Доклад Внедрение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в музыкально образовательный процесс


Управление Образования Серпуховского муниципального района Московской области МОУ ДОД «Центр Внешкольной Работы»
Доклад на тему: «Внедрение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в музыкальный образовательный процесс»
преподаватель музыки Шатурная Светлана Ивановна.
Август 2014 год Эстетический отдел поселок ОболенскТема доклада: «Внедрение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в музыкальный образовательный процесс»
Современное общество – общество информационное. Освоение информационных технологий теперь начинается в раннем детстве. В настоящее время дети все больше информации получают в электронной форме. Государственная политика Российской Федерации в области образования также нацелена на широкое внедрение информационных технологий в образование. Создание электронных образовательных ресурсов (ЭОР) открывает принципиально новые перспективы и возможности для улучшения процессов воспитания, обучения и развития детей.
Интернет все больше входит в нашу жизнь. В эпоху общества информационных технологий государство заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны грамотно работать с информацией; самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Процесс обучения современного человека не заканчивается в школе или вузе, он становится непрерывным. Система непрерывного образования - веление времени. Образование, разумеется, должно шагать в ногу со временем. Поэтому в настоящее время возникла потребность обучения на основе современных информационных технологий. Подключение всех школ России к сети Интернет в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» сделало образовательные интернет-ресурсы доступными для всех образовательных учреждений. В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образовательные ресурсы и образовательные интернет-ресурсы. Уроки с использованием электронных образовательных ресурсов – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Педагогу необходимо найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование ЭОР позволяет  осуществить задуманное, сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования.
Если совершить экскурс в историю, то ещё В.А. Сухомлинский писал:  «как гимнаст выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», поэтому для любого школьника нужно  создать такие условия, при которых учеба станет для него источником «восторга, удивления и радости».  Радость в учебе, в любом виде труда школьника – от сознания достигнутого. Главный смысл деятельности учителя музыки в том и состоит, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха в учебной и внеклассной работе. 
Использование электронных образовательных ресурсов значительно облегчает и сокращает время подготовки учителя к уроку.  Более того, дает возможность видоизменять школьные уроки и другие учебные занятия, определяя их оптимальное содержание, формы и методики обучения; способствует организации учебного процесса не только в традиционно-урочной, но и в проектной, дистанционной формах обучения. Если использовать  мультимедийную  презентацию на уроке как средство создания ситуации занимательности, то это будет повышать интерес к учебной деятельности  и качество образования.  Важнейшее из условий, которое способствует возникновению заинтересованного отношения к произведениям  искусства — мотивация учебно-познавательной деятельности школьников, а также  их активные  и сознательные  действия, направленные  на  освоение  материала.
ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и графика, и звук. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету Музыка.  
Благодаря  мультимедийным  пособиям,  учащиеся стали отличаться высокой активностью на уроках  (высказывать своё мнение, рассуждать,  размышлять).   Демонстрационный  зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки. Основой развития музыкального мышления детей становится неоднозначность их  восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов «слышания» и «видения» конкретных музыкальных сочинений, что позволяет учащимся устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с  историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной  фотографией и т. п.
Внедрение и использование ЭОР в образовательной деятельности повышает качество школьного образовательного процесса. Учащиеся умело пользуются компьютерами, поэтому современный учитель должен осваивать различные компьютерные программы и технологии.  На основе электронных образовательных ресурсов предполагается обеспечить новое качество образования, повысить его доступность и эффективность.
Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, обобщения и систематизации пройденного материала и т.д. К каждой из изучаемых тем можно выбрать различные виды работ и действий: тесты; музыкальные викторины, контрольные вопросы и задания, презентации и проекты. Нельзя ограничивать свои возможности и сужать возможности наших учеников только одним показом презентации. Нужно обязательно знакомиться с авторскими разработками уроков с использованием ИКТ, внеклассными занятиями, дидактическими играми, тестами и другими цифровыми методическими ресурсами. Для этого работает достаточно много образовательных порталов, где каждый учитель может выбрать  для себя необходимое.  Я работаю в Эстетическом центре МОУ ДОД ЦВР преподавателем музыки по классу фортепиано. Мы с коллегами давно используем электронные образовательные ресурсы в процессе своей деятельности: на уроках сольфеджио и музыкальной литературы, на открытых занятиях, где просматриваем и изучаем учебные видеофильмы, фрагменты опер и балетов для старших учащихся и музыкальные мультфильмы для малышей. Используем интернет ресурсы в форме презентаций и других формах на родительских собраниях, тематических концертах, лекториях, музыкально-художественных олимпиадах, научно – практических конференциях, методических совещаниях.
В работе нам приходится пользоваться учебными порталами и сайтами, что помогает нам в работе, делает наш учебный процесс интересней как для преподавателей, так и для наших учащихся. В 2013-14 учебном году наши преподаватели с учащимися участвовали в дистанционных олимпиадах на сайтах «Инфоурок», «Школа.ру», «Эдукон», «Видео.ру» и др., где стали победителями и получили сертификаты. Обучение преподавателей на курсах повышения квалификации тоже проходит в дистанционной форме с применением электронных образовательных ресурсов.
Школа сегодня требует от всех участников процесса максимальной отдачи: время бежит всё быстрее, а делать надо всё больше - за урок надо успеть не просто дать материал, его нужно закрепить и научить учащихся применять полученные знания. Не важно какой предмет ведёт учитель: математику или музыку, русский или рисование… При этом урок не должен быть «неинтересным» и «скучным», чтобы не исчезло у детей желание приходить к нам в класс снова.
Уроки с использованием ЭОР – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Педагогу нужно найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования. Цели и задачи современной школы неразрывны с требованиями общества, которое уже немыслимо вне современных компьютерных технологий.  Учитель - это помощник, сопровождающий детей в мир информации, помогающий и направляющий их. Следовательно: умение разрабатывать и применять ЭОР для учителя сегодня актуально, оно является требованием времени.
Подводя итоги, хочется подчеркнуть, что внедрение компьютерных технологий на уроках музыки и других предметах способствует развитию творческих возможностей учащихся, приводит к деловому сотрудничеству учителя с учениками, предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность электронных ресурсов вызывает огромный интерес у учащихся. Использование новых технологий – назревшая необходимость в образовательном процессе, закономерный этап развития педагогических технологий и неотъемлемая часть современной школы. И все же, как бы ни было заманчиво применять компьютер и мультимедийные технологии на уроках, необходимо учитывать, что ничто не может заменить слово учителя.
Хочется пожелать всем учителям в новом учебном году творческих успехов!
Используемая литература:
Аудиоприложения «Школа развития личности Кирилла и Мефодия»:
1. Учимся понимать музыку (практический курс).
2. Энциклопедия «Про музыку».
3. Энциклопедия популярной музыки.
Методическая литература:
Мейлюнене Р.А. «Музыкальные игры в обучении детей 0 класса ДМШ»
Морозов В.П. «Вокальный слух и голос» М.,1965г.
Огороднов Д.Е. «Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе» Л.,1972г.
Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению»
Струве Т.А. «Ступеньки музыкальной грамоты» М.
Интернет ресурсы:
http://school-collection.edu.ru/catalog/http://www.edu.ru/http://www.rusedu.ru/http://pedsovet.su/load/http://cdo.rsreu.ru/file.php/1/ComRes.htmlhttp://pedsovet.su/load/konkyrs-prodlenka@bk.ru,
www.mir-konkursov.ru,
viki.rdf.ru(детские презентации)
RusEdu(архив учебных программ)
http://www.musik.edu.ruhttp://school-collection.edu.ru/catalog/