ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ


М.П. Покусаев, учитель немецкого языка,
МКОУ «Каменская СОШ № »
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного — квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.
К сожалению, на сегодняшний день эти задачи не нашли положительного решения. Можно говорить пока ещё о достаточно низком уровне их сформированности у учащихся школ. Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.
А. Г. Асмолов обращает внимание на то, что «способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, то есть умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик» [1, с. 27].
В проектировании урока по новым требованиям можно отметить три этапа (этап создания мотивационного пространства, этап создания интеллектуального эмоционального пространства, этап контроля уровня сформированности УУД), создающие условия для формирования универсальных учебных действий.
По словам И.М. Логиновой: «технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку» [2, с. 12-18].
Для того чтобы показать особенности формирования и совершенствования УУД на уроках иностранного языка в основной школе, нами было проведено опытное обучение. Были разработаны пять технологических карт урока по немецкому языку в 7 классе по теме «Что мы называем нашей Родиной?», на основе изученной литературе, были представлены примеры формирования и совершенствования УУД, типовые задания, направленные на формирование и совершенствование универсальных учебных действий.
Опытное обучение, на наш взгляд, прошло успешно, его положительными моментами явились заинтересованность и активность учащихся при выполнении заданий. Педагогическое наблюдение показало, что в процессе обучения наблюдаются позитивные изменения в деятельности обучающихся: проявляются активность, уверенность, самостоятельность, успешность учащихся в решении поставленных перед ними задач, в речи учащихся появляется свободное изложение собственного суждения, проявляется желание планировать свою деятельность и осуществлять само и взаимоконтроль, успешно используются и адекватно оцениваются приобретенные знания.
После завершения опытного обучения была проведена диагностика формирования и совершенствования УУД и интерпретация результатов. Результаты проведенной диагностики показали положительную динамику в уровне развития универсальных учебных действий у учащихся.
Высокий уровень на данном этапе показали четверо учащихся (36%), на среднем уровне развития – шесть учащихся (55%), лишь один ученик (Евгения К.) осталась на прежнем низком уровне развития универсальных учебных действий, не показав положительных сдвигов.
Исходя из этого, проделанная опытно – практическая работа подтвердила возможность и необходимость регулярной, целенаправленной работы по формированию универсальных учебных действий на уроках немецкого языка у учащихся основной школы.
На выходе из школы мы получаем вполне образованного человека, умеющего адаптироваться в современных условиях, самореализованного, умеющего разбираться в сложившейся ситуации. Это обеспечивается тем, что УУД - это обобщённые действия, открывающие возможности мировой ориентации учащихся не только в немецком языке, но и в строении самой учебной деятельности. Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися. Достижение учиться предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности.