Методическая разработка к семинару для преподавателей Создание электронных образовательных ресурсов


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
«АМУРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГПОАУ АО АПК)
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по НМР ГПОАУ АО «Амурский педагогический колледж»
________________ С.А.Москвитина«_____»_____________ 2015 г.
22637752721610
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Методическая разработка к семинару для преподавателей
г. Благовещенск 2015 г.
Методическая разработка к семинару для преподавателей: Электронные образовательные ресурсы
Составитель:
Громоглазова Ирина Григорьевна, преподаватель
Рекомендована предметно-цикловой комиссией «Физическое воспитание» ГПОАУ АО «Амурский педагогический колледж»
Протокол № ____ от «_____» _______________ 2015 года
Председатель предметно-цикловой комиссии
«Физическое воспитание» Л.Е. Алабина
Утверждена на заседании Научно-методического совета отделения № 4 ГПОАУ АО «Амурский педагогический колледж»:
Протокол № ____ от «_____»_________________ 2015 года
Методист Т.Г.Петренко

Пояснительная записка
Данная разработка семинара «Электронные образовательные ресурсы» предназначена для педагогов всех категорий.
По ходу семинара рассматриваются возможности конструктора интерактивных упражнений LearningApps.org и Конструктора тестов в MS PowerPoint
Участники семинара познакомятся с возможностями электронных ресурсов, научатся создавать интерактивные упражнения и тесты по своему предмету
Категория слушателей, для которых предназначен данный семинар: педагоги всех категорий.
Актуальность. Использование интерактивных заданий ресурса LearningApps.org и компьютерного тестирования в Конструкторе тестов в MS PowerPoint повышают эффективность учебного процесса, активизируют познавательную деятельность обучающихся, способствуют активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности.
Цель семинара:
Формировать ключевые компетентности педагога, обозначенные нормативными документами как основу содержания современного образования;
Повышение мотивации студентов и формирование у них интереса к процессу и результату освоения учебного материала по предмету.
Задачи семинара:
Познакомить с возможностями конструктора интерактивных упражнений LearningApps.org и Конструктора тестов в MS PowerPoint;
Расширить возможности педагога:
интерактивно взаимодействовать с обучаемым;
адаптироваться к запросам последнего, и таким образом индивидуализировать учебный процесс (то есть обучаемый сам выбирает, что и как изучать, как применять интерактивные возможности средств информатизации и как взаимодействовать со своими соучениками, то есть учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса);
организовывать групповую работу в мультимедийных средах, и таким образом,
развивать навыки работы в команде
формировать устойчивую мотивацию к обучению
Материалы к семинару:
Компьютерный класс с выходом в интернет, мультимедиа-проектор; презентация теоретической части на слайдах
Создание дидактических материалов с помощью конструктора интерактивных упражнений LearningApps.org
Данный социальный сервис можно использовать учителям-предметникам в урочной и внеурочной деятельности:
Организация учебного процесса;
Для создания различных дидактических материалов для уроков;
Для использования в играх, конкурсах и др.
На уроках иностранного языка такие приложения, как кроссворды и слова решетки.
На уроках литературы (события, связанные с жизнью автора произведения, или описание героев произведения) и т.д.
С помощью шаблонов сервиса можно создать практическую и контрольную части учебного модуля, что позволяет диагностировать уровень сформированности специальных способностей у учащихся
Условно все разновидности интерактивных модулей, доступные на данном сайте, можно разделить на шаблоны и инструменты.
Шаблоны предназначены для разработки упражнений и игр. Они предполагают наличие заданий, условий выполнения, правильных ответов и чётко определённых действий со стороны ученика.
Шаблоны сгруппированы по структурно-функциональному признаку:
Selection – упражнения на выбор правильных ответов;
Assignment – задания на установление соответствия;
Sequence – на определение правильной последовательности;
Заполнение – упражнения, в которых надо вставить правильные ответы в нужных местах;
Онлайн-игры – упражнения-соревнования, при выполнении которых учащийся соревнуется с компьютером или другими учениками
Инструменты используются для подготовки и применения демонстрационного материала, для организации взаимодействия с учениками.
Подробней об инструментах LearningApps.org  .
559435113411000Набираем в поисковике браузера LearningApps.org  появляется надпись с пояснениями. Начинаем осваиваться.
Конструктор интерактивных заданий LearningApps.org
Сервис LearningApps.org.  позволяет создавать интерактивные задания для самостоятельной работы учащихся.
Что привлекает?
дружелюбный русскоязычный интерфейс (надо только выбрать соответствующий флажок в правом верхнем углу);
быстрота создания интерактивного задания;
моментальная проверка правильности выполнения задания;
возможность встраивания задания на html-страницу;
возможность обмена интерактивными заданиями
Что огорчает?
часть шаблонов не поддерживает кириллицу;
в шаблонах встречаются отдельные опечатки, которые невозможно исправить вручную.
Какие типы заданий доступны для ввода слов в кириллице?
подписать части картинки,  установить последовательность
составить пары
распределить по группам
КРОССВОРДЫ
ПазлыСортировка картинок
Исправление текстов (поиск и исправление заведомо сделанных ошибок)
Где это находится (надо выделить определенные части )Другие возможности сервиса
33782064516000Clozetest - приложение позволяющее создавать задания, в которых ученики должны вставить пропущенные слова в тексте 
358775100520500Видео со вставками - приложения позволяет создавать задания на основе видеофайлов, к которым можно добавлять вопросы и ранее созданные в LearningApps задания 
Лента времени - позволяет расположить события в хронологическом порядке 

Вики страницы 
Тестовые задания 

Календарь
Чат
Ментальная карта
Создание, сохранение и размещение интерактивных заданий с помощью средств Web2.0  LearningAppsСервис LearningApps предназначен для создания интерактивных учебно-методических пособий по разным предметам. Сервис основан на работе с шаблонами (заготовками) для создания работы. Тематика разнообразна от работы с картами до разгадывания кроссвордов и создания карт знаний. Сервис поддерживает несколько языков (русский язык поддерживается на отдельных шаблонах при заполнении контента). Для начала работы необходимо зарегистрироваться. Есть большая коллекция работ, на русском языке встречаются только единичные материалы, поэтому можно рассчитывать только на свои работы.
Практическое задание для преподавателей
1. Зарегистрироваться на сервисе.
Познакомиться с примерами на данном сервисе
Подумать какой материал вам хотелось бы создать и использовать в своей работе.
Разработать сценарий и содержание своего материала
Приступить к его заполнению на сервисе
(например, если понравился инструмент ПАЗЛЫ - просматриваем, разрабатываем содержание, см файл, затем заполняем форму приложения, сохраняем.Проверяем (тестируем) работает ли приложение как мы планировалиЗагружаем на ПК)2.  Выбрать задание, например, составление пазлов  (сценарий вы заранее продумайте). Вы можете выбрать любое другое приложение, либо изменить вам предложенные примеры.
3. Полученное задание сохранить, загрузить на свой компьютер,  нажав на SCORM внизу электронной страницы сервиса.
Конструктор тестов в MS PowerPoint
Требования
MS Office 2003 c обновлениями SP1 или выше;
MS Office 2007 c обновлениями SP1 или выше;
MS Office 2010 или MS Office 2013
Возможности
Не требует знания программирования.
Позволяет создавать как проверочные тесты, так и обучающе-контролирующие ресурсы.
Количество заданий – не менее одного, верхний предел – не менее тысячи.
Тест, созданный с помощью конструктора, может содержать как информационные слайды, так и слайды с заданиями на:
единственный выбор;
множественный выбор;
ввод текстового ответа, в том числе на заполнение пропусков в тексте или ввод числового ответа;
установление соответствий: один к одному, один ко многим, многие к одному;
установление правильной последовательности.
выбор одной или нескольких активных областей.
В любой момент разработки теста можно добавлять или удалять слайды с заданиями и информационные слайды, произвольно менять их порядок следования.
Количество вариантов ответов для выбора – от двух до шести (но может быть доведено до десяти), а на слайдах с перемещаемыми объектами – до десяти, и может быть неодинаковым на разных слайдах.
Допускается выбор шкалы оценки от 5-балльной до 100-балльной с прямым или обратным порядком.
Простота установки верных ответов и настроек, в том числе выбора уровня требовательности к оценке, учета неполных ответов при множественном выборе и цены заданий.
Можно применять шаблоны оформления и цветовые схемы.
Все элементы слайдов конструктора (в том числе переключатели и флажки) допускается перемещать, менять их порядок, изменять размеры, форму, цвет контуров и заливки, форматировать шрифт, редактировать текст.
Допускается удаление большинства объектов на слайде, за исключением ограниченного набора, часть элементов которого может быть скрыта с помощью настроек.
Ведется учет времени, затраченного на прохождение теста, которое можно ограничить, включив таймер обратного отсчета. Время на информационных слайдах можно остановить.
До истечения времени тестирования можно вернуться к предыдущим слайдам и исправить ответ.
Предусмотрена возможность вывода подробных итогов тестирования в скрытый текстовый файл, что позволяет проконтролировать результаты тестирования не только на рабочем месте, но и удаленно через локальную сеть, с последующей автоматической их обработкой и обобщением с помощью «Менеджера тестирования» (смотри файл MenTstPP.xls).
Предварительные настройки
Для того чтобы конструктор и созданные на его основе тесты работали на вашем компьютере, необходимо произвести настройки, позволяющие исполнение макросов в PowerPoint. Откройте это приложение и:
в MS PowerPoint 2003 выберите: «Сервис» – «Макрос» – «Безопасность…» – вкладка «Уровень безопасности» – «Низкая» – вкладка «Надежные издатели» – отметить флажок «Доверять доступ к Visual Basic Project»;
в MS PowerPoint 2007 (2010, 2013) щелкните по кнопке Office (Файл), затем по кнопкам: «Параметры PowerPoint» – «Центр управления безопасностью» – «Параметры центра управления безопасностью…» и выберите с помощью переключателя «Включить все макросы» и отметьте флажок «Доверять доступ к объектной модели проектов VBA».
Не пугайтесь грозных предупреждений системы безопасности MS Office, ведь у вас установлена программа антивирусной защиты.
Выполненные настройки вступают в силу только при следующем запуске редактора мультимедийных презентаций, поэтому закройте PowerPoint.
В дальнейшем эту процедуру на данном компьютере вам повторять не придется, пока вы не отмените указанные настройки, но ее желательно выполнить на всех компьютерах, где будут выполняться тесты, созданные с помощью данного конструктора.
Если в кабинете установлен MS Office 2007 (2010, 2013), то на компьютерах учащихся представляется более целесообразным вариант настройки с надежным расположением. Для его реализации после пункта «Параметры центра управления безопасностью», необходимо выбрать «Надежные расположения» и кнопкой «Добавить новое расположение…» вызвать диалоговое окно, в котором с помощью кнопки «Обзор» указать папку для размещения тестов, а затем отметить флажок «Также доверять всем вложенным папкам».
Создание теста
Откройте файл конструктора и сохраните его под другим именем, каким вы хотите назвать тест. Дальнейшая работа выполняется с только что созданным файлом.
В PowerPoint 2003
Если максимальное число вариантов ответов в вашем тесте меньше шести, то лишние переключатели (или флажки ), а также заготовки для текстов ответов можно удалить.
Если предполагается создание теста, в котором будут только задания с единственным выбором, то слайд с флажками, слайд вводом текстового ответа и слайд для заданий на соответствие (с перемещаемыми объектами) можно также сразу же удалить.
left000Для добавления новых слайдов с заданиями слева на панели «Слайды» выделите и скопируйте нужный слайд или группу слайдов, а затем вставьте необходимое количество. Лишние слайды можно удалить.
В PowerPoint 2007 (2010, 2013)
Выйдите на вкладку «Тестирование» на ленте, и с помощью группы кнопок «Вставка слайдов» вставьте необходимое количество нужных слайдов с соответствующим числом управляющих элементов. При задержке над кнопками появляются подсказки.
Порядок следования слайдов допускается произвольно менять с помощью сортировщика слайдов, но ТИТУЛЬНЫЙ СЛАЙД ВСЕГДА ДОЛЖЕН БЫТЬ ПЕРВЫМ, А СЛАЙД ВЫВОДА РЕЗУЛЬТАТОВ – ПОСЛЕДНИМ.
Введите или скопируйте в соответствующие надписи задания и варианты ответов вашего теста. В случае необходимости лишние переключатели (флажки) и заготовки для ответов удалите. При этом следует избавляться от объектов с максимальными номерами, так, чтобы оставшиеся образовывали непрерывную последовательность, начинающуюся с единицы. Восстановить нечаянно удаленный элемент можно путем копирования соответствующего аналога с другого слайда и вставки его из буфера обмена в нужное место (в PowerPoint 2003 этот способ нельзя использовать для поля ввода текстового ответа).
Для заданий на соответствие (сопоставление) и упорядочение оставьте на слайде необходимое количество перемещаемых объектов (прямоугольники с тенью в нижней части) и областей конечных позиций (полупрозрачные прямоугольники в верхней части). Как те, так и другие, можно перемещать, изменять их размеры, форму, границу, заливку, делать их частично или полностью прозрачными («Заливка» – «Другие цвета заливки» – «Прозрачность»). Не рекомендуется выбирать вариант «Нет заливки». В перемещаемые объекты и области конечных позиций можно вставлять и форматировать текст, при этом номер объекта лучше удалить. На этапе быстрого старта изображения рекомендуется вставлять как заливки:
в PowerPoint 2003: «Заливка» – «Способы заливки…» – вкладка «Рисунок» – кнопка «Рисунок…».
в PowerPoint 2007 (2010, 2013): «Средства рисования» – «Заливка фигуры» – «Рисунок».
Для перемещения объектов в режиме просмотра презентации необходимо:
Щелкнуть на перемещаемом объекте левой кнопкой мыши (после этого объект будет следовать за курсором).
Не прижимая кнопку мыши, переместить курсор в нужную позицию.
Чтобы зафиксировать объект в новом положении нужно еще раз щелкнуть левой кнопкой мыши.
При необходимости вставьте дополнительные иллюстрации. Распределите и скомпонуйте объекты на слайде, сделайте необходимые настройки анимации и смены слайдов.
Чтобы задать параметры тестирования и правильные ответы в файле теста, созданного с помощью конструктора для PowerPoint 2003, выполните в режиме просмотра презентации щелчок по эмблеме на первом слайде или, нажав сочетание клавиш Alt+F8, вызовите диалоговое окно «Макрос», в котором запустите первый в списке выделенный макрос «AddCmdBar». Ответив утвердительно на запрос: «Установить панель «Тестирование» и меню «Тест» в приложение?», вы получите возможность работать с панелью «Тестирование» и ее дублером – меню «Тест».4524375-69024500Не смотря на то, что панель и меню могут отображаться и при открытии других файлов, они остаются привязаны к конкретному файлу, в котором они были установлены. Поэтому после завершения настроек теста, во избежание недоразумений, панель желательно удалить, а не закрыть. Для этого надо щелкнуть по самой правой кнопке на панели или выбрать в меню «Тест» последнюю строку.

В файле теста, созданного с помощью конструктора для PowerPoint 2007 (2010, 2013), для настроек достаточно перейти на вкладку «Тестирование», расположенную на ленте.

При нажатии на кнопки панелей появляются диалоговые окна.

В диалоговом окне «Настройка результатов», отметьте необходимые флажки.

В окне «Настройка оценки» можно изменить шкалу оценки от 5-балльной до 100-балльной, как с прямым, так и с обратным порядком. Здесь же укажите с помощью счетчика степень требовательности к оценке, ориентируясь на динамически меняющиеся при этом справочные данные в нижней части этого окна.
Обычно задание с множественным выбором считается выполненным, если отмечены все правильные ответы, но тест можно настроить на учет неполных ответов множественного выбора, что естественно скажется на результативности и оценке.

В окне «Настройка таймера» определитесь с флажками использования таймера и его остановки на информационных слайдах. При выборе таймера, задайте время тестирования с помощью счетчика или непосредственным вводом в текстовое поле.
Чтобы задать правильные ответы, вызовите диалоговое окно «Настройка заданий». В поле «Номер задания» будет отображаться номер редактируемого слайда. Для перехода к другому слайду, достаточно выбрать его слева на панели «Слайды». Номер задания можно указать и с помощью счетчика. В зависимости от типа задания и числа вариантов ответов будут появляться управляющие элементы (флажки или переключатели), с помощью которых следует отметить нужные номера вариантов.



Для задания текстового ответа можно использовать от одного до четырех вариантов допустимой записи. При проверке тексты введенного и допустимых ответов переводятся в верхний регистр, удаляются случайные начальные и конечные пробелы, после чего выполняется последовательное сравнение. При совпадении с одним из допустимых вариантов ответ считается верным.
Для задания числового ответа используйте знаки сравнения: =, >, <, >=, <= в левых текстовых полях. Если необходимо задать простое неравенство (равенство) – используйте только первую строку. Для двойного неравенства используйте первую и вторую строку. Для разделения целой части от дробной можно использовать как точку, так и запятую.
Для заданий на соответствие появляются переключатели для перемещаемых объектов и флажки для областей конечных позиций. Последовательно выбирая каждый перемещаемый объект, укажите для него один, несколько или ни одного допустимого варианта конечных позиций.
Зафиксировать исходные положения перемещаемых объектов необходимо щелчком по кнопке «Фиксация» на панели «Тестирование».
Воспользовавшись счетчиком, каждому заданию можно назначить цену в диапазоне от 1 до 10 баллов. Вывод цены на слайды теста управляется с помощью соответствующего флажка.

Для предотвращения доступа к настройкам и ответам можно (но в этом нет особой необходимости, так как в файлах с расширением pps и ppsm панель «Тестирование» недоступна) выбрать флажок «Защитить паролем». В этом случае появляется окно для его ввода. Установив пароль, постарайтесь его не забыть или не потерять.
Все настройки применяются при нажатии на кнопку «OK» или запуске презентации на просмотр с первого слайда и нажатии на кнопку «Начать тестирование»:
задания будут перенумерованы;
на информационных слайдах сведения, касающиеся задания, будут скрыты;
если время тестирования не ограничено, то будут скрыты и элементы таймера;
на предпоследнем слайде надпись на кнопке «Далее» будет заменена на «Итоги».
Проверьте корректность работы теста.
Сохраните файл теста в формате демонстрации: в PowerPoint 2003 с расширением .pps, а в PowerPoint 2007 (2010, 2013) с расширением .ppsm (с поддержкой макросов). Исходные файлы сохраняйте в форматах ppt или pptm, соответственно.
При завершении работы с тестом его файл приводится в исходное состояние, поэтому в окне сообщения с вопросом «Сохранить изменения в файле?» можно нажать на любую из кнопок, но лучше выбрать «Нет».
Использованы материалы:
Ромас А. Ф., Фролов А. В. Материалы для слушателей школы АмурИРО «Инновационные подходы к разработке электронных образовательных ресурсов» http://learningapps.org/http://www.rosinka.vrn.ru/pp/