Статья ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ


«ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ»
Агафонова Любовь Александровна,
учитель МБОУ Ново-Горкинская СОШ
Модернизация образования в связи с реализацией ФГОС нового поколения предполагает приоритет подхода, когда на первое место выдвигается не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникающие в различных ситуациях. Ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценить новый опыт, контролировать эффективность собственных действий, прогнозировать их результат. Развитие данных компетенций учащихся в системе образования, возможно, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД).
Целью моего инновационного опыта является создание условий для формирования универсальных учебных действий средствами проектной и исследовательской деятельности на уроках и внеурочной деятельности.
Реализовать поставленную цель можно, решив следующие задачи:
- проанализировать научно-методическую литературу
- рассмотреть типологию проектов и охарактеризовать этапы проектной деятельности школьников на уроках и во внеурочное время
- выбрать методы проектно - исследовательской деятельности согласно возрасту учащихся и поставленным задачам
- выявить степень обученности проектной деятельности, уровень сформированности учебно-познавательного интереса;
- разработать согласно рабочей программе перечень тем урочных и внеурочных проектов и исследований
- внести изменения в календарно – тематическое планирование по предметам с использованием проектно – исследовательской деятельности
- разработать систему мониторинга эффективности проектной деятельности учащихся и организационных условий ее внедрения в учебно-воспитательный процесс
- распространить опыт проектно – исследовательской деятельности посредством СМИ и Интернет
Основы проектно - исследовательской деятельности в моей практике
Применение проектной и исследовательской деятельности в моей работе началось со школьных краеведческих конференций по направлению «Моя малая родина» с 2009года. В начале работы были больше проекты информационного характера, чем исследовательского, например: «История развития д. Дудино», «Прошлое и настоящее д. Старый Карачун», «Чем я могу помочь д. Детково». Это были наши первые шаги, ребята учились ставить цель, определять задачи, собирали и изучали литературу, работали с источниками Интернет, анализировали, делали выводы по работе. Оформляли свои результаты в виде газет и плакатов, презентаций. На данном этапе учащиеся формировали представление о проектной деятельности.
После овладения опытом технологии исследовательских проектов во внеурочное время, имея результаты на краеведческих конференциях, я решила включать элементы проектирования на уроках. Просмотрев календарно – тематическое планирование, пришла к выводу, что эффективно применять метод проектов в системе, для этого мной были разработаны согласно рабочей программе перечень тем урочных и внеурочных проектов и исследований, а так же внесены изменения в календарно – тематическое планирование по предметам с использованием проектно – исследовательской деятельности.
В настоящее время проектная и исследовательская деятельность используется мной как в урочное, так и во внеурочное время, начиная с 5 по 11 класс.
Организация проектно-исследовательской деятельности
При организации своей работы я выделяю этапы:
Подготовительный этап:
В ходе подготовительного этапа:
- составляю согласно рабочей программе перечень тем урочных и внеурочных проектов и исследований,
- вношу изменения в календарно – тематическое планирование по предметам с использованием проектно – исследовательской деятельности.
- разрабатываю инструкции с последовательным проведением исследовательского проекта, лабораторных и практических работ с элементами исследования
Диагностический этап:
На данном этапе провожу диагностику, при помощи которой выявляю степень сформированности навыков проектной деятельности у учащихся.
Практический этап
Организация проектно – исследовательской деятельности на разных ступенях обучения
Для успешной организации проектно – исследовательской деятельности на уроках необходимо тщательно продумывать формы и методы урока на каждой ступени образования.
Целесообразно вводить метод проектирования в свою практику с младших классов, учитывая, что важно подобрать исследование доступное и интересное ребенку, согласно возрасту.
В 5 классе на уроках, содержащих элементы проектирования, мы с ребятами учимся выделять цель, ставить задачи, определять методы, делать выводы совместно. Интересен проект для ребят «Мой домашний питомец», этот проект стал традиционным в неделю естественных наук, где ребята учатся наблюдать за своими питомцами, анализировать их поведение, давать им характеристику.
В 5-6 классах эффективны уроки с использованием творческих проектов: «Вулканы», «Строение растительной и животной клетки», «Животный мир моими глазами», ребятам предлагается сделать макет вулкана (клетки), но перед этим необходимо правильно организовать такой вид деятельности. Изучаем новый материал, ставлю проблемные вопросы: В чем сходство и отличие разных видов вулканов? Чем растительная клетка отличается от животной? И другие. Далее ребята самостоятельно ищут информацию по заданной теме. На обобщающем уроке проводим сравнение, делаем выводы, представляем макеты. Такие уроки повышают интерес к предмету, раскрывают творческие способности учащихся. Макеты делают из пластилина, глины, соленого теста , овощей и т.д. В ходе данных уроков ребята получают навыки проектной деятельности, закрепляется последовательность действий: цель, постановка задач, подбор методов и средств осуществления проекта, представление результата проекта, подведение итогов, анализ.
Для учащихся основной школы проектно-исследовательскую деятельность эффективно организовывать в группах, так как у подростков на первом месте выражение себя в межличностной коммуникации.
В своей практике лабораторные и практические работы с элементами исследования чаще провожу в парах или группах.
На лабораторных работах по биологии учащиеся исследуют:
- биологические объекты под микроскопом
- гербарные образцы
- строение организма (при помощи муляжей и таблиц)
- исследование надорганизменных уровней организации живой природы (изучение экосистемы своей местности)
Такие уроки можно проводить с заранее подготовленными карточками – инструкциями по проведению исследования, а можно предложить каждой группе учащихся самим определить проблему, обосновать ее, провести исследование, аргументировать свои выводы. Например, интересны такие работы, затрагивающие здоровье подростков и социально значимые для них: «Действительно ли вредно курение?», «Определение норм рационального питания» и др. Для выполнения данных исследований учащимся необходимо дать определенный промежуток времени (неделю), чтобы они подготовили информацию, помочь правильно провести эксперимент, сформулировать выводы. Результаты представляют на уроке, как правило, с использованием презентации и эксперимента.
В своей практике использую и долгосрочные проекты. Например, для учащихся 6-7 классов предложила проект «Сезонные изменения в жизни растений и животных». Эта практическая работа предусматривается Программой курса, но ребята, разделяясь на группы, рассматривают эти вопросы более глубоко. Одна группа ведет наблюдение и изучает особенности жизнедеятельности какого-то растения, другая группа – изучает какого-то конкретного животного. Результаты заслушиваются в конце учебного года на итоговой конференции.
Для учащихся в старшей школе формирование навыков проектной и исследовательской деятельности должно быть достигнуто к концу 10 класса.
Учащиеся самостоятельно определяют темы и проблемы проектных и исследовательских работ, по заданной тематике и представляют их к защите. Наибольшее предпочтение отводится индивидуальным исследовательским проектам или мини групповым проектам. Традиционны в моей практике стали экологические конференции в конце учебного года в 11 классе, где ребята выбирают проблему по экологии, рассматривают, представляют пути решения, защищают свой проект индивидуально или коллективно. Необходимое условие таких конференций, что проблема должна затрагивать экологию своей местности (Ивановской области).
Регулярно в своей работе в 10-11 классах использую проведение семинаров: «Клеточная теория», «Генетика и здоровье человека», «Успехи современной селекции» и др.
Данная форма работы позволяет творческий подход к изучению программного материала. Учащиеся самостоятельно изучают учебный материал, используя разные источники, затем представляют свои результаты исследований. Чтобы семинар достиг, наибольшей результативности тщательно продумываю его организацию. Как правило, класс разбивается на мини группы, которым предлагаются различные задания. В свою очередь в группах идет распределение вопросов по заданной тематике, так же рассматриваются вопросы своим оппонентам.
Семинарские занятия активизируют учебный процесс, формируют УУД через самостоятельную работу, исследование, дискуссию и культуру общения старшеклассников.
На уроках химии часто провожу уроки с одинаковой темой «Вещество Х», где ребята в начале урока делают предположения на основе предоставленных данных, далее в ходе эксперимента изучают химические свойства вещества, делают количественные расчеты, рассматривают строение молекулы, сравнивают свои предположения в начале урока с полученными данными, делают выводы.
Организация проектно – исследовательской деятельности во внеурочное время
Кроме организации проектной и исследовательской деятельности на уроках много времени посвящаю этой работе во внеурочное время, используя элективные, групповые занятия, а так же просто свободное время.
Особое внимание при этом уделяю краеведению, так как данная работа является неотъемлемой частью патриотического воспитания, что развивает духовно-нравственные качества учащихся, позволяет в полном объеме охватить материал по родному краю.
Здесь я большую роль отвожу долгосрочным проектам. Так интересная и глубокая была исследовательская работа учащихся по теме: «Озеро Селецкое: вчера, сегодня, а завтра..?». В нашем селе есть озеро, которое отнесено к особо охраняемым территориям области. Однако за последние годы озеро сильно обмелело и видовое разнообразие флоры и фауны резко сократилось. Разобраться в причинах этих изменений и путях решения данной проблемы взялись учащиеся нашей школы. Работа над проектом велась 4 года. Работа представлялась на школьном Дне науки, где стала победителем, на VI Всероссийской дистанционной ученической конференции заняла 1 место.
Несколько исследовательских работ были посвящены водным объектам с. Новые Горки. В работе «Родники мои серебряные» ребята в разных районах поселения брали пробы воды из различных источников: родничков и колодцев. Проводили анализ проб, делали выводы, объясняли полученные результаты, давали рекомендации. Работа была представлена на областной научно-исследовательской конференции учащихся «Молодёжь изучает окружающий мир» и награждена дипломом II степени. Другой исследовательский проект «Вода, вода, кругом вода…» был представлен на Российский национальный юниорский водный конкурс -2013. Диплом за участие.
Кроме групповых проектов в своей практике я использую и индивидуальные. Например, «Влияние абиотических факторов на процесс транспирации у комнатных растений», выполненный учеником 8 класса Агафоновым Иваном, стал победителем на школьном конкурсе исследовательских работ и получил диплом II степени на районной научно-практической конференция школьников «Дорога открытий». Над этим проектом ученик работал 3 года и в 2014 году участвовал в конкурсе на лучшую исследовательскую работу в интернет-лицее ТГУ г. Томска. А его работа «Жевательная резинка: необходима ли она?» в 2012 г. Стала победителем на районной научно-практической конференции школьников «Дорога открытий».
Результативность опыта.
При сравнении первых проектно – исследовательских работ учащихся с теми, которые они делают сейчас можно с уверенностью сказать, что изменилось качество работ, что отразилось на результатах обучения.
Использование педагогического опыта по проектной и исследовательской деятельности дает положительный результат: повышается интерес к предмету биология и химия, те классы, в которых используется данный вид деятельности имеет высокие показатели обучения – качество знаний в среднем составляет 70%. Среди ребят занятых проектной и исследовательской деятельностью есть победители и призеры олимпиад по биологии на школьном и муниципальном уровне.
О достижениях на разного уровня конференциях и конкурсах было отмечено ранее.
Ежегодно мои ученики выбирают биологию и химию для сдачи экзаменов, имеют хорошие показатели, поступают в высшие учебные заведения.
Таким образом, работая над этой темой уже в течение 5 лет, я могу сделать следующие выводы:
Метод учебных проектов как средство интерактивного обучения является эффективным условием развитие у каждого ребенка самостоятельности, творческого мышления, интеллектуальной активности. Данный метод способствует развитию у учащихся рациональных приемов умственной работы, коммуникативных навыков, способности к сотрудничеству и сотворчеству, а также самостоятельности при принятии конкретных решений. В результате у школьников появляется потребность в новых знаниях.
Однако, опыт по реализации данного метода требует постоянного личностного и профессионального роста учителя, тщательной подготовки и кропотливой работы, т. к. педагог является активным участником учебного процесса.
Кроме того, что проектная и исследовательская деятельность включают в себя поисковую активность, развивают мышление, анализ полученных результатов, моделирование и реализация своих будущих действий а так же коррекцию своей деятельности, существуют и определённые проблемы. Я бы выделила следующие:
Выбор темы
Учащимся сложно самостоятельно поставить проблему, а значит определить цели и путь исследования, выбрать необходимые методы.
Применить имеющиеся умения анализировать текст
Разобраться в большом количестве информации
Проанализировать полученные результаты, сделать выводы
Загруженность учебной программой и возникает недостаток свободного времени
Страх перед новым видом деятельности, неудачами и не достижением поставленных целей.
Перспективы в моей практике:
В дальнейшем я думаю продолжать работать в этом направлении. Я хочу организовать группу учащихся для работы в летний период. Перспективной я вижу вовлечение в исследовательскую работу детей с ОВЗ, которые обучаются дистанционно.
Вывод:
Опыт работы «Проектная и исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий учащихся» позволит получить устойчивый положительный результат при наличии профессиональной готовности учителей к осуществлению данной задачи, формировании мотивации на проектную исследовательскую деятельность учащихся и учителей. Грамотная организация проектно - исследовательской деятельности, системный подход, работа на уроках и во внеурочное время позволит сформировать у учащихся универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные, которые помогут выпускникам успешно адаптироваться к требованиям современного общества.