При работе с дошкольниками возможно и необходимо проводить звуковой - фонематический анализ слов.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза речевого потока связана с тем, что ребенок затрудняется в сплошном потоке устной речи выделять какие-то отдельные слова и затем разделить эти слова на составляющие их слоги и звуки. У детей наблюдается фонетико-фонематическое недоразвитие. Трудности при проведении фонематического и слогового анализа и синтеза, анализа слов в предложении, анализа предложений в тексте. А без четкой ориентировки в звуковом составе слов для обозначения каждого конкретного звука не может быть выбрана соответствующая буква и тем более определен их порядок. При письме наблюдаются пропуски гласных, согласных, при стечении, перестановки букв, добавление букв, пропуски и перестановки слогов и т.д.
Аграмматическая дисграфия, связана с недоразвитием грамматических систем. У дошкольников с ОНР наблюдаются трудности в формировании словарного запаса, грамматического строя речи. Формирование словарного запаса замедлено и неполно. Часто они смешивают по значению слова, имеющие сложный звуковой состав. Из тех слов, которые дети осмыслили правильно, они произносили искаженно по причине артикуляторных либо фонематических затруднений. У детей с трудом формируются функции словообразования и словоизменения. Ограниченность лексического запаса приводит к тому, что часто, вопреки смыслу, дети заменяют нужное, но малоизвестное слово другим, более привычным, хотя не соответствующим определенному значению. Трудности формирования грамматического строя проявляются в аграмматизмах - ошибках согласования и управления слов. Имеет место частое затруднение анализа связей в сложных предложениях, например, установление причинно-следственных отношений. При письме аграмматизмы на уровне слова, словосочетания, предложения и целого текста.
Оптическая дисграфия связана с несформированностью зрительно-пространственных представлений, способностей. А в дальнем с трудностью усвоения ребенком зрительных образов букв, многими из которых кажутся ему похожими. При письме зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы, замены и смешения графически сходных букв. Необходима коррекционная работа по предупреждению оптической дисграфии. В частности, избежать замены букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов или похожих, по разному расположенных в пространстве элементов, не дописывание элементов букв, зеркальное изображение букв.Для профилактики оптической дисграфии необходимо развивать у ребенка зрительно-пространственные представления, что даст ему возможность заменить различия в начертании, узнавании смешиваемых им букв.
Основные направления коррекционной работы по предупреждению дисграфии.Развитие сенсорных функций и психомоторики: зрительного, слухового восприятия, пространственных представлений, кинестетической организации движений , конструктивного праксиса.
Развитие меж анализаторного взаимодействия: слуходвигательных, зрительно-двигательных, слухозрительных связей, способности запоминать, воспроизводить пространственную, временную последовательность.
Развитие психических функций. Развитие мышления, памяти, слухового, зрительного внимания.
Развитие интеллектуальной деятельности, мыслительных операций.
Развитие всех сторон речи:
Формирование, коррекция звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
Развитие фонематического слуха фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.
Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря, формирование развития лексико - грамматических категорий.
Формирование связной речи: обучение разным видам пересказа: подробному, выборочному, краткому, составление рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т. п.
Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями: предложение, слово, слог, буква, звук, составление схем и т. д.Развитие не речевых функций и операций:
пространственно-временных ориентировок, представлений.
развитие тактильных ощущений.
развитие мелкой моторики, развитие графических навыков - развитие конструктивного праксиса.
Принципы построения коррекционной работыПри разработке и проведении профилактической работы с детьми, имеющими предрасположенность к дисграфии,за основу были положены следующие принципы:
1. Принцип комплексности реализовывался путем осуществления коррекционной работы направленной на весь комплекс речевых и не речевых симптомов, выявленных у детей с онр.
2. Принцип системности предполагает воздействие на речь как на единую систему речи.
3. Онтогенетический - последовательность логопедической работы определяется появлением тех или иных форм в гипотезе.
4. Патогенетический - в основе всех нарушений определяется механизм, нарушение какой-то психической функции.
5. Принцип учета поэтапности формирования умственных действий.
Коррекция нарушений письма - целостная единая система, но в этой системе выделяются определенные этапы, каждый этап выделяется своими целями, задачами, методами работы.
Необходимо учитывать теорию формирования умственных действий (по П.Я. Гамперину). Согласно этой теории всякое умственное действие проходит несколько этапов своего формирования: ориентацию, реализацию, контроль.
6. Принцип развития - постоянный переход от зоны актуального развития к зоне ближайшего развития (по Выготскому).
7. Принцип деятельного подхода - необходимо учитывать структуру деятельности, важно создавать мотив, заинтересовать ребенка.
8. Принцип максимального использования наглядности, особенно на начальных этапах работы.
9. Учет особенностей высших психических функций, обеспечивающих овладение письмом, у детей с речевыми нарушениями.
Одним из условий нормального протекания процесса овладения письмом и чтением является сформированность комплекса речевых и не речевых психических функций и процессов. Профилактическая работа должна строиться с учетом выявленных индивидуально-психологических особенностей, присущих дошкольникам.
Основные задачи по профилактике дисграфий у детей с ОНР1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.
3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.
5. Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), оставлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т.п.
6. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений (тест Озерецкого "Кулак - ребро - ладонь"), пробы Хеда, рядоговорения.
7. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и само массажа пальцев, игр о пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др.
8. Развитие тактильных ощущений: посредством дермалексии проводят профилактическую работу по предупреждению дислексии (необходимо узнать, какую букву "написали" на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка узнать буквы на ощупь и т.д.)
9. Расширение "поля зрения " ребенка.
10. Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложения, слово, слог, буква, звук), составление схем и т.д.Решение всех этих задач помогает сформировать базу для овладения школьными знаниями.

Игры и упражнения по профилактике дисграфии у детей с речевыми нарушениями1. Предупреждение ошибок письма на уровни буквы
-Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы, и в каком количестве.
-Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы.
-Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами. Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать ее, придумать слова, содержащие данную букву, положить ее на стол так, чтобы она отражала верное написание.
-Найти недостающее элементы буквы. Для этого обращаются к игре "Буква сломалась".
-Демонстрация букв в разном положении.
-Предъявление букв разного шрифта: печатные; прописные; строчная; стилизованная...
- Определение буквы, "написанной" на спине (пальцем по коже медленно проводится контур буквы), на ладони, в воздухе (с закрытыми глазами, с открытыми глазами).
-Поиск букв, наложенных друг на друга.
Необходимо выделить буквы, написанные одна на фоне другой.
-Придумывание слов на данную букву в определенной позиции: начало, середина ,конец
-Реконструирование букв.
.
2. Предупреждение ошибок письма на уровне слога.
-Игра "Живые буквы".
-Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова, вторых от конца и т.д.
-Составим слог по первым звукам: УМ.
Придумываем слова с данным слогом.
3. Предупреждение ошибок письма на уровне слова.
-В начале необходимо дать понятие "слово".
Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие слова - союзы и предлоги, состоят из одной буквы У, И, К, В, С. Поэтому при изучении буквы "а" дети знакомятся с союзом "а".
-На письме все слова пишутся отдельно, поэтому детям предлагается учить -считалку, взмахом рукой ограничивая на каждое слово. Особое внимание уделяется предлогам, союзам, для того чтобы дети запомнили, что это отдельные слова и не соединяли их с другими.
-Для уяснения лексического значения слова хорошо давать задания на подбор нужного слова к смысловому ряду:по опорным признакам ,на обобщающие понятия.
-Подбор к данному слову родственных слов.
-Исключение лишних слов.
-Составление слова из данных слогов (вначале слоги даны по порядку, затем в рассыпную).
-Разделение слова на слоги, а затем их перестановка.
-Составление слова с использованием начальных звуков (букв), других слов.
-Составление слова по конечному звуку других слов.
-Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова.
-Подбор антонимов к данным словам и сочетаниям.
-Работа с омонимами. Придумывание предложений с данным словом в различных лексических значениях.
4. Предупреждение ошибок письма на уровне словосочетания.
Сочетание существительных с прилагательными.
а) Подбор как можно большего количества слов к предлагаемому, отвечающих на вопросы: Какой?, Какая?, Какие?, Чей?, Чья?, Чье?, Чьи?б) Подбор существительного к данному прилагательному. О чем можно сказать: теплый, теплая, теплое?
в) Соединение стрелками слов, чтобы получилось верное словосочетание, при этом используя как относительные, так и притяжательные прилагательные.
г) Предъявление словосочетаний с пропущенным окончанием прилагательного.
д) Предъявление детям неверно составленных словосочетаний. Игра типа "Помоги Сочетание существительных с глаголами.
а) Подбор как можно большего количества к данному слову.
б) Подбор существительного к данному глаголу с предлогом.
в) Подбор нужного глагола в зависимости от рода и числа существительного.
Сочетание существительных с числительными.
В русском языке у существительных изменяется окончание, а порой - и вся основа при счете.
Необходимо учить детей верно согласовывать числительные 1,2,5
Сочетание числительных с существительными, не имеющими единственного числа;
5. Предупреждение ошибок письма на уровне предложения.
Составление предложений по схемам.
Составление схем к данным предложениям.
Исключение слова из предложения, для того чтобы предложить детям исправить ошибку, составив нужное предложение.
а) Пропуск предлогов;
б) Пропуск существительных;
в) Пропуск прилагательных;
г) Пропуск наречий;
д) Пропуск глаголов;
6.Реализация принципа интеграции на логопедических занятиях.Реализация принципа интеграции образовательных областей — обязательное условие при выполнении основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с действующими государственными требованиями (ФГТ, Приказ  от 23.11.2009 № 655). Для преодоления системного нарушения речи детей необходима максимальная концентрация таких образовательных областей, как «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», обеспечивающих всестороннее развитие психических и физиологических качеств, навыков и умений в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Это не может не сказаться положительно на формировании связной речи, грамматических компетенций, подготовке к обучению в школе, развитии познавательных процессов в целом. Вот почему на логопедических занятиях, наряду с традиционными, ставятся и решаются задачи смежных образовательных областей, проводятся интегрированные и совместные занятия с преподавателем физической культуры, воспитателями, психологом. Это позволяет сделать занятия более интересными и динамичными. Дети меньше утомляются, смена видов деятельности помогает усвоению материала, обогащает впечатлениями, учит адаптироваться к новым условиям. Невозможно освоить звуковой анализ слова, не овладев навыками количественного и порядкового счета, не усвоив соотношения части и целого. На логопедических занятиях дети учатся подсчитывать звуки и слоги в словах и слова в предложениях, определять их последовательность, сравнивать количество букв и звуков в слове. Неразвитые пространственные представления, проблемы со структурированием элементов в ряду, неточность зрительного восприятия, сложности самоконтроля заметно тормозят процесс овладения навыками чтения и письма. Освоив применение предлогов и введение их в активную речь, ребенок осознанно определяет положение предметов в пространстве. Развитие лексико-грамматических компетенций при использовании, например, уменьшительных и увеличительных суффиксов зависит от формирования представления о размере.
Таким образом, формирование элементарных математических представлений и математического словаря у детей с системным недоразвитием речи — основная задача для учителя-логопеда с первых занятий. Ведь зрительное и пространственное восприятие, как и зрительная и слухоречевая память, тесно связано с возможностью установления закономерностей.
Для формирования навыков и умений необходимо:
- проведение дидактических игр , с однотипными игрушками, предметами, муляжами («Первый, последний», «Что изменилось?», «Следующий, предыдущий»);
-обучение ориентировке на листе бумаги : «Поймай фигуру», «Слева, справа, в середине», «Графический диктант», на теле: «Сделай так», «Закрой глаза и повтори», в пространстве: «Холодно – горячо», «Найди по схеме», «Самый, самый», «Ближе – дальше», во времени :«Делу время», «Веселая неделька»;
-сравнение графической структуры букв и цифр («Четвертый лишний», «Буквы, цифры за вуалью», «Допиши»);
- отработка порядкового и количественного счета одновременно с согласованием существительных с числительными и прилагательными («Числовой куб», «Самый любимый пятый»). На первых этапах хорошо помогают стихи-«запоминалки»;
- подборка логоритмических упражнений с учетом решаемых задач. Дети любят считалки как современные, так и фольклорные, загадки-«вопрошалки», включающие логические отношения направления, величины, последовательности.
7.Достижение детьми планируемых результатовДиагностика предпосылок дисграфии и дислексииДля выявления предпосылок дисграфии и дислексии проводится логопедическая диагностика, которая включает в себя следующие параметры:
1.Обследование устойчивости внимания
2.Обследование зрительного и слухового восприятия
3.Обследование зрительной и слуховой памяти
4.Обследование общей моторики
5.Обследование моторики артикуляционного аппарата
6.Исследование мимической мускулатуры
7.Обследование лексического запаса
8.Обследование грамматического строя речи
9.Обследование фонематической стороны речи
10.Обследование слоговой структуры слова
11. Обследование звукопроизношения