Статья Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке географии при использовании художественной литературы


Хлестунова Надежда Павловна,
учитель географии,
МОУ «Кокуйская СОШ № 1»
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКЕ ГЕОГРАФИИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  Концепция развития образования РФ даёт нам общее представление о современном фундаментальном образовании – «это такое образование, благодаря которому любой человек, в любом возрасте способен самостоятельно работать, получать образование и переучиваться для того, чтобы реализовать себя, «найти себе место в современном обществе»».
Неслучайно приоритетным направлением ФГОС второго поколения является формирование универсальных учебных действий, как важнейшей составляющей фундаментального ядра образования - «Научить детей учиться – ключевая задача образования». Для этого должен быть изменен способ обучения. Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.     
Результативной основой новой школьной концепции школьного образования признаётся система универсальных учебных действий (УУД), ценностных установок, ориентаций и мотиваций.
Универсальные учебные действия (УУД) представляют собой действия широкой направленности (познавательного, коммуникативного, исследовательского, практического, организационного, оценочного характера), которые применимы не только в различных предметных областях, но и в обычных жизненных ситуациях. Это результаты, которые подводят школьника к осмыслению образа мира, формируют способность осваивать новые компетенции, т.е. представляют собой умение учиться.
Под универсальными учебными действиями в концепции ФГОС понимаются обобщённые способы деятельности, способствующие саморазвитию и самосовершенствованию обучающегося [1, с.20].
Универсальный характер учебных действий означает, что они могут применяться как в различных предметных областях, так и при построении собственной деятельности [1, с. 20].
Хотелось бы остановиться на формировании познавательных УУД при изучении географии. Познавательные универсальные учебные действия представляют собой систему способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования, а также совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. [2, с. 11].
Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Деятельностный подход к обучению предполагает:
Наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить)
Выполнения учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний;
Выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретенные знания.
Как построить урок географии, чтобы он был интересным и увлекательным, а знания, полученные на уроке, прочными? Один из способов – использование дополнительной литературы. Такой вид деятельности способствует развитию творческого воображения, устной речи учащихся, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок. Практика показывает, что такие уроки потому и интересны, что постоянно будят мысль учащихся.
Использование на уроках географии умело подобранных отрывков из произведений художественной литературы, стихотворений не только создает положительный эмоциональный настрой учеников, но также обеспечивает познавательную нагрузку и создаёт мотивацию на уроках географии. А также способствует решению одной из важнейших задач современного школьного географического образования – воспитание патриотизма.
Но этот приём не является абсолютно новым. В методической литературе по рассматриваемому вопросу имеются публикации. Так В.А. Камаева в статье «Использование художественной литературы на уроках географии VIII класса», приводит подборку стихов по темам «Географическое положение России», «Кавказ», «Урал», «Западная Сибирь».
        Л.С. Ульченко в статье «Поэзия на уроках географии» предлагает подборку стихов о реках России, круговороте воды в природе и др. Об использовании поэзии на уроках географии рассказывает В.Ф. Россеев. К стихам он предлагает и вопросы.
На протяжении нескольких лет в своей практике я также использую этот приём. Использование стихотворений и произведений художественной литературы на уроках географии полезно и необходимо. Правильно и удачно подобранные стихи, отрывки из произведений ярко раскрывают образ территории и отражают в сжатом виде содержание темы, имеют патриотическую окраску. Так, в стихотворении или отрывке из художественного произведения речь идёт о каком-то географическом объекте, будь то озеро, город, страна в целом или её отдельный регион. При этом автор обязательно упоминает то характерное, что присуще данному географическому объекту. Методический приём прост. Вначале расшифровываем характерные черты географического объекта. Делаем это, используя справочные материалы, школьный учебник, личные впечатления. Затем, определив местоположение географического объекта, пытаемся рассказать стихотворный текст.
Например, при изучении географии России, в 8 классе, особое внимание уделяю уроку «Географическое положение России».
Эпиграфом к этому уроку служат слова В.Г. Белинского: «Любить Родину - значит знать её».
    Говоря об огромной территории России, зачитываем стихотворение К. Симонова:
Касаясь трёх великих океанов,Она лежит, раскинув города,Покрыта сетью меридианов,Непобедима, широка, горда.
   Затем ставлю перед  обучающимися вопросы:
1.     Какими океанами омывается Россия?
2.     Как вы понимаете слова «непобедима, широка, горда»?
Содержание школьных курсов географии позволяет широко применять художественную литературу на всех дидактических этапах урока, создавая возможности для сотрудничества, развивая индивидуальную технологию работы с картой, понимая человекоориентированную сущность и значимость географии.
       Вот ещё один пример: изучая тему “Литосфера”, шестиклассники выявляют роль вулканов в образовании земной коры, водной оболочки и атмосферы. Среди разнообразных явлений природы, происходящих на земном шаре, одним из самых опасных, но величественных можно назвать извержение вулкана.
      Одно из описаний этого грозного явления можно взять в романе Ж. Верна «Таинственный остров»: «Потоки лавы перелились через стену, и огненная река устремилась на берег у Гранитного дворца. Это было неописуемо страшное зрелище. Ночью казалось, что низвергается настоящая Ниагара из расплавленного чугуна: сверху – огненные пары, снизу – кипящая лава».
       При изучении высотной поясности всегда удачно в конце урока слушается стихотворение А.С.Пушкина “Кавказ”. Перед чтением акцентирую внимание ребят на географических закономерностях в этом стихотворении.
Кавказ подо мною. Один в вышинеСтою над снегами у края стремнины;Орел, с отделенной поднявшись вершины,Парит неподвижно со мной наравне.Отселе я вижу потоков рожденьеИ первое грозных обвалов движенье.Здесь тучи смиренно идут подо мной;Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;Под ними утесов нагие громады;Там ниже мох тощий, кустарник сухой;А там уже рощи, зеленые сени, Где птицы щебечут, где скачут олени.А там уж и люди гнездятся в горах…
Задаю вопросы: 1. Какую закономерность описывает поэт? 2. С какой высоты над уровнем моря поэт наблюдал описываемую им картину? 3. Укажите приблизительную высоту.
Использование на уроках литературно-художественных описаний природы, научно-популярной литературы, материалов периодической печати, поэтических произведений широко может практиковаться преподавателями географии. Это позволяет приобщить учащихся к пониманию красоты и уникальности природы, необходимости бережного отношения к ней, формирует у обучающихся потребность постоянно учиться, пополнять знания. Достаточно часто учитель может подбирать такой материал, который бы не оставил учащихся равнодушными, способствовал их интеллектуальному развитию, создавал эмоциональный настрой.
Литература
Беловолова Е. А. География: формирование универсальных учебных действий: 5-9 классы: методическое пособие / Е. А. Беловолова. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 224 с.
Виленский В.М. Использование произведений художественной литературы на уроках географии. //Образование в современной школе – 2000. - №7 – с.59-70.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2001.